Культура эпохи Возрождения: титанизм и обратная сторона титанизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:00, контрольная работа

Краткое описание

Основная цель исследования автора показать коренные изменения, произошедшие в мировоззрении людей, метод исследования – исторический.

Содержание

1. Введение
2. Истоки Возрождения
3. Основы возрожденческой культуры
4. Титанизм и его «обратная» сторона
5. Заключение
6. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

история мир. цив..docx

— 27.66 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ТЕМА: Культура эпохи Возрождения: титанизм и обратная сторона титанизма.

 

Контрольная работа по: «Истории мировых цивилизаций»

 

 

 

                                                                                  Выполнила: студентка 1-го курса

                                                                                  з/о экономического факультета

                                                                                  (спец.Государственное и

                                                                                  муниципальное управление)

                                                                                  Шифр: 124109

                                                                                  Ю.Е.Макаренко

 

       Проверил:_____________________

 

 

 

Барнаул 2013

Содержание:

 

  1. Введение
  2. Истоки Возрождения
  3. Основы возрожденческой культуры
  4. Титанизм и его «обратная» сторона
  5. Заключение
  6. Список литературы

 

 

 

Введение:

 

    Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры.

    Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних

веков к новому времени, в течение  которой совершался культурный переворот (перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживанием антично - христианского мифологического мировидения. Несмотря на происхождение термина "Ренессанс", строго говоря, возрождения древности не было и быть не могло. Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры.

    Основная цель исследования автора показать коренные изменения, произошедшие в мировоззрении людей, метод исследования – исторический.

 

   

 

Истоки Возрождения:

 

 

    Понятие "Возрождение" многогранно. Спорящие о нем так и не пришли к

общему мнению. Одни считают его "язычеством", "антихристианством", другие, наоборот, видят в нем христианско-католические элементы, отыскивая его корни в христианской культуре. Отношение к этой проблеме обнаруживает мировоззрение самих исследователей. Антихристианский смысл в культуру Возрождения вкладывается теми, кто отождествляет христианство с аскетизмом и мироотрицанием.

    Среди определений культурного явления Возрождения нет общепризнанного. Искусствоведы, историки, мыслители, писатели предлагают свои объяснения

этому феномену, обращая внимание на разные признаки. Если сгруппировать

множество самых общих признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как:

    — расцвет культуры;

    — переворот в культуре;

    — переходный культурный  этап;

    — восстановление античности.

Каждый из этих признаков может  проявляться независимо от Ренессанса, но

только их комплекс образует качественно  новую ступень культуры. Европейское Возрождение — время мощного культурного расцвета и восстановления многих культурных традиций греко-римской древности; решительная культурная перестройка и переходный этап к новому времени в истории европейской цивилизации.

    Расцвет характеризуют повышенная энергия культурной деятельности,

создание и реализация новых  стимулов культурного творчества. В  этом смысле Возрождение можно сравнить в истории мировой культуры с "греческим чудом" VIII—V вв. до н.э. В основе сравнения лежат:

— особая интенсивность культурной жизни, существование множества  ее

центров;

— многообразие проявлений творчества, творческая свобода;

— соединение жизненности и эстетичности;

— избыток духовной энергии;

— удивительная концентрация на небольшом  пространственно-временном отрезке людей великих, универсально одаренных, избравших новые пути

творчества. Имена Петрарки, Боккаччо, Брунеллески, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело могут быть провозглашены символами культуры Ренессанса.

 

Основы возрожденческой  культуры:

 

    Главное в Возрождении — это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные формы возрожденческого антропоцентризма.

    Именно в нем и происходит формирование основ новоевропейского чувства личности — автономной индивидуалистической личности, сознающей собственную ценность, активно действующей и испытывающей потребность в свободе. С этого момента человеческая личность, а не мир, не целое, впервые становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Этот грандиозный перелом в культуре как раз и происходит в Ренессансе — новый способ мировидения формируется   в Италии в первой половине XV в. Происходит утверждение человеческой личности в культуре. Впервые произошло обособление этой личности, выделение ее из мира.

    В итоге произошел распад целого мира на отдельные индивидуализированные и начавшие замыкаться в себе вещи. Однако в Возрождении и этот процесс не был еще доведен до конца, ограничиваясь в основном человеком и гораздо меньше распространяясь на другие вещи мира.

    Результатом стало перемещение человека в центр материального мира, постепенно разрастающегося и заслоняющего собой мир горний, а

следовательно, выдвижение материального мира на первый план и превращение самого человека в активную творческую силу в нем. Антропоцентризм первой половины XV в. выдвигал на первый план не просто личность, а личность как активное, деятельное начало.

    В связи с этим  была остро поставлена проблема достоинства человека, утверждающегося в ее рамках достаточно бескомпромиссно именно в материальном плане. Одной из основных возрожденческих ценностей  стало понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек.

    В итоге всего этого утверждения творческого, деятельного материального начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип — «hоmо faber» — «человек-созидатель», «человек-творец», «человек производитель», суть которого вылилась, в конечном счете, в емкую афористическую формулу: человек — кузнец своего счастья».

    У человечества есть, своя биография: младенчество, отрочество и

зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить

периоду начинающейся зрелости с её неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности, борьбой с предрассудками прошлого. Без Возрождения не было бы современной цивилизации. Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от лат. — «человечный») — течения общественной мысли, которое зародилось в XIV - в Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI вв. распространилось в других европейских странах. Все

основные виды искусства — живопись, графика, скульптура, архитектура чрезвычайно изменились.

    В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории. бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения появилась картина, возникла живопись масляными красками.         

    Искусство ещё не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразной. Поразительна универсальная одарённость мастеров Ренессанса — они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой, поэзией и философией с изучением точных наук. Понятие творчески богатой, или «ренессансной личности стало впоследствии нарицательным.

    В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своём стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.      

    Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. В подъеме и расцвете искусства Возрождения большую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей (правящих богатых семейств) — крупнейших покровителей и заказчиком произведений живописи, скульптуры и архитектуры.

    Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция, Сиена, Пиза, затем — Падуя. Феррата, Генуя. Милан и позже всех, во второй половине XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI в столицей итальянского Возрождения стал Рим. Начиная с этого времени местные центры искусства кроме Венеции, утратили прежнее значение.

 

Титанизм и его «обратная» сторона:

 

    Гуманистические представления о всемогуществе человеческой личности воплотились в титанизме, демонстрировавшем беспредельность возможностей человека. Когда говорят о титанах эпохи Возрождения, часто имеют в виду вполне определенные имена, прежде всего Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Чтобы понять титанизм как явление, необходимо хотя бы кратко обратиться к жизни и творчеству этих гениев. Деятельность их поистине универсальна, им одинаково доступны и живопись, и архитектура, и литература, и естественные науки. Более того, они успешно могли интегрировать свои знания и открытия, сделанные ими в одних областях творчества, в другие области. Например, Леонардо использовал знания оптики в живописи, изобретя свою знаменитую «дымку», делавшую его полотна более объемными. Возрожденческие художники опирались в мастерстве на знания математики и анатомии. Титаны эпохи Возрождения в научных прозрениях выходили далеко за границы своего времени, могли представить непредставимое – достаточно вспомнить о технических предвидениях Леонардо да Винчи, о теории множественности миров Дж. Бруно или гелеоцентрической системе Н. Коперника.

     Но титанизм как явление давал о себе знать не только среди людей великих. Стремление к самовыражению, желание выйти за грани возможного были свойственны многим людям этой эпохи (прежде всего – эпохи итальянского Возрождения). Этот массовый «всплеск» энергии во многом и породил феномен возрожденческой культуры. Однако та же самая титаническая сила имела в эпоху Ренессанса отрицательную, или «обратную», сторону. Ведь самоутверждалась не только личность высокая, творческая, но и личность аморальная. Да и в любом человеке, даже самом великом, наряду с творческими, созидательными силами дремлет разрушительная энергия. Пример – Бенвенуто Челлини. Знаменитый ювелир и скульптор стремился самоутвердиться не только в творческих достижениях, но и в совершенных им преступлениях. В своем дневнике он, желая прославиться в глазах грядущих поколений, приписывал себе страшные поступки, которых на самом деле не совершал.

    Стихийное самоутверждение человека вело к тому, что «светскость» итальянской возрожденческой культуры проявлялась в оргиях, которым предавались даже священнослужители и монахи. Так, францисканские монахини были изгнаны из города Реджио за грубые и скандальные нарушения общественного порядка. В истории Европы прославились своими преступлениями зловещая отравительница Екатерина Медичи и семейство Борджиа, глава которого – папа Александр VI (1492-1503) соединял честолюбие, корысть и развращенность с блестящими дарованиями и образованностью. Таких примеров можно привести множество. Духовная свобода оборачивалась разгулом страстей, для которых не мог быть барьером закон, соперничество становилось диким и необузданным, допускавшим любые средства борьбы с конкурентами из-за ущемленного тщеславия, для достижения личных и политических целей.

     Гибельность такого разгула индивидуализма ощущали сами деятели эпохи Возрождения. Отсюда трагизм, пронизывающий все творчество Микеланджело, – он характеризует время, в которое живет, как «век преступный и постыдный». Мощной критикой разгула стихийных страстей, обрекающих человека на гибель, становятся и трагедии В. Шекспира. Можно сказать, что итальянское Возрождение раскрепостило огромный внутренний потенциал человека, накопленный на протяжении всего европейского средневековья, но сам человек еще не научился управлять этой раскрепощенной энергией. Северное Возрождение и Реформация, несмотря на всю их неоднозначность и противоречивость, внесли в новую эпоху некоторое регламентирующее начало.

    Все достижения и противоречия возрожденческой эпохи нашли свое выражение в искусстве.

 

Заключение:

 

 

    Главный результат и основное завоевание Возрождения — утверждение активной человеческой личности, ее оптимистического потенциала и творческих начал, приведшее к множеству великих достижений человечества, удобствам, комфорту и повышению качества жизни, — уже к концу XV в. плохо согласуется с традиционными основами средневековой культуры и жизни, грозит вылиться в острый конфликт с нею и в полный разрыв со средневековым целым.

    Все это еще больше усугубляло противоречия ренессансной эпохи, превращая их в острейший конфликт как внутри самой ренессансной личности, так и между культурными пластами эпохи, но в то же время Ренессанс являлся толчком для создания новой  культуры – культуры Нового времени. 

Список литературы:

 

  1. http://rudocs.exdat.com/docs/index-16824.html?page=59

 

  1. http://www.ref.by/refs/41/28442/1.html

Информация о работе Культура эпохи Возрождения: титанизм и обратная сторона титанизма