В образе Асклепия
сочетаются хтонические черты земли-целительницы
и представление о передаче божественных
функций детям богов - героям, которые
своей дерзостью нарушают равновесие,
установленное в мире олимпийцами. В римской
мифологии Асклепий именуется Эскулапом,
его культ был введен в Риме в начале III
в. до н. э., на одном из островов Тибра,
там, где была выпущена привезенная из
Эпидавра змея, был основан храм бога.
3. Медицинские
школы Древней Греции
Врачевание в
Древней Элладе долгое время
оставалось семейной традицией.
К началу классического периода
рамки семейных школ расширились:
в них стали принимать учеников
— не членов данного рода. Так
сложились передовые врачебные
школы, которые в классический
период располагались, главным образом,
за пределами Балканского полуострова,
вне собственно Эллады — в
ее заморских поселениях. Среди
ранних школ наиболее известны
родосская (о. Родос в восточной
части Эгейского моря) и киренская
(г. Кирена в Северной Африке).
Обе они рано исчезли, и сведения
о них почти не сохранились.
Появившиеся позднее кротонская
(г. Кротон на юге современной
Италии), книдская (г. Книд на западном
побережье Малой Азии), сицилийская
(о. Сицнлия) и косская (о. Кос в
восточной части Эгейского моря)
школы составили славу древнегреческой
медицины[687].
Кротонская врачебная
школа достигла своего расцвета
уже в VI в. до н. э. Ее основные
достижения формулируются в следующих
тезисах: 1) организм есть единство
противоположностей, 2) здоровый организм
есть результат равновесия противоположных
сил: сухого и влажного, теплого
и холодного, сладкого и горького
и т. п., господство же (греч. monarchia
— единовластие), одной из них
есть причина болезни, 3) противоположное
излечивается противоположным (лат.
contraria contrariis curantur — тезис, часто приписываемый
Гиппократу).
В медицине
Древней Греции господствовал
дух дискуссий и соперничества
различных школ. На рубеже VI и V столетий
до н. э., согласно свидетельствам
Геродота и других античных
авторов, наиболее известными были
школы в Киренах, Кротоне и
Родосе. Основателем кротонской
школы был великий Пифагор, один
из самых ярких и загадочных
ранних греческих философов. Ему
приписывают сам термин «философия»
(греч. «любовь к мудрости»), отражающий
стремление мыслителя представить
себя не обладателем истины
и воплощением мудрости, а лишь
тем, кто любит мудрость, стремится
к ней. Родиной Пифагора считают
остров Самос. В возрасте около
40 лет Пифагор покинул Самос
и приехал в Кротон, город в
южной Италии. Вокруг него стали
группироваться преданные ему
сторонники, в основном из среды
аристократической молодежи. Они
объединились в союз, где в
соответствии со сводом морально-этических
правил выработался особый, «пифагорейский»
образ жизни. Этот свод («Золотые
стихи») переписывался и дополнялся
в течение столетий вплоть
до эпохи Возрождения.
Пифагорейцы вставали
до восхода солнца и шли на морской берег
встречать рассвет, обдумывали дневные
дела в роще, затем делали гимнастические
упражнения и завтракали. Пифагор часто
излагал свое учение во время прогулок
с учениками. Заканчивался день морскими
купаниями, совместным ужином и чтением
с комментариями прочитанного. Как видим,
жизнь в пифагорейском союзе предполагала
заботу о физическом и духовном развитии,
и не случайно среди победителей олимпийских
игр в то время было много кротонцев.
Поговорка «Здоровее
кротонца» звучала истинной похвалой
здоровью. С пифагорейским союзом
была тесно связана кротонская
медицинская школа. По многочисленным
свидетельствам, Пифагор занимался
медициной и высоко ценил это
искусство. В основе пифагорейской
медицины лежали диетика (учение
о характере и чередовании
пищи, работы и отдыха), гимнастика
и музыка. Они имеют большое
значение и в современной Медицине,
хотя, разумеется, так же отличаются
от пифагорейских, как современный
образ жизни отличается от
пифагорейского. Автором первого
греческого труда по медицине
считается врач-пифагореец Алкмеон
из Кротона, который одним из
первых приступил к анатомированию
и открыл глазные нервы, идущие
к мозгу.
Геродот приводит
историю о Демокеде, одном из
первых кротонских врачей, приглашенных
к персидскому царю Даршо. Царь
вывихнул ногу, и египетские врачи
не могли вправить вывих. Демокед
использовал мягкие снадобья
и вылечил царя, за что был
приближен к нему и получил
богатые дары. Многие положения
кротонской медицинской школы
оказали впоследствии влияние
на развитие греческой медицины.
Пифагорейское учение о четных
и нечетных числах нашло отражение
в трудах великого Гиппократа
через полтора столетия после
Пифагора.
Книдская врачебная
школа стала предметом гордости своего
города и принесла ему широкую известность.
В этой школе развивалось учение о четырех
телесных соках (кровь, слизь, светлая
желчь, черная желчь): здоровье понималось
как результат их благоприятного смешения
(греч. eucrasia) и, наоборот, неблагоприятное
смешение соков (греч. dyscrasia) расценивалось
как причина большинства болезней. (Позднее
на основе древнегреческого учения о соках,
организма сформировалась гуморальная
теория (от лат. humores — жидкости), которая
с некоторыми изменениями существовала
в медицине вплоть до XIX в. Продолжая традиции
вавилонских и египетских врачевате-лей,
книдская школа развивала учение о признаках
болезней — симптомах (греч. symptoma — совпадение,
признак) и диагностике (лат. diagnoetica or греч.
diagnostikos — способный распознавать), включая
метод выслушивания и открытие плевретического
трения (которыми пользовался и Гиппократ).
Выдающимся врачевателем этой школы был
Эврифон из Книда (Eurifon, V в. до н. э.) — современник
Гиппократа.
Сицилийская
врачебная школа, как сообщает
Гален. была основана Эмпедоклом
из Акраганта (греч. Empedokles, ок. 495—435
it. до н. э.) вУ в. до н. э. и продолжала
существовать во времена Платона и
Аристотеля.
Эмпедокл был
философом и политиком, поэтом, оратором,
врачевателем и жрецом. Сохранились
фрагменты его основного труда
«О природе», в котором изложена
натурфилософская позиция Эмпедокла:
он считал, что сутью всех вещей
являются огонь, вода, воздух и
земля; они вечно неизменны, непознаваемы
и неразрушаемы; они не могут
превращаться один в другой
и лишь смешиваются друг с
другом механически; многообразие
мира есть результат различных
пропорций этого смешения. Таким
образом, Эмпедокл заложил основы
классического учения об элементах.
Эмпедокл высоко почитался приверженцами
своего учения. Ему приписывают
спасение г. Селинунт от вспышки
массового заразного заболевания
(моровой язвы или малярии), в
ознаменование этого события
была отлита монета. Врачеватели
сицилийской школы признавали
сердце главным органом сознания;
четыре телесных сока они отождествляли
с четырьмя состояниями (горячее,
холодное, влажное и сухое).
Косская врачебная
школа — главная медицинская
школа Древней Греции классического
периода. Первые сведения о ней
относятся к 584 г. до н. э., когда
жрецы Дельфийского храма попросили
Неброса с. о. Кос (Nevroe. VI в. до н. э.)
и его сына Хрисоса (Cnrieos, VI в. до
н. э.) прекратить моровую язву, свирепствовавшую
в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба
врачеватсля без промедления
откликнулись на эту просьбу
и, как говорит предание, исполнили
ее наилучшим образом: эпидемия
была прекращена.
Следуя натурфилософским
воззрениям, врачеватели косской школы
воспринимали человека, его здоровье и
болезни в тесной связи с окружающим миром,
стремились поддерживать имеющиеся в
организме его природные целительные
силы (греч. physis — природа). Болезнь в их
понимании — не наказание богов, а результат
влияний всего окружающего и нарушений
питания. Так, об эпилепсии, которую называли
«священной» болезнью, в «Гиппократовом
сборнике» сказано: «первые, признавшие
эту болезнь священною, были такие же люди,
какими и теперь оказываются маги, шарлатаны
и обманщики... нисколько не божественное,
а нечто человеческое видится мне во всем
этом деле: причина этой болезни... есть
мозг»17.
Врачеватели
косской школы активно развивали
учение о четырех телесных
соках и типах телосложения; утверждали
основы врачебной этики; разрабатывали
принципы наблюдения и лечения
у постели больного (греч. klinike —
уход за лежачим больным, от
греч. kline — ложе). Впоследствии эти
идеи легли в основу клинического
направления в медицине.
Расцвет косской
врачебной школы связан с именем
Гиппократа II Великого (ок. 460 — ок. 370
гг. до н. э.), который вошел в
историю как Гиппократ (греч. Hippokrates,
лат. Hippocrates). Его легендарное имя
стало символом врачебного искусства
в Древней Элладе. Через несколько
десятилетий после того, как Гиппократ
покинул о. Кос, на самой высокой
возвышенности острова, где раньше
располагалось скромное святилище,
был воздвигнут грандиозный асклепейон,
который неоднократно расширялся.
Видным врачевателем
косской школы был также Праксагор
(Praxagoras, IV в. до н. э.) — учитель
Герофила, одного из основоположников
александрийской врачебной школы (период
эллинизма).
Наши знания
о врачевателях Древней Греции
классического периода достаточно
ограничены. Тем не менее, анализ
дошедших до нас сведений показывает,
что достижения этого периода
не сводятся только к имени
Гиппократа (как это чаще всего
делается), — формирование многочисленных,
различных по направлениям врачебных
школ, равновеликих по своим достижениям,
естественнонаучное понимание единства
человека и окружающего мира
и связанный с ними естественный
взгляд на причины болезней, становление
учения о телесных соках, развитие
методов диагностики, прогностики
и лечения у постели больного,
— все это было результатом
деятельности многих поколений
врачевателей различных полисов Древней
Греции.
Александрийская
школа
Учеником одного из
самых известных греческих анатомов, Проксагора
из Коса, был Герофил из Александрии. Прославили
его не только анатомические знания, но
и учение о пульсе с его четырьмя свойствами:
наполнением, частотой, силой и ритмичностью.
Александрийская школа во многом стала
связующим звеном между греческой и римской
медициной. Герофил и Эразистрат (IV-IIIB.
ДО Н. Э.) — наиболее известные представители
александрийской школы. Они открыли немало
нового в анатомии и физиологии, пользовались
большим авторитетом и оказали существенное
влияние на развитие медицины в Древнем
Риме. Считают, что Герофил одним из первых
начал препарировать человеческие трупы.
Исследуя строение глаза, он впервые дал
описание стекловидного тела и сосудистой
оболочки.
В трудах греческих
врачей, живших в Александрии, содержится
множество прямых заимствований
из египетской медицины. Это касается,
в частности, описания головного
мозга, синхронности биения сердца
и сокращения пульса, упоминания
о подсчете пульса, рассуждений
о связи нервной системы с
деятельностью различных органов.
После прихода к власти в
Египте греческой династии Лагидов
(Птолемеев) греческие врачи получили
не только доступ к фондам
египетских библиотек, но и разрешение
вскрывать человеческие трупы. Хотя
анатомические сведения содержались
уже в сочинениях Гиппократа,
Алкмеона и других греческих
врачей V—IV вв. до н. э., анатомия получила
развитие именно в александрийской
школе.
Медицинские
сочинения врачей Александрийской
школы способствовали выделению
анатомии в самостоятельную науку,
которая пользовалась сравнительными
анатомическими исследованиями. Школы
последователей Герофила и Эразистрата
существовали долгое время после них.
Врачи-эмпирики
стали полагаться в основном
на внешнее наблюдение, сопоставляя
одинаковые симптомы различных
заболеваний. Большинство их сочинений
не дошло до нашего времени
и известно только благодаря
упоминаниям более поздних авторов.
Вот примеры высказываний врачей-эмпириков:
«Земледельцем или кормчим делаются
не беседами, а упражнениями», «Неважно,
что причиняет болезнь, важно
то, что ее устраняет», «Болезнь
лечится не красноречием, а лекарством»[689].
Развитие анатомии
нашло весьма любопытное отражение
в александрийском искусстве. Речь
идет о распространенном сюжете:
сотворение человека. Олицетворением
искусного мастера в греческой
мифологии был Прометей, которому
люди, по преданию, были обязаны
даже своим внешним видом. «Прометей,
— пишет Овидий, — размочив
землю водой, вылепил из нее
человека по образу богов, и
тогда как у всех зверей
голова вечно клонится к земле,
человек может поднимать свою голову
к небесному своду и смотреть на звезды».
Если на греческих барельефах Прометей
традиционно работает с глиной подобно
скульптору (с.137), то на александрийской
камее он начинает работу с изготовления
скелета.
Отметим в заключение,
что Александрия III в. до н. э., с ее знаменитой
библиотекой и Мусейоном, была центром
научной жизни и развития техники. В разное
время здесь работали Птолемей и Эвклид,
Эратосфен и Архимед. Внимание к эмпирическим
исследованиям, к точности наблюдений,
обобщениям и классификациям было характерно
не только для медицины, но и для астрономии
и биологии, географии и механики, которые
развивались в Александрии.
Выдающийся механик
и изобретатель Герон Александрийский
в I в. до н. э. оставил описание
механизмов, которые приводились
в движение сжатым воздухом. Один
из них — хирургический инструмент
для высасывания крови — прообраз
современного шприца. Острием прибора
прокалывали кожу, а затем вытягивали
поршень. Этот инструмент применяли
для кровопусканий и вытягивания
из тела ядов наряду с кровососными
банками, которые нагревали пламенем
лампы и накладывали на кожу
поверх небольших разрезов. Кровь
всасывалась в такую банку
по мере того, как нагретый воздух
сжимался при остывании.
4. Гиппократ
Достоверные
сведения о жизни Гиппократа
весьма ограничены. Самые первые
биографии Гиппократа (или Иппократа)
были написаны не ранее, чем
несколько столетий спустя после
его смерти. Их авторы (Соран, II в.;
Свида, X в. и другие) не были его
современниками, и потому их повествование
носит отпечаток той легендарности,
которой было окружено имя
этого великого врача. Так, Свида
в своем «Лексиконе» («Suida Lexi-kon»)
представляет Гиппократа следующими словами: