Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 15:11, биография
Род Огиньских был одним из самых древних и влиятельных в Белоруссии. И поэтому можно считать вполне закономерным тот факт, что великий гетман литовский, князь Михаил Казимир Огиньский женился на дочери представителя не менее известного и могущественного белорусского рода Михаила Чарторий-ского. В приданое Михаил Казимир получил слонимские земли. С того времени и началась активная творческая и меценатская деятельность Огиньского.
МИХАИЛ КАЗИМИР ОГИНЬСКИЙ -
ПРОСВЕТИТЕЛЬ И МЕЦЕНАТ.
Род Огиньских был одним из самых древних и влиятельных в Белоруссии. И поэтому можно считать вполне закономерным тот факт, что великий гетман литовский, князь Михаил Казимир Огиньский женился на дочери представителя не менее известного и могущественного белорусского рода Михаила Чарторий-ского. В приданое Михаил Казимир получил слонимские земли. С того времени и началась активная творческая и меценатская деятельность Огиньского.
По распоряжению Михаила Казимира в Слониме было построено несколько промышленных предприятий и типография. В 1765 году при своем дворе он открыл оперный театр и капеллу, ставшие известнейшими художественными коллективами того времени. Кроме музыкальных ансамблей, при дворе гетмана развивался и балет. Им же была создана школа для подготовки музыкантов и артистов балета из числа крепостных, где кроме музыки и танцев детей учили чтению и письму.
Слонимский оркестр и оперная труппа пользовались заслуженной славой как коллективы самого высокого художественного уровня. Показательным является тот факт, что большинство артистов составляли местные жители, а иностранцы встречались довольно редко: к их числу относились, главным образом, лишь известные музыканты и певцы. Репертуар театра состоял из опер и балетов итальянских композиторов, а также из произведений самого Огиньского.
С юных лет Михаил Казимир обучался музыке и изобразительному искусству, и, видимо, весьма успешно. Ему удалось преодолеть тот невидимый порог, который отделяет дилетантское любительство от сознательного и зрелого творчества. Будучи высоко образованным и талантливым человеком, Огиньский писал стихи, повести, рисовал, сочинял музыкальные произведения, играл на кларнете, скрипке, арфе и клавикорде. Известность он приобрел и как оперный композитор. Его оперы "Елисейские поля", "Положение сословий", "Силы света" были с успехом поставлены на сцене его театра. Творческое наследие Михаила Казимира Огиньского — это яркая страница в истории отечественной культуры.
Ярким композиторским талантом обладал также и один из родственников Михаила Казимира — его племянник Михаил Клеофас Огиньский (1765-1833). Он сочинял в основном камерные музыкальные произведения: песни, марши и полонезы, и именно один из полонезов принес Михаилу Клеофасу всемирную известность.
Возвращаясь к личности Михаила Казимира, нужно отметить, что талант и фантазия великого гетмана проявлялись в самых разных сферах деятельности. Так, например, Огиньскому было недостаточно одного концертного зала, и он спроектировал помещение "плавающего" театра, который позволял ставить летние театральные спектакли на водном канале. Осуществление этого проекта вызвало у современников такое же удивление, как и сам канал.
Возникновение слонимского театра нельзя назвать исключительным явлением. На территории Белоруссии в конце XVIII века одной из наиболее характерных примет стало массовое возникновение частных театров, оркестров и т.п. Они существовали при резиденциях, дворцах и замках магнатов. Кроме того, в дальнейшей истории прослеживается расширение музыкальной заинтересованности, а затем и расцвет музыкальной и композиторской деятельности в высших слоях общества.
О личности Михаила Казимира Огиньского имеются сведения в различных литературных источниках уже начиная с XVIII века. Многие исследователи именно его считают автором передовых для своего времени литературных сборников "Исторические и нравственные повести" и "Байки и не-байки", изданных в Варшаве в 1782 и 1788 годах под псевдонимом "Слонимский гражданин".
Вышеназванные литературные произведения являются ярким отражением просветительских тенденций.
Их автор, будучи одним из наиболее прогрессивных людей эпохи Просвещения, считал народ основной движущей силой исторического прогресса. Упомянутые произведения были построены на принципе противопоставления богатых и бедных. Автор считал, что крестьянин имеет такое же "естественное право" на счастье, как и другие сословия.
Меценатство в сфере музыки и театра навсегда вписало имя Огиньского в число самых выдающихся людей эпохи Просвещения. Благодаря личности Михаила Казимира Огиньского в Слониме возник один из самых действенных и привлекательных культурных и музыкальных центров Речи Посполитой. Это самое лучшее доказательство того, что в области музыки и театра Речь Посполитая с ее белорусскими, литовскими и украинскими землями стала неотъемлемой частью художественной жизни Европы.
Информация о работе Михаил Казимир Огиньский -просветитель и меценат