Немецкая историческая школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:10, курс лекций

Краткое описание

Наибольшее распространение идеи исторической школы получили в Германии: здесь действовали т. н. старая, новая и юная исторические школы. Предшественниками германского историцизма в экономической науке считаются немецкие националисты и романтики XIX века: Гегель, Фридрих Карл Савиньи (основатель исторической школы права, от которой и пошло название всего направления), Адам Мюллер и Фридрих Лист. Основными представителями старой Исторической школы являются В. Рошер, К. Книс и Б. Гильдебранд. Крупнейшие экономисты новой Исторической школы: Г. фон Шмоллер, А. Шеффле, К. Бюхер, А. Вагнер, Г. Ф. Кнапп, Э. Энгель и Людвиг Йозеф (Луйо) Брентано. Среди ученых юной исторической школы выделяются: В. Зомбарт, А. Шпитгофф , К. Поланьи, М. Вебер и его брат А. Вебер.

Вложенные файлы: 1 файл

Немецкая историческая школа.docx

— 23.79 Кб (Скачать файл)

Немецкая историческая школа

Наибольшее распространение  идеи исторической школы получили в  Германии: здесь действовали т. н. старая, новая и юная исторические школы. Предшественниками германского историцизма в экономической науке считаются немецкие националисты и романтики XIX века: Гегель, Фридрих Карл Савиньи (основатель исторической школы права, от которой и пошло название всего направления), Адам Мюллер и Фридрих Лист. Основными представителями старой Исторической школы являются В. Рошер, К. Книс и Б. Гильдебранд. Крупнейшие экономисты новой Исторической школы: Г. фон Шмоллер, А. Шеффле, К. Бюхер, А. Вагнер, Г. Ф. Кнапп, Э. Энгель и Людвиг Йозеф (Луйо) Брентано. Среди ученых юной исторической школы выделяются: В. Зомбарт, А. Шпитгофф , К. Поланьи, М. Вебер и его брат А. Вебер. Между представителями юной исторической школы и Густавом фон Шмоллером с одной стороны и австрийской школой маржинализма с другой развернулась дискуссия, получившая название «спор о методах». В дальнейшем немецкая историческая школа стала основой для развития институционализма.

М. Вебер (1884 - 1920) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается     "Протестантская этика и дух капитализма", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма. Далее следует попытка дать определение так называемого "духа капитализма", вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер понимает следующие: " комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения. Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который является неким пропагандистом философии скупости. В его понимании идеальный человек - " кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель". На первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной, утилитарной модели мира, когда "честность полезна только потому, что дает кредит". Но высшее благо этой этики в наживе, при полном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как самоцель. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что такая позиция является прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. Вебер считает, что честность, если она приносит кредит, столь же ценна, как и истинная честность. Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе, деление на классы, но не было нацеленности на рациональную организованность труда. Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для извлечения наживы, но там дух капитализма был менее развит, нежели в позднее образованных проповедниками северных штатах. Исходя из этого, Вебер разделяет капитализм на "традиционный" и "современный", по способу организации предприятия. Он пишет, что современный капитализм повсюду натыкаясь на традиционный, боролся с его проявлениями. Автор приводит пример с введением сдельной оплаты труда на сельскохозяйственном предприятии в Германии. Так как сельхозработы носят сезонный характер, и во время уборки урожая необходима наибольшая интенсивность труда, то была проведена попытка стимулировать производительность труда за счет введения сдельной заработной платы, и соответственно, перспективы ее повышения. Но увеличение заработанной платы привлекало человека, порожденного "традиционным" капитализмом, гораздо менее чем облегчение работы. В этом сказывалось докапиталистическое отношение к труду. Вебер считал, что для развития капитализма, необходим некоторый избыток населения, обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы. Но низкая заработанная плата отнюдь не тождественна дешевому  труду.  Даже чисто в количественном отношении производительность труда падает в тех случаях, когда не обеспечивает потребностей физического существования. Но низкая заработная плата не оправдывает себя и дает обратный результат в тех случаях, когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании. Т. е. там, где необходимо и развитое чувство ответственности, и такой строй мышления, при котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может сложиться лишь в результате длительного воспитания. Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду.

Традиционный человек=Современный  протестант=Работает, чтобы жить=Живет, чтобы работать =Профессия –бремя=Профессия- форма существования=Простое производство=Расширенное производство=Не обманешь- не продашь=Честность -лучшая гарантия=Основной вид деятельности – торговля=Основной вид деятельности – производство.

Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые немецкие промышленники того времени, Вебер обозначал так: "ему чужды показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность". Богатство дает ему иррациональное ощущение хорошо исполненного долга. Поэтому этот тип поведения так часто осуждался в традиционных обществах, "неужели нужно всю жизнь напряженно работать, чтобы потом все свое богатство унести в могилу? " Далее Вебер анализирует современное общество и приходит к выводу о том, что капиталистическое хозяйство не нуждается больше в санкции того или иного религиозного учения и видит в любом (если это возможно) влиянии церкви на хозяйственную жизнь такую же помеху, как и регламентация экономики со стороны государства. Мировоззрение теперь определяется интересами торговли и социальной политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав победу, отбрасывает ненужную ему опору. Подобно тому, как он в свое время сумел разрушить старые средневековые формы регламентирования хозяйства только в союзе со складывающейся государственной властью, он, может быть использовал и религиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то, что концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох.

Вернер Зомбарт

Вернер Зомбарт был ведущим представителем последнего поколения Немецкой Исторической Школы. Тем не менее, он пытался освободить Историческую Школу от консервативного и нормативного влияния группы Шмоллера. В его ранних марксистских работах (1894, 1896, 1902), включавших два исследования, восхваляющих основателей школы (1895, 1909), сделано многое для освобождения от этого наследия. Однако, в его более поздних работах просматривается большее количество консерватизма и национализма. В итоге Зомбарт занимает откровенно нацистскую позицию. Такой резкий поворот, возможно, объяснялся тем, что Зомбарт долго был на задворках Немецкой Академии и чувствовал, что для получения высокого научного звания необходимо было быть политически востребованным (в конечном счете, в Берлине в 1917 году, следуя Вагнеру и Шмоллеру). Тем не менее, некоторые полагали, что Зомбарт был всего лишь квинтэссенцией немецкого "романтического национализма", поклонявшийся всем героям, независимо от того, были ли они простыми рабочими или служили в Прусской коннице. Зомбарт быстро зарекомендовал себя как предприниматель и активный работник, а позже и как "Фюрер", в то время как в большинстве своих работ он постоянно и с любой точки зрения чернил понятие "буржуазии". Преувеличенный и причудливый стиль Зомбарта давал основание для такого объяснения. Хотя более поздние работы Зомбарта, также выдержанные в претенциозном стиле, не принесли ему большой славы ни в рамках экономической науки, ни за ее пределами, они, тем не менее, отличались колоритностью. Как и Вебер, он считал, что корни капитализма лежат не в экономической действительности, а скорее происходят из идеи о том, что идеалом для просвещения являлся познание причин и возможность управления природой. Он писал об этом в своём очень пространном произведении Современный Капитализм 1902 года, которое и сегодня считается шедевром среди исследователей "общей истории", таких как Фердинанд Бродель. Хотя в этом трактате были изложены все еще причудливые и плохо исследованные в экономическом и историческом контексте методологические принципы самой молодой исторической школы, которые опровергали разнообразие практических и нормативных индуктивных методов и порождали изучение позитивистами того, что позже было названо Шпитгоффом как "экономические стили". В своей работе 1911 года он утверждал, что капиталистическая жажда к наживе и благосостояние привели к появлению и возвышению евреев в Центральной и Северной Европе, что противоречило известным утверждениям Вебера, основанным на протестантских идеях. Эта работа не нашла ни у кого понимания: большинство евреев и либералов считали её антисемитской, а антисемиты и консерваторы находили её просемисткой. Ученые считают её источники сомнительными и полагают, что это исследование не достойно одобрения. Но, к сожалению, произведение Зомбарта имело успех на рынке. Оно имело огромное воздействие (слишком знакомое и трагичное) на появление экономического, расового, философского и исторического "объяснения" искаженного стереотипа о лукавом еврейском капиталисте, который получал всё более широкое распространение в Европе. В более поздней работе (1913), он снова изменил курс. Теперь он пытался показать связь между развитием торговли и городов и появлением капитализма, что заслуживало большего внимания и было воспроизведено в наше время экономическими историками, такими как Генри Пирене. Однако, он не смог сдержать своё разыгравшееся воображение: в одной заметке Зомбарт обвинил в появлении капитализма женщин. Это основывалось на мнении, что появление неработающих представительниц женского пола среднего класса вынудило мужчин дарить им роскошные подарки, которые они требовали, и, таким образом, это порождало в мужчинах дух капиталистической наживы. В 1915 году Зомбарт окончательно ушел в романтический национализм, жестко критикую Великобританию в его Hдndler und Helden. Завершением этого была в высшей степени нацистская книга Deutscher Socialismus (опубликованная в 1934 году, и переведенная как Новая Социальная Философия). Эта позорная работа, получившая большое распространение в качестве нацистского учебника, увенчала спутанную жизнь Зомбарта.

Экономические взгляды С. Ю. Витте.

 Сергей Юльевич Витте (1849 – 1915) – крупный государственный деятель, инициатор сооружения Транссибирской магистрали, ми­нистр финансов в период проведения денежной реформы 1895 – 1897 гг. Известен как активный сторонник индустриального преобра­зования России, основу которого видел в упрочении финансовой сис­темы, железнодорожном строительстве.

В работе «Принципы железнодорожных  тарифов по перевозке грузов»  он подчеркивал значение для нашей  страны транспортных коммуникаций и  обосновывал систему построения тарифов. Железнодорожные тарифы должны регулироваться по закону спроса и  пред­ложения.

Выступая за государственный  контроль над тарифами, Витте обо­сновывал требование однозначности и равенства перед тарифами «всех и каждого». Витте признавал целесообразность государственного управления транспортной сетью. «При эксплуатации всей сети железных дорог правительством является возможность увеличить их доходность», – писал он. Витте разделял и пропагандировал идею всемерного укрепления национального хозяйства, выдвинутую в свое время немецким эконо­мистом Фридрихом Листом. В книге «Национальная экономия и Фридрих Лист» Витте обо­сновывает программу ускоренной индустриализации страны, бы­стрейшего преодоления отставания от главнейших иностранных госу­дарств. Подъем сельского хозяйства он рассматривал в качестве «на­циональной общеэкономической задачи», важнейшей предпосылки «создания и укрепления отечественной промышленности». Витте обрушивается на тех ученых-проповедников, которые, об­лекшись в тогу «попугайской учености», механически воспроизводи­ли теоремы, заимствованные из западных учебников политической экономии. Отвергая доктринерство и игнорирование национальных особенностей, он отмечает, что классическая политическая экономия для применения ее к национальной жизни «должна преобразоваться в национальную экономию, подобно тому, как аналитическая механика преобразоваться в практическую». Для укрепления финансов Витте настаивал на введении косвен­ных налогов, в том числе налога на водку, обеспечившего четвертую часть бюджетных доходов. Будучи министром финансов, он отрица­тельно оценивал систему бумажно-денежного обращения за ее неус­тойчивость; перевел национальную валюту на золотую основу. После проведения денежной реформы рубль вплоть до начала мировой войны оставался одной из наиболее устойчивых валют мира. Программу реорганизации сельскохозяйственного производства и развития фермерства, выдвинутую Витте, проводить в жизнь начал П. А. Столыпин.

 

 

 

 


Информация о работе Немецкая историческая школа