Основные результаты Столыпинской аграрной реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:08, контрольная работа

Краткое описание

Петр Аркадьевич Столыпин вошел в историю России как выдающийся государственный деятель, крупный реформатор.
В начале 90-х гг. 19 в. В России начался промышленный подъем. Он продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении.

Содержание

Введение 3
2.Восхождение по ступеням власти и программа П.А. Столыпина. 4.
3.Столыпинская реформа.
4.Результаты реформы.
5.Причины неудачи аграрной реформы. 6
6.Ошибки Столыпина.
7. Заключение 10
8. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная Столыпин.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНЕСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НОУВПО ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

Контрольная работа.

Основные результаты Столыпинской аграрной реформы.

 

 

                                

 

 

      

                  

 

                                                         Исполнитель:

                                                                           

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

1.Введение                                                                                                3

2.Восхождение по ступеням  власти и программа П.А. Столыпина.  4.                                                                                                           

        3.Столыпинская реформа.               

        4.Результаты реформы.

         5.Причины неудачи аграрной реформы. 6

6.Ошибки Столыпина.

         7. Заключение                                                                                           10

8. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Петр Аркадьевич  Столыпин  вошел  в историю  России как выдающийся государственный  деятель, крупный реформатор.

 В начале 90-х гг.  19 в. В России начался  промышленный подъем. Он продолжался  несколько лет и шел очень интенсивно.  Особенно  высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По  общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых стран мира.

 Промышленный  подъем  был  подкреплен  хорошими  урожаями в течение ряда лет.

 Оживление  в промышленности сопровождалось  бурным железнодорожным строительством. Правительство верно оценило   значение  железных  дорог для  будущего экономики и не жалело денег для расширения их сети. Дороги связали богатые сырьем окраины с промышленными центрами,  индустриальные города и земледельческие губернии - с морскими портами.

     Главной  причиной промышленного подъема  90-х гг.  явилась экономическая политика правительства, одной из составных частей которой стало установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение  препятствий на пути проникновения в страну иностранный капиталов.  Эти меры,  по замыслу их инициаторов должны были избавить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию,  которому  помогали  заграничные

деньги. В экономической  политике царизма конца 19 - начала 20 вв., было немало сильных сторон.  В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока,  тесня там своих соперников. Об этом свидетельствует промышленный взлет 90-х гг.  Однако, эта политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому, что в ней преобладали административные меры  и  недооценивалось  значение  частного предпринимательства. Главное заключалось в том,  что самому курсу правительства не хватало сбалансированности между  потребностями промышленности и сельского хозяйства.

    Несбалансированность хозяйства стала одной из причин  экономического кризиса начала 20 столетия.  Начавшееся в 1900 г. сокращение промышленного производства было вызвано относительно слабым развитием рыночных отношений в сельском хозяйстве. Аграрная реформа Столыпина стала естественным продолжением правительственного курса именно этого периода. Логика  самой  экономической политики делала неизбежной попытку ускорить капиталистическое развитие деревни.  А такая попытка и составила содержание столыпинской реформы.

 

 

 

 

 

  Восхождение по ступеням власти и программа П.А. Столыпина.

 

     П.А.Столыпин  пришел к власти в переломный  момент,  когда в правящих кругах  происходил  пересмотр  политического   курса,  определяемого термином "цезаризм". Курс этот представлял собой  попытку царизма укрепить свою социальную опору,  расшатанную революцией,  сделав ставку на крестьянство.

    Законопроект  о принудительном отчуждении  части  помещичьих  земель был  впервые предложен не Думой,  а правительством, еще до созыва  Думы. Его разработал по прямому заданию Витте главный управляющий землеустройством и земледелием Н.Н.Кутлер,  назвав " Проектом закона о мерах к расширению и улучшению крестьянского землевладения ".  Судьба законопроекта Кутлера,  как и его самого, была уже предрешена. Кутлер получил отставку.

     Избранная  Дума оказалась без единого  правого,  иначе говоря,  она  оказалась наполовину левой,  а ее центром стали  кадеты  с  программой принудительного  отчуждения - аграрного курса,  отвергнутого  царем. Это было первое противоречие. Второе оказалось еще более серьезным: трудовики, крестьяне,  в  свою  очередь,  отвергли свой собственный (проект 104-х), содержание которого сводилось к конфискации помещичьих  земель и национализации всей земли.

     В  этой ситуации на политическую  авансцену вышел  П.А.Столыпин.

     Столыпин  был назначен министром внутренних  дел 26 апреля 1906 года. Депутаты первой  Думы были приняты царем на  другой день - 27  апреля. Ему было  доверено проложить политический  курс в новых,  совершенно непривычных  для царизма исторических условиях - обеспечить сожительство самодержавия с "народным представительством".  Очень скоро Столыпин занял пост председателя совета министров.  Роспуск первой Думы  и  его назначение произошли день в день - 8 июля 1906 года.

    Служебный путь, проделанный Столыпиным в провинции, был совершенно ординарным, ничем не отличавшимся от карьеры других чиновников,  ставших губернаторами.  Столыпин происходил из древнего дворянского рода, который впервые упоминается в 16 веке.

     В  1884 году в возрасте 22 лет П.А.Столыпин  окончил  естественный факультет Петербургского Университета и сразу поступил на службу в Министерство внутренних дел. Через два года перешел в ведомство земледелия и государственных имуществ, но затем снова вернулся, и на этот раз окончательно, в министерство,  где начал служебный путь. Сперва он был назначен уездным предводителем дворянства,  а в 1899 году - губернатором в той же губернии.  В 1902 году В.К.Плеве назначил его исполняющим

должность гродненского  губернатора.  В  1903 году Столыпин стал саратовским губернатором. Это было,  безусловно, актом высокого доверия со стороны всесильного Министерства  внутренних дел - пост слыл трудным, ибо губерния считалась "красной", и именно из Саратова Столыпин переехал в Петербург.

    Период  первых двух Дум был временем  бурного восхождения Столыпина,  утверждение его авторитета в  "верхах".  Правящие круги,  и прежде всего Николай 2,  считали Столыпина тем сильным   человеком,  который  сможет "успокоить"  страну.

     Дума  оказалась в центре главных забот Столыпина.   Было очевидно, что правительству и помещикам с ней не ужиться:  аграрная программа трудовиков ставила под сомнение само существование режима.  Дума  была обречена и 8 июля 1906 года была распущена. Именно с этого момента начинается  стремительный взлет Столыпина.  Взятый им  курс  в  аграрном вопросе, жестокое подавление революции подняли его престиж при дворе и во влиятельнейших дворянских кругах.  Еще более выше поднялся он после покушения, совершенного  эсерами-максималистами  12 августа 1906 года.

Хотя Столыпин не пострадал,  ответная реакция  власти  была  более  чем жестокой.

     В  местностях, объявленных на военном  положении и положении чрезвычайной  охраны, вводились военно-полевые  ("скорорешительные") суды. Началась вакханалия смертных приговоров и виселиц.

     Вторая  Государственная Дума была избрана  Столыпиным  как  испытательный  полигон для будущего бонапартистского  курса. Уже с первых дней  ее существования было ясно, что  она обречена.

     Вторая  Дума начала свою работу 20 февраля 1907 года,  уже 6 марта Столыпин выступил перед ней с правительственной программой  реформ,  и дал понять,  что  режим  не намерен делиться своей властью с "народным представительством". 10 марта Столыпин выступил  с  изложением  правительственной концепции разрешения аграрного вопроса.

     Сомнения  не было, что вторая Дума вскоре  прекратит свое существование.  Не было только предлога:  его  искали и вскоре нашли.  С  помощью двух провокаторов было  состряпано  обвинение   социал-демократической фракции второй Думы в подготовке ее военного заговора.

     Новый  этап в деятельности Столыпина  был открыт манифестом 3  июня 1907 года о роспуске второй Думы.

     Акт  3 июня был справедливо назван  государственным переворотом, он  был совершен в нарушение манифеста 17 октября 1905 года и основных законов 1906 года, согласно которым ни один закон не мог быть принят без санкции Государственной Думы.

     Новый  избирательный закон, обнародованный  также 3 июня 1907 года, делал откровенную   ставку  на  помещиков и крупную буржуазию.  С этой целью закон резко увеличивал от курии землевладельцев, получивших 50 % мест. Очень ловкий  ход был сделан  правительством против кадетов в пользу октябристов:  городская курия была разделена на два разряда на основе имущественного ценза.

     В  третьей Государственной Думе  скопилось два большинства. При  голосовании за  явно консервативные  проекты фракция октябристов  (154 депутата) голосовала вместе с  фракциями правых и националистов  (147 депутатов), а  при  голосовании за проекты реформ буржуазного характера те же октябристы объединялись с кадетами и примыкавшими к ним  фракциями.

Существование двух блоков в Думе позволяло Столыпину  проводить политику лавирования  между помещиками и крупной буржуазией.

     Создание третьеиюньской системы,  которую олицетворяла третья Дума, наряду с аграрной реформой было вторым шагом превращения России  в буржуазную монархию (первым шагом была реформа 1861 года).

     Социально-политический  смысл сводится к тому,  что   цезаризм  был окончательно перечеркнут:  Дума  "крестьянская"  превратилась  в  Думу "господскую".

     16 ноября 1907 года, спустя две недели  после начата работы третьей  Думы,  Столыпин выступил перед  ней с правительственной декларацией.  Первой и основной задачей  правительства являются не "реформы", а борьба с революцией.

     Второй  центральной  задачей правительства  Столыпин объявил проведение  аграрного закона  9  ноября  1906  года,  являющегося  "коренной  мыслью теперешнего правительства...".

     Из "реформ" были обещаны реформы местного самоуправления, просвещения, страхования рабочих и др.

 

 

 

Столыпинская реформа.

   Целей у реформы  было несколько: социально-политическая - создать в деревне 

прочную опору для самодержавия из крепких  собственников, отколов  их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне; социально-экономическая - разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где её поглотит растущая промышленность; экономическая обеспечить подъём сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

   Первый шаг в  этом направлении был сделан  в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счёт крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счёт крестьянства.

  Новая аграрная политика  проводилась на основе указа  9 ноября 1906 года. Обсуждение указа  9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя  два года после того, как он  вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода. После принятия указа 9 ноября Думой он с внесёнными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный. Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в следующем: разрушение общины и развитие частной собственности, создание крестьянского банка, переселение крестьян, кооперативное движение, агрокультурные мероприятия.

   А. Разрушение общины  и развитие частной собственности. Указ от 9 ноября 1906 года вводил очень важные изменения в землевладении крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали "в собственность отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его постоянном пользовании". Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

Информация о работе Основные результаты Столыпинской аграрной реформы