Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 22:53, реферат
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) родился в городе Симбирске, в не очень богатой дворянской семье. Образование он получил в частном пансионе в Симбирске, затем в московском пансионе профессора М.П. Шадена, потом явился в Петербург для службы и получил чин унтер-офицера. Далее работает в качестве переводчика и редактора в различных журналах, сближается со многими известными людьми того времени (М.М. Новиковым, М.Т. Тургеневым). В 1789 – 1790 годах он отправляется в путешествие по Европе, во время которого знакомится в Кёнигсберге с Иммануилом Кантом.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) родился в городе Симбирске, в не очень богатой дворянской семье. Образование он получил в частном пансионе в Симбирске, затем в московском пансионе профессора М.П. Шадена, потом явился в Петербург для службы и получил чин унтер-офицера. Далее работает в качестве переводчика и редактора в различных журналах, сближается со многими известными людьми того времени (М.М. Новиковым, М.Т. Тургеневым). В 1789 – 1790 годах он отправляется в путешествие по Европе, во время которого знакомится в Кёнигсберге с Иммануилом Кантом. Сделанные во время поездки записки после обработки становятся знаменитыми «Письмами русского путешественника», которые после публикации сделали Карамзина известным литератором. Он возвращается на родину с широкой программой издательской и журнальной деятельности, надеясь способствовать просвещению народа. Он создал «Московский журнал» (1791 - 1792 гг.) и «Вестник Европы» (1802 - 1803 гг.), выпустил два тома альманаха «Аглая» (1794 - 1795 гг.) и поэтический альманах «Аониды». Его творческий путь продолжает и завершает труд «История государства Российского», работа над которым заняла многие годы, который и стал который главным итогом его творчества.
К замыслу создания крупного исторического полотна Карамзин подходил давно. Уже в «Письмах русского путешественника», размышляя, писатель говорит: «Больно, но должно по справедливости сказать, что у нас до сего времени нет хорошей Российской истории». Он понимал, что такой труд невозможно написать без свободного доступа к рукописям и документам в официальных хранилищах, поэтому он обратился к императору Александру I через посредничество М.М. Муравьева (попечитель учебного Московского округа). Именным указом от 31 октября 1803 года Александр I даровал Карамзину звание историографа. Так в начале XIX века он отходит от деятельности литератора «постригаясь в историки». Императорские указы обеспечили историографу оптимальные условия работы над «Историей».
Карамзин в 1804 году удалился
от общества в усадьбу Остафьево, где всецело посвятил себя
написанию произведения, которое должно
было открыть национальную историю для
русского общества, которое прошлое Древнего
Рима и Франции представляло гораздо лучше,
чем собственное. «История» Карамзина не была первым
описанием истории России, до него были
труды В. Н. Татищева и М. М.
Первые восемь томов «Истории Государства Российского» вышли все разом в 1818 году. Рассказывают, что Федор Толстой по прозвищу Американец «прочел одним духом восемь томов Карамзина и после часто говорил, что только от чтения Карамзина узнал он, какое значение имеет слово Отечество, и получил сознание, что у него Отечество есть».2 И он был не один. Тысячи людей подумали, и главное, почувствовали вот это самое. Зачитывались «Историей» все: студенты, чиновники, дворяне, даже светские дамы. Читали в Москве и Петербурге, читали в провинции: далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров. Ведь это так важно для всякого, знать, что оно у него есть, Отечество. Эту уверенность дал людям России Николай Михайлович Карамзин.
Читательский успех первых восьми томов «Истории» придал писателю новые силы для дальнейшей работы. В 1821 году свет увидел девятый том его труда. Из-за смерти Александра I и восстания декабристов работу над «Историей» пришлось отложить еще. Простудившись на улице в день восстания, историограф только в январе 1826 года продолжил свой труд. Собираясь по настоянию врачей для полнейшего выздоровления в Италию и надеясь дописать там последние две главы последнего тома, Карамзин поручил Д.Н. Блудову все дела по будущему изданию двенадцатого тома. Но 22 мая 1826 года, так и не уехав Италию, Карамзин умер. Двенадцатый том вышел только в 1828 году.
Что же настолько качественно отличало труд Карамзина от работ предыдущих историков? Что заставило почти всю образованную Россию восхищаться его творением?
Одной из важных составляющих успеха «Истории» я считаю новизну языка, которым она была написана. Он не просто красочно и воодушевленно рассказывает читателям о былых временах. Он смог объединить исследовательскую методику и прекрасный стиль. Можно сказать, что это сочетание научности и публицистической популяризации, удобных для восприятия читателей. Обильный опыт литераторской и журналистской деятельности не могли не повлиять на научный труд историка. Карамзин говорил: «Историк должен ликовать и горевать со своим народом. Он не должен, руководимый пристрастием, искажать факты, преувеличивать счастие или умалять в своем изложении бедствия; он должен быть прежде всего правдив; но может, даже должен все неприятное, все позорное в истории своего народа передавать с грустью, а о том, что приносит честь, о победах, о цветущем состоянии, говорить с энтузиазмом. Только таким образом может он сделаться национальным бытописателем, им прежде всего и должен быть историк». Он полагал, что историк – не летописец: «последний смотрит единственно на время, а первый - на свойство и связь деяний; может ошибиться в распределении мест, но должен всему указать свое место».3
Я думаю, именно такой подход к изучению истории обеспечил рассуждениям и толкованиям Николая Михайловича чистоту, ясность, силу, благородство и красоту слога, которым написана «История государства Российского».
То, каким языком была описана история, сделало возможным не только проследить за чередой событий, но вместе с этим уловить причинно-следственные связи между явлениями, заметить закономерности хода истории. Важным принципом при написании «Истории» является принцип следования правде истории, как он ее понимает, пусть и была она иногда горька. «История не роман, а мир не сад, где все должно быть приятно. Она изображает действительный мир»4 - замечает Карамзин. Но он понимает ограниченные возможности историка в деле достижения исторической истины, так как в истории «как в деле человеческом, бывает примесь лжи, однако ж характер истины всегда более или менее сохраняется, и сего довольно для нас, чтобы составить себе общее представление о людях и деяниях».
Конечно, здесь еще рано
говорить об историзме. Скорее это было
интуитивное понимание и
Не стоит забывать и о том, что Карамзин вошел в историю как великий реформатор русского языка. Именно он ввел в обиход такие слова, как «общественность», «промышленность», «образ», «развитие», «человечный», «общеполезный», «эпоха», «будущность» и многие другие. Одним из основных факторов языковой эволюции признаются заимствования - явление в языке вполне естественное и неизбежное. Стремясь образовать новый литературный язык на национальной основе, «европеист» Карамзин вместе с тем энергично прибегал к заимствованиям иностранных слов и оборотов или к созданию по аналогии с ними новых русских слов. Многие из неологизмов Карамзина не могут не быть признаны удачными, это лучше всего доказывается тем, что они прочно удержались в языке.
Но не только в прекрасном литературном изложении истории я вижу его заслуги в изучении этой противоречивой науки. Если бы он избегал серьезной, сугубо умной материи, а только бы живо повествовал о былых временах, «одушевляя и раскрашивая» - это можно было бы счесть естественным. Но с самого начала том делится на две половины: в первой – живой рассказ, и тот, кому этого достаточно, может не заглядывать во второй отдел, где сотни примечаний, ссылок на летописи, латинские, шведские, немецкие источники. Да, Карамзин знал много языков, и да, наука история XIX века не выделялась резко из словесности. И все же остается только представлять, насколько сложной была работа историографа: писателю, поэту, историку-дилетанту пришлось углубиться в генеалогию, геральдику, дипломатику, историческую метрологию, нумизматику, палеографию, сфрагистику, хронологию, философию, географию, археографию.5 Но именно это позволило ему увеличить источниковую базу чуть ли не в два раза – это еще одно из значительнейших достижений Карамзина.
Он с особенной тщательностью и дотошностью искал документальные подтверждения мельчайшим фактам. Разыскание источников отнимало у историка немало сил. Помогали друзья и люди, заинтересованные в создании истории России: П. М. Строев, Н. П. Румянцев, А. Н. Мусин-Пушкин, К. Ф. Калайдович. Письма, документы, летописи подвозили в усадьбу «возами». С их помощью Карамзин буквально прочесал все архивы и книжные собрания Синода, Эрмитажа, Академии наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры. По его просьбе поиски производились в монастырях, в архивах Оксфорда, Парижа, Венеции, Праги и Копенгагена. И сколько всего нашлось! Остромирово Евангелие 1056 - 1057 года (это и поныне древнейшая из датированных русских книг), Ипатьевская, Троицкая летописи. Судебник Ивана Грозного, произведение древнерусской литературы «Моление Даниила Заточника» и многое другое. Говорят, обнаружив новую летопись - Волынскую, Карамзин несколько ночей не спал от радости. Друзья смеялись, что он стал просто несносным - только и разговоров, что об истории.
Карамзин использовал около сорока летописей. «История государства Российского» изобилует примечаниями, сносками и ссылками на источники. Но огромная заслуга историографа состоит не в том, что он смог свести воедино весь этот материал, а в том, что он организовал фактически работу настоящей творческой лаборатории. Примечательно еще и то, названная «Примечаниями» часть «Истории государства Российского», содержащая источники, дала читателям возможность найти альтернативный карамзинскому взгляд на события прошлого. В целом, «Примечания» - первая и наиболее полная хрестоматия источников по русской истории до начала XVII века. Хотя следует все же с осторожностью относиться к текстам, размещенным в «Примечаниях», так как Карамзин далеко не всегда точно воспроизводил тексты источников.
Исследуя деятельность Карамзина, как историка, я считаю, следует обозначить еще и его философский подход к явлениям прошлого. Занимаясь изучением фактов и поисками источников, он задавался вопросами о природе исторического процесса, о смысле и пользе изучения истории, о философии истории.
По Карамзину, история – не только то, что было, но и то, что есть сейчас. Он полагал, что исправить современность можно путем распространения идей добра и справедливости. Его концепция заключалась в том, что история помогает найти пусть к человеческому счастью и гармонии мира.
Как уже говорилось выше, говорить о принципе историзма в полном смысле этого слова по отношению к «Истории государства Российского» Карамзина еще нельзя, но все же уже можно говорить о начале его складывания. Карамзин стремился открыть принципы постоянного изменения, развития и совершенствования человеческого общества. Он провозгласил одним из своих принципов создание истории общества во всех ее проявлениях, описание всего того, что входит в состав гражданского бытия людей: успехи разума, искусства, обычаи, законы, промышленность. При этом Карамзин стремится «переданное нам веками соединить в систему ясную стройным сближением частей». Этот комплексный подход к истории, проникнутый понятием единства исторического процесса, выявлением причинно-следственных связей событий составляет основу исторической концепции Карамзина.
Впрочем, Карамзин всё же был «сыном времени и по общей дворянской настроенности своей идеологии, хотя и облагороженной просветительскими идеями и по общему провиденциалистскому подходу к истории, несмотря на стремление выявить ее житейские закономерности, и порой наивными попытками оценить роль той или иной личности в истории, что вполне соответствовало духу той эпохи».
В объяснении тех
или иных крупных исторических событий
явно просматривается
Наряду со всем выше сказанным я считаю необходимым обозначить значение Карамзина в истории собственно политической мысли России, в истории русского консерватизма.
Идеологическое содержание «Истории государства Российского» дает основание говорить о социально-политической концепции мыслителя как о «манифесте русского консерватизма», в котором впервые комплексно были сформулированы многие важнейшие положения отечественной консервативной идеологии.
К концу XVIII века историк окончательно укореняется во мнении, что существующему уровню развития нравственности и просвещения в России соответствует исключительно монархическая форма правления. При написании «Истории» центром его внимания стал также вопрос о характере самодержавной власти. Интересно, что самодержавие Карамзин понимал, как единоличную, ничем не ограниченную власть самодержца. Но все же его понимание исключает явление произвола властителя. Он предполагает наличие законов, в соответствии с которыми самодержец управляет государством. Самодержец выступает у Карамзина как законодатель, принятый им закон обязателен не только для подданных, но и для него самого. Будучи монархистом, Карамзин естественно принимал и сословное деление общества. И в условиях начавшегося разложения феодально-крепостнической системы хозяйства, он выступил с программой ее сохранения в России. Его социально-политическая программа также включала в себя воспитание и просвещение дворянства. Он надеялся, что дворянство в будущем начнет заниматься искусством, наукой, литературой и сделает их своими профессиями. Таким образом, оно укрепит свое положение, взяв в руки аппарат просвещения.
Все свои социально-политические взгляды Карамзин поместил в «Истории государства Российского» и этой работой подвел черту всей своей деятельности.
Современники Карамзина отнеслись достаточно критично к его «Истории». Так Н. Муравьев высоко оценил литературные качества работы, но резко высказался по поводам: 1) история должна искать противодействие, а не «мирить людей с несовершенством настоящего»; 2) «талант писателя не может заменить научность». И. Лелевель обвинил Карамзина в сообщении прошедшего глазами настоящего, в слишком большом влиянии патриотических концепций, в привязанности к религии и приверженности к определенным политическим идеалам. М.Т. Коченовский, занявший место Карамзина в качестве редактора «Вестника Европы», обозначил некоторые достоинства «Истории», но затем обвинил историка в неуважении к историкам прошлого и необъективности: «Любовь к отечеству – дело гражданина, а не историка, он должен быть беспристрастен». Н.А. Полевой в целом признал господство Карамзина по сравнению с XVIII веком, но, тем не менее, также отмечает его необъективность, небеспристрастность, а также называет Карамзина все-таки летописцем, так как он излагал все подряд.
Информация о работе Оценка деятельности Николая Михайловича Карамзина как историка