Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:49, контрольная работа
Петербург шумной елизаветинской поры уже мало чем напоминал скромный петровский «Парадиз». В городе к этому времени сложилась благоприятная среда для развития экономики. Он не требовал уже исключительных мер по привлечению населения и финансов. Все возрастающие потребности новой столицы преображали весь это край на многие километры вокруг. Возы со строительным материалом, продовольствием, различными изделиями местных промыслов тысячами тянулись из Новгородской, Псковской, Олонецкой губерний. Корабли из Европы, барки, лодки, плоты сотнями искали места для швартовки у пристаней города.
Введение 3
Воспитание и образование Елизаветы 3
Коронация 4
Первые перемены 5
Волосяное установление 6
Музыка и театр 7
Наука и образование 8
Внутренняя и внешняя политика 15
Православие при Елизваете 16
Народные обычаи в Петербурге Елизаветы 19
Заключение 21
Список литературы 22
Оглавление
Введение 3
Воспитание и образование Елизаветы 3
Коронация 4
Первые перемены 5
Волосяное установление 6
Музыка и театр 7
Наука и образование 8
Внутренняя и внешняя политика 15
Православие при Елизваете 16
Народные обычаи в Петербурге Елизаветы 19
Заключение 21
Список литературы 22
Введение
Петербург шумной елизаветинской
поры уже мало чем напоминал скромный
петровский «Парадиз». В городе к
этому времени сложилась
Петр 1 был для Елизаветы образцом государственной мудрости. Курс Елизаветы Петровны был первым шагом к политике просвещенного абсолютизма. Она как и отец последовала по пути образования.
Императрица Елизавета Петровна родилась в Коломенском дворце 18 декабря 1709 года. День этот был торжественным: Пётр I въезжал в Москву, желая отметить в столице свою победу над Карлом XII. Император намеревался тотчас праздновать полтавскую победу, но при вступлении в столицу его известили о рождении младшей дочери. «Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с пришествием в этот мир мою дочь!», — сказал он.
Воспитание цесаревны не могло быть особенно удачным, тем более что мать её была совершенно безграмотна. Но у Елизаветы был живой, проницательный, веселый и вкрадчивый ум и большие способности. Кроме русского она в совершенстве изучила французский язык и имела красивый почерк. Именно с Елизаветы принято начинать отсчёт русской галломании. Причина того, что обучение велось по-французски, заключалась в желании родителей выдать Елизавету за её ровесника Людовика XV либо за юного герцога Орлеанского. К 16-ти годам Елизавета Петровна говорила на французском как на своём родном. Однако на предложения Петра породниться с французскими Бурбонами те отвечали вежливым, но решительным отказом.
Во всём остальном обучение Елизаветы было малообременительным, приличного систематического образования она так никогда и не получила. Сама цесаревна, впрочем, и не думала восполнять пробелы своего воспитания. Она никогда не читала, проводя время на охоте, верховой и лодочной езде, в заботах о своей красоте. Беспорядочная, причудливая, не имеющая определенного времени ни для сна, ни для еды, ненавидящая всякое серьезное занятие, чрезвычайно фамильярная и вслед затем гневающаяся за какой-нибудь пустяк, ругающая иногда придворных самыми скверными словами, но, обыкновенно, очень любезная и широко гостеприимная.
Коронация
Коронационные торжества состоялись в апреле 1742 года и отличались беспрецедентной пышностью. В качестве напоминания о них в Москве сохранялись до середины XX века Красные ворота, под которыми проезжал коронационный кортеж. Уже тогда в полной мере проявились любовь государыни к ярким зрелищам и стремление утвердиться в народной памяти. Была объявлена массовая амнистия, вечером стены Кремля сотрясли залпы салюта, фасады окрестных домов были затянуты парчовой материей. В память о торжествах был издан «Коронационный альбом Елизаветы Петровны».
Первые перемены
Время царствования Елизаветы Петровны- время мощного взлета петербургского зодчества. Сама любившая пышность и великолепие, Елизавета Петровна желала видеть детище своего отца украшенным красивыми зданиями и потому очень пеклась о парадном строительстве в Петербурге и его пригородах. Вступив на престол, Елизавета Петровна преимущественно жила в Летнем дворце на месте нынешнего Михайловского замка, который вскоре стал тесен для разросшегося императорского двора. Во время ее царствования были построены Никольский Морской собор, Зимний дворец, был сооружен ансамбль Смольного монастыря, возведены Тучков и Сампсониевский мосты, и, наконец, открыты Московский университет, Академия художеств в Петербурге и Пажеский корпус. Она приглашала в Петербург лучших архитекторов Европы, и среди них самым ярким был Бартоломео Растрелли. Им возведены в Петербурге лучшие здания. Это Зимний дворец, дважды им перестроенный, Аничков, Воронцовский, Строгановский дворцы; Большой Петергофский дворец, Царскосельский (Екатерининский) дворец, Смольный монастырь и другие здания. Глядя на собор Смольного монастыря, Кваренги, не любивший архитектуру елизаветинского барокко, со словами: «Ну и церковь!», - снимал шляпу.
По приезде в Петербург Елизавета Петровна велела строить для себя сразу два дворца, один временный, деревянный около Полицейского моста, другой каменный на набережной Невы. Оба дворца строились по проекту Б. Растрелли. Деревянный дворец, хотя и строился как временный, был отделан с большой роскошью.
Невский проспект к тому времени стал лучшей улицей города. Елизавета следила за его благоустройством. Были изданы указы, запрещающие строить на главной улице города деревянные здания. На проспекте возводились только каменные дома. Но они были не похожи на нынешние. Как правило, это были двухэтажные здания с обязательным палисадником перед фасадом, огражденным узорчатой чугунной решеткой. В 1755 году начали перестраивать Гостиный двор. План Растрелли, отличавшийся большой пышностью отделки здания, не был осуществлен за недостатком финансирования. Сейчас мы видим здание Гостиного двора, построенное по проекту архитектора Вален-Деламота, который сохранил планировку Растрелли, но осуществил постройку здания в стиле раннего классицизма.
Волосяное установление
Елизавета Петровна по отзывам современников была очень красива, жива и кокетлива. Ее дворцы были уставлены зеркалами, в которых она постоянно видела свое многократно повторенное отражение. Для нее скупались в Европе в большом количестве самые дорогие наряды. После смерти в гардеробе императрицы было 15000 платьев, некоторые из которых не были ни разу одеты. Сама они никогда не одевала дважды одно и то же платье. И того же требовала от придворных, за внешним видом которых очень следила, издавая один за другим указы, регламентирующие внешний облик своих приближенных. Так например, был издан указ, запрещавший придворным дамам носить темные платья, указ о том, чтобы к маскараду ездить только в хорошем платье, а не «в гнусном». А зимой 1747 года вышло «волосяное установление», которое предписывало всем придворным дамам подстричься налысо, а голову покрывать «черными взлохмаченными париками», которые сама же и выдала. Причиной такого жесткого установления было то, пудра с волос императрицы никак не желала сходить, императрица решила выкрасить волосы в чёрный цвет, но и это почему-то не получилось и тогда ей пришлось первой состричь волосы и надеть черный парик. А она не любила, чтобы кто-либо превосходил ее красотой и совершенством. Ну как было не издать «волосяного установления»?
Музыка и театр
Г. Р. Державин назвал время правления Елизаветы «веком песен». Елизавета Петровна и в самом деле любила музыку и сама обладала незаурядными музыкальными способностями: играла на многих инструментах и сочиняла песни. Благодаря ей Россия познакомилась с гитарой, мандолиной, арфой и другими инструментами. При ней расцвели опера, балет, а также драматический театр, который она очень любила. На сцене русских театров играли Шекспира, Мольера и, конечно же, пьесы первого русского трагика Александра Сумарокова. В 1750 году в Ярославле был создан Федором Григорьевичем Волковым театр, спектакли которого шли с большим успехом. Узнав о «ярославских комедиях», императрица специальным указом вызвала Волкова с труппой в Петербург. Инициативой Сумарокова и Волкова в 1756 году был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России. Театр поначалу располагался в Меншиковском дворце, в котором в 1732-м открылся Шляхетный кадетский корпус для малолетних дворян. Здесь была поставлена первая русская трагедия «Хорев», здесь же разместили в 1752 году актеров труппы Федора Волкова.
На балы в отличии от времен Петра 1, люди приглашались вовсе не для налаживания каких либо деловых отношений, а для отдыха, важные же гости оставались к ужину. Балы и маскарады сменяли друг друга, соперничая между собой в пышности и блеске. Но на фоне этого, казалось, нескончаемого праздника в Петербурге происходили важные события.
Наука и образование
Дальнейшее развитие при Елизавете Петровне получили наука и образование, приобретшие первоначальный толчок во времена Петра Великого. Особенно отчетливо это заметно в организации российской науки.
Центром научной мысли
становится Академия наук, созданная
в Санкт-Петербурге в 1724 – 1725 гг. Членами
Академии наук были как иностранцы,
так и русские ученые. Ее первыми
членами были иностранные ученые,
среди которых было немало крупных
знатоков своего дела. Российская Академия
наук учреждалась по типу иностранных
и во многом не уступала им. Академикам
предоставлялись хорошие
С Академией наук тесно
связана творческая деятельность талантливейшего
математика XVIII в. Л. Эйлера, автора множества
научных работ по механике, астрономии,
кораблестроению и
Оценивая те благоприятные
условия, которые были созданы для
членов Петербургской Академии наук,
Л. Эйлер впоследствии писал: “… я
и все остальные, имевшие счастье
состоять некоторое время при
Русской императорской
Наряду с учеными, много и плодотворно работавшими в Петербургской Академии наук, в ее составе оказалось немало чиновников и проходимцев, которым были чужды интересы русской науки и которые нанесли прямой вред развитию и распространению научных знаний в России. К ним в первую очередь относился советник канцелярии и библиотекарь Академии наук Шумахер, угодливый и раболепный по отношению к влиятельным лицам и заносчивый и надменный к ученым, особенно к русским по национальности. Он стремился избавляться от наиболее талантливых и добросовестных ученых, которые пользовались в Академии большим авторитетом, например Ломоносов.
Академия наук приняла активное участие в организации второй Камчатской экспедиции, продолжавшейся 11 лет. Данная экспедиция была задумана как своего рода продолжение первой (1725 – 1730 гг.), результаты которой не удовлетворили правительство, так как не удалось обнаружить американский берег и решить вопрос о том, есть ли соединение Камчатки с Америкой. Несколько лет (1733 – 1743 гг.) продолжалась вторая Камчатская экспедиция, грандиозная по масштабам и фактически состоявшая из трех самостоятельных отрядов:
1) собственно Камчатской экспедиции, базировавшейся на Камчатке, во главе с В. Берингом и А.И. Чириковым; ее задача состояла в том, чтобы открыть морской путь в Америку;
2) Северной экспедиции, состоявшей
из пяти отрядов, составлявших
карту и описание Северного
морского пути с целью
3) сухопутного отряда, снаряженного Академией наук, в который вошли ботаник Гмелин, историк Миллер, астроном Делиль и другие ученые, а также пять студентов, среди которых находился “студент натуральной истории” С.П. Крашенинников.
Путевые наблюдения Гмелин изложил в записках “Путешествие по Сибири”. В четырехтомном труде “Флора Сибири” он описал около 1200 видов растений. Усилия Миллера были направлены на разыскание и копирование документов, связанных с освоением русскими Сибири и историей географических открытий. Им, в частности, были обнаружены документы, свидетельствующие об открытии Дежневым пролива, отделяющего Азию от Америки. В коллекции Миллера сохранились копии уникальных документов, подлинники которых давно утрачены. С.П. Крашенинников считается основоположником русской этнографии. Им составлено “Описание земли Камчатки”, в котором собраны сведения о природе полуострова и его населении: быте, обрядах, одежде и т. д.
Но главный научный подвиг второй Камчатской экспедиции состоял в достижении северо-западных берегов Америки. В июле 1741 г. В.Беринг, А.И. Чириков и их спутники достигли северо-западного побережья Америки, о котором они доставили достоверные сведения.
Гигантский личный вклад в научную деятельность Академии наук внес, безусловно, М.В.Ломоносов. Будучи первым русским профессором, членом Академии наук ученый проявил универсальность интересов в различных отраслях знаний, где достиг крупных успехов, иногда опережавших его век. Ему принадлежит открытие закона сохранения материи и движения. Он его формулировал так: “Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте”. И здесь же добавлял: “Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения”.
Ломоносов являлся одним из создателей учения о теплоте как о молекулярном движении, опровергавшего господствовавшую тогда теорию теплорода, согласно которой нагревание и охлаждение тел происходит в результате проникновения в них и исчезновения невесомой жидкости – теплорода. Им высказан ряд интересных суждений об атмосферном электричестве, его происхождении, способах борьбы с грозовыми разрядами. Он предвидел большое будущее электричества. Велики заслуги Ломоносова в развитии горного дела и минералогии. В 1745 г. он закончил исследование “О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном”, в котором изложил начальные сведения физической теории проветривания глубоких шахт. Ломоносов положил начало разработке научной терминологии, ввел в оборот слова и понятия, употребляемые и в настоящее время: “атмосфера”, “чернозем”, “горный хребет”, “удельный вес”, “клин” и т. д.
Информация о работе Петербург в царствовании Елизаветы Петровны