Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 15:16, контрольная работа
Реформы Петра 1, проведенные на феодально-крепостнической основе, были продиктованы стремлением преодолеть отсталость страны и тем самым обеспечить ей национальную независимость, экономическое и культурное развитие, обороноспособность. Создана была крупная для своего времени промышленность в лице казенных и купеческих мануфактур в металлургическом, полотняном, суконном и шелковом производстве. Значительно выросли мелкотоварное производство, внутренняя и внешняя торговля. Была создана регулярная армия, одержавшая победу в Северной войне со Швецией. Существенные перемены произошли в социальном строе общества, преимущественно среди феодально-зависимого податного населения.
Введение 3
1. Необходимость создания регулярной армии 5
2. Начало образования регулярной армии 6
3. Система управления армией 9
4. Формирование военного законодательства. Воинский устав 11
5. Становление российского флота 16
6. Морской Устав 26
Заключение. 30
Список литературы: 34
Со временем, когда наш флот был уже достаточно укомплектован отечественными кадрами, отпала необходимость столь широкого найма специалистов за границей, и многим иностранцам была дана отставка, что особенно характерно для низших чинов. Так, уже в 1721 году на флоте не осталось ни одного матроса иностранца. Среди младшего и среднего комсостава была проведена строгая ревизия, приведшая к увольнению большого числа иностранцев, проявивших хоть в чем-то свою некомпетентность.17
Так ликвидировались
издержки, которые были неизбежны
в начале становления русского флота,
когда на службу порой поступали
люди, далекие от морского дела, привлеченные
высоким жалованьем и легкой возможностью
сделать в России быструю карьеру.
Однако случаев предательства среди
иностранцев-моряков
При комплектовании войск Петр отдавал значительное предпочтение флоту по сравнению с армией. Лучшие рекруты всегда отправлялись на флот, и в тех случаях, когда нехватка личного состава была особо ощутимой, в матросы и корабельные плотники переводились солдаты из сухопутных частей. Морские офицеры были более приближены к Петру, чем сухопутные. Флот был любимым детищем Петра, и тот отдавал ему все самое лучшее. Неукомплектованность была хроническим явлением, и часто корабли не могли выйти в море именно по причине нехватки личного состава.
При составлении команд кораблей Балтийского флота за образец был взят голландский флот. Судовые экипажи состояли на две трети из матросов и пушкарей и на одну треть из морских солдат. Выгодно отличало русский флот от других очень ограниченное использование невольников на гребных судах. В основном использовались солдаты или вольнонаемные, которые во время боя являлись не пассивными, равнодушными зрителями, а дополнительной боевой силой, способной прийти на выручку в решающий момент.
Такой сложный
организм, как военно-морской флот,
не мог нормально функционировать
без четкой системы управления. Одновременно
с флотом возникают, действуют и
развиваются особые учреждения,
обеспечивающие нормальную деятельность
всех его звеньев. С самого начала
существования петровского
Военное командование на Балтике осуществляли: корабельным флотом — вице-адмирал К. Крюйс, галерным — шаутбенахт И. Боцис. Так было до 1707 года. Здесь не приходится говорить о четкости и слаженности управления делами флота. Обязанности административных лиц четко не разграничивались. Сферы их деятельности постоянно перекрещивались. Кроме того, некоторые были некомпетентны во флотских делах, что часто приводило к различного рода конфликтам, погасить которые порой было способно лишь радикальное вмешательство самого Петра.18
После смерти в 1707 году адмирала Ф. Головина и олонецкого коменданта И. Яковлева в управлении Адмиралтейством и флотом произошли значительные перемены. Адмиралом и президентом адмиралтейств был назначен Ф. Апраксин, должность адмиралтейца была упразднена, а Воинский морской приказ присоединен к Адмиралтейскому. Таким образом, верховная морская власть сосредоточилась в руках одного из наиболее выдающихся сподвижников Петра Ф. Апраксина. Как адмирал он осуществлял общее командование корабельным и галерным флотом, как президент Адмиралтейства — управлял верфями и адмиралтейством Балтийского флота, для чего при нем была образована Адмиралтейская канцелярия. Непосредственным управлением адмиралтейскими и экипажескими делами в С.-Петербурге после смерти И. Яковлева стал заниматься А. Кикин, назначенный на должность адмиралтейского советника.
Крайне неудобным было территориальное размещение управленческих учреждений. В то время как высшая морская власть находилась в С.-Петербурге, целый ряд важнейших вопросов оставался в ведении Приказа адмиралтейских дел, расположенного в Москве. Работа там шла по старинке, что явилось значительным тормозом ходу дела. Поэтому в 1712 году функции Приказа были возложены на специально созданную Военную морского флота канцелярию. Ей же передавались аптека и вычеты денег на госпитали. Во главе был поставлен ооер-комиссар И. Тормасов.
В связи с такими изменениями Адмиралтейский приказ в Москве постепенно терял свои функции. Он был преобразован в Московскую адмиралтейскую контору, в ведении которой с 1718 года оставались "до указу" Математическая школа, Ха-мовный двор, поставлявший парусину, сбор средств для флота с денежных дворов и из приказов, а также сбор "корабельной запущенной доимки" с Московской губернии за прежние годы.
В 1717 году организуется Обер-сар-ваерская контора во главе с обер-сар-ваером И. Головиным, занимавшаяся вопросами кораблестроения, и Адмиралтейская подрядная контора во главе с обер-комиссаром полковником Г. Норовым, в подчинение которого поступили обер-провиантмейс-тер со своей канцелярией, цалмейс-тер со своим аппаратом и военные комиссары.
Осуществленные
преобразования явились, несомненно,
крупным шагом вперед, но в целом
управление было еще весьма далеким
от идеала. Допускались значительные
злоупотребления, конфликты продолжали
возникать, и сам Ф. Апраксин при
их разрешении часто принимал сторону
нарушителей, особенно если они были
приближенными царя. Это не могло
не вредить делу. Видя трудности
и противоречия сложившейся ситуации,
Петр решает ввести коллегиальное управление
по примеру других стран. После нескольких
лет организационных
Военный флот подразделялся на корабельный и галерный2. Корабель-нын состоял из двух эскадр — Ре-вельской и Котлинской. Флагман эскадры осуществлял и общее командование портом приписки. В отсутствие флагмана портом управлял его сухопутный комендант.
Таков вкратце путь развития русского флота и его учреждений в первой четверти XVI И века.
Становление русского военно-морского флота сопровождалось составлением различного рода законодательных документов, регулирующих все аспекты его деятельности. Русское военно-морское законодательство совершенствовалось параллельно со всеми структурами флота, направляло этот процесс. Работа по формированию военно-морского законодательства петровского времени была огромна по объему и завершилась только на исходе первой четверти XVIII века изданием таких важнейших документов, как Устав морской (1720 г.) и Адмиралтейский регламент (1722 г.).
Надо отметить,
что определенный, хотя и небольшой,
опыт в этой области имелся. Первым
российским специальным актом военно-
Официальной датой начала русского военного флота считается 1696 год, когда состоялся знаменитый приговор Боярской думы "Морским судам быти...". В этом же году появляется и первый собственно петровский Морской устав из 15 статей, содержавшихся в царском "Указе по галерам". Здесь изложены лишь самые общие положения о плавании флотом, снятии с якоря и постановке на него, о боевых действиях против неприятеля и взаимопомощи при несчастных случаях. При минимальном чисто военно-морском содержании значительное место занимает уголовная часть, где каждая статья содержит описание наказания, предусмотренного за ее невыполнение, начиная с рублевого штрафа и кончая смертной казнью.
Следующим документом явились "Правила службы на кораблях", известные как "Артикулы Крюйса", составленные этим вице-адмиралом на основе голландского и датского морских уставов. Появление их было обусловлено значительным увеличением личного состава флота в первую очередь за счет найма иностранцев из Целого ряда стран на различные Должности. Необходимо было составить документ, определяющий их взаимоотношения и служебные обязанности. В 64 статьях "Артикулов Крюйса" содержались общие положения об обязанностях корабельных чинов и порядках на судне. Опять же достаточно подробно определены наказания за неисполнение различных статей — от штрафа в 10 копеек до смертной казни. Среди перечня наказаний есть и специфические, флотские, характерные, впрочем, для европейских флотов, например: купание с раины, килевание, битье у мачты. Некоторые отличались особо утонченным изуверством. Так, за убийство полагалось спинами друг к другу связать убийцу и труп убитого и обоих выбросить за борт (ст. 40). За угрозу ножом полагалось прибить руку виновного к мачте этим же ножом (ст. 77). Правда, нет сведений о применении именно таких наказаний на русском флоте. Чисто военно-морских статей в "Артикулах Крюйса" немного. Документ этот носит сугубо уголовно-правовой характер и весьма примитивен. Изложенные в нем без всякой системы положения направлены лишь на усиление дисциплины и порядка. В то же время обязанности тех или иных должностных лиц определены весьма туманно. Не конкретизированы служебные отношения между различными специалистами. На этот счет имеются только расплывчатые предписания о безоговорочном повиновении младших старшим. "Артикулы Крюйса" применялись как на корабельном, так и на галерном флотах. Сведения об официальном утверждении "Артикулов Крюйса" отсутствуют, но, очевидно, ими широко пользовались. Вместе с тем совершенно ясно, что "Артикулы Крюйса" не охватывали всех аспектов морской службы. Поэтому Петру I и его сподвижникам приходилось издавать различного рода указы и инструкции по каждому конкретному случаю, когда на то возникала необходимость. За период до 1710 года появилось огромное число документов. Отметим лишь некоторые из них.21
В первую очередь, это мартовский Указ 1706 года К. Крюйсу об отношениях флагманов корабельного и галерного флотов, о запрещении арестовывать офицеров без суда и об обучении матросов во время крейсерства. В этом Указе впервые делается особый упор на разделение функций парусного и гребного флотов, "ибо корабли ветром, а галеры тишью действуют". В апреле 1706 года были даны инструкции командирам каждого корабля. В мае в специальном Указе И. Боцису Петр предписывает встретить адмирала Головина в соответствии с правилами, принятыми в Венеции. Отсылки к морским уставам и правилам других стран встречаются постоянно. Пока не было разработано отечественное законодательство, опыт европейских государств был просто необходим. Так, суд по делу К. Крюйса осуществлялся на основе Устава Вильгельма Оранского.22
В ноябре 1706 года Петр издает Указ на имя Ф. Апраксина "О производстве по морской службе" из боцманматов в боцманы и далее до капитан-порошков через три года, от капитан-поручика до командора — через четыре года и далее "по рассмотрению".
В апреле 1710 года были изданы "Инструкции и артикулы военные российскому флоту", состоявшие так же, как и "Артикулы Крюйса", из 64 статей. Сравнительный анализ текста обоих документов показывает их родственную близость, с той лишь разницей, что статьи "Инструкций и артикулов..." 1710 года приобрели более жесткую структуру, точные и четкие формулировки, а тяжесть наказаний была увеличена. Так, смертная казнь предусматривалась уже в 13 случаях вместо пяти, как у Крюйса. Автором "Инструкций и артикулов..." выступил сам Петр 1.
Надо отметить, что Петр 1 ясно осознавал неполноту "Инструкций и артикулов..." и рассматривал данный документ как временный. На это есть прямое указание в 64-й статье: "Все иные принадлежащие артикулы, которые в сих не помянуты, ниже написаны, однако ж которые в войне на море употреблены быть могут, оные введены, умножены и к сим приобщены быть могут". Также был издан специальный текст присяги, принявший которую обязывался "поступать по Артикулам и учреждениям для службы сочиненным или впредь сочиняемым..."
Издание отдельных указов и инструкций продолжалось в том же объеме, что и прежде. Причем некоторые документы по форме весьма своеобразны. Например, был очень распространен тип документа, содержавшего вопросы и резолюции. В левой части листа бумаги Ф. Апраксин или К. Крюйс писали в столбик под номерами вопросы, на которые в правой части листа Петр накладывал резолюции, определявшие, как поступать в том или ином случае.
Положение, охарактеризованное нами выше, не могло долгое время удовлетворять Петра I. Все очевиднее была необходимость издания единого кодекса военно-морских правил, предусматривающих максимально возможное количество ситуаций. Несмотря на то, что к этому времени был накоплен солидный отечественный опыт, Петр решает еще раз более глубоко и всесторонне исследовать и зарубежный. В 1715 году во Францию для изучения морского делопроизводства был направлен один из самых талантливых и образованных морских офицеров петровского времени Конон Зотов, который затем сыграл огромную роль при работе над текстом Морского устава. Помимо французского, были переведены на русский язык датский, голландский и английский морские уставы. Очень много сделал для ознакомления русских моряков с опытом английского военно-морского флота перешедший на российскую службу капитан Паддон, к сожалению, очень рано ушедший из жизни. Кроме исследовательской, была проведена обширная издательская работа. В 1714 году была издана "Книга ордера или во флоте морских прав", содержащая "ордер принца Оранского". В 1715 году вышли из печати "Устав о войсках морских и их арсеналах Людовика XIV", а также "Инструкция о морских артикулах и крихсрехтах или воинских правах Фредерика IV, короля Датского". Затем Петр 1 намечает дальнейшую программу: "Сделать две книги: первую, когда флот приготовить и что на оный людей и артиллерии, амуниции и прочего принадлежит по рангу на один корабль, также инструкцию, как должность сию офицерам и рядовым знать, также и артикул воински”: вторую, как содержать флот в гавани и верфи с их вышними и нижними служителями, и какая их должность, также магазины и прочее .23