Преобразования Петра 1:содержания,значения,последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 20:58, реферат

Краткое описание

В научных трудах очень часто XVIII и XIX вв. представляются особым периодом в историческом развитии нашей государственной жизни. Этому периоду усвоено несколько названий: одни зовут его "Императорским", другие "Петербургским", третьи просто называют это время новой русской историей.

Вложенные файлы: 1 файл

Преобразования Петра 1.docx

— 38.56 Кб (Скачать файл)

Преобразования Петра 1:содержания,значения,последствия.

Введение.

В научных трудах очень часто XVIII и XIX вв. представляются особым периодом в историческом развитии нашей государственной жизни. Этому периоду усвоено несколько названий: одни зовут его "Императорским", другие "Петербургским", третьи просто называют это время новой русской историей.

Новую русскую историю обыкновенно начинают с так называемой эпохи преобразований нашего общественного быта. Главным деятелем этих преобразований был Петр Великий. Поэтому время его царствования представляется нашему сознанию той гранью, которая отделяет старую Русь от преобразованной России. С этой грани нам и должно начать свое изучение последней и прежде всего, стало быть, познакомиться с сущностью преобразований и с преобразовательной деятельностью Петра I.

Но деятельность Петра I до сих пор не имеет в нашем общественном сознании одной твердо установленной оценки. На преобразования Петра смотрели разно его современники, смотрим разно и мы, люди XIX и начала XX в. Одни старались объяснить себе значение реформы для последующей русской жизни, другие занимались вопросом об отношении этой реформы к явлениям предшествовавшей эпохи, третьи судили личность и деятельность Петра с нравственной точки зрения.

Детство и юность.

Петр 1 родился 30 мая 1672 года

Отец-царь Алексей Михайлович, мать вторая жена царя Нарышкина Наталья Кирилловна.

Юноша обладал живостью ума, любознательностью, сознательным, мгновенностью реакции, непоседливостью, сознательным отношением ко всему происходившему, детской непосредственность – в целом одаренность.

Петр был третьим наследником престола. В семье Натальи Кирилловны в Коломенском и Преображенском существовали не дворцовые порядки. Улица воспитывала юного царя. Непринужденность и отсутствие чопорности воспитывали личность Петра ,которая в последующие годы позволила ему воспитывать личным примером подданных ,убеждать их в необходимости того, что он принуждал их выполнять .

Большую часть времени в юные годы Петр был предоставлен самому себе .С ранних лет он проявлял привязанность к ремеслам. Ему доставляли инструменты каменщика  и плотника, столяра и кузнеца. Будучи взрослым Петр в совершенстве владел по меньшей мере дюжиной ремесел(12 шт), причем особенно хорошо работал топором на токарном станке. 
Более важное место в жизни Петра было – военное дело. Это увлечение выросло на почве его детских забав. Со временем деревянные пушки заменились боевыми, появились настоящие сабли, алебарды, кортики, шпаги.

Просторы села Преображенского позволяли Петру производить полюбившуюся ему пальбу из пушек и вести военные игры с участием значительного числа сверстников. Там впервые возник военный городок с жилыми помещениями для Петра и потешных солдат, амбары для хранения пушек и оружия. Эти сооружения были обнесены деревянными стенами с башнями и земляным валом. Потешные сначала предназначавшиеся для игр, или, как тогда говорили, потех, с годами превратились в подлинную военную силу. У истоков двух полков – Преображенского и Семеновского, которые составят костяк будущей регулярной армии, стояли потешные батальоны, набранные из спальников, конюхов, дворян, сокольников.

Но не с чем не может сравниться страсть Петра к мореплаванию и кораблестроению. Истоки такой любви восходят к рассказам об инструменте, с помощью которым можно было определять дистанции или расстояния не сходя с места.

Астролябию ему привезли из Франции, а в Немецкой слободе в Москве, где жили иностранные торговцы и мастеровые, нашелся человек, умевший с ней обращаться с ней. Там Петр разыскал мореплавателя и кораблестроителя, который мог взяться отремонтировать ботик  и смог обучить управлять им. Первый опыт кораблестроения производилось на реке Яузе, притоке Москвы-реки. Поиски большой воды привели 16-летнего Петра на Переславское (Плещеево) озеро, куда он поехал под предлогом богомолья в Троицком монастыре.

Еще одно место, которые произвело несгладимое впечатление на Петра была Немецкая слобода. Культура, общение, туалеты вызывали у него восхищение. Из торговцев и ремесленников, лекарей и военных, промышленников и переводчиков особой благосклонностью Петра пользовались два человека: шотландец Патрик Гордон и женевец Франц Лефорт. Гордон выступал в роли военного наставника, разрабатывал планы потешных сражений, был их участником. В отличие от Гордона Лефорт не имел каких-либо знаний, не знаком он бы и с ремеслами. Он больше всего любил жить в свое удовольствие и был незаменим в веселой компании. Лефорт ввел Петра в общество Немецкой слободы. Там царь познакомился с дочерью виноторговца Анной Монс, и все свое свободное время проводил там.

Выход к морю.

В то время территория Русского государства фактически была отрезана от морских берегов. Моря, омывающие страну с севера и востока, несмотря на огромную протяженность береговой линии, практически не могли быть использованы для хозяйственных нужд, потому что ресурсы Сибири и Дальнего востока находились в начальной стадии освоения. Роль единственных морских ворот выполнял Архангельск-порт на Белом море, но он большую часть года был скован льдами. Кроме того морской путь в страны западной Европы из Белого моря был в два раза длиннее, чем из Балтики. Наконец, сам Архангельск стоял вдали от экономических центров государства, и путь туда был тоже в два раза длиннее пути к портам Балтийского моря. Что касается другого порта - расположенного на противоположном конце страны Астрахани, то он обеспечивал Россию экономическими связями только с Ираном и странами средней Азии, находившимися на низком уровне экономического и культурного развития. Балтийское на западе и Черное на юге – были закрыты для внешнеторговых и культурных связей с Россией. Устье Дона запирала Османская крепость Азов. Попытка вернуть узкую полосу Финского залива не принесла успеха. Между тем России был необходим выход к морю6 невозможность установления экономических и культурных контактов с передовыми странами Западной Европы обрекал страну на изоляцию и застой во всех сферах жизни общества. Попытки Петра строить корабли на Плещеевом озере не дали нужного результата ,так как озеро было мало по водной глади. О необходимости морского флота и наличие морских кораблей Петр задумался после первого Азовского похода, в котором Петр потерпел неудачу. Первый поход показал, что для того чтобы изолировать Азов с моря и тем самым лишить его гарнизон возможности получать подкрепление живой силой и продовольствием - необходим флот. В 1696 году - Петр 1 взял Азов. Россия вышла к морю, но до становления России морской державой было еще далеко. Под флотом подразумевались не только голеры, которыми уже располагала страна, но и линейные корабли, вооруженные многими десятками пушек и приводившиеся в движение не мускульной силой людей, а ветром. Сооружение Азовского флота обнаружило множество собственных плотников, способных обеспечить постройку сотен и даже тысяч стругов, и недостаток мастеров для сооружения голер. Что касается строителей парусных кораблей, то ими Россия практически не располагала. Перед царем возникло две задачи:

1.Созданипя флота

2.Обеспечения страны специалистами, способными строить корабли и  управлять ими в сражении.

Создание военно-морского флота вылилось в учреждение компаний, отправку сыновей вельмож за границу для обучения кораблестроению и военно-морскому делу.

Преобразования Петра.

Азовские походы явились исходным пунктом для многих новшеств. Они повлекли строительство воронежского флота, вызвали значительные меры для создания регулярной армии. Введена была и новая форма поощрения воинской доблести - орден Андрея Первозванного. Новые веяния прослеживаются в отношениях России с Западом. Сам Петр становится частым гостем Немецкой слободы и даже отправляется в Европу. Меняется и внешность русских людей: дворяне и городские жители внешне стали походить на европейцев – их лишили бороды и длиннополого платья. Несмотря на все трудности, военно-морской флот был создан. Он по праву считался детищем Петра, его давнейшей мечтой.

Стрелецкое войско по всем параметрам не соответствовало уровню западноевропейской армии. Известно, что организация  регулярной армии началось еще при царе Алексее Михайловиче. Переход от постоянной армии к регулярной произошел в то время когда в вооруженных силах страны уже существовали Преображенский и Семеновский, а так же Лефортов и Бутырские полки. Поэтому  при формировании регулярной армии были образцы для подражания. Начало формированию регулярной армии было положено двумя указами, определившими источники комплектования новых полков. Первый из них приглашал на службу охотников из числа незакрепленных людей – помещичьи , монастырские  и дворцовые  крестьяне записи в охотники не подлежали. Охотников соблазняли высоким жалованием – по одиннадцать рублей в год, а также обеспечением продовольствием на равнее с солдатами Преображенского полка. Денежное вознаграждение за службу превышало размер жалования стрельцам, что позволяло охотникам заниматься только военным делом в течение всей своей бессрочной службы. Другим источником  комплектования армии было привлечения на службу даточных людей. Указом определялась норма поставки даточных разными категориями землевладельцев. Самая высокая 1 рекрут с 25 дворов – устанавливалась для духовных феодалов; с 30 дворов – поставляли даточных дворяне, находившегося на гражданской службе и с 50 дворов – землевладельцы, служившие в армии.  Указ предусматривал и контингент феодально-зависимых людей, из числа которых должны были поставлять даточные: они набирались из лиц, не занимавшихся производительным трудом – холопов, служак и конюхов монастырей. Привлечение даточных не должно было отрывать крестьян от возделывания пашней. В итоге из охотников и даточных было сформировано 29 пехотных и 2 драгунских полка общей численность 32 тысячи человек. Реформа не коснулась конницы, она как и в былые времена составляла из дворянского ополчения. Обучали солдат по артикулам, составленным Головиным  и исправленные Петром.

При комплектование армии офицерскими кадрами царь встретился с огромными трудностями на должности 29 командиров вновь организованных полков  удалось набрать иноземцев. Сложнее было укомплектовать полки младшим офицерам составом. Так как многие иностранцы , прединтовавшие на эти должности, особенно из Поляков и Шведов  и за мушкет не умели взяться, то от их услуг пришлось отказаться и заполнить вакантные должности из наспех обученных пехотных науке царедворцев.

Для привлечения средств в казну был издан указ о введение гербовой бумаги (1 февраля 1699 году).

Во всех городах вводилось унифицированная управление: отныне посадское население повсеместно изымалась из управлений воевод и переходила в ведение Бурмистрской палаты, вскоре переименованной в Ратушу. Бурмистрская палата приобрела двоякое назначение: с одной стороны ,она выполняла функции «пристойного приказа», осуществляя судебные права над посадским населением, а с другой стороны  - становилась ответственным сборщиком прямых и косвенных налогов.

Ответственность за их поступление возлагалось на посадские миры, обязанные погашать недобранные суммы из собственных карманов. Следовательно, правительство получало гарантию своевременного поступления налогов, не расходуя при этом ни копейки на содержание аппарата  по их выколачиванию.

Учреждение Бурмистрской палаты или Ратуши – важнейшее административное преобразование в том смысле, что в сеть центральных органов власти вводилось принципиально новое учреждение – выборный «пристойный приказ».

В связи с роспуском стрелецкого войска исчез Стрелецкий приказ, Великороссийский приказ слился с Разрядом. Вместо упраздненных Иназемского и Рейтарского приказов возникла новое учреждение. Надзор за строительством воронежского флота возлагалось на Адмиралтейский приказ. В связи с созданием регулярной армии появилось провиантское ведомство.

Был создан Рудокопный приказ, которому  поручалось пополнить казну золотом и серебром отечественного происхождения, причем указ нацеливал рудоискателей и на район поиска благородных металлов.

Самые важные изменения прослеживались в высшем эшелоне власти- Боярской думе. Старая Боярская дума начинает вымирать естественной смертью. Ряды боярских чинов редели, потому что убыль от смерти не восполнялось новыми назначениями.

Нельзя было находится в постоянной зависимости от иноземцев, как при комплектовании полков регулярной армии офицерским составом , так и при обеспечении создававшегося военно-морского флота мастерами- кораблестроителями.

Уже начальный этап преобразований обнаружил отсутствие множеств необходимых стране специалистов самого разнообразного профиля: артиллеристов, медицинского персонала, рудознатцев, астрономов, геодезистов и других.

Петр был вынужден обращаться к услугам иностранных специалистов, но их привлечение на русскую службу таила по крайне мере два негативных последствия:

1.Иностранным специалистам надлежало  платить в три-четыре раза более  высокое жалованье, чем своим.

2.Когда они приступали к выполнению  своих обязанностей: оказывалось, что  многие из них не владели  необходимым опытом и знаниями.

И самое главное ,что офицерам готовым служить всякому, кто больше платит, были чужды патриотизм, чувство долга перед Родиной и они не выдерживали испытания в первом же серьезном деле.

Издан указ о организации школы математических и навигацких наук (14 января  1701 года), которая передавалась в ведомство Оружейной палаты и должна была разместиться в Большом полотняном дворе, который находился в Кадашевской слободе, но затем определили для нее более благоустроенное здание – незадолго перед тем построенную Сухареву башню. До открытия Навигацкой школы Петр отправлял русских людей на учебу за границу, причем не столько для усвоения теоретических знаний, сколько для приобретения практических навыков в кораблестроение, управление кораблям во время боя, кораблевождении. Учащиеся в большинстве случаев постигали премудрости навигации и кораблестроения не за партой, а с топором в руках либо на корабле, где  они зачислялись в состав экипажа и наряду со штатными матросами выполняли самые разнообразные обязанности. Отправка русских людей за границу с целью обучения производила крутой переворот в сознании современников. До Петра общение  с иноземцами не поощрялось, разрешение на выезд за рубеж получали лишь две  категории людей: лица, находившиеся в составе посольств, и гости (купцы).Для последних это была существенная привилегия: среди торгово-промышленного населения только гости имели право покидать пределы страны для заключения торговых сделок. Теперь отправка русских за границу не только не запрещалась, а поощрялась и даже проводилась в принудительном порядке.

Начавшееся сближение с Западом проявилось в том, что бы русский человек внешним видом напоминал европейцев. После прибытия из за границы царь самолично обрезал бороды у бояр. Подобную операцию Петр повторял несколько раз, решив покончить со старорусской бородой.

Борьба с долгополым и широкорукавным платьем протекала так же как и с бородой. Вводилось еще два новшества : предписывалось производить счисление лет не от сотворения мира, а от Рождества Христова, а Новый год с первого января. В соответствие с правительственными предписаниями празднования Нового года  должно было происходить с первого по седьмое января.

Преобразования только начались, но их уже заметил сторонний наблюдатель. Царь совершил за последнее время ряд чудес. Сравните его Россию со старою – разница та же, что между днем и ночью.

Информация о работе Преобразования Петра 1:содержания,значения,последствия