Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 15:56, биография
16 января 2003 года исполняется 185 лет со дня рождения Шигабутдина Марджани (1818 - 1889), выдающегося татарского богослова, историка, проповедника и общественного деятеля, совершившего великую мировоззренческую революцию в татарском обществе второй половины XIX - начала XX в.
16 января 2003 года
исполняется 185 лет со дня рождения Шигабутдин
Он происходил из древней
и уважаемой семьи
Проведя годы за кропотливым и вдумчивым изучением мусульманской богословской литературы, Марджани стал убежденным сторонником идей своего прославленного земляка, религиозного реформатора Габденасира Курсави и сам начал писать смелые, во многом новаторские комментарии по актуальным вопросам исламской философии и правоведения. Таким образом, вернувшись зимой 1849 года с попутным торговым караваном из Бухары в Казань, Шигабутдин Марджани был встречен на родине с почетом и уважением как человек необычайной учености и знаний. Он с честью выдержал своеобразный экзамен у знаменитых религиозных авторитетов Казани и был приглашен самым богатым и влиятельным купцом Старотатарской слободы Ибрагимом Юнусовым на престижную должность имам-хатиба и мударриса Первой соборной мечети. С этого момента жизнь священнослужителя превратилась не только в череду выдающихся свершений, но и в постоянную изнуряющую борьбу за личное достоинство, за право свободно мыслить, учить и проповедовать. Он сумел учредить в приходе крупное и авторитетное медресе, куда съезжались за знаниями татарские юноши со всех концов России. Среди учеников хазрета, его ближайших сподвижников и единомышленников был видный востоковед, преподаватель Санкт-Петербургского университета Хусаин Феизханов. Шигабутдин Марджани, вплоть до самой своей кончины, считался единственным блестящим знатоком Корана в Казани. Поэтому с 1860 года он по поручению Духовного собрания наблюдал за точностью текста казанских изданий Священной книги. В 1867 году Марджани был удостоен почетных званий ахуна и мухтасиба. Несмотря на внешнюю незыблемость и основательность общественного положения, Шигабутдин хазрет долгие годы находился в опасном противостоянии с некоторыми купеческими семьями, безраздельно властвовавшими в казанских мусульманских общинах. В результате ему удалось покончить с противоречащим Исламу единоличным лидерством в том или ином приходе и создать систему коллективного самоуправления в махаллях, способную эффективно финансировать духовные и образовательные потребности мусульман.
Резко критикуя отжившие традиции и ненужные знания в богословских науках, Ш.Марджани навлек на себя гнев многих консервативных имамов, которые не только писали многостраничные теоретические опровержения на его труды, но также и многочисленные доносы в государственные инстанции. В свою очередь, чиновничество не особо жаловало городского ахуна за слишком независимый и строптивый характер. В то же время Ш.Марджани безоговорочно поддерживало большинство мусульманского населения Казани, а также представители научной интеллигенции. В его доме на Захарьевской улице (ныне ул.К.Насыри,10) частыми гостями были известный тюрколог В.В.Радлов, член-корреспондент Академии наук И.Ф.Готвальд, профессор Н.В.Катанов и другие. В 1876 году по пути в Западную Сибирь здесь побывал даже автор книги “Жизнь животных” немецкий ученый А.Брем. И это не случайно. Духовный наставник старейшей в городе махалли был горячим поборником истины, сторонником и идеологом обновления во всех сферах жизни татарского народа. В своих произведениях он призывал к очищению веры от вековых предрассудков и заблуждений, к возвращению к чистым и благородным традициям мусульманской общины времен Пророка. Он горячо отстаивал право каждого грамотного и мыслящего мусульманина самостоятельно искать в Коране и Сунне ответы на самые важные вопросы человеческого бытия.
Вместе с тем реформатор
считал возможным и даже необходимым
обучение мусульман русскому языку
и светским наукам. Эти смелые идеи
были подхвачены молодым поколением
татарской буржуазии и
Личная жизнь выдающегося имама была полна трагических коллизий. Добившись огромного общественного успеха и признания, он, тем не менее, до самой своей кончины вынужден был оплакивать горечь безвременных утрат. Он пережил трех своих жен и проводил в последний путь семерых детей от второго брака с Бибинагимой Хусаиновной Апанаевой. Тяжелейшим ударом для Шигабутдина хазрета стала смерть в 1885 году сына Махмуда, которого он считал своим преемником, талантливым и перспективным богословом, историком.
Марджани выдерживал удары судьбы с достоинством истинного мусульманина. Этому способствовали суровый, волевой характер, выдержанность и мудрость имама, чья личность в глазах современников быстро приобрела романтические черты. Видный татарский общественный и религиозный деятель Р.Фахрутдинов так описывал своего учителя: “Марджани хазрат был высоким человеком с красивым лицом, украшенным длинной, не очень густой бородой и широким лбом. Он был прекрасным и гордым, чрезвычайно проницательным и терпеливым, немногословным мыслителем”. Магнетизм личности этого национального героя, которого Г.Тукай назвал “поборником свободомыслия, знания и прогресса”, воздействие его выдающегося творческого наследия сегодня так же сильны, как и век назад. Татарский народ, ищущий свое место в мире, восстанавливающий страницы своего легендарного прошлого, возрождающий древние традиции и духовность, постоянно обращается к трудам ученого. Его именем в Казани в Старотатарской слободе названа одна из улиц. В столице Татарстана успешно работает Институт истории имени Шигабутдина Марджани Академии наук РТ, который, продолжая дело первого национального летописца, создает фундаментальную историю татарского народа с древнейших времен по сегодняшний день.
Газета "Время и деньги", № 7 (1463) от 15 Январь 2003 г.
Шиһабетдин Мәрдҗәни
Историк, философ и просветитель Шигабутдин Марджани
(1818-1889)
По материалам книги
М.Х.Юсупов
Шигабутдин Марджани как историк
Татарское книжное издательство, Казань, 1981
Главы: 1. Бухара 2. Самарканд 3. Казань
Шигабутдин ибн
Багаутдин ибн Субхан ибн Абд-
Приведем некоторые сведения из родословной Ш. Марджани, так как в те времена судьбы людей в большинстве случаев если не решались, то во многом определялись их происхождением, принадлежностью к тем или иным социальным кругам.
Корни его родословной берут свое начало от деревни Марджан, чем и об'ясняется его прозвище - тахаллус ал-Марджани. Дед Ш. Марджани - Субхан ибн Абд-ал-Карим, уроженец деревни Чаки ал-Кубра (ныне Арский район ТАССР), был довольно просвещенным человеком своей эпохи. Он длительное время являлся имамом (настоятелем мечети) и мударрисом (учителем медресе) села Хусна, находящегося недалеко от Арска. Выдержав соответствующие экзамены у оренбургского муфтия ал-Бурундуки, он по указу получил должность муллы и мударриса. Ш. Марджани отмечает, что это был первый официальный указ, оформленный на русском языке и датированный 1811 г.
Отец Ш. Марджани
- Багаутдин ибн Субхан родился
в январе 1787 г. в деревне Чаки
ал-Кубра. Он юношей уезжает
в Бухару и устраивается в
медресе "Турсуния", общается
с просвещенными людьми, много
читает классиков Востока-
Дед и отец Ш. Марджани обладали большими познаниями в области истории, любили рассказывать о различных событиях минувшего. Ш. Марджани с детства с большой охотой слушал эти рассказы и, вполне вероятно, что интерес к истории сложился у мальчика уже тогда, так как биографы отмечают его увлечение историей с ранних лет.
Большая
сосредоточенность,
Начальное
образование Ш. Марджани
Ш.
Марджани не ограничивался
Склонность
серьезно размышлять о
С
17 лет Ш. Марджани принимает
участие в преподавании в
В
эти же годы он проявляет
интерес к исследованию
Бухара.
По сложившейся традиции
Это
путешествие, длившееся около
семи месяцев, помогло ему
Чтобы
четко понять условия, в
После распада империи Тимура в Средней Азии не существовало единого централизованного государства. Здесь были три ханства: Бухарское - в бассейне реки Зеравшан, Хивинское - в нижнем течении реки Амударьи, а в конце XVIII века в Ферганской долине образовалось третье ханство - Кокандское, под властью которого оказался Ташкент, бывший до того самостоятельным городом-государством.
Все
три среднеазиатских ханства
были экономически отсталыми
феодальными государствами. Во
главе их стояли эмиры,
"Феодалы
присваивали не только
...Характерной
особенностью местной
Но
вместе с тем на территории
Средней Азии искони
Значение
этих рукописей было огромно,
так как "помимо памятников
письменности местного происхож
Информация о работе Просветитель педагог Шихабетдин Мардзяни