Роль традиции в деятельности Мао Дзэдуна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение роли традиций в деятельности Мао Цзэдуна.
Для достижения поставленной цели были сформулированны следующие задачи:
- изучить биографию Цзэдуна;
- изучить основные реформы, проводимые Цзэдуном.
Для написания курсовой работы были использованы такие источники как: Галенович Ю. М. «Мао Цзэдун вблизи», Панцов А. В. «Мао Цзэдун», Шорт Ф. «Мао Цзэдун», Юн Чжан, Холлидей Дж. «Неизвестный Мао», а также источники сети Интернет и другие.

Содержание

Введение
3
Глава I. Биография Мао Цзэдуна
5
1.1 Биография Мао Цзэдуна до 1930-х годов
5
1.2 Биография Мао Цзэдуна до 1949 года
10
1.3 Биография Мао Цзэдуна после 1949-х годов
18
Глава II. Реформы Мао Цзэдуна
23
2.1 Большой скачок
23
2.2 Культурная революция
28
Заключение
35
Список источников и литературы
37

Вложенные файлы: 1 файл

Роль традиции в деятельности Мао Цзэдуна.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Летом 1957 г. горстка буржуазных правых элементов начала яростную атаку на новую социалистическую систему и на КПК, пытаясь ликвидировать ее руководящую роль. Чрезмерно остро реагируя на сложившуюся ситуацию, КПК начала необоснованно широкую по масштабу кампанию «борьбы против правых», многократно повторяя и подчеркивая, что противоречия между пролетариатом и буржуазией, между социалистическим и капиталистическим путями были главными противоречиями, существовавшими тогда в китайском обществе.

В ноябре 1957 г. Мао Цзэдун возглавил китайскую делегацию в Советский Союз, где присутствовал на собрании в честь 40-й годовщины Октябрьской революции и на Совещании представителей коммунистических и рабочих партий, подписав документы, принятые на нем.

В начале 1958 г. он предложил перенести центр тяжести в работе партии и правительства на техническую революцию и социалистическое строительство. Позже, летом и осенью того же года, он необдуманно выступил с инициативой осуществления «большого скачка» и движения за создание сельских народных коммун, положив начало многим левацким ошибкам. Вскоре, осознав их, Мао Цзэдун сам возглавил работу по исправлению этих ошибок. Мао Цзэдун подчеркивал, что крестьяне не должны лишаться права собственности на свое имущество и что следует учитывать действие закона стоимости. Возражая ошибочным взглядам сторонников ликвидации товарного производства, которые распространились в то время, он указывал, что социалистическое общество должно стремиться развивать товарное производство.

В 1959 г. Мао Цзэдун ошибочно начал критику Пэн Дэхуая, а затем массированную борьбу в партии против «правого уклона», что свело на нет предпринятые им и ЦК КПК усилия но исправлению левацких ошибок, привело к дальнейшим неконтролируемым левацким действиям и существенно подорвало социалистическое строительство.9

С зимы 1960 г. по 1965 г. ЦК КПК и Мао Цзэдун принимали меры по дальнейшему исправлению ошибок «большого скачка» и движения за создание народных коммун и повернули экономику страны на путь восстановления и поступательного развития. Однако вскоре после этого Мао Цзэдун вновь обратил свое внимание на классовую борьбу, в которой он видел  главное проявление внутреннего конфликта в стране.

После образования нового Китая под руководством Мао Цзэдуна НОАК добилась больших успехов, став революционной, модернизированной армией, укрепляя оборону страны и помогая развитию самых передовых отраслей науки.

В сфере внешней политики Мао Цзэдун внес огромный вклад в формирование ее основ и выдвижение установок по конкретным вопросам. Вместе с Чжоу Эньлаем и другими руководителями он разрабатывал внешнюю политику независимости и опоры на собственные силы, направленную на борьбу с иностранным вмешательством и гегемонизмом.

С конца 50-х гг. Мао Цзэдун руководил решительной борьбой КПК против лидеров КПСС, которые, по его мнению, стояли на позиции великодержавного шовинизма и пытались вмешиваться во внутренние дела Китая и контролировать его действия. Он подчеркивал, что на международной арене Китай должен бороться против любых проявлений великодержавного шовинизма и всех форм гегемонизма. В 1970-е гг. он выдвинул стратегическую идею о «трех мирах» и открыл перед внешней политикой Китая новые горизонты в результате нормализации его отношений с США и Японией, создавая тем самым благоприятную международную обстановку для осуществления модернизации Китая.10

В 1966 г. вследствие неправильной оценки внутреннего и международного положения Мао Цзэдун начал «культурную революцию», которая вопреки его ожиданиям переросла в политические беспорядки и вышла из-под контроля вследствие манипуляций двух контрреволюционных клик - Линь Бяо и Цзян Цин.

Мао Цзэдун умер 9 сентября 1976 г. Он совершил крупные ошибки в последние годы жизни, но он живет в сердцах и памяти китайского народа и почитается им за неизгладимый, выдающийся вклад в китайскую революцию.

 

Глава 2. Реформы Мао Цзэдуна

2.1 Большой скачок

Большой скачок - экономическая и политическая кампания в Китае с 1958 по 1960 год, нацеленная на укрепление индустриальной базы и резкий подъем экономики страны и имевшая трагические последствия для китайского народа.

В это время Китай представлял собой на 90% аграрную страну, которой была остро необходима модернизация. Мао Цзэдун обосновывал политику Большого скачка при помощи марксистской теории производительных сил, однако его попытка усилить экономический рост путем резкой коллективизации и подменить профессионализм энтузиазмом, а также неверные решения в области сельского хозяйства обернулись катастрофой: следствием Большого скачка стала смерть от 20 до 40 миллионов человек, и это сделало его крупнейшей социальной катастрофой XX века (исключая Вторую Мировую войну).

Большому скачку предшествовали сложные события китайской истории. С одной стороны, Китай постепенно восстанавливался после долгой войны, организовывалась промышленность.

С другой стороны кампании типа «Пусть расцветают сто цветов» привели к трудностям управления и разгрому интеллигенции.

Был проведен ряд реформ — в частности, запрещены религиозные организации и мистические ритуалы, проведена частичная коллективизация и образованы малые крестьянские хозяйства, государство взяло на себя контроль за распределением сельскохозяйственной продукции. Китай поначалу старался подражать опыту СССР и использовал советских специалистов.11

После разоблачения культа личности Сталина, не одобренного Мао, между Китаем и СССР возникли трения, и Китай решил обходиться своими силами. К 1960 году из страны были выведены советские специалисты.

В левой части Коммунистической партии Китая появилась идея форсировать развитие экономики, опираясь на всеобщий энтузиазм населения. Более прагматичные правые коммунисты противились этой политике, но проиграли борьбу. Была уверенность, что за короткий срок можно «догнать и перегнать» ведущие страны, если заменить мелкие коммуны крупными и затеять глобальные преобразования, начиная с производства стали.

Международным фоном для Большого скачка стали Венгерское восстание 1956 года, Суэцкий кризис и образование республики Ирак.

Дополнительное напряжение создалось вследствие Тибетского восстания 1959 года, повлекшего за собой отъезд Далай Ламы в Индию и последующее ухудшение китайско-индийских отношений.

Большой скачок вылился в ряд массовых всекитайских кампаний, к которым привлекалось практически всё население, приближавшееся по численности к миллиарду человек.

На основе опыта коллективизации в СССР Мао Цзэдун готовил преобразования социальной структуры. Для того, чтобы выполнить задачи Большого скачка, необходимо было объединение. С 1958 года стали создаваться «народные коммуны» — крупные самодостаточные группы, живущие и работающие совместно, питающиеся в общей столовой. Инструментом обмена вместо денег в этих группах служили «трудодни». Народные коммуны были уже достаточным образованием для строительства печей малой металлургии или для сельскохозяйственных работ. Основным занятием коммун была сельскохозяйственная деятельность. К концу 1958 г. было создано 25 тысяч коммун, средний размер коммуны составлял 5000 семей.

Главной проблемой подъема экономики и индустриализации считалось производство стали. Повсюду стали строиться мастерские по производству стали из руды, при этом отсутствовала надлежащая инфраструктура и фундаментальные знания о стали и мартеновских печах. В соответствием с директивами Партии, повсюду стали строиться малые печи из глины, которые топили дровами. Рабочих набирали из близлежащих деревень.

Еще в 1959 году, после изучения проблемы и первых опытов, стало ясно, что хорошего качества сталь можно производить только в крупных печах на больших фабриках, используя каменный уголь в качестве топлива, однако проект продолжался, население организовывало на местах добычу угля и пыталось модернизировать печи.

Результатом был низкокачественный чугун, требующий для превращения в сталь дополнительной обработки и непригодный для широкомасштабного использования сам по себе. Он мог использоваться преимущественно для изготовления плугов и мотыг и расходовался в пределах коммуны.

Руководство, однако, было восхищено всеобщим подъемом, а специалисты боялись выступать с критикой после кампании «Пусть расцветают сто цветов».12

В 1958 году производство «стали» возросло на 45 %, а в 1959 году — еще на 30 %. Однако в 1961 году неэффективность малой металлургии стала очевидна, производство стали резко упало, и вернулось к уровню 1958 года только в 1964 году.

Сельское хозяйство в годы Большого скачка было полигоном для широкомасштабных социальных и агропромышленных экспериментов.

Велось строительство ирригационной системы, частично неэффективное из-за отсутствия квалифицированных инженеров.

Эксперименты по засеву зерновых базировались также на разработках советского академика (позже подвергнутого критике) Лысенко и его последователей. Пробовалось, например, засевать семена более густо с глубокой вспашкой, из расчета, что система корней, уходящих вглубь, позволит избежать конкуренции растений, и появятся более плотные урожаи.

Кампания по уничтожению воробьев привела к тяжелым нарушениям экологического баланса, в результате которых резко увеличилась популяция насекомых, истреблявших урожаи.

Волюнтаристские эксперименты в сочетании с коллективизацией привели к обширному голоду.

В 1958 году была хорошая погода и ожидался хороший урожай. Отвлечение большого количества людей на выплавку стали и кампания по уничтожению воробьев привели к тому, что урожай оказался невысоким, хотя официальные цифры рапортовали об успехах. Рапорты основывались также на количестве зерна, поставленного в зернохранилища. Увеличение поставок достигалось путем уменьшения доли зерна у крестьян, которые стали страдать от недоедания.

В 1959 и 1960 годах два года подряд стояла плохая погода, что привело к крайне низким урожаям и голоду в ряде провинций. На это наложилось крупное наводнение из-за разлива реки Янцзы, от которого погибло два миллиона человек.

Особенно сильная засуха была в 1960 г., она поразила северные провинции. Засуха наложилась на перегибы коллективизации и на последствия экспериментов по уничтожению воробьев. Огромное количество людей вымерло от голода в самой плодородной провинции Сычуань. При этом официальная статистика опять мало соответствовала реальному положению дел, так как урожай конфисковывался у крестьян для заполнения государственных хранилищ в соответствии с планом (что вошло в статистические данные), а крестьянам почти ничего не оставалось для пропитания, гибель от голода приобрела массовый характер.

В январе 1961 года состоялся IX пленум ЦК КПК, который решил приостановить политику Большого скачка в сельском хозяйстве и принял чрезвычайные меры по закупке зерна в Канаде и Австралии.13

Первая жесткая критика политики Большого скачка прозвучала на Лушаньской партконференции в июле—августе 1959 года, выступал маршал Пэн Дэхуай, он подготовил уничтожающий анализ работы в деревне и малой металлургии. В дальнейшем он был смещен Мао Цзэдуном со всех постов, на его место был назначен Линь Бяо.

В партии возникло серьезное противостояние, которое продолжалось вплоть до Культурной Революции. В итоге Мао Цзэдун публично признал допущенные ошибки, он даже покинул пост Председателя КНР, уступив его Лю Шаоци (он оставался Председателем КПК и Председателем Военного Совета). Хозяйственной деятельностью занялись вплотную Лю Шаоци и Дэн Сяопин, им пришлось принять ряд прагматических мер, чтобы хотя бы частично выправить ситуацию. Они занялись деколлективизацией и частичным возвратом к «капиталистическим» методам управления. Мао Цзэдун жестоко отомстил за это поражение во время Культурной революции, в ходе которой развернулась борьба с «идущими по капиталистическому пути», а Пэн Дэхуай, Лю Шаоци и Дэн Сяопин были подвергнуты репрессиям.

После смерти Мао Хуа Гофэн (новый и значительно менее авторитетный лидер КНР) пытался укрепить свои позиции путем попытки проведения нового Большого Скачка. За прообраз предполагалось брать Дацин и Дачжай, выдвинутые еще Линь Бяо как истинно коммунистические предприятия, работающие на военной дисциплине — без материальных стимулов. Эта инициатива была подавлена авторитетом Дэн Сяопина и других ветеранов партии.

 

2.2 Культурная революция

Великая пролетарская культурная революция - термин, обозначающий политические события с ноября 1965 по октябрь 1976 года в истории КНР. Этот период характеризовался крайней политизацией всех областей городской жизни, насилием, творимым поощряемыми сверху бандами молодежи, и хаосом в партийном руководстве страны.

Решающее влияние на проведение «культурной революции» оказал председатель КПК Мао Цзэдун для утверждения взглядов своей группировки в руководстве КПК (маоизма) в качестве государственной идеологии и в рамках борьбы со взглядами политической оппозиции. Объективным содержанием «культурной революции» было уничтожение традиционализма и создание конфликта поколений.

Большинство исследователей «культурной революции» сходятся на том, что одной из основных причин развернувшейся в Китае «культурной революции» была борьба за лидерство в партии.

После провала «большого скачка» позиции Мао в стране сильно пошатнулись. Поэтому в ходе «культурной революции» Мао Цзэдун ставил перед собой две главные задачи, обе из которых сводились к укреплению его лидирующего места на политической арене КНР: уничтожить оппозицию, у которой начали появляться мысли о реформах экономики с частичным внедрением в нее рыночных механизмов, и, в то же время, занять чем-то бедствующие народные массы. Свалив всю вину за провал «большого скачка» на внутреннюю оппозицию (Лю Шаоци) и внешних врагов («ревизионистский» СССР во главе с Хрущёвым), Мао убивал двух зайцев сразу: и убирал конкурентов, и давал выход народному недовольству.14

Информация о работе Роль традиции в деятельности Мао Дзэдуна