Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:42, доклад
Точная дата рождения Варфоломея Кирилловича неизвестна: на основании разных источников называют 1314 г., 1319 г., 1322 г.
Варфоломей с детства был отмечен Божьей благодатью. В 1ый год жизни он отказывался от материнского молока в «постные» дни недели – среду и пятницу. С 7 лет Варфоломей был отдан в учение, которое давалось ему с большим трудом. Однажды Варфоломей пас коров, но они разбежались, и он не знал что делать. К нему подошел старец. Он заговорил с отроком, угостил кусочком просфоры. Мальчик пожаловался дедушке, что плохо понимает письменную грамоту. Старик утешил мальчика, благословил. К изумлению всех Варфоломей взял в руки Псалтырь и стал ясно и громко его читать. По всем описаниям выходило, что старцем был святитель Николай – любимый святой в русских семьях.
Глава 1. Варфоломей Кириллович.
Точная дата рождения Варфоломея Кирилловича неизвестна: на основании разных источников называют 1314 г., 1319 г., 1322 г.
Варфоломей с детства был отмечен Божьей благодатью. В 1ый год жизни он отказывался от материнского молока в «постные» дни недели – среду и пятницу. С 7 лет Варфоломей был отдан в учение, которое давалось ему с большим трудом. Однажды Варфоломей пас коров, но они разбежались, и он не знал что делать. К нему подошел старец. Он заговорил с отроком, угостил кусочком просфоры. Мальчик пожаловался дедушке, что плохо понимает письменную грамоту. Старик утешил мальчика, благословил. К изумлению всех Варфоломей взял в руки Псалтырь и стал ясно и громко его читать. По всем описаниям выходило, что старцем был святитель Николай – любимый святой в русских семьях.
С раннего детства у него была тяга к святой жизни: Варфоломей уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия, питался только хлебом и водой, а по средам и пятницам постился.
Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смирный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался.
В 1328 г. родители Варфоломея, доведенные до нищеты, вынуждены были переселилиться из Ростова в небольшой подмосковный городок Радонеж. Они скончались в 1337 г. В юности Варфоломей твердо решил принять монашеский постриг и начать жизнь отшельника и после смерти родителей он раздал большую часть своего имущества бедным и вместе со старшим братом Стефаном, который после безвременной смерти жены принял монашество, поселился среди глухого леса в уединенном месте, которое было очень удобно для отшельнической жизни. Братья устроили себе сначала шалаш, а потом бревенчатую келью, возле которой поставили небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы. Образ Троицы (единого в 3-х лицах Бога: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой) служил в ту эпоху символом любви и уединения.
Стефан, не выдержав тяжелой жизни отшельника, через некоторое время покинул своего брата и ушел в Москву. Варфоломей остался тверд в своих замыслах. В 1342 г. игумен Митрофан постриг его в монашество с именем Сергей и он начал свой монашеский подвиг.
Глава 2. Сергий Радонежский.
Твердость его была удивительной.
Стужу, голод, жажду, изнурительную
тяжелую работу терпел он со смирением.
Кроме хлеба, который время от
времени приносил ему из Радонежа
младший брат Петр, у Сергия не было
другой пищи. Зимними ночами приходили
к келье стаи голодных волков, иногда
приходил медведь (с ним Сергий из
жалости делился скудной пищей)
Прошло всего 2-3 года, и о юном пустыннике заговорили как в Радонеже, так и в соседних селеньях. Один за другим жители стали приходить к нему ради духовного совета, а потом нашлись желающие разделить его подвиг. Так сложилась небольшая община.
Все свободное от молитвы время монахи проводили в постоянном труде, причем Сергий работал больше всех: он своими руками построил несколько келий, рубил и колол для всех дрова, молол в ручных жерновах, пек хлеб, варил пищу, кроил и шил одежду и приносил воду. В 1354г. епископ Волынский Афанасий по поручению митрополита Алексия поставил Сергия в игумены (настоятели) и одновременно расположил его в сан священника. Но и после этого он продолжал учить не столь словом, сколько своим примером. Прежняя Троицкая церковь стала тесной. Ее разобрали и поставили на ее место другую, гораздо более просторную.
Но монахи нуждались во всем: недоставало пищи, одежды, ели и пили из деревянных сосудов, которые изготавливали своими руками. В это время молитвами Сергия стали совершаться чудеса. Так, например, после горячей молитвы его вблизи обители из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, затем случилось несколько чудесных исцелений. Слава о Сергии стала греметь по всей округе. К нему потянулись больные и калеки, и многие после бесед со святым и его молитв испытывали облегчение, а некоторые и вовсе получали полное исцеление.
Сергию не раз приходилось покидать Радонеж и совершать миротворческие походы, с тем чтобы вразумить князей и заставить их прекратить гибельные для страны раздоры. Чувствуя огромную духовную ответственность за все, что происходило на Руси, великий старец всеми доступными ему средствами стремился утвердить мир. Не только простолюдины, но и бояре и великие князья искали его советов и благословления.
Глава 3. События Куликовской битвы.
В августе 1380 г., преданный своими союзниками, князь Дмитрий Донской оказался один на один с надвигавшимися на Русь многотысячными татарской и литовской армиями. Московский князь посчитал своим долгом посетить Троицкую обитель и принять напутствие от Сергия. Великий старец ободрил князя и предрек ему победу. Сергий РАДОНЕЖСКИЙ- самый авторитетный в то время церковный деятель – признал войну с Мамаем священным долгом христиан. Воодушевленный Дмитрий поспешил вдогонку за своим войском. Весть о том, что московский князь получил от святого Сергия благословление на битву, вскоре облетела все войско и вдохнула мужество во все сердца. В день Куликовской битвы 8 сентября все монахи Троицкого монастыря вместе с самим Сергием ни на минуту не прекращали молиться. Сергий телом стоял в храме, а духом был на поле боя. Он видел все, что там происходит, и рассказывал братии о ходе сражения. Наконец, ценой больших потерь, войско князя одержало победу в Куликовской битве. На обратном пути Дмитрий заехал в Троицкий монастырь и лично сообщил Сергию о своей победе. Победа на Куликовском поле была одержана в день большого церковного праздника – Рождества Богородицы. Это было воспринято как еще одно явное свидетельство небесного покровительства Богородицы Русской земле.
После этих событий авторитет Сергия на Руси сделался непререкаемым.
В последующие годы жизни Сергия его духовная сила достигла чрезвычайной мощи. Ему передались все дары Божии: дар чудотворения, дар пророчества, дар утешения и назидания. Однажды братия видела, как во время литургии Сергию прислуживал Ангел, в другой раз к нему явилась сама Богородица. За полгода до смерти Сергий удостоился откровения о времени своего пришествия к Богу. Тогда он созвал всю братию и в присутствии всех передал управление обителью своему ученику, преподобному Никону, а сам принял на себя обет безмолвия. Лишь перед самой смертью, 25 сентября 1392 г.,он опять собрал к себе всех монахов и обратился к ним с последним напутствием. Более всего он просил братию хранить любовь и единомыслие, душевную и телесную чистоту, смирение и заботу о нищих и бездомных.
После этого он тихо скончался. Знавшие его писали позже, что никогда за всю свою жизнь он ни на что не жаловался, ни на что не роптал, не унывал, не скорбел, всегда был спокоен, невзирая на искушения и скорби человеческие.
Уже вскоре после смерти Сергий стал почитаться Троицкими монахами как святой. В1422-1423 гг. над могилой Сергия был выстроен сохранившийся до наших дней каменный собор во имя Троицы.
Скромному Радонежскому игумену
суждено было обрести бессмертие
не только в памяти и делах своих
учеников и последователей, но также
и в истории Российского
Имя Сергия было и остается символом духовного богатства русского народа. Заветы Сергия – христианская любовь к людям, непрестанное восхождение к нравственному совершенству путем мужественному самоотречения – стали светлыми идеалами русской культуры.
Всего преподобным Сергием и его учениками основано около 70 монастырей. Это явилось решающим условием в деле сплочения Руси, оздоровления ее нравственности и послужило просвещению народа, обогатило Русь книгами, иконами. Москва окончательно утвердилась как столица Руси.
Дни памяти преподобного Сергия Радонежского – 18июля и 8 сентября.
Вывод :
Сергий Радонежский внес огромный вклад в развитие духовной культуры Руси. Он Ангел и небесный заступник Русской земли. Существует множество версий о сотворении мира, множество религий, богов, легенд, мифов, но Сергий Радонежский это не миф и не легенда, он был, есть и всегда останется в истории Русского государства.
Д О К Л А Д
на тему :
Сергий Радонежский