Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:31, лекция
Суриков Василий Иванович (1848-1916), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1869-75) у П. П. Чистякова. Член ТПХВ (с 1881; см.Передвижники), Союза русских художников. Уже в годы учения обратившись к исторической живописи, Суриков стремился преодолеть условность академического искусства, вводя в свои композиции бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур.
Суриков Василий Иванович, русский живописец
В. И. Суриков «Автопортрет» 1876
Суриков Василий
Иванович (1848-1916), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1869-75) у П.
П. Чистякова. Член ТПХВ (с 1881; см.Передвижники), Союза русских
художников. Уже в годы учения обратившись
к исторической живописи, Суриков стремился преодолеть
условность академического искусства,
вводя в свои композиции бытовые мотивы,
добиваясь конкретной историчности архитектурного
фона и деталей, убедительности свободной
группировки фигур ("Княжий суд",
1874, "Апостол Павел объясняет догматы
веры в присутствии царя Агриппы", 1875,
- обе в ГТГ). С 1877 жил в Москве. ПосетилГерманию, Францию, Авст
Суриков страстно любил русскую старину;
обращаясь к сложным, переломным моментам
в истории России, он искал в них созвучия волнующим вопросам
современности. В 80-х гг. Суриков создал
свои наиболее значительные произведения
- монументальные исторические картины "Утро стрелецкой
казни" (1881), "Меншиков в Берёзове"
(1883),
В. И. Суриков «Боярыня Морозова» 1884-1887
"Боярыня
Морозова" (1887; все - в ГТГ). С
глубиной и проницательностью
истинного историка Суриков
Сурикова привлекают сильные, яркие личности,
концентрирующие в себе бунтарский дух
народа: исполненный яростной решимости
и неукротимого духа сопротивления рыжебородый
стрелец в картине "Утро стрелецкой
казни", проникнутая страстью и фанатической
убеждённостью подвижничества боярыня
Морозова в одноименной картине. С большим
мастерством и любовью к созданному народным
гением идеалу прекрасного передаёт Суриков
облик площадей и улиц старой Москвы, заполненных
толпой народа, изображает одежду и утварь,
вышивку, резьбу по дереву и т. п. В своих
монументальных по форме картинах Суриков
создал новаторский тип композиции, в
которой движение людской массы, охваченной
сложной гаммой переживаний, выражает
глубокий внутренний смысл события. В
его произведениях общий колорит, основанный
на гармонии полнозвучных чистых красок,
ритм цветовых пятен, фактура и манера
наложения красочных мазков служат важным
средством передачи общего настроения,
атмосферы изображаемого события, психологическими
характеристики персонажей.
В 1888, после смерти жены, Суриков впал в
острую депрессию, оставил живопись. Преодолев
после поездки в Сибирь (1889-90) тяжёлое душевное
состояние, Суриков создал полотно "Взятие
снежного городка" (1891, ГРМ), запечатлевшее
обобщённый образ русского народа, полного
удали, здоровья и веселья. В исторических
картинах 90-х гг. Суриков вновь обратился
к национальной истории, останавливаясь,
однако, не на периодах остродраматических
социальных противоречий, а на событиях,
в которых проявлялись героический дух,
единство и мощь русского народа.
В картине
В. И. Суриков «Завоевание Сибири Ермаком» 1895
"Покорение
Сибири Ермаком" (1895, ГРМ) мысль
Сурикова "две стихии встречаются"
раскрыта в смелой удали
В. И. Суриков «Сибирская красавица. Портрет Е. А. Рачковской» 1891
("Сибирская
красавица. Портрет Е. А. Рачковской",
1891, ГТГ). В годы реакции Суриков, верный
демократическим традициям, писал (до
1910) картину "Степан Разин" (начата
в 1903, ГРМ). Суриков также много работал
в техникеакварели (
Патриотическое, правдивое творчество
Сурикова, впервые с такой силой показавшее
народ как главную движущую силу истории,
стало новым этапом в мировой истории
живописи. Имя Сурикова присвоено Московскомухудожеств
Информация о работе Суриков Василий Иванович, русский живописец