Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:16, контрольная работа
В диалоге “Государство” идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой. Подобно тому как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному началу – воины, вожделеющему – земледельцы и ремесленники.
Критерии
Сущность и происхождение государств
Учение о формах правления
Собственность
Закон
Справедливость
Рабство
Равенство
Земля |
Платон
В диалоге “Государство” идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой. Подобно тому как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному началу – воины, вожделеющему – земледельцы и ремесленники. Сословное деление общества Платон объявил условием прочности государства как совместного поселения граждан. Самовольный переход из низшего сословия в высшее недопустим и является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы В диалоге «Законы» деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов, различающихся по степени богатства. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие. Помимо занятий в собственном хозяйстве им вменяются в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т.п. Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. На сочетании демократических и монархических принципов строятся выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов. Замыкает иерархию государственных органов тайное "ночное собрание", в которое входят 10 самых мудрых и престарелых стражей и другие лица. Им вручается верховная власть в государстве.
В диалоге «Политик» им дается наиболее подробная и более типичная типология форм правления. Всего получается шесть форм правления: -монархия, построенная на основе законов - царская власть; монархия при несоблюдении законов – тирания; законная власть немногих – аристократия; незаконная власть немногих –олигархия; демократия на основе законов; демократия не соблюдающая законы. Среди законных форм государства демократия является наихудшей, т.е. она хуже царской власти и аристократии. Среди форм, основанных на беззаконии, демократия – лучшая, она предпочтительнее олигархии и тирании
Платон видит в частной собственности корень общественных противоречий и конфликтов, раскалывающей общество на бедных и богатых и побуждающей каждого гражданина думать прежде всего о личных интересах. В диалоге «Государство» Платон выдвигает план упразднения частной собственности среди правителей и воинов, т.е. первых двух сословий. Правители и воины должны всю свою жизнь посвятить общественному благу. Поэтому их нужно избавить от соблазнов личного обогащения. Всю жизнь правителей и воинов предполагается организовать на началах общности имущества и коллективизма. «Прежде всего, никто не должен обладать никакой частной собственностью. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий» Средства к существованию предоставляет третье сословие. Эти ограничения не распространяются на третье сословие. Но регулирование Платон поручает правителям.
В диалоге «Законы» Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность, но ее размеры ограничены. Для удобства расчетов (при замещении государственных должностей, комплектовании войска и т.п.) предусматривается точное число граждан – 5040. В это число входят только владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не обладают.
В диалоге “Законы” Платон писал: “Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги”. Под законом здесь понимается не что иное, как совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми людьми государства в качестве ориентира для остальных граждан. В приведенном фрагменте речь идет о подчинении правителей божественным законам (точнее, установлениям легендарного Кроноса, правившего людьми в глубокой древности).
Платоновское определение справедливости в диалоге "Государство" было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует, по Платону, соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т. е. философам, которые персонифицируют эту способность) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) – быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое "по своей природе жаждет богатства".
В диалоге "Государство" рабы рассматриваются лишь как мускульная сила, набор орудий. В диалоге «Законы» политически рабы бесправны, но Платон заботиться о том, чтобы своим имущественным положением они оставались довольны, более того, чтобы их положение существенно не отличалось от положения господ. «Часть, предназначенная для господ, ничем не должна быть обильнее остальных двух частей, предназначенных для рабов, а равным образом и для чужеземцев. Надо произвести разделение так, чтобы все части были вполне равны в отношении качества». Бесправие компенсируется материальным довольством.
В диалоге «Государство» сословия не только не равны, но и наследственно замкнуты. Принадлежность к сословию определяется не личными качествами и наклонностями, а происхождением. В порядке исключения Платон допускает перевод из первого сословия во второе и наоборот. Но на третье сословие такой порядок не распространяется. Проникновение выходцев в ряды правителей, ведет к гибели государства.
В диалоге «Законы» деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие. Помимо занятий в собственном хозяйстве, им вменяются в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т.п. Граждане равноправны, но сам принцип равенства трактуется Платоном аристократически – в виде требования "геометрического", а не простого "арифметического" равенства. "Ибо для неравных, – отмечает Платон, – равное стало бы неравным, если бы не соблюдалась надлежащая мера".
О форме Земли Платон пишет в диалоге "Федон" (повествование ведется от лица Сократа): "Если бы кто-нибудь[...] сделался крылатым и взлетел ввысь, то, словно рыбы здесь .у нас, которые высовывают головы из моря и видят этот наш мир, так же и он, поднявши голову, увидел бы тамошний мир[...] Итак, друг, рассказывают прежде всего, что та Земля, если взглянуть на нее сверху, похожа на мяч, сшитый из двенадцати кусков кожи и пестро расписанный разными цветами". В комментарии к этому месту в Собрании сочинений Платона сказано: "Земля в рассказе Сократа обладает формой совершенного тела, т.е. шара или сферы, о чем учили пифагорейцы: "Из форм тел самое прекрасное шар". По Пифагору, существует пять телесных математических фигур, причем из додекаэдра возникла "сфера Вселенной" (у Платона Земля - тоже додекеэдр). Пифагореец Гиппас первый разгласил и начертил шар из двенадцати пятиугольников”. |
Аристотель
Государство – творение природы, продукт естественного развития. Человека Аристотель называл «животным политическим», т.е. общественным. По его утверждениям существует несколько ступеней объединений, которые люди создают последовательно ,в своем естественном стремлении к общению. Первое – семья, состоящая из мужчины, женщины и их детей. Далее – расширенная семья – несколько поколений родственников с боковыми ветвями. Полис- высшая форма объединения. Цель полиса – благо граждан. Отличительные признаки полиса-государства: единство власти и территории; нахождение полиса под властью одного правителя, имеющего одну конституцию; распространение власти в полисе на свободных и равных граждан.
В зависимости от целей,
которые ставят перед собой правители
государства, Аристотель различал правильные инеправиль
Собственность — часть семейной организации: без предметов первой необходимости не только нельзя жить хорошо, но вообще нельзя жить. Общность имущества философ считал противоестественным: «Человеку свойственно больше всего любить самого себя». Частная собственность – следствие себялюбия, это добродетельное начало и стимул к труду. То, что выгодно гражданину, выгодно и полису, богатство граждан соответствуют общему благу
Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права».
Понятие права тождественно справедливости. Политическая организация Аристотелю представляется сферой не уравнивающей ,а распределяющей справедливости, т.е. Аристотель оправдывал общественное неравенство.
Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является "арифметическое равенство", сферой применения этого принципа – область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т. д. Распределяющая справедливость исходит из принципа "геометрического равенства" и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения
Раб — некая одушевленная часть собственности. Деятельность рабов состоит в применении их физических сил, это наилучшее, что они могут дать. Они в такой сильной степени отличаются от других людей, в какой душа отличается от тела, а человек — от животного. Именно такие люди по своей природе — рабы, и для них лучший удел быть в подчинении у господина. Аристотель поясняет, что рабом по природе бывает тот, кто может принадлежать другому и кто одарен рассудком лишь настолько, что воспринимает приказания другого лица, но сам рассудка не имеет Раб — своего рода часть господина, одушевленная и отделенная часть его тела, и так как полезное для части полезно и для целого, а полезное для тела полезно и для души, то между рабом и господином, согласно Аристотелю, существует известная общность интересов и взаимное дружелюбие, если только отношения между ними покоятся на естественных началах. Рабство для Аристотеля — институт, необходимый для правильной деятельности семьи, предпосылка правильного государственного строя, который возникает из семьи и из соединения семейств в селения.
В самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие — к властвованию.
Аристотель учил, что Земля , являющаяся центром Вселенной, шарообразна. Доказательство шарообразности Земли Аристотель видел в характере Лунных затмений, при которых тень, бросаемая Землёй на Луну, имеет по краям округловатую форму, что может быть только при условии шарообразности Земли. Ссылаясь на утверждения ряда античных математиков, Аристотель считал окружность Земли равной 400 тыс. стадий...
|
Задание 2: Раскройте политико-правовую
концепцию славянофилов (сер. XIX в.),
ее теоретическую и философскую
основу.
Основные положения теории
славянофильства:
1) идея народности, обоснование того, что
в основе самобытного российского пути
развития лежат православие и национальный
русский характер;
2) гармония власти и народа в России в
противоположность Европе, где обострены
социальные конфликты. Самодержавие, по
мнению славянофилов, избавляло российское
общество от политической борьбы, в которой
погрязла Европа;
3) общинный строй в деревне, коллективизм,
соборность - основы русской общественной
жизни;
4) ненасильственный путь развития России;
5) преобладание духовных ценностей над
материальными в России;
6) критика Петра I за насильственные методы
внедрения опыта, механически заимствованного
у Запада, что привело к нарушению естественного
развития России, породило крепостничество
и социальные конфликты;
7) необходимость ликвидации крепостного
права, но при сохранении общины и патриархального
уклада жизни;
8) созыв Земского Собора для определения
пути дальнейшего развития;
9) объединение всех славян под эгидой
России;
Славянофилы отрицали революцию и радикальные
реформы, считая возможным лишь постепенные
преобразования, проводимые сверху под
давлением общества по принципу царю -
сила власти, народу - сила мнения.
Национальная идея, разработанная
славянофилами Кириевским и Хомяковым
еще в 1830 –х годах, заключалась в следующем:
каждая нация несет на себе историческую
миссию, данную ей свыше. Киреевский пришел
к заключению, что в Европе «каждый народ
уже совершил свое назначение, каждый
выразил свой характер, пережил особенность
своего направления, и уже ни один не живет
отдельною жизнью: жизнь целой Европы
поглотила самостоятельность всех частных
государств». Хомяков давал западным народам
и специальные, индивидуальные характеристики,
но они всегда относились более к прошлому
отдельных народов, нежели к их настоящему.
„Западная мысль совершила свой путь
вследствие необходимого и логического
развития своих начал. Отжили не формы,
но начала духовные, не условия общества,
но вера, в которой жили общества. Логика
истории произносит свой приговор не над
формами, но над духовной жизнью Западной
Европы".
Две черты, по мнению славянофилов, характерны
для западного мира: „односторонняя рассудочность
и раздвоенность просветительного начала
и совершенно соответствующая им раздвоенность
общественной стихии, составленной из
завоевателей и завоеванных". Развитие
этих-то именно особенностей и довело
до „гниения" европейские народы.
«О, грустно, грустно мне.
Ложится тьма густая
На дальнем Западе, стране святых чудес:
Светила прежние бледнеют догорая,
И звезды лучшие срываются с небес», - пишет
Хомяков в 1834 году.
Обращаясь к России, славянофильская мысль
находила в ней страну великих возможностей,
еще не осуществленных, но все же вполне
реальных, прежде всего и главным образом,
возможностей религиозных: „этот русский
быт и эта прежняя, в нем отзывающаяся,
жизнь России драгоценны для нас особенно
по тем следам, которые оставили на них
чистые христианские начала, действовавшие
беспрепятственно на добровольно покорившиеся
им племена словенские". Хомяков считал,
что истинное христианство сохраняется
только в православии, и что западные вероисповедания
выражали собою лишь элементы или части
всецелой истины, будучи поэтому односторонними
и в односторонности своей ложными. В результате
своего исследования отношений между
западноевропейским просвещением и древнерусским
Киреевский пришел к убеждению, что „раздвоение
и цельность, рассудочность и разумность
будут последним выражением западноевропейской
и древнерусской образованности". А
общий, окончательный вывод напрашивался
сам собою: „история призывает Россию
стать впереди всемирного просвещения;
она дает ей на это право за всесторонность
и полноту ее начал".
Миссия России, таким образом, объявляется
славянофилами более высокой и почетной,
нежели миссии западных держав. Русская
„идея" должна усвоить и осуществить
все то положительное, что заключали в
себе идеи ранее живших народов; и вместе
с тем, она призвана освободить мир от
их односторонностей, ибо, если история
имеет смысл, то позднейшие народности
являются на всемирно-историческую арену
именно для того, чтобы продолжить единое
общечеловеческое дело, чтобы усовершенствовать
сделанное предшественниками, завершить
незаконченное, исправить ошибки. Формально
все нации равны между собою перед лицом
человечества: ведь каждая из них имеет
определенное призвание, известную миссию.
Но по существу, нет ни одной нации, которая
была бы равна другой: миссия каждой единственна
и своеобразна. Идеи более ранних народов
качественно несовершеннее, существенно
беднее идей более поздних, но принципиально
столь же необходимы и важны: „каждый
век, - пишет Хомяков, - имеет свой, Богом
данный ему, труд и каждый исполняет его
не без крайнего напряжения сил, не без
борьбы и страданий, вещественных или
душевных; труд одного века есть посев
для будущего". Исключительно высокая
оценка исторического призвания России
нисколько не мешала Киреевскому неустанно
подчеркивать, что «любовь к образованности
европейской, равно как любовь к нашей,
обе совпадают в последней точке своего
развития в одну любовь, в одно стремление
к живому, полному, всечеловеческому и
истинно христианскому просвещению".
Славянофильство не замыкало миссию России
в тесные национальные рамки: эта миссия,
как и всякая другая, в его глазах имела
общечеловеческий, универсальный смысл,
была запечатлена печатью подлинного
вселенского служения. Россия нужна народам.
Она должна „обнять их своею любовью",
открыть им „таинство свободы", „пролить
им сиянье веры". Она - центр современного
периода всемирной истории, надежда всего
современного человечества. Смысл ее бытия
- не в ее собственной жизни, а в ее вселенском
призвании. Подобно всякому народу, русский
народ должен поведать миру свое слово.
Это слово созрело, пришла пора его сказать.
По мнению славянофилов, Запад уже высказался,
и очередь за нами.
Основные положения философского
мировоззрения славянофилов
Наиболее полно эта основа была раскрыта
Хомяковым.(церковь у него живой духовный
организм, воплощающий в себе истину и
любовь, как духовное единство людей).
Основным принципом Церкви является органическое,
естественное, а не принудительное единение
людей на общей духовной основе: бескорыстной
любви к Христу. – этот принцип Хомяков
выразил в понятии «соборность», ставшим
одной из основных категорий русской философии.
«Соборность» трактуется им как «единство
во множестве». Причем эта соборность
сохраняет автономность ее членов, они
не сливаются друг с другом. Мысли Хомякова
о соборности получили признание и дальнейшее
развитие в русской философской мысли.
Западники – «Я». Славянофилы – «Мы».
Мы- не объединение нескольких Я, не механический
синтез Я и Ты, а их первичное неразложимое
единство. Каждое Я содержится в Мы и наоборот,
в каждом Я внутренне содержится Мы. При
этом Я сохраняет своеобразие, свою свободу
именно благодаря органической связи
с целым.
В области духа первенство отдавалось
раскрытию свободы верующего в Бога: духа,
который совместно с другими христианами
ищет высшей правды и ждет царствия Божия.
Во взаимоотношениях религий славянофилы
отстаивали преимущества православия
как единственного средоточия истинного
христианства.
Список использованной литературы
1. Асмус В.Ф. "Античная философия”. Учеб.
пособие. Изд. 2-е, доп.— М., "Высш. школа",
1976.
2. "История политических и правовых
учений". Учебник./ Под. ред. В.С. Нерсесямуа.—2-е
изд., перераб. и доп.— М.: Юрид. лит., 1988.
3. Лосев А.Ф "Жизненный и творческий
путь Платона” / Платон,собр.соч., т.1, М.:
1990.
4. Миненков Г. Я. Введение в историю российской
социологии / Рец. Ю. Н. Давыдов, В. В. Танчер.
М.: ЗАО "Экономпресс”, 2000.
5. Мухаев Р.Т. "Основы политологии”.
Учебник для средней школы.—М.: Новая школа,
1996.
6. О России и русской философской культуре.
Философы русского послеоктябрьского
зарубежья. М., 1990.
7. Поппер К. "Открытое общество и его
враги” , т.1 , "Чары Платона” , / М, 1992
8. Русская философия. Словарь. По общ.ред.
М. Маслина. М.:ТЕРРА – Книжный клуб; Республика,
1999
Информация о работе Сходство и различие политико-правовых концепций Платона и Аристотеля