Управленческие идей Д. МакГрегора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Идеи Д. Макгрегора были не только позитивно восприняты теоретиками и практиками менеджмента, но и оказали существенное влияние на дальнейшее развитие управленческой науки.
Дуглас МакГрегор (1906-1964) был специалистом по социальной психологии, приобретшим после Второй мировой войны влияние настоящего гуру менеджмента.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..2
1.Труд выдающего представителя гуманистической школы Дугласа Макгре-гора…………………………………………………………………………………4
1.1 Вклад в развитие теории и практики менеджмента Дугласа Макгрегора ..4
1.2 Концепция типов руководства Макгрегора и диагностика внедрение……9
1.3 Идеи управления в труде «Человеческая сторона предприятия»………..15
1.4 Авторы, оказавшие влияние на идеи Д. Макрегора……………………….16
2.Управленческие идеи и теории Д. Макгрегора……………………………...17
2.1Теория мотивации Д. Макгрегора………………………………………….17
2.2 Теория стилей руководства Д. Макгрегора………………………………..20
2.3 Теория человеческих отношений Дугласа Макгрегора…………………...23
2.4 Теории Х и У…………………………………………………………………27
3.Человеческая сторона предприятия Макгрегор Д …………………………..29
3.1 Конкретный пример Макгрегор Д . Человеческий аспект предприятия...29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

Управленческие идей Д. МакГрегора.docx

— 70.65 Кб (Скачать файл)

Теория Х предполагает, что ...— Средний человек имеет врожденную нелюбовь к работе и при первой возможности стремится уклониться от ее выполнения.  

 Поэтому:

   К большинству  людей, для того, чтобы заставить  их прилагать необходимые усилия следует применять меры принуждения и контроля, приказания, угрозы наказания ...

 Поэтому человек ...

   Предпочитает получать  распоряжения, стремится избегать  ответственности, имеет сравнительно невысокие амбиции и прежде всего хочет надежности.

Д. Макгрегор осторожно старается избегать утверждений о том, что руководители высших уровней действительно придерживаются подобных воззрений. Смысл его предположений состоит в том, что они действительно должны были бы придерживаться таких взглядов для осуществления тех мер, которые они реализуют на практике, например, сдельной системы оплаты труда, строгого контроля над пребыванием сотрудников на рабочих местах и т.п. [18; с.117].

Ученый утверждает, что Теория Х, возможно, обусловлена не столько мизантропией, сколько просто стремлением придать себе научный вид. Если бы только она действовала наподобие ньютоновских законов движения, то “научная” природа управления была бы обеспечена.

Д. Макгрегор также уточняет, что его цели связаны с приданием административным санкциям односторонней направленности вне зависимости от того, связаны ли они с наказанием или вознаграждением работников.

    Теория  Y не является выражением предпочтения к “мягкому” стилю управления.

 Д, Макгрегор не согласен  с утверждением представителей  школы человеческих отношений о том, что “доброта приносит доход”. Скорее Теория Y содержит набор положений, контрастирующих с допущениями Теории Х:

   Теория Y предполагает, что ...

— Затраты физических и умственных усилий в процессе труда так же естественны, как при игре или отдыхе.

— Меры внешнего контроля не являются единственными средствами мотивации, так как при выполнении порученных ему задач человек осуществляет саморегуляцию и самоконтроль.

— Обязательство по отношению к целям является функцией вознаграждения за их достижение

— Средний человек учится в надлежащих условиях не только для того, чтобы принять на себя ответственность, но и для того, чтобы найти ее.

— Способность использовать сравнительно высокую степень воображения, изобретательности и креативности при решении организационных проблем широко распространена среди населения.

— В условиях современного индустриального общества интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Отсюда следует, что основная задача организации заключается в интеграции ее политики с индивидуальными целями ее членов.

 

 

 

 

 

3.Человеческая  сторона предприятия Макгрегор Д .

3.1 Конкретный пример Макгрегор Д . Человеческий аспект предприятия

 

Традиционный подход к управлению выражен «теорией X ». Главная задача менеджмента — производство вещей при помощи людей, которых надо награждать, контролировать и наказывать, если мы хотим достичь эффективного применения людей, оборудования и капиталов. Среднестатистический человек по природе ленив, т. е. он стремится работать настолько мало, насколько это возможно. Он лишен амбиций, чувства ответственности и предпочитает быть управляемым, а не управлять. Вдобавок ко всему, он эгоистичен и равнодушен к делам организации [20; с.100].

В реальной практике методы руководства представ- «пп ляют некий баланс между жесткими и мягкими формами. У жестких недостаток тот, что используемое менеджером принуждение встречает открытое сопротивление рабочих: рестрикционизм, воинственно настроенные профсоюзы, скрытый саботаж. У мягких методов свои недостатки. Часто они оборачиваются сложением с себя управленческих полномочий и невысокой исполнительностью: менеджер ожидает от подчиненных больше того, что реально получает. Комбинация того и другого, особенно популярная сегодня, опирается на формулу «строго, но справедливо».

«Теория X » основана на ошибочных представлениях о природе человека, смешении того, что есть следствие, а что причина. То, как представляет себе поведение «теория X », объясняется не природой человека, а природой промышленной организации. Для верного понимания человеческого поведения необходимо рассказать о том, что представляют собой мотивы. При их описании я буду опираться на идеи, высказанные моим коллегой Абрахамом Маслоу. Это самое плодотворное из всего, что я знаю. Он выделил физиологические потребности, потребность в безопасности, социальные, эгоистические потребности и потребности в самореализации.

Все эти потребности расположены иерархически. Мотиватором служат только неудовлетворенные потребности, а удовлетворенные ни к чему не побуждают. Об этом забывают при традиционном методе управления. Как только удовлетворены физиологические потребности, у рабочего возникает потребность в безопасности, и прежде всего в гарантии занятости, отсутствии произвола, дискриминации и фаворитизма со стороны администрации. Когда у рабочего нет страха за собственное существование, мотивом его поведения становятся социальные потребности [21; с.291].

Менеджеры знают о них, но боятся, чтобы их удовлетворение не принесло вреда. Однако социальные исследования ученых убеждают, что сплоченная группа добивается больших успехов, чем отдельные индивиды. Если менеджмент из ложных убеждений подавляет и ограничивает коллективистские стремления рабочих, он встречает организованное сопротивление. Такое поведение рабочих — всего лишь следствие, а не причина.

Эгоистические потребности — в статусе, достижении, независимости, соревновательности, компетентности, признании и уважении — не заявляют о себе до тех пор, пока не удовлетворены предыдущие потребности. В обычной организации крайне сложно удовлетворить высшие потребности тех, кто стоит внизу управленческой пирамиды. При традиционной организации труда и в массовом производстве этому аспекту мотивации уделяется крайне мало внимания. И практически совсем невозможно удовлетворить потребность пятого уровня — потребность в самореализации.

Неуверенность большинства людей в том, что на производстве, таком, каким оно сейчас является, не удастся должным образом удовлетворить низшие потребности, ограничивает или откладывает их желание заботиться о высших потребностях.

Подавление потребностей любого уровня деформирует человеческую психику и поведение. Человек с подавленными потребностями в безопасности, статусе, самореализации неполноценен. Его неполноценность отразится на поведении. Пассивность и стремление избегать ответственность отражают не «человеческую природу», а формы поведения. Они суть симптомы болезни организации.

Часто менеджеры спрашивают: «Почему люди пассивны? Мы им хорошо платим, создаем подобающие условия труда, обеспечили гарантии занятости и льготы. Но они не стремятся тратить усилия сверх минимума». Иначе говоря, администрация удовлетворила потребности рабочих физиологически и в безопасности, но после этого мотивация перемещается на социальный уровень. А на каком уровне находится трудовая активность? На высшем. Но администрация продолжает уделять внимание удовлетворению низших потребностей, не заботясь о социальных, эгоистических и духовных. Поэтому и результаты малоэффективны.

Когда закрыты каналы удовлетворения высших потребностей, деньги становятся единственным объектом желания и целью деятельности, хотя они имеют относительную ценность. Если администрация удовлетворяет низшие и блокирует высшие потребности, то рабочие будут требовать все большей и большей зарплаты, так как рост зарплаты компенсирует им невозможность удовлетворить все другие потребности.

Человека можно заманить и удержать на предприятии зарплатой, безопасными условиями труда, гарантией занятости только до тех пор, пока все это актуально для него. Метод кнута и пряника эффективен до некоторого предела. Но когда человек достигает высокого материального уровня жизни, метод перестает действовать. Мотивом здесь служат высшие потребности. Современная технология производства конструируется таким образом, что автоматически снимает проблему удовлетворения низших потребностей. Система управления и технология, создав все условия для удовлетворения низших потребностей, тем самым лишили себя повода применять традиционные методы кнута и пряника — принуждение и экономическое вознаграждение. Приказ, угрозы, контроль бесполезны при мотивации людей, ориентированных на социальные и духовные ценности.

Люди, лишенные возможности реализовать на работе знания, важные для них, ведут себя так, как предсказывает «теория X »: они ленивы, пассивны, сопротивляются изменениям, уклоняются от ответственности, выдвигают неразумные экономические требования.

Мы нуждаемся в иной теории, более правильно отражающей природу человека и мотивацию. Назовем ее «теорией Y ». Согласно такой концепции, люди от природы не пассивны и не ленивы. Они такие, какими их делает организация. Они — ее результат. Администрация несет ответственность за развитие в них лучших качеств и высоких потребностей.

«Теория X » — это нечто вроде классической механики Ньютона, а «теория Y » подобна современной физике, но только в области социальных наук. Но время для «теории Y » еще не пришло, и построить предприятие только на ее принципах сегодня также невозможно, как в 1945 г. невозможно было бы построить атомную электростанцию.

В современном производстве многое —технология, управление— построено на принципах «теории X ». Рутинная работа развивает пассивность, отбивает охоту брать на себя ответственность, делает труд бессмысленным. Изменения в сторону «теории Y » будут происходить медленно. Пока еще удовлетворение высших потребностей — социальных, эгоистических и духовных — люди находят не на производстве, а вне его [22; с.59].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Дуглас МакГрегор считал, что мы не можем заставить других людей вести себя определенным образом или другими словами, “мотивировать” их. Мы способны лишь выявить и активировать их собственные возможности, которые будут реализовываться по их собственным правилам.

Д. Макгрегор был одним из первых, кто настаивал на подобных представлениях и побуждал нас искать потенциальные возможности в человеческой предприимчивости, предупреждая, что в противном случае они могут остаться нереализованными.

Несмотря на то что  Дуглас МакГрегор скончался более 45 лет назад (1906-1964), он остается одним из наиболее уважаемых и часто цитируемых авторов в области человеческих отношений (того, что в 1940-1950-е гг. назвали бихевиоризмом).

Его работы вдохновили столь несхожих между собой мыслителей, как Розабет Мосс Кантер, Уоррен Беннис и Роберт Уотерман. Особо  стоит отметить, что МакГрегор прославился своими мотивационными моделями - теориями X и Y.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

1. Д. Шелдрейк. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации. СПб.: Питер, 2001

2. Д. Шелдрейк. Дуглас Мак-Грегор  и человеческая сторона предприятия. Изд: Аспект Пресс. Учебники для  вузов, 2005

3. Ольга Сергеевна Красова. «Дуглас Мак-Грегор» // О. С. Красова, Ю. А. Петрова. Гуру менеджемента.

4. Берн Э. Лидер и группа / Пер. с англ. А.А. Грузберна. - Екатеринбург: Литур, 2006. – 317 с.

5. Бондаренко М.А. Стиль руководства и направления его исследования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – Т. 2. - № 7. – С. 189 – 193.

6. Борисова Е.А. Управление персоналом для современных руководите-лей. – СПб.: Питер, 2004. – 445 с.

7. Бураканова Г. Стиль руководства и эффективность управления // Про-блемы теории и практики управления. – 2003. - № 4. – С. 112 – 118.

8. Веснин В.Р. Менеджмент. – М: Проспект, 2008. – 584 с.

9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2007. – 528 с.

10. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити, 2006. – 412 с.

11. Игнатов В.Г., Албастова Л.К. Теория управления. – Ростов-на-Дону: Март, 2006. – 464 с.

12. Карпов В.В. Стиль руководства в малых группах и его связь с мотива-цией и психологическим климатом // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2008. - № 3. – С. 230 – 234.

13. Кравченко А.И. История менеджмента. – М.: Кнорус, 2010. – 432 с.

14. Леонов Г.А. Теория управления. – СПб.: Издательство СПб универси-тета, 2006. – 233 с.

15. Матасова И.М. Стили руководства на государственных и частных предприятиях: общее и особенное // Вестник Российского государст-венного гуманитарного университета. – 2008. - № 2. – С. 141 – 152.

16. Матросов Т.А. Концептуальные подходы к руководству персоналом // Научный вестник Московского государственного технического уни-верситета гражданской авиации. – 2007. - № 113. – С. 173 – 176.

17. Парахина В.Н. Теория управления. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 608 с.

18. Первякова С.А. Стиль руководства и его влияние на эффективность управленческой деятельности // Среднее профессиональное образова-ние. – 2009. - № 11. – С. 2 – 4.

19. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 279 с.

20. Семенова А.И. История менеджмента. – М.: Юнити, 2006. – 352 с.

Информация о работе Управленческие идей Д. МакГрегора