Учение Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:06, доклад

Краткое описание

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонни

Вложенные файлы: 1 файл

Аристотель.docx

— 30.38 Кб (Скачать файл)

 

3. Идеальный государственный строй.

Идеал государства, по Аристотелю,- общество, которое опирается  на частную собственность на орудия труда, земли и рабов. Понимание Аристотелем устройства общества тесно связано с его воззрением на мораль.

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).

Аристократическая республика оказывается идеальной формой правления

Государственный строй должен быть организован таким  образом, чтобы можно было избежать партийной борьбы и всяких нарушений  имущественного порядка: такова основная мысль Аристотеля. Поэтому, помимо различных  общих функций (пропитание граждан, поощрение ремесел, организации  вооруженной силы, религиозного культа, судебных отправлений), Аристотель возлагает  на государственную власть еще целый  ряд забот по регламентации жизни  граждан. В стремлении к такой  регламентации, которая предохранила бы от всяких нарушений существующего  порядка, и состоит так наз. “социализм”  Аристотеля, приписываемый ему некоторыми авторами. Государство ограничивает в этих целях число деторождений, проводит систему публичного и общего для всех граждан воспитания юношества, изгоняет всякого рода разрушительные и беспокойные элементы, следит за строгим соблюдением законов  и т. п. Но, на ряду с этим, большое  значение придает Аристотель умеренной  политике различных публичных органов. не выходящих за пределы своих прав и компетенции. С этим связано и неизбежное для буржуазного мышления учение о “разделении власти” на законодательную (народное собрание), правительственную (магистрат) и судебную.

В идеальном  государстве Философ признает только два сословия. Это военные, они  же и установители законов и жрецы, а также и судьи. Они не могут заниматься ремеслами или земледелием, но только пребывают в состоянии досуга, заполненного науками или искусствами для умножения своей добродетели.

Другое сословие - это ремесленники, земледельцы  и рабы. Им, как и всем гражданам, должна быть свойственна добродетель, но эта добродетель заключается  в повиновении и подчинении высшему  сословию. Учить их не для чего, ибо  у них нет ума. Кроме государственной  земли, на которой они работают, они  могут иметь и собственную  землю - в пределах своей рабской  добродетели. Их цель - кормить и  содержать все государство.

В качестве идеального государства Аристотель обрисовывает такое, которое является нерушимой  автаркией, осуществляет высшую моральную  ценность эвдаймонию. Эвдаймония это наивысшее состояние ума, наивысшее его сосредоточение, полное уподобление божескому существованию: «...всякий наилучший полис должен пользоваться эвдаймонией и проявлять прекрасную деятельность».

 

4. Понятие права, его виды. Право  и справедливость.

У Аристотеля тесно  связаны два понятия: государство  и право. Полис - это «правовое  государство». В полисе должно господствовать право, а не люди. Благодаря своему общему характеру законы свободны от страстей, они представляют собой  уравновешенный разум. Им не мешают симпатии, антипатии, эмоции.

Право - это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие  ей определенную форму и стабильность. Аристотель говорит в «Политике»: «порядок и есть своего рода закон».

Важнейшим признаком  закона является его принудительная сила. Большинство людей не склонны поступать добродетельно. Поэтому необходимо принуждение на правовой основе.

Право, по мнению Аристотеля, тождественно справедливости. В доклассовом обществе представление  о справедливости выражало нравственную оценку общиной поступков человека. Первоначально круг приложения понятия  справедливости ограничивался родом  или племенем. С развитием родового строя понятие справедливости стало  распространяться и за пределы племени.

Древние греки  оставались еще враждебными к  варварам, они не признавали за ними справедливых прав. Мысль о том, что  всякий человек имеет право на гуманное отношение, была чужда им. Однако уже начался прогресс в  нравственных представлениях людей  о справедливости.

Смягчалась  жестокость войн. Первоначально всех побежденных мужчин убивали, впоследствии убийство военнопленных стало считаться  постыдным. У Ксенофонта уже встречается мысль, что мирных жителей побежденной страны необходимо щадить.

В мифах Гомер  описал «воздающую» справедливость богов. Их кара настигает виновного, его родственников и потомков. Вина властителя переносится на судьбы государства. Так троянцы расплачивались за грехи Париса.

Справедливость  изменяется на протяжении всей истории  человечества. Появление частной  собственности изменило людей и  их представления о справедливости. С расколом общества на классы и  появлением государства понятие  справедливости приобретает классовое  содержание. Например, представители  высших классов не считали раба человеком  и не признавали наличия у него нравственных добродетелей, включая  чувство справедливости. Плутарх  считал, что воровство, ложь, невоздержанность, склонность к чувственным наслаждениям являются специфическими качествами, присущими только рабам.

Аристотель  убежден, что справедливое и законное должно совпадать. Цель права - общая  польза, общее благо. Право регулирует отношения свободных и равных людей, отношения властвования и  подчинения. Отношения между рабовладельцами  и рабами не является предметом права.

В праве Аристотель выделяет несколько пластов. Он говорит  о естественном праве, которое не нуждается в законодательном  оформлении. Кроме того, философ  выделяет условное право, то есть нормы, установленные людьми в форме  законов и соглашений.

Он различает  писаный и неписаный закон, или  обычай. В Греции, как в любом  древнем обществе, обычай, традиции регулировали все стороны жизни.

Аристотель - сторонник  стабильного права. Он уважает обычаи, не одобряет расширения государственного регулирования и законотворчества, не считающегося с традициями. Искусство  законодателя состоит в том, чтобы  создавать законы, соответствующие  государству, а не подгонять государственный  строй к придуманным законам.

Даже несправедливый закон имеет обязательную силу иначе в обществе не будет порядка. Проведение грани между идеалом и действительностью в праве делает возможным их совершенствование.

Аристотель  выделяет справедливость уравнивающую и распределительную. Первая основана на равенстве, вторая предполагает неравенство  и оправдывает его.

Если несколько  человек вкладывают деньги в общее  дело, то прибыль следует поделить между ними в соответствии с долей  капитала каждого из них. Это справедливо.

Тот же принцип  должен применяться и при организации  полиса. Цель полиса - общее благо. Чтобы  обеспечить справедливое распределение  власти, почестей, прав и обязанностей, нужно учесть вклад каждого в  общее благо.

Вклад подданных  не определяется только их состоянием и тратами на общественные нужды. Следует учитывать участие в  вооруженных силах, в управлении, в образовании, и интеллект, и  опыт, и богатство.

Политическая  организация представляется Аристотелю сферой не уравнивающей, а распределяющей справедливости. Важным показателем  справедливости Аристотель считает  отсутствие крайностей между бедностью  и богатством, золотую середину.


Информация о работе Учение Аристотеля