Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:30, реферат
АГРАРНАЯ РЕФОРМА П.А. СТОЛЫПИНА - это реформа крестьянского надельного землевладения в России. Названа по имени ее инициатора П. А. Столыпина. Такие меры, как разрешение выхода из крестьянской общины на хутора и отруба (закон от 9 ноября 1906 г.), укрепление Крестьянского банка, принудительное землеустройство (законы от 14 июня 1910 и 29 мая 1911 гг.) и усиление переселенческой политики (перемещение сельского населения центральных районов России на постоянное жительство в малонаселенные окраинные местности - Сибирь, Дальний Восток как средство внутренней колонизации), были направлены на ликвидацию крестьянского малоземелья, интенсификацию хозяйственной деятельности крестьянства на основе частной собственности на землю, увеличение товарности крестьянского хозяйства
Экономическая, административная
и идеологическая дискредитация
общины дала свои плоды: образовались
многочисленные группы "разумно-консервативных"
зажиточных крестьян-единоличников. Период
реформы характеризуется быстры
Тем не менее, хотя столыпинская реформа дала толчок к развитию капитализма в сельском хозяйстве, развитие это все же шло "черепашьим шагом". Сам Столыпин считал, что для успеха его начинаний потребуется 15-20 лет.
Страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. Так, если в США в среднем на ферму приходилось основного капитала 3900 рублей, то в европейской России - 900 р. В России в 1913 г. получили 55 пудов хлеба с десятины, в США - 68, во Франции - 89, в Бельгии - 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет увеличения интенсивности ручного крестьянского труда.
Не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Имела место дифференциация и даже поляризация крестьянства. Сын Столыпина (живущий во Франции), оценивая итоги реформы, пишет: "Одновременно с выходом крестьян из общины начинается естественное и неизбежное расслоение крестьянского сословия... Между 1908 и 1915 гг. около 914 000 единоличников, вышедших из общин, продают свои наделы другим крестьянам. По обследованию в 12 уездах, из продавших свою землю 12% переселились за Урал, 26,4% оставили деревню и переселились в города, 30% продали свои наделы для покупки лучшей земли через Крестьянский банк, 20% продали землю из-за недостатка рабочих рук, из-за пьянства и т.д., они составляют деревенскую "бедноту" - пролетаризированный элемент, к которому принадлежали и в дореформенное время и который сыграет трагическую для крестьянства роль в дальнейшем, в большевистский переворот".
С 1909 г. начался спад переселенческой волны в Сибирь и рост числа обратных переселенцев. Возвращаясь обратно, переселенцы умножали собой массу нищих и озлобленных крестьян. Однако главная трудность проведения столыпинской аграрной реформы коренилась в коллективистской психологии крестьянства. Большинство крестьян не умели действовать единолично, по-фермерски, на свой страх и риск и боялись лишиться помощи общины в борьбе за выживание. Думается, что это необходимо учитывать и сегодня, а не заставлять насильно колхозников становиться фермерами.
Напомним, русская крестьянская община возникла и оформилась еще в XVII в. как стихийная коллективная форма борьбы с суровой природой и работы на скудной земле. В отличие от Западной Европы, где с XVII в. возникают элементы сотрудничества властей и деревни (власти не только берут, но кое-что дают - строят дороги, больницы, школы), в России крестьяне находились в тяжелейших условиях и в одиночку не выжили бы. Они сообща преодолевали стихию, сообща, а не единолично, как в Европе или Северной Америке, платили налоги, сообща делили пахотную землю и луга "по едокам", следя за тем, чтобы никто не стал ни слишком богатым, ни чересчур бедным. Когда же наступала старость и немощь, а детей не было, стариков содержало не государство, а община. И только если и она не могла помочь, то выдавалось "проходное свидетельство" на нищенство.
На весьма многочисленную группу крестьян - сторонников общинных порядков, возлагала свои главные надежды партия эсеров, придерживающаяся общинной модели социализма. Эсеры видели свой общественный идеал в господстве натурально-хозяйственных отношений при сохранении системы сельских общин, предвосхитив этим элементы идеологии и политики "военного коммунизма". Они считали, что насаждение личной частной собственности наносит серьезный ущерб делу революции.
В отличие от эсеров социал-демократы считали общину пережитком крепостничества, тормозом развития производительных сил. Столыпинская реформа, полагали социал-демократы, ускоряет процесс социальной дифференциации крестьянства, его разделение на деревенскую буржуазию и сельский пролетариат. Многочисленные бедняки и будут выступать в качестве одной из движущих сил социалистической революции. "Пусть увеличивается число укреплений земли в частную собственность. Это может даже быть очень полезной мерой по отношению к тем пролетариям, которые развяжутся с обузой и станут более свободными для борьбы за свободу и социализм", - писал В.И. Ленин.
Напротив, правые - октябристы, монархисты - идеализировали деятельность Столыпина, характеризуя ее как "сначала успокоение, а потом реформы", а на памятнике Столыпину в Киеве было высечено: "Вам, господа, нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия".
Вопреки распространенному мнению, Столыпин искал пути к национальному согласию. В начале 1906 г. он шлет гонцов к лидеру кадетов, занявших большинство мест в I Государственной думе, П.Н. Милюкову, а также к старейшине московских земцев Д.Н. Шилову. Обоим предлагается сесть с властями для переговоров за "круглый стол", а Шилову вдобавок возглавить коалиционное правительство России (царские сановники-бюрократы и либеральная земская интеллигенция). Однако он получил отказ.
Милюкова и Столыпина разделял концептуальный спор: что главное - политические реформы или развитие фермерства. Ссылаясь на то, что реформа Столыпина провоцирует классовую рознь в деревне, Милюков предлагал сначала построить "крышу" - ввести конституционную монархию с дееспособным парламентом, ограничить законом крупное землевладение и наделить хуторян землей не за счет общины, а путем выкупленных у латифундистов земель. Такая тенденция действительно наметилась с 1905 г.: опасаясь разгрома своих усадеб, высшая царская бюрократия, не занимавшаяся сельским хозяйством и сдававшая свои огромные угодья общинам в аренду, стала за "хорошие" деньги продавать свои владения через Крестьянский банк - хуторянам и общинам.
По Столыпину, крестьянам
нужен не парламент в Петербурге,
а законодательное право
Таким образом, столкнулись две концепции одного центра, но объединиться они не смогли, и в этом главная историческая трагедия и Милюкова, и Столыпина.
1 сентября 1911 г. в партере
Киевского оперного театра
Имя Столыпина в истории неразрывно связано со "столыпинским галстуком" - революционной фразой, прозвучавшей в устах одного кадетского оратора. Виселица была свойственной Столыпину формой борьбы с революцией.
19 августа 1906 г. по
всей России были введены
И хотя в своих речах Столыпин утверждал, что "правительство считает совершенно недопустимым установление какого-либо принуждения, какого-либо насилия, какого-либо гнета чужой воли над свободной волей крестьянства в деле устройства его судьбы, распоряжения его надельною землею", "никакого принуждения к выходу из общины" в ходе проведения реформы осуществлялось и насилие, и принуждение. Поскольку разрушение общины, выселение на отрубы (наделы, отведенные в одном месте) и хутора (полные, вновь заводимые индивидуальные хозяйства) в большинстве случаев требовали согласия если не всех, то, по крайнем мере, большинства крестьян, была пущена в ход особая статья уголовного уложения, каравшая каторжными работами насильственное сопротивление осуществлению кем-либо своего "законного права". Крестьяне, корреспонденты Вольного экономического общества, жаловались: "Крестьяне долго не желали, но им пригрозили, что будут присланы казаки, и они, кроме того, будут привлечены к уголовной ответственности по какой-то статье, карающей неисполнение указа 9 ноября тюремным замком, а не то и Сибирью". Это были меры "поощрительные", а в виде репрессии - губернаторы агитировавших против выделения десятками ссылали в административном порядке.
В итоге, если за 1907 г. по всей России имелось 2557 случаев крестьянских выступлений (считая и мелкие), то в 1910 г. - 6275 случаев.
Столыпинская реформа, писал крупнейший историк М.Н. Покровский, вела народное хозяйство вперед, а не назад. Но "она покупала прогресс ценой экономической, а иногда и физической, гибели "слабейших", то есть большинства, но меньшинство "сильнейших" она действительно превращала в то "крепкое крестьянство", о котором мечтали юнкера как о своем союзнике".
Однако гибель "слабейших" и расцвет "сильнейших" - это объективный жестокий закон рыночной экономики. Переходя в настоящее время к рыночной экономике в нашей стране, мы должны это помнить.
И в заключение приведем оценку нашими современниками-экономистами уроков столыпинской реформы, актуальных и сегодня.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Витте С.Ю. и П.А. Столыпин - Российские реформаторы ХХ столетия / под. ред. Ананыча Б.Г. - М.1992.
3.Краткое пособие по истории /под ред. Корелин А.П.- Москва.: Высшая школа, 1992.
4.Ковальченко И.Д. Столыпинская аграрная реформа. // История СССР №2.- М.-1992
5.Румянцев М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги. // История СССР №10.- М.-1990
6.Сироткин В.Г. Великие реформаторы России. - М.1991
7..В.И.Ленин Империализм как высшая стадия капитализма // Полн. Собр.
8..Чунтулов В.Г. и
А.В. «Экономическая история
9..Карр. Э. История Советской России. Т. 1. - М., 1990.
10.Попов «Крестьянская реформа 1861г. Взгляд экономиста»
11.Краткое пособие по истории. - М.1992.
12.Ленин В.И. « Развитие капитализма а России» Т.3 стр. 183-186; 199-200
13.Лященко П.И. «История
народного хозяйства СССР» М.-
14.Захаров « Великие реформы в России 1856-1874гг.
15. энциклопедический словарь экономики и права 2005