Аграрная реформа Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:03, реферат

Краткое описание

Аграрная реформа расположена в самом центре программы столыпинских преобразований и является основной ее частью. В печати часто можно встретить словосочетание "столыпинская реформа". Эта реформа стала причиной споров исторических и общественных деятелей, которые предлагали порой диаметрально противоположные его решения.

Содержание

Введение..............................................................................................................................3
Глава 1 К моменту начала реформы.................................................................................5
Глава 2 Государственная дума...........................................................................................7
Глава 3 Суть Аграрной реформы......................................................................................9
Глава 4 Итоги реформы....................................................................................................11
Заключение........................................................................................................................13
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Рефер.docx

— 16.40 Кб (Скачать файл)

Новосибирский государственный -------- университет

 

Физико-технический  факультет

 

Кафедра оптических технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Аграрная реформа Столыпина

 

 

 

 

Выполнил  студент -------

---------------

 

Преподаватель:

ассистент

--------------

 

 

 

 

Новосибирск  2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..............................................................................................................................3

Глава 1 К моменту начала реформы.................................................................................5

Глава 2 Государственная дума...........................................................................................7

Глава 3 Суть Аграрной реформы......................................................................................9

Глава 4 Итоги реформы....................................................................................................11

Заключение........................................................................................................................13

Список литературы...........................................................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

"П.А. Столыпин принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с XVI в., представители которого проявили себя на административной и военной службе. Родился в Дрездене, воспитывался в Виленской и Орловской гимназиях и, окончив в 1885 году физико-математический факультет Петербургского университета, поступил на службу в министерство земледелия. Вскоре был назначен вначале уездным, а затем губернским предводителем дворянства. В 1901 г. занял пост губернатора в Гродно, оттуда в 1903 г. перешел на такую же должность в Саратов. После неожиданной отставки Витте С.Ю. Столыпин занял пост министра внутренних дел. А в июне 1906 г. после отставки Горемыкина И.Л., стал первым министром. Карьера Столыпина была стремительна. В течение трёх месяцев он достиг вершины служебной иерархии, завоевав расположение царской семьи и пробудив надежды различных слоёв общества." [3]

Актуальными стали события начала ХХ века, ведь именно в тот период произошло множество тяжелых для России моментов: революционные потрясения 1917 года и гражданская война. Во многом произошедшие события связаны с внутренней политикой последнего императора России Николая II, в которой свою роль сыграл и Петр Аркадьевич Столыпин, неожиданно оказавшийся у вершин власти. Немногие политические деятели и их реформы заслуживали такого пристального внимания потомков, как П. А. Столыпин.

Аграрная реформа  расположена в самом центре программы  столыпинских преобразований и является основной ее частью. В печати часто  можно встретить словосочетание "столыпинская реформа". Эта реформа  стала причиной споров исторических и общественных деятелей, которые  предлагали порой диаметрально противоположные  его решения. В истории нашей  страны было много политических течений, представители которых считали  основной целью своей деятельности – решение наболевшего вопроса  о земле. Вопрос о земле неоднократно поднимался в течение всей истории России, но особенно остро он встал в  ХХ веке. Неразрешенность аграрного вопроса тормозила развитие страны, именно из-за него в начале 20 века Россия являлась средне развитой страной. Крестьянское малоземелье, община с её переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства. Делом жизни Столыпина стала земельная реформа. Эта реформа должна была создать в России класс мелких собственников - новую прочную опору порядка, опору государства. Тогда России были бы не страшны революции. Свою речь о земельной реформе 10 мая 1907 года Столыпин завершил знаменитыми словами: «Им (противникам государственности) нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 К моменту  начала реформы

 

 

Для более успешного  рассмотрения политики Петра Аркадьевича  Столыпина сначала разберем атмосферу, в которой пришлось ему работать - политическое и экономическое положение  в стране, предшествующее аграрной реформе.

"Сельское хозяйство  являлось основной (как по количеству  занятых, так и по объёмам  производства) отраслью экономики  России. Сельское хозяйство производило  в 1880-х годах 57 % чистого национального  продукта, доля его в экономике  падала (благодаря развитию промышленности  и сектора услуг) и к 1913 году  составляла 51 %. В то же время,  в сельском хозяйстве было  занято около 74 % работающих, что  свидетельствовало о низкой производительности  труда в данном секторе.

Сельскохозяйственное  производство демонстрировало устойчивый рост (темпы этого роста превышали  темпы роста населения, но отставали  от темпов роста промышленного производства) — в 1900—1904 годах по отношению  к 1870-74 сельхозпроизводство выросло  в 1.85 раза, сельское население —  в 1.51 раза, промышленное производство — в 5.88 раза. Средний ежегодный  уровень роста производства составлял 2,55.

Российское сельское хозяйство центральных регионов отличалось низкой урожайностью (средняя  урожайность главнейших хлебов в  России составляла 8.3 ц/га против 23.6 в  Германии, 22.4 в Великобритании, 10.2 в  США; в нечерноземных центральных  регионах урожайность была ещё ниже, доходя до 3-4 ц/га в неурожайные годы). Урожайность на крестьянских надельных  землях была на 15-20 % ниже, чем в смежных  с ними помещичьих хозяйствах, на 25-30 % ниже, чем в остзейских губерниях. В крестьянском хозяйстве преобладала  отсталая трехпольная система земледелия, современные сельскохозяйственные орудия применялись редко. Сельское население росло быстрыми темпами (годовой прирост в 1913 году 1,79 %), темпы  роста населения продолжали увеличиваться. Почти во всех регионах на селе ощущался избыток рабочих рук.

Земли Европейской  России разделялись по характеру  собственности на три части: крестьянские надельные, частновладельческие и  государственные. На 1905 год крестьяне  располагали 119 млн десятин надельной  земли (не считая 15 млн десятин казачьих земель, не затронутых аграрной реформой). Частные владельцы располагали 94 млн десятин земли, из которой 50 млн  принадлежало дворянам, 25 млн крестьянам, товариществам крестьян и сельским обществам, 19 млн другим частным  владельцам (купцам и мещанам, иностранцам, церквям и монастырям, городам). Государству  принадлежало 154 млн десятин (включая  удельные и кабинетские земли). Необходимо заметить, что крестьянские надельные  земли состояли только из пахотной земли, лугов и пастбищ (при явном  недостатке последних), с малым количеством  неудобных земель и почти без  леса. В состав дворянских земель входило  больше леса и неудобий, а государственные  земли в огромном большинстве  были лесными. Таким образом, по оценке министра земледелия А. С. Ермолова, все  частные владельцы некрестьянского  происхождения располагали примерное 35 млн десятин посевной земли, а  государство — не более чем 6 млн; в то время как крестьяне владели 143 млн десятин надельной и  частной земли." [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Государственная  дума

 

"П. А. Столыпин  пришел к власти в переломный  момент, когда в правящих кругах  происходил пересмотр политического  курса. Новый курс представлял  собой попытку царизма укрепить  свою социальную опору, расшатанную  революцией, сделав ставку на  крестьянство.Столыпину было доверено  обеспечить сожительство неограниченной  власти самодержавия с народным "представительством", то есть  Думой." [2]

 

Первая Государственная дума собралась  в апреле 1906 года, когда почти  по всей России пылали усадьбы, не утихали  крестьянские волнения. К столкновению пришли две мощные силы - дворянство и крестьянство. Теперь Дума должна была попытаться разрешить земельный  вопрос - самый жгучий вопрос первой русской революции.

 

"Законопроект кадетской фракции (партия народной свободы), составлявшей относительное большинство в Думе, требовал увеличения крестьянского землевладения за счёт государственных, удельных, кабинетских и монастырских земель, которые должны были быть переданы крестьянам безвозмездно. В особых случаях (прежде всего, по отношению к землям, постоянно сдаваемым в аренду крестьянам) кадеты допускали принудительное отчуждение государством частновладельческих земель за справедливое вознаграждение, с последующей безвозмездной передачей их крестьянам. О форме собственности в программе кадетов не говорилось ничего, подразумевалось, что сохранятся существующие практики общинного землевладения.

Законопроекты социал-демократов и трудовиков (легального думского крыла партии эсеров) предусматривали полную национализацию всех частновладельческих и общинных земель без уплаты вознаграждения (в том числе землю предлагалось отнять и у крестьян - частных собственников), запрет частной собственности на землю, передачу земли на уравнительной основе во временное пользование всем желающим её обрабатывать собственным трудом.

Ни с одной  из этих двух программ правительство, в части принудительного отчуждения помещичьих земель, не могло согласиться. Причиной было не только традиционный консервативный и ориентированный  на поддержку дворянства курс, но и  серьёзно обоснованное убеждение в  том, что такая мера не только разрушит наиболее эффективный сектор сельского  хозяйства, но и не принесет ничего, кроме убытков, и самим крестьянам.

Через 72 дня, 8 июля 1906 года, не успев принять ни одного закона, «Дума народного гнева» была распущена императором.

С открытием II Думы (20 февраля 1907 года) ситуация не претерпела никаких изменений. 10 мая 1907 года П.А.Столыпин выступил перед Думой со своей знаменитой программной речью, содержавшей развернутую программу реформ. Проявившееся при этом отторжение правительственного курса большинством депутатов заставило Столыпина принять решение не вносить в Думу уже частично или полностью подготовленные законопроекты реформы, а распустить её при первом возможном случае. Хотя аграрный вопрос формально не являлся непосредственной причиной роспуска II Думы (состоявшегося 3 июня 1907 года), он представлял собой один из важнейших пунктов, по которым компромисс между Думой и правительством оказался полностью невозможным." [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Суть Аграрной реформы

 

"Целей у  реформы было несколько: социально-политическая - создать в деревне прочную  опору для самодержавия из  крепких собственников, отколов  их от основной массы крестьянства  и противопоставив их ей; крепкие  хозяйства должны были стать  препятствием на пути нарастания  революции в деревне; социально-экономическая  - разрушить общину, насадить частные  хозяйства в виде отрубов и  хуторов, а избыток рабочей  силы направить в город, где  её поглотит растущая промышленность; экономическая - обеспечить подъём  сельского хозяйства и дальнейшую  индустриализацию страны с тем,  чтобы ликвидировать отставание  от передовых держав." [2]

 

Реформа разворачивалась  следующих направлениях:

"1) Повышение качества права собственности крестьян на землю, состоявшее прежде всего в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев; мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер.

2) Искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений, препятствовавших эффективной хозяйственной деятельности крестьян.

3) Повышение эффективности крестьянского сельского хозяйства; правительственные мероприятия состояли прежде всего в поощрении выделения крестьянам-собственникам участков «к одному месту» (отруба, хутора), что требовало проведения силами государства огромного объёма сложных и дорогостоящих землеустроительных работ по разверстанию чересполосных общинных земель.

4) Поощрение покупки частновладельческих (прежде всего помещичьих) земель крестьянами, через разного рода операции Крестьянского поземельного банка, преобладающее значение имело льготное кредитование.

5) Поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земель, ссуды членам кооперативов и товариществ).

6) Расширение прямого субсидирования мероприятий так называемой «агрономической помощи» (агрономическое консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями).

7) Поддержка кооперативов и товариществ крестьян." [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4 Итоги  реформы

 

 

Результаты реформы, казалось бы, подтверждали правильность намеченного  пути. В 1912 году по валовому сбору зерна  Россия вышла на первое место в  Европе. Однако по урожайности она  оставалась на одном из последних  мест среди европейских держав, к  тому же главными поставщиками зерна  были не новые крестьянские хозяйства, а все те же крупные помещичьи  землевладения.

Хотя экспорт хлеба  существенно вырос, положение российских подданных к лучшему не изменилось. В неурожайные годы бедственное  положение наблюдалось во многих частях Российской империи. Так, например, в 1911 году многие газеты сообщали о  страшном голоде, разразившемся в  целом ряде губерний. Страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости.

"В США в среднем на ферму приходилось основного капитала в размере 3900 рублей, а в европейской России основной капитал среднего крестьянского хозяйства едва достигал 900 рублей. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения в России составлял примерно 52 рубля в год, а в США - 262 рубля. Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве 11 были сравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году получали 55 пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции - 89, а в Бельгии - 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Но в рассматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований - к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики." [2]

Информация о работе Аграрная реформа Столыпина