Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 14:25, контрольная работа
Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права обусловлено особенностями российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма, опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.
1. Предпосылки проведения реформ
2. Обнародование манифеста «Положений 19 Февраля 1861 г.»
3. Правовое положение крестьян и крестьянские учреждения
3.1.Крестьянский надел
3.2.Повинности
3.3.Выкуп
4. Ответ крестьян на реформу
5. Значение крестьянской реформы 1861 г.
Список используемой литературы
Содержание
1. Предпосылки проведения реформ
2. Обнародование манифеста «Положений 19 Февраля 1861 г.»
3. Правовое положение крестьян и крестьянские учреждения
3.1.Крестьянский надел
3.2.Повинности
3.3.Выкуп
4. Ответ крестьян на реформу
5. Значение
крестьянской реформы 1861 г.
Список
используемой литературы
1. Предпосылки проведения реформ
К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Поэтому главной целью правительства было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия и господствующего положения дворянства.
Развитие капиталистических отношений в дореформенной России приходило в ещё большее противоречие с феодально-крепостническим строем. Углубление процесса общественного разделения труда, рост промышленности, внутренней и внешней торговли разлагали феодальную систему хозяйства. Обострявшийся конфликт между новыми, капиталистическими отношениями, и отжившим крепостным строем лежал в основе кризиса феодализма. Ярким выражением этого кризиса являлось обострение классовой борьбы в крепостной деревне.
Поражение в Крымской войне подорвало международный престиж России, ускорило отмену крепостного права и проведение военных реформ в 60-70-х гг. XIX в. Русское самодержавие должно было встать на путь проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, чтобы предотвратить революционный взрыв в стране, укрепить социальную и экономическую базу абсолютизма.
Этот путь был начат с проведения важнейшей реформы отмены крепостного права в 1861 г.
Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права обусловлено особенностями российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма, опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.
В конце XVIII – середине XIX в. даже правительство и консервативные круги не оставались в стороне от понимания решения крестьянского вопроса. Однако попытки правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективными из-за сопротивления крепостников. К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы созрели окончательно. Прежде всего она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, всё больше приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое вынуждено было тратить огромные деньги на поддержку помещиков.
Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.
Необходимость
ликвидации крепостного права
Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Резко сократился экспорт и импорт товаров. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией её международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.
Таким
образом, отмена крепостного права
была обусловлена политическими, экономическими,
социальными и нравственными
предпосылками. Эти предпосылки также
обуславливали проведение других немаловажных
буржуазных реформ: в области местного
управления, суда, образования, финансов,
в военном деле.
2.
Обнародование манифеста
«Положений 19 Февраля
1861 г.»
19 февраля 1961 г. Государственный совет завершил обсуждение проекта «Положений». А 29 февраля они были подписаны царём и получили силу закона. В тот же день царь подписал Манифест, возвещающий об освобождении крестьян.
Ликвидация
феодальных отношений в деревне
– не единовременный акт 1861 г., а длительный
процесс, растянувшийся на несколько десятилетий.
Полное освобождение крестьяне получали
не сразу с момента обнародования Манифеста
и «Положений 19 февраля 1861 г.». В манифесте
объявлялось, что крестьяне в течение
двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать
те же самые повинности, что и при крепостном
праве. Отменялись лишь так называемые
добавочные сборы (яйцами, маслом, льном,
холстом, шерстью и т.п.), барщина ограничилась
2 женскими и 3 мужскими днями с тягла в
неделю, несколько сокращалась подводная
повинность, запрещался перевод крестьян
с оброка на барщину и в дворовые. Завершающим
актом в ликвидации феодальных отношений
являлся перевод крестьян на выкуп.
3.
Правовое положение
крестьян и крестьянские
учреждения
По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу. Бывший крепостной, у которого раньше помещик мог отнять всё его достояние, а самого его продать, подарить, заложить, теперь получал не только возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд гражданских прав: от своего имени заключат разного рода гражданские и имущественные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Всё это давало больший простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода на заработки и, следовательно, складыванию рынка рабочей силы. Однако вопрос о личном освобождении крестьян не получил еще полного, последовательного разрешения. Черты внеэкономического принуждения продолжали сохраняться. Сохранялись и сословная неполноправность крестьян, прикрепление их к месту жительства, к общине. Крестьянство продолжало оставаться низшим, податным сословием, которое обязано было нести рекрутскую, подушную и разного рода другие денежные и натуральные повинности, подвергалось телесным наказаниям, от чего были освобождены привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество).
За
поведением крестьян и обеспечения
исправного отбывания крестьянами
повинностей в пользу помещика и
государства отвечало крестьянское
«Общественное управление». Закон 1861
г. сохранял общину, которую правительство
и помещики использовали как фискально-полицейскую
ячейку в пореформенной деревне.
3.1. Крестьянский надел
Решение аграрного вопроса занимало первенствующее место в реформе 1861 г. Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне считались лишь пользователями надельной землёй, обязанные отбывать за неё повинности. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить её у помещика.
Полное обезземеление крестьян было экономически невыгодной и социально опасной мерой: лишая помещиков и государство возможности получать прежние доходы с крестьян, оно создавало многомиллионную армию безземельного пролетариата и грозило крестьянским восстанием.
Но
и наделение крестьян достаточным
количеством земли которое
Закон
предусматривал отрезку от крестьянского
надела, если он превышал определенную
для данной местности высшую или
указную норму, что в итоге
сократило крестьянское землепользование
в целом по стране более чем
на 1/5.
3.2. Повинности
До
перехода на выкуп крестьяне обязаны
были за предоставленные им в пользование
наделы отбывать повинности в виде
барщины или оброка. Закон устанавливал
следующие нормы оброка: за высший
надел в промышленных губерниях
– 10 руб., в остальных – 8-9 руб. с 1 души
мужского пола (в имениях, находившихся
не далее 25 верст от Петербурга, - 12 руб.).
В случае близости имений к железной дороге,
судоходной реке, к торгово-промышленному
центру помещик мог ходатайствовать об
увеличении нормы оброка Барщина за высший
душевой надел устанавливалась в размере
70 рабочих дней (40 мужских и 30 женских)
с тягла в год, при этом 3/5 дней в летнее
и 2/5 в зимнее время. Величина рабочего
дня составляла 12 часов летом и 9 часов
зимой. Объём работ в течении дня определялся
особым «урочным положением». Однако низкая
производительность барщинного труда
и особенно распространившийся саботаж
крестьянами барщинных работ заставляли
помещиков переводить крестьян на оброк
и вводить более эффективную по сравнению
со старой барщиной отработочную систему.
За 2 года удельный вес барщинных крестьян
сократился с 71 до 35%.
3.3. Выкуп
Перевод
крестьян на выкуп являлся завершающим
этапом освобождения их от крепостной
зависимости. Законом 28 декабря 1881 г. устанавливался
перевод крестьян на обязательный выкуп
начиная с 1 января 1883 г. К этому времени
на временнообязанном положении оставалось
15% крестьян. Перевод их на выкуп завершился
к 1895 г.
4.
Ответ крестьян на реформу
1861
г. Обнародование Манифеста и
«положений 19 февраля 1861 г.», содержание
которых обмануло надежды крестьян на
«полную волю», вызвало взрыв крестьянского
протеста весной 1861 г. За первые 5 месяцев
этого года произошло 1340 массовых крестьянских
волнений, всего же за год – 1859 волнений.
Фактически не было ни одной губернии,
в которой в большей или меньшей степени
крестьяне не протестовали бы против «дарованной»
им «воли». Продолжая уповать на «доброго»
царя, крестьяне никак не могли поверить
в то, что от него исходят такие законы,
которые на 2 года оставляли их в прежнем
подчинении помещикам, по прежнему вынуждали
их исполнять барщину и платить оброки,
лишали их значительной части земли, а
оставшиеся в их пользовании наделы объявляли
дворянской собственностью. Крестьянское
движение 1861-1863 гг., несмотря на размах
и массовость, выливалось в стихийные
и разрозненные бунты, легко подавляемые
правительством.
5.
Значение крестьянской
реформы 1861 г
Реформа 1861 г. явилась переломным моментом, гранью между двумя эпохами – феодализму и капитализму. Личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, способствовало более быстрому росту рынка рабочей силы для развивающегося капитализма как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Условия реформ 1861г. обеспечивали помещикам постепенный переход крепостнического хозяйства к капиталистическому.
Буржуазная по содержанию реформа 1861г. вместе с тем была и крепостнической, ибо проводили ее крепостники. Крепостнические черты реформы 1861г. обусловили сохранение многочисленных феодально-крепостнических пережитков в социальном, экономическом, политическом строе по реформенной России. Главным крепостническим пережитком являлось сохранение помещичьего землевладения – экономической базы политического господства помещиков. Помещичьи латифундии консервировали полукрепостнические отношения в деревни в виде отработков или кабалы. Реформа 1861г. сохранила феодальный сословный строй: сословные привилегии помещиков, сословную неравноправность и изолированность крестьянства. Сохранялась и феодальная политическая надстройка – самодержавие, выражавшее и олицетворявшее собой политическое господство помещиков. Делая шаги по пути превращения в буржуазную монархию, русское самодержавие не только приспосабливалось к капитализму, но и активно вторгалось в экономическое развитие страны, стремилось использовать новые процессы для укрепления своих позиций.
Реформа
1861 г. не разрешила задачи окончательной
ликвидации феодально-крепостнических
порядков в стране. Поэтому те причины,
которые привели к революционной ситуации
на рубеже 50-60 гг. 19 века и падению крепостного
права продолжали действовать. Реформа
1861 г. лишь отсрочила, но не устранила революционной
развязки. Крепостнический характер реформы
1861 г., её двойственность и противоречивость
придавали особую остроту социально-экономическим
и политическим конфликтам в пореформенной
России. Реформа «породила» революцию
не только тем, что сохранила крепостнические
пережитки, но и тем, что, «открыв известный
клапан, дав некоторый прирост капитализму»,
она способствовала созданию новых социальных
сил, боровшихся за ликвидацию этих пережитков.
В пореформенной России формировалась
новая социальная сила – пролетариат,
который не менее, чем крестьянства, был
заинтересован в коренной ликвидации
остатков крепостничества в социально-экономическом
и политическом строе страны. К 1905 г. крестьянство
отличалось от крестьянства крепостной
эпохи. На смену забитому патриархальному
крестьянину пришел крестьянин капиталистической
эпохи, побывавший в городе, на фабрике,
много видевший и многому научившийся.