Адвокатура в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 10:48, доклад

Краткое описание

Появление профессиональной адвокатуры в Российской империи, и в частности в Украине, связано с судебной реформой 1864 г., которая провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала сословный суд. Были введены суд присяжных, адвокатура, мировые суды. Получив законодательное закрепление в судебных уставах, адвокатура стала новым юридическим учреждением. В дореформенное время на протяжении нескольких веков роль адвокатов выполняли частные лица — стряпчие или ходатаи по делам. Их функции не были законодательно регламентированы, каких-либо требований к ним (в виде наличия специального образования) не предъявлялось. Как правило, их обязанности ограничивались составлением документов и предъявлением их в различные инстанции. И даже создание в 1832 г. института присяжных стряпчих в силу сословного характера их деятельности не могло гарантировать новым социальным слоям защиту их интересов в суде и других учреждениях.

Вложенные файлы: 1 файл

адвокатура в России.docx

— 27.30 Кб (Скачать файл)

Адвокатура в России.

 

Появление профессиональной адвокатуры в Российской империи, и  в частности в Украине, связано  с судебной реформой 1864 г., которая  провозгласила принципы независимости  судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала  сословный суд. Были введены суд  присяжных, адвокатура, мировые суды. Получив законодательное закрепление  в судебных уставах, адвокатура стала  новым юридическим учреждением. В дореформенное время на протяжении нескольких веков роль адвокатов  выполняли частные лица — стряпчие или ходатаи по делам. Их функции  не были законодательно регламентированы, каких-либо требований к ним (в виде наличия специального образования) не предъявлялось. Как правило, их обязанности  ограничивались составлением документов и предъявлением их в различные  инстанции. И даже создание в 1832 г. института  присяжных стряпчих в силу сословного характера их деятельности не могло  гарантировать новым социальным слоям защиту их интересов в суде и других учреждениях.

Впервые о судебном представительстве  упоминается в законодательных  актах 15 века — Псковской и Новгородской судных грамотах. В них закреплено, что обязанности судебных представителей кроме родственников спорящих (Новгородская судная грамота — ст. 16, 17, 18), могли  исполнять все правоспособные граждане, за исключением тех, кто состоял  на службе и был облечен властью (Псковская судная грамота — ст. 68, 69). Первый класс лиц составляли так называемые естественные представители, а второй — наемные. И именно из наемных представителей постепенно создавался институт профессиональных поверенных (пособников и наймитов). По Новгородской судной грамоте поверенного мог иметь всякий (ст. 15, 18, 19, 32), и стороны, в случае наличия у них представителей в судебном процессе, должны были иметь дело только с ними (ст. 5). В соответствии со ст. 36 Судебника 1497 года, в случае, если истец или ответчик сами не являлись в суд, то они имели право прислать вместо себя поверенных.

Следующий Судебник, 1550 года, в ст. 13 закреплял не только право сторон иметь поверенных (стряпчих и поручников), но и устанавливал определенные правила для проведения судебного поединка. То есть Судебники 1497 и 1550 года, а так же Соборное Уложение 1649 года, институт наемных поверенных упоминают уже как существующий (ст. 36 Судебника 1497 г.; ст. 13 Судебника 1550 г.; гл. 10, ст. 108 Уложения 1649 г.). Судебная реформа 1864 года заложила основы компетентной и самоуправляемой организации  адвокатов. Сформировалась адвокатская  профессия, обладавшая как западными, так и традиционно русскими чертами.

Адвокаты подразделялись на две группы: присяжных поверенных, дававших профессиональную присягу  адвокатов, состоящих в корпорации, и частных поверенных, занимавшихся адвокатской практикой индивидуально. Присяжные поверенные играли среди  адвокатов ведущую роль и набирались из наиболее образованной части русской  элиты. Профессиональные объединения  присяжных поверенных организовывались по территориальному признаку.

Присяжные поверенные объединялись в особую корпорацию —  сословие присяжных поверенных. Для  таких корпораций было характерно внутреннее самоуправление в виде выборных органов (советов присяжных поверенных). В задачи адвокатуры помимо защиты по уголовным делам входило представительство  сторон в гражданском процессе и  оказание юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для  бедных.

Присяжными поверенными  могли быть лица, достигшие 25-летнего  возраста, окончивших университетский  курс юридических наук и пять лет  судебной практики в качестве чиновника  судебного ведомства или помощника  присяжного поверенного. В некоторых  советах присяжных поверенных для  кандидатов устраивались экзамены с  целью проверки их практической подготовленности. Существовал также в это время  институт помощников присяжных поверенных. К ним относились лица, получившие юридическое образование, но нигде  не служившие.

6 июня 1874 г. был  издан закон, учредивший наряду  с присяжной адвокатурой институт  частных поверенных. Основанием  утверждения в должности частного  поверенного и получения права  на участие в производстве  гражданских дел у мировых  судей и в общих судебных  установлениях было получение  особого свидетельства, выдававшегося  теми судами, в округе которых  частный поверенный осуществлял  ходатайство по делам.

Отличие присяжных  поверенных от частных поверенных заключалось  также в том, что присяжные  поверенные сохраняли право ходатайствовать  во всех судебных местах Российской империи, а частные поверенные могли выступать  только в судах, выдавших им такое  разрешение. В кассационных департаментах  Правительствующего Сената частные  поверенные могли действовать только по тем делам, которые они вели в низших инстанциях, а присяжные  поверенные — по всем делам. Частные  поверенные не могли образовывать корпорации, они не имели самоуправления, и  — что всего важнее — могли  быть устранены от ходатайства без  судебного разбора, по распоряжению министра юстиции. В этом отношении  присяжные поверенные были поставлены, без сомнения, в условия несравненно более благоприятные, чем частные поверенные. В подобном виде институт присяжной и частной адвокатуры просуществовал до ноября 1917 г.

После Октябрьского переворота адвокатура практически  была уничтожена, несмотря на то, что  многие выдающиеся революционеры досконально  знали тонкости адвокатской профессии, так как практиковали в качестве адвокатов при старом режиме. П. Красиков, Н. Крестинский, П. Стучка, Д. Курский, да и сам Ленин были до революции  адвокатами. Ленин, после получения  диплома юриста в Санкт-Петербурге в 1891 году в возрасте 21 года без особого  энтузиазма проработал в течение  полутора лет помощником адвоката в  провинциальном городе Самаре. Будучи под началом присяжного поверенного  Хардина, он провел всего 10 дел о незначительных преступлениях, и во всех случаях его клиенты были осуждены.

В соответствии с  Декретом «О суде» № 1 от 24 ноября 1917 года помимо присяжной адвокатуры упразднялись институт прокуратуры, отделы уголовных  расследований и вообще, практически, вся судебная система. И если большинство  юридических учреждений должно было быстро реорганизоваться на революционных  началах, то присяжной адвокатуре законодательство замены не предусматривало. Представительствовать в суде было разрешено любому, обладающему гражданскими правами гражданину любого пола. То есть адвокатская деятельность перестала быть профессией, что откинуло ее по уровню организационного статуса к дореформенным (1864 года) временам.

Инструкция о  революционных трибуналах от 19 декабря 1917 года является первым официальным  актом новой власти, который содержал попытку создания новой — советской  адвокатуры. Процесс поиска оптимальной  для новой власти организации  адвокатуры привел к тому, что 30 ноября 1918 года принимается Положение о  народном суде РСФСР, в соответствии с которым при Советах рабочих  и крестьянских депутатов учреждаются  коллегии защитников, обвинителей и  представителей сторон в гражданском  процессе. 15 февраля 1918 года, принимается  Декрет № 2, учреждающий коллегии правозаступников, как в форме общественного  обвинения, так и в форме общественной защиты.

11 мая 1920 года  Совнаркомом издается постановление  «О регистрации лиц с высшим  юридическим образованием», согласно  которому в трехдневный срок, после опубликования данного  постановления, указанные лица  обязаны зарегистрироваться в  подотделах учета и распределения  рабочей силы по месту жительства. Лица же, не зарегистрированные  в указанный срок, считались дезертирами  и карались судом. Таким образом,  деятельность адвокатов переходит  в форму трудовой повинности.

Полное уничтожение, даже того подобия адвокатской корпорации, коими являлись коллегии правозаступников, ознаменовано принятием 21 октября 1920 года ВЦИК дополнений к Положению «О народном суде РСФСР», что повлекло за собой  развитие подпольной адвокатуры. Естественно, что это не устраивало новую власть и на четвертом Всероссийском  съезде деятелей советской юстиции, комиссар юстиции Д. Курский определяет перспективы развития адвокатуры: «Либо  мы создадим организацию адвокатов, которая будет находиться под  нашим контролем, либо возьмет верх частная практика» (14). И именно на этом съезде была предложена для обсуждения реформа, касающаяся адвокатуры. Наркомюстом 5 июля 1922 года принимается Положение  «О коллегии защитников», в соответствии с которым данные коллегии образовывались в каждой губернии при губернских судах, а надзор за их деятельностью  возлагался на суд, исполком и прокуратуру.

Значительное большинство  членов новых коллегий были так называемыми  буржуазными специалистами —  членами профессиональной корпорации, получившими образование при  царском режиме. Цифры за 1923 год  свидетельствуют, что приблизительно 75% всех вступивших в коллегии получили высшее юридическое образование  в царских учебных заведениях. Партия большевиков начала вводить  в состав коллегий коммунистов, пытаясь  установить, таким образом, контроль над деятельностью корпорации изнутри. Но многие принятые в адвокатуру коммунисты были адвокатами только на бумаге и  вступали в коллегию только для того, чтобы занять руководящие посты. С конца 1927 года комиссариатами юстиции  стало поощряться образование в  коллегиях защитников трудовых коллективов, но насильственные попытки коллективизировать адвокатуру не привели к успеху.

22 декабря 1938 года, Наркомюст  СССР выпустил директиву «О  работе коллегий защитников»,  ознаменовавшую начало кампании  по окончательной трансформации  адвокатуры в верноподданническое  советское учреждение.

Новое Положение об адвокатуре 1939 года являлось моделью для всех последующих законов об адвокатуре. Адвокатам запретили сочетать работу в госучреждениях на полную ставку с работой в адвокатуре, что  вынудило их выбирать между работой  в государственных органах и  работой в адвокатуре. Надзор за деятельностью адвокатуры со стороны  государственных органов был  передан Наркомату юстиции СССР, республиканским Наркоматам юстиции  и региональным управлениям Наркомюста. Помимо осуществления надзорных  функций и роли последней инстанции  при решении вопросов состава  и профессиональной дисциплины эти  органы периодически издавали обязательные к исполнению коллегиями адвокатов  директивы. В период военного времени  численный состав адвокатуры сократился (за первые два года войны на 55%).

В пятидесятых годах  прошлого века стала меняться позиция  законодателя по отношению к законам, дискриминирующим права адвокатов, и был предпринят ряд шагов, свидетельствующих  о более либеральном взгляде  государства на адвокатуру. Такое  отношение объяснялось общим  изменением политической ситуации в  стране. В период с 1960 года по 1962 год  союзные республики, в том числе  и Украина, принимают новые Положения  об адвокатуре. В соответствии со ст. 1 Положения коллегии адвокатов определялись как добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, организационной формой которой  были лишь юридические консультации, то есть возможности заниматься частной  практикой Положение не предусматривало. Конституция СССР, принятая в 1977 году, включала статью, в которой говорилось об адвокатуре (ст. 161), а 30 ноября 1979 года принимается Закон СССР «Об адвокатуре».

 

История адвокатуры 
- Возникновение адвокатуры 
- Адвокатура в Риме 
- Адвокатура в Византии 
- Адвокатура в России 
- Заключение


 


 




Информация о работе Адвокатура в России