Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 01:11, реферат
Александрийская Библиотека – пожалуй, самая известная из древних, но не самая древняя из известных нам библиотек. Идея библиотеки – это идея сохранения и передачи знаний от прошлых к грядущим поколениям, идея преемственности и посвящения. Совершенно не случайным поэтому представляется существование библиотек в наиболее развитых культурах древности. Известны библиотеки египетских фараонов, царей Ассирии и Вавилона. Некоторые функции библиотек выполняли собрания священных и культовых текстов при древних храмах или религиозно-философских общинах, подобных братству Пифагора.
1. Идея библиотеки
2. Основание Александрийской Библиотеки.
3. Роль ДеметрияФалерского в создании Библиотеки.
4. Устройство Библиотеки.
5. Формирование книжного фонда.
6. Библиотека и библиотекари.
7. Расцвет и гибель Александрийской Библиотеки.
Реферат
На тему «Александрийская библиотека»
Содержание:
Идея библиотеки.
Александрийская Библиотека – пожалуй, самая известная из древних, но не самая древняя из известных нам библиотек. Идея библиотеки – это идея сохранения и передачи знаний от прошлых к грядущим поколениям, идея преемственности и посвящения. Совершенно не случайным поэтому представляется существование библиотек в наиболее развитых культурах древности. Известны библиотеки египетских фараонов, царей Ассирии и Вавилона. Некоторые функции библиотек выполняли собрания священных и культовых текстов при древних храмах или религиозно-философских общинах, подобных братству Пифагора.
В античное
время имелись также и
Первым в
их числе, конечно, следует назвать
самого Александра, который воплощая
в жизнь теорию философского деяния
своего учителя, раздвинул границы
эллинистического мира настолько, что
непосредственная передача знания от
учителя к ученику сделалась
во многих случаях попросту невозможной[1]
- создав тем самым предпосылки
основания библиотеки, в которой
были бы собраны книги всего
К косвенным ученикам Аристотеля следует отнести и основателя династии египетских царей Птолемея Лага, который, будучи другом детства Александра Македонского, а затем одним из его полководцев и телохранителей, конечно, разделял основные идеи Александра и Аристотеля.
Последователем Аристотеля являлся и непосредственный основатель и первый руководитель Александрийской Библиотеки ученик ФеофрастаДеметрийФалерский. Пожалуй, то же самое можно сказать и о Стратоне, который совместно с ДеметриемФалерским являлся одним из основателей Александрийского Музейона. А его воспитанник Птолемей Филадельф после восшествия на египетский престол, прилагал огромные усилия для продолжения дела своего отца, не только выделял значительные материальные средства, но и проявляя личную заботу о развитии и процветании Музейона и Библиотеки.
Основание Александрийской Библиотеки.
Создание
Александрийской Библиотеки самым
тесным образом связано с
Самое первое упоминание о Библиотеке мы находим в знаменитом «Письме к Филократу»[6], автор которого, приближенный Птолемея II Филадельфа, сообщает в связи с событиями перевода священных книг иудеев на греческий следующее: «Димитрий Фалирей, заведующий царской библиотекой, получил крупные суммы на то, чтобы собрать, по возможности, все книги мира. Скупая и снимая копии, он, по мере сил, довел до конца желание царя. Однажды в нашем присутствии он был спрошен, сколько у него тысяч книг, и ответил: «свыше двухсот тысяч, царь, а в непродолжительном времени я позабочусь об остальных, чтобы довести до пятисот тысяч. Но мне сообщают, что и законы иудеев заслуживают того, чтобы их переписать и иметь в твоей библиотеке». (Письмо Аристея, 9 – 10).
Если согласиться с тем, что александрийский Перевод Семидесяти был осуществлен в 285 г. до н.э. в период совместного правления Птолемея I Сотера и его сына Птолемея II Филадельфа[7], мы можем говорить о том, что первоначальный фонд библиотеки в размере 200000 книг был собран ДеметриемФалерским в первые десять лет функционирования Библиотеки. Тем самым мы получаем достаточно точную количественную характеристику роли ДеметрияФалерского в создании Александрийской библиотеки.
Роль ДеметрияФалерского в создании Библиотеки.
Впрочем, роль ДеметрияФалерского отнюдь не сводилась к распоряжению денежными средствами библиотеки и формированию ее книжного фонда. Прежде всего следовало убедить царя Птолемея I Сотера в необходимости существования небывалой по масштабам Библиотеки. По-видимому, это задача являлась более сложной, нежели может представляться спустя более чем два тысячелетия во времена существования широко развитой сети библиотек самого разного размера и статуса: от личной до национальной. Дополнительные сложности, конечно, были сопряжены с тем, что новое дело требовало достаточно крупных денежных средств, которые были нужны молодой монархии для содержания армии и флота, проведения активной внешней и внутренней политики, развития торговли, масштабного строительства в Александрии и других районах страны и пр. и пр. При этом ДеметрийФалерский, безусловно, умело пользовался своим положением ближайшего царского советника и автора законодательства птолемеевской столицы Александрии. Используя собственный авторитет, он обосновывал необходимость открытия библиотеки тем, что «какова в битве сила стали, такова в государстве сила слова»[8], что для успешного управления многонациональным государством царю недостаточно ввести культ нового синкретического божества, каковым являлся культ Сераписа, но также требуется глубокое знание традиций, истории, законодательства и верований народов, населяющих государство. В других случаях, умышленно принижая собственное значение как ближайшего друга и советника, ДеметрийФалерский говорил, что «в книгах написано то, чего друзья не решаются говорить царям в лицо»[9].
Вне всякого сомнения, для скорейшего открытия Библиотеки Деметрий использовал и свой статус воспитателя одного из наследников царского престола[10], убеждая Птолемея Сотера в том, что научение мудрости посредством чтения лучших книг, будет способствовать также преемственности власти, процветанию страны и правящей династии. По-видимому, это был достаточно серьезный аргумент для царя, который, будучи другом детства Александра Великого, конечно, имел перед собою весьма убедительный пример благотворного воздействия книг из собрания Аристотеля на величайшего из царей своего времени. Да и опыт ДеметрияФалерского и Стратона Физика, выступавших в качестве учителей наследников престола, был, вероятно, оценен как достаточно успешный – поскольку в дальнейшем обязанности наставника наследника престола и руководителя Библиотеки нередко исполняло одно и то же лицо[11].
Устройство Библиотеки.
Фигура ДеметрияФалерского являлась ключевой не только в вопросе инициации открытия Александрийской библиотеки, но и в разработке планов устройства, а также важнейших принципов ее функционирования. Вне всякий сомнений, прообразом АлександрийскогоМузейона и Библиотеки послужило устройство афинского Ликея. Но и здесь чрезвычайно важным представляется богатейший личный опыт ДеметрияФалерского, который, пройдя путь от рядового ученика до ближайшего друга руководителя ЛикеяФеофраста, мог оценить все преимущества и недостатки библиотеки Ликея, основой которого служило книжное собрание Аристотеля.
Не менее ценен был и опыт успешного десятилетнего управления Афинами, во время которого ДеметрийФалерский проводил большие строительные работы, а также сделал возможным приобретение сада и самого строения Ликея в собственность Феофрастом. Поэтому мнение ДеметрияФалерского представлялось не менее важным и при разработке строительных планов и архитектурных решений Александрийской библиотеки.
К сожалению,
каких-либо достоверных сведений о
внешнем виде и внутреннем устройстве
помещений Александрийской
Здание библиотеки
имело несколько боковых
Формирование книжного фонда.
Первоначальные
принципы формирования книжного фонда
также были разработаны
1. Поэзия, прежде всего эпическая, прежде всего Гомер;
2. Трагедия и комедия, прежде всего – древняя: Эсхил, Софокл, Еврипид;
3. История, право, ораторское искусство;
4. Философия, которая включала в себя не только философские сочинения в современном понимании – но и труды по всем известным отраслям науки: физика, математика, ботаника, астрономия, медицина и т.д. и т.п.
Первоочередной
задачей являлось и составление
полного канона греческой литературы
того времени. Но поскольку тексты Гомера,
Эсхила, Софокла и других авторов
ходили во множестве списков, прежде
требовалось прийти к согласию относительно
единого варианта наиболее важных для
греческой культуры текстов. Именно
поэтому приобретались все
При этом именно ДеметриемФалерским была начата работа по идентификации и текстуальной критике гомеровских поэм. Именно на основании собранных ДеметриемФалерским гомеровских текстов, а также его критических работ «Об Илиаде» , «Об Одиссее», «Знаток Гомера»[14], Зенодот Эфесский, следующий за Деметрием руководитель Александрийской Библиотеки, предпринял первую попытку критического издания текстов Гомера. Именно ДеметрияФалерского следует считать поэтому родоначальником научного литературоведения.
Особо следует
отметить, что с первых же лет
своего существования Александрийская
Библиотека проявляла интерес не
только к греческой литературе –
но и к некоторым книгам других
народов. Правда, интерес этот существовал
в достаточно узкой области и
диктовался сугубо практическими интересами
обеспечения эффективного руководства
многонациональным
Совершенно определенно «Письмо Аристея» говорит и о способах формирования библиотечного фонда, главными из них называя скупку и копирование книг. Впрочем, во многих случаях владельцы попросту не имели другого выхода, кроме продажи или сдачи книг для копирования. Дело в том, что согласно одному из указов, книги которые имелись на кораблях, прибывших в Александрию, в обязательном порядке продавались их владельцами Александрийской Библиотеке или (видимо, в случаях недостижения согласия в этом вопросе) сдавались для обязательного копирования. При этом достаточно часто хозяева книг, не дождавшись окончания их копирования, покидали Александрию. В некоторых случаях (вероятно для особо ценных свитков) владельцу книги возвращалась ее копия – тогда как оригинал оставался в фондах Библиотеки. По видимому, доля книг, которые попадали в фонды библиотеки с кораблей была достаточно велика – поскольку книги такого происхождения именовались в дальнейшем книгами «корабельной библиотеки».