Александр Невский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:57, реферат

Краткое описание

Князь Александр Невский (1220—1263) оставил яркий след в русской истории как незаурядный полководец, дипломат, государственный деятель. Однако далеко не все подробности его биографии, к сожалению, известны. Историки больше касались его военных свершений. Международная, геополитическая деятельность князя прояснена еще недостаточно.

Содержание

Введение
Гл.1. Юность Александра Невского
Гл.2. Войны с Западом
2.1 Невская битва
2.2 Ледовое побоище
Гл.3. Политика князя Александра Невского в отношениях
с монголо-татарами
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

истор домаш Александр Невский воин, политик, дипломат.docx

— 47.94 Кб (Скачать файл)

Обращает на себя внимание неслучайная согласованность одновременного выступления горожан. Кто же был  его инициатором? Текст Устюжского летописного свода содержит прямое указание на некую грамоту, призвавшую жителей к восстанию: «И приде  на Устюг грамота от великаго князя  Александра Ярославича, что татар  бити»[14]. Сохранившиеся в названном своде известия, особенно местного происхождения, содержат, по оценке К. Н. Сербиной «ценные, нигде больше не читавшиеся сведения»[15]. Достоверность упоминания о грамоте подтверждается рядом конкретных деталей сопутствующего рассказа: назван ясашник Буга, отмечено вече горожан. Приведенное летописное известие раскрывает важное обстоятельство: руководителем антитатарского движения в Устюге и, очевидно, в других городах Северо-Восточной Руси был сам великий князь. Он рассчитал (как установил Насонов), что невыполненный в 1262 г. приказ Монгольской империи о сборе дани в некоторых городах не вызовет карательных акций со стороны Золотой Орды, укреплявшей в то время свою независимость от метрополии[16]. Таким образом, момент выступления против грабительской политики монголов был выбран точно. То было фактически первым успешным выступлением против чужеземного ига.

 

 

 

Заключение

     Тогда в волжской Орде происходило важное преобразование. Хан Берке принял ислам, который быстро распространился в его народ, тем легче, что и прежде в полчищах монголов большинство народов, им покоренных и за них воевавших, исповедывало ислам. В тоже время кочевая жизнь мало-помалу начала сменяться оседлою. На Волге строился Кипчак, обширный город, который хан украшал всем великолепием, какое только возможно было при его могуществе. Хан Берке оказался более милостив к русским, чем можно было даже ожидать. Он не только простил русским избиение басурманов, (которых погибель, как народа подвластного, не могла раздражать его в той мере, в какой подействовало бы на него избиение ханских чиновников), но по просьбе Александра освободил русских от обязанности идти на войну. Александр, однако, прожил тогда в Орде всю зиму и лето и это заставляет предполагать, что не сразу удалось ему приобрести такую милость для своих соотечественников.

Соблюдение Русской земли  от беды на востоке, знаменательные подвиги  за веру и землю на западе доставили  Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории - от Мономаха до Донского. Знаком этой памяти и славы служит особое сказание о подвигах Александровых, дошедшее до нас вместе с летописями, написанное современником и, как видно, человеком  близким к князю. Великий князь  Александр Ярославович, говорит  автор сказания, побеждал везде, а  сам не был нигде побежден; приходил в Новгород от западных стран знаменитый рыцарь, видел Александра и, возвратясь в свою землю, рассказывал: "Прошел я много стран и народов, но нигде не видал такого ни в царях  царя, ни в князьях князя"; такой  же отзыв сделал об нем и хан[17].

Возвращаясь от Хана Берке, по Волге больным, Александр остановился  в Нижнем Новгороде, через силу продолжал  путь дальше, но приехав в Городец  окончательно

слег, и приняв схиму скончался 14 ноября 1263 года.

Тело его было встречено  народом близ Боголюбова и похоронено во Владимире в церкви Рождества  Богородицы. (в XVIII веке государь Петр I вздумал перенести сии останки  бессмертного князя на берега Невы, как бы посвящая ему новую свою столицу и желая тем самым  утвердить ее знаменитое бытие). Говорят, что митрополит Кирилл, услышав во Владимире о смерти Александра, громко сказал: «Зашло солнце земли русской». Говорят, что тогда случилось  чудо, достойное памяти. Когда святое тело Александра было положено в гроб, эконом Севастьян и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы  вложить в нее духовную грамоту. Он же сам, как живой, протянул руку и взял грамоту из рук митрополита[18]. Духовенство больше всего уважало и ценило этого князя. Его угодливость хану, умение ладить с ним, твердое намерение держать Русь в повиновении завоевателям и тем самым отклонять от русского народа бедствия и разорения, которые постигали бы его при всякой попытке к освобождению и независимости. Все это вполне согласовывалось с учением, всегда проповедуемым православными пастырями: считать целью нашей жизни загробный мир, безропотно терпеть всякие несправедливости и угнетения, покоряться всякой власти, хотя бы иноземной и поневоле признаваемой.

Оценивая деятельность Александра Невского, полную борьбы, смелости, риска  и компромиссов, следует признать, что вряд ли другой человек на его  месте в той катастрофической обстановке мог бы сделать большее. В этом отношении Руси повезло  с одним из ее правителей, действовавшим  в период, когда под вопрос было поставлено само выживание народа. Летописец имел право представить  великого князя па фоне персонажей мировой истории. «Глас его акы  труба в народе, и лице его акы  лице Есифа, иже поставил его Егупетьский  цесарь втораго цесаря в Егупте; сила бе его часть от силы Самсоня; дал бе ему Бог премудрость  Соломоню, и храбрьство же акы цесаря Римьскаго Еуспасьяна, иже бе пленил всю Подъиюдейскую землю... Також и сий князь Олександр бе побежая, а не победим»[19]. Александр Ярославич не смог уберечь Северную Русь от ордынской зависимости, но своими действиями наметил трудные пути грядущего освобождения страны и превращения ее в могуществе государство.

Список использованных источников

1. Кирпичников А.Н.  Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. –с.115-118

2. Кошелева В.  Запад против Александра Невского: 750 лет спустя // Юность. -1998. -№3. –с.50-51

3. Полемика: [об Александре  Невском, 1220-1263: Ст.] // Родина. -2002. -№3. –с.35-37

4.Чарушников В.  Кто же такой Александр Невский? // Москва. -2003. -№5. –с.189-197

5. Александр Невский. Битва  на реке Нева в 1240 году [Электронный  ресурс]. –Электрон. дан. -2001. 

[1] Александр Невский. Битва на реке Нева в 1240 году [Электронный ресурс]. –Электрон. дан. -2001.

[2] Александр Невский.  Битва на реке Нева в 1240 году [Электронный ресурс]. –Электрон.  дан. -2001.

[3] Полемика: [об Александре  Невском, 1220-1263: Ст.] // Родина. -2002. -№3. –с.37

[4] Полемика: [об Александре Невском, 1220-1263: Ст.] // Родина. -2002. -№3. –с.37

[5] Полемика: [об Александре Невском, 1220-1263: Ст.] // Родина. -2002. -№3. –с.37

[6] Кирпичников А.Н.  Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. –с.116

[7] Кирпичников А.Н.  Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. –с.116

[8] Кирпичников А.Н.  Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. –с.117

[9] Там же, с.117                                                                                                                                               

[10] Там же, с.117

[11] Там же, с.117

[12] Кирпичников А.Н.  Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. –с.117

[13] Кирпичников А.Н.  Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. –с.118

[14] Там же, с.118

[15] Там же, с.118

[16] Там же, с.118

[17] Чарушников В.  Кто же такой Александр Невский? // Москва. -2003. -№5. –с.193

[18] Чарушников В.  Кто же такой Александр Невский? // Москва. -2003. -№5. –с.192

[19] Кирпичников А.Н.  Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. –с.118

 

 

 

Кирпичников, Анатолий Николаевич: “Оценивая деятельность Александра Невского, полную борьбы, смелости, риска и компромиссов, следует признать, что вряд ли другой человек на его месте в той катастрофической обстановке мог бы сделать большее. В этом отношении Руси повезло с одним из ее правителей, действовавшим в период, когда под вопрос было поставлено само выживание народа. Летописец имел право представить великого князя па фоне персонажей мировой истории. «Глас его акы труба в народе, и лице его акы лице Есифа, иже поставил его Егупетьский цесарь втораго цесаря в Егупте; сила бе его часть от силы Самсоня; дал бе ему Бог премудрость Соломоню, и храбрьство же акы цесаря Римьскаго Еуспасьяна, иже бе пленил всю Подъиюдейскую землю... Також и сий князь Олександр бе побежая, а не победим»”. [C.101, 1]


Информация о работе Александр Невский