Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:27, реферат
Цель работы – раскрыть роль Александра Невского в истории России.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть историческую обстановку, сложившуюся к моменту начала княжения Александра Невского; изучить внешнюю политику князя Александра Невского; раскрыть значение деятельности Александра Невского в период раннего средневековья Руси.
Введение 3
1. Историческая обстановка к моменту начала княжения Александра
Невского 4
2. Внешняя политика князя Александра Невского 6
3. Значение деятельности Александра Невского в период раннего
средневековья Руси 10
Заключение 14
Список литературы 15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Историческая обстановка к моменту начала княжения Александра
Невского 4
2. Внешняя политика князя Александра Невского 6
3. Значение деятельности Александра Невского в период раннего
средневековья Руси 10
Заключение 14
Список литературы 15
ВВЕДЕНИЕ
Знаковой фигурой для России стал Александр Невский, признанный народной памятью, российской государственностью, и православной церковью.
Годы его жизни с 1220 по 1263 г.г. пришлись на самое тяжелое для Руси время, когда, по существу, решался вопрос, быть Руси или не быть, как народу, как государству.
Ход истории не раз ставил вопрос о самом существовании России. Последний раз такой вопрос был поставлен нападением фашистской Германии. Но никогда, пожалуй, этот вопрос не стоял с такой остротой, как во времена Александра Невского.
XIII век был
периодом самого ужасного
Цель работы – раскрыть роль Александра Невского в истории России.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть историческую обстановку, сложившуюся к моменту начала княжения Александра Невского; изучить внешнюю политику князя Александра Невского; раскрыть значение деятельности Александра Невского в период раннего средневековья Руси.
1. Историческая обстановка к моменту начала княжения Александра Невского
В отличие от многих исторических деятелей личность Александра Невского постоянно находится, как говорят, «на слуху». Житие Александра было составлено в ближайшие десять лет после его смерти1.
А. Невский родился в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удатного (Удалого). Внук Всеволода Большое Гнездо. Первые сведения об Александре относятся к 1228, когда Ярослав Всеволодович, княживший в Новгороде, вступил в конфликт с горожанами и вынужден был отъехать в Переяславль-Залесский, свой родовой удел2. Несмотря на свой отъезд он оставил в Новгороде на попечении доверенных бояр двух своих малолетних сыновей Федора и Александра. После смерти Федора Александр становится старшим сыном Ярослава Всеволодовича. В 1236 он был посажен на новгородское княжение, а в 1239 женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне.
В первые годы своего княжения Александру Невскому пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары. На реке Шелони Александр построил несколько крепостей.
Одновременно с обособлением городов непрерывно росла численность княжеского сословия. Темпу развития и становления городов было не угнаться за «эдаким» «демографическим взрывом» в стане воевод. Правителям не хватало необъятного простора земли русской, коей границы расширить было нельзя, так как весь ход событий указывал на то, что можно ожидать только их сужения. И в этих условиях непременно вступают в силу «закон естественного отбора». Брат пошел на брата. В ход пускалось все: убийство, вступление в родственные связи с авторитетными чужеземными родами, кровосмешение, интриги, заигрывание и одновременная жестокость с горожанами. Исторические условия того периода, в которые были поставлены князья, толкали их на те или иные действия. Ситуацию усложняла специфика географической структуры Руси: ее, действительно, необъятные просторы и редко расположенные города. Этот факт в какой - то мере оправдывает несогласованность действий и трудность централизации военного управления. В ситуации нависшей реальной военной опасности, город находился в смятении, и не мог быстро отреагировать. Прежде надо было собрать войско, попросить помощи, что, как правило, занимало много времени. Жители города имели право принять или не принять князя. Мнение горожан оказывало влияние на те или иные политические решения. Естественно, что оценка значимости этих решений для государства не всегда была адекватна. Их взгляд исходил из проблем нынешнего, повседневного бытия, как бы со своей «житейской колокольни». Существовала и опасность бунта. Нередкими были конфликты между боярами и простым людом. Особенное обострение противоречий наблюдалось в экономически нестабильные и политически тревожные моменты. Причиной мог стать неурожай или опасность военной интервенции со стороны чужеземцев. Таким образом, при внешней видимости благополучного существования, каждый из русских городов жил своей жизнью, подчас наполненной внутренними противоречиями. В таких условиях тяжело было без единовластного правителя, способного учесть интересы всех социальных слоев населения города, взвесить все обстоятельства, принять решение - сказать твердое слово.
Нельзя оставлять без внимания и личностные установки обитателя средневековой Руси. «Средневековые люди были во власти веры и суеверий, и часто возлагали на бога и судьбу решения, которые надлежало принимать им самим. Решительность в ту пору была качеством редким. Даже на суде при разборе запутанных дел подозреваемых испытывали водой (всплывет или утонет?) и каленым железом (какова степень ожога?). Знаменья и приметы, сулившие радость и горе, победы и поражения, запоминались и заносились в летописи»3.
2. Внешняя политика князя Александра Невского
Александр Ярославич Невский (1220-1263), небесный покровитель Санкт-Петербурга, всегда привлекал и продолжает привлекать внимание русских людей. Ему посвящены многочисленные исследования историков, произведения изобразительного и прикладного искусства, иконописи, прекрасный к/ф "Александр Невский". Но истинную роль Александра Невского в истории России XIII в. не понимали, или не хотели понять многие его современники и позднейшие историки. Заслуженную награду он получил от православной церкви, удостоившей его канонизации. Теперь мы воспринимаем Александра Ярославича преимущественно как выдающегося полководца, победившего шведов на берегу Невы и немецких рыцарей на льду Чудского озера. Но его дипломатические таланты, его политическое прозрение еще не получили достойного признания. Еще не совсем четко сформулированы основные приоритеты его внешней политики на Западных и Южных рубежах России. Особенно остро и дискуссионно стоит вопрос о взаимоотношениях великого князя с Ордой. Этот вопрос оказался весьма запутанным, и на него историки, принадлежавшие к разным школам, давали противоречивые ответы. И современники и потомки неоднократно обвиняли Александра Невского в измене национальным интересам России. Им вторят современные западные историки - немец А. Амман и поляк И. Ушиньский, которые рассматривали внешнюю политику Александра как союз с Ордой, как предательство общеевропейского антимонгольского дела. С формальной точки зрения, их обвинения имеют основания. Великий князь пять раз ездил на поклон в Орду. Он принимал активное участие в подавлении народных восстаний против татарских баскаков, проводивших переписи населения в целях обложения налогами в пользу оккупантов. (В 1259 г.- в Новгороде, в котором татарские чиновники Беркай и Касачик переписывали население). Он породнился с сыном Батыя-с ханом Сартаком, приглашал татарские войска воеводы Неврюя и вместе с ним в 1252 г. разбил войска своего брата, великого князя Владимирского Андрея. Естественно, что эти и ряд других действий Александра Ярославича не могли положительно оцениваться современниками тех событий4.
Даты 5 апреля и 15 июля входят в список памятных дат воинской славы: 5 апреля 1242 г. Александр Ярославич разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, а 15 июля 1240 г. во время Невской битвы на несколько столетий вперед «заказал дорогу» шведам в русские земли. Он первым в отечественной истории получил почетное прозвище за воинскую победу. Вспоминают Александра Невского и в связи с Днем кавалеров ордена Александра Невского (конец августа). В декабре (по старому стилю - ноябрь) принято вспоминать о кончине героя, прожившего немногим более 40 лет.
Но самая главная причина сегодняшнего триумфа правителя, жившего более семи столетий назад, заключается в другом. Все дело в самой русской истории, в особенностях развития русской (российской) цивилизации. Эта цивилизация, возникнув значительно позже многих известных мировых цивилизаций, заняла на евроазиатском пространстве, а со временем и в мире, совершенно особое, уникальное место. В силу своего специфического геополитического положения с самого начала существования она оказалась между двух огней - между Западом и Востоком.
Впервые смертельная опасность нависла над русской цивилизацией в 1237–1242 гг. Под ударами со стороны монголо-татар, немецких крестоносцев, поляков, литовцев, венгров и прочих русское цивилизационное пространство «скукожилось», а государственность сошла на нет. Вот в этих-то тяжелейших исторических условиях Александр Ярославич, усвоивший уроки своего отца - Ярослава Всеволодовича, нашел единственно возможную формулу выживания русской цивилизации. Он выступил не только как полководец, дипломат, ревнитель и защитник русского православия, но и как выдающийся мыслитель, философ, провидец, пророк.
Серьезные историки не станут делать вид, что находились рядом с Александром Ярославичем в те страшные годы, и не будут рассказывать, что он им приснился и произнес какие-то слова. Но стратегия выживания, начало которой в полной мере положил Александр Невский, причем не столько словами, сколько реальными делами, которые можно оценить с большой исторической дистанции, достаточно легко укладывается в формулу «Меч на Западе, мир на Востоке».
Победы Александра Невского предохранили Русь от дальнейшей экспансии шведских и немецких рыцарей, защитили население северо-западных земель от политического, экономического и духовного порабощения. Александр Невский отказался от союза с крестоносцами под эгидой папы римского. Католицизм в тот исторический период являлся ярко выраженной профетической религией. Тех, кто не принимал католическую веру, физически уничтожали. Те, кто принимал католицизм, оказывались в зависимости от папы, ассимилировались, утрачивали свою идентичность. В Прибалтике крестоносцы уничтожили и ассимилировали славянское племя пруссов. Вождь пруссов был повешен и после этого пронзен мечом.
Александр Невский понимал, что у Руси нет еще достаточно сил для успешной борьбы с Золотой Ордой, которая в то время в военном и политическом отношении была значительно более могущественна. В условиях невозможности сбросить иго оставалась только необходимость найти пути к сосуществованию.
Князь четырежды ездил в Золотую Орду и получил там ярлык на великое княжение (великий князь в 1252–1263 гг.). Впоследствии, когда монголо-татары, приняв ислам, проявили вполне терпимое отношение к Русской православной церкви, появилась некоторая надежда. «Даст Бог, Орда переменится», - говорили в русских землях. Некоторые приписывали эти слова Александру Невскому.
Следует сказать, что среди отечественных и зарубежных историков спор о роли Александра Невского в русской истории, о различных его деяниях и решениях идет давно. Многие зарубежные историки прямо называют его предателем, князем-коллаборационистом, который подчинил русские земли Золотой Орде вместо того, чтобы вместе с западными союзниками отстоять независимость.
Немецкий историк Ф. Б. Шенк объяснял причины, по которым образ Александра Невского занимает прочное место в русской культурной памяти, следующим образом. «Во-первых, биография князя, его реальные исторические достижения и воинские победы оказались светлым моментом в трудное время монгольского завоевания во второй половине XIII в. Во-вторых, в биографии Александра зримо отражается ряд принципиальных проблем и вопросов, важных для русского исторического пути и русской коллективной идентичности: «централизм – регионализм», «княжеская власть - вечевая демократия», «Россия и Азия», «Россия и Европа». В-третьих, мы и сегодня располагаем крайне скудными точными данными о реальном Александре Ярославиче, поэтому его образ в истории был и будет предметом различных исторических интерпретаций»5.
Отношение к выдающимся личностям в истории различных стран и народов также не отличалось особым разнообразием. Кумиры создавались, низвергались, вновь возрождались в сознании и реальной жизни народа.
Исходя из анализа обьективных реалий середины XIII в., можно по иному реконструировать генеральную линию внешней политики в.к. Александра Ярославича. Он был прогматиком и прекрасно понимал, что в его время начинать борьбу за свержение татаро-монгольского ига - абсолютно невозможно. Он вел политику не союза с Ордой, а политику вынужденного компромисса, лавирования, внешнего подчинения воле хана. Скоропостижная смерть Александра 14 ноября 1264 г. в Городце Волжском была воспринята современниками как результат отравления в Орде, куда он ездил пятый раз. Называли даже исполнителя - первую жену хана. По-видимому в Орде разгадали двойную игру В. Кн., и решили убрать умного, волевого, талантливого военоначальника, потенциального противника Орды. Эта гипотеза не может быть доказана, но она вполне вероятна, так как вписывалась в практику тайных интриг ханского окружения. Верных слуг не отравляют.
Само имя Великого Князя символично. В Древней Руси существовал обычай давать младенцам два имени. Первое давалось родителями, и оно носило характер прозвища. Так например, "Пятой" означало, что этот ребенок был пятым в семье. "Неждан" - нежданный, "Богдан" - данный Богом и т.д.
Второе имя - "крестильное" - ребенок получал в храме на восьмой день после рождения. Священник, совершавший таинство крещения, объяснял родителям, что означает греческое, латинское или еврейское имя, слова, которое будет носить крещеный младенец. Слово "Александр" - греческое, и его можно перевести как "защитник мужей". Видимо, в этом случае священник предсказал (или угадал) судьбу своего крестного.