Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:09, реферат
Петр Великий – одна из ярчайших личностей в Европе начала современной истории. За годы его правления Россия, вырвавшись из полуазиатской отсталости, обрела серьезное политическое и военное влияние на западный мир. Ничто не вызывало у него большего беспокойства, чем благосостояние, сила и репутация России. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.
I.Введение………………………………………………………………………………..2
II.Основная часть………………………………………………………………………..3
Военная реформа…………………………………………………………………...3
Реформа государственного управления…………………………………………..4
Реформа сословного устройства…………………………………………………..6
Служивое сословие…………………………………………………………….6
Городское сословие……………………………………………………………7
Крестьянство…………………………………………………………………...7
Церковная реформа……………………………………………………………….. 8
Экономические преобразования…………………………………………………..9
Реформы в области культуры и быта…………………………………………….11
Экономики России после петровских преобразований……………………….. 13
III.Заключение………………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
инженерно-экономический университет»
Кафедра мировой экономики
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
РЕФЕРАТ
На тему: АНАЛИЗ РЕФОРМ ПЕТРА I И ЭКОНОМИКА РОССИИ ПОСЛЕ ПЕТРОВСКИХ ВРЕМЕН.
Выполнил:
студент гр. № 1322
Ф.И.О: Исингалиев Тамерлан Александрович
Руководитель: Солоненкова Елена Сергеевна
Санкт-Петербург
2012
Содержание
I.Введение……………………………………………………
II.Основная часть…………………………………………………………………
III.Заключение…………………………………………
Список литературы…………………………………
I.Введение
Петр Великий – одна из ярчайших личностей в Европе начала современной истории. За годы его правления Россия, вырвавшись из полуазиатской отсталости, обрела серьезное политическое и военное влияние на западный мир. Ничто не вызывало у него большего беспокойства, чем благосостояние, сила и репутация России. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, так как они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств - Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство. История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа Мы, люди конца XX века, не можем в полной мере оценить взрывной эффект Петровских реформ в России. Люди прошлого, XIX века воспринимали их острее, глубже. 1
Целью работы является рассмотрение петровских преобразований во всех сферах жизни общества и их влияние на экономику в после петровский период.
Основными задачами данной работы являются:
- анализ реформ в политической сфере;
- анализ реформ в экономической сфере;
- анализ реформ в культурной и духовной сферах;
- рассмотрение экономики России после петровских времен
______________________________
1 Погодин М. П. Петр Великий. - В кн.: Историко-критические отрывки, т. 1. М., 1846, с.33
II. Основная часть
1. Военные реформы.
Военные реформы занимают
особое место среди Петровских преобразований.
Сущность военной реформы состояла в ликвидации
дворянских ополчений и
организации боеспособной постоянной
армии с единообразной структурой,
вооружением, обмундированием, дисциплиной,
уставами.
Задачи создания современной боеспособной
армии и флота занимали юного царя
еще до того, как он стал полновластным
государем. Можно насчитать лишь
несколько (по оценкам разных историков
- по-разному) мирных лет за 36-летнее
царствование Петра. Армия и флот всегда
были главным предметом заботы
императора. Однако военные реформы важны
не только сами по себе, но еще и
потому, что они оказывали очень большое,
часто решающее, влияние на другие
стороны жизни государства. Ход же самой
военной реформы определялся войной.
"Игра в солдатики", которой отдавал
все свое время юный Петр, с конца 1680-х
гг. становится все более и более серьезной.
В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере,
около Переславля-Залесского, несколько
небольших кораблей под руководством
голландских мастеров. Весной 1690 года
создаются знаменитые "потешные полки"
- Семеновский и Преображенский. Петр начинает
вести настоящие военные маневры, на Яузе
строится "стольный град Прешбург".
Семеновский и Преображенский полки стали
ядром будущей постоянной (регулярной)
армии и проявили себя во время Азовских
походов 1695-1696 гг.
Большое внимание Петр I уделяет флоту,
первое боевое крещение которого также
приходится на это время. В казне не было
необходимых средств, и строительство
флота поручалось так называемым "кумпанствам"
(компаниям) - объединениям
светских и духовных землевладельцев.
С началом Северной войны основное
внимание переключается на Балтику, а
с основанием Санкт-Петербурга
строительство кораблей ведется почти
исключительно там. К концу царствования
Петра, Россия стала одной из сильнейших
морских держав мира, имея 48 линейных и
788 галерных и прочих судов. Начало Северной
войны стало толчком к окончательному
созданию регулярной армии. До Петра армия
состояла из двух главных частей - дворянского
ополчения и различных полурегулярных
формирований (стрельцы, казаки, полки
иноземного строя). Кардинальным изменением
было то, что Петр ввел новый принцип комплектования
армии - периодические созывы ополчения
были заменены
систематическими рекрутскими наборами.
В основу рекрутской системы был
положен сословно-крепостнический принцип.
Рекрутские наборы распространялись
на население, платившее подати и несшее
государственные повинности. В 1699 г. был
произведен первый рекрутский набор, с
1705 г. наборы узаконены соответствующим
указом и стали ежегодными. С 20 дворов
брали одного человека, холостого в возрасте
от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны
эти сроки постоянно изменялись из-за
нехватки солдат и матросов). Более всего
от рекрутских наборов пострадала русская
деревня. Срок службы рекрута практически
не был ограничен. Офицерский состав российской
армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся
в гвардейских дворянских полках или в
специально организованных школах (пушкарская,
артиллерийская, навигационная, фортификационная,
Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят
Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось
широкомасштабное перевооружение армии.
К концу Северной войны Петр имел огромную
сильную армию - 200 тыс. человек (не считая
100 тыс. казаков), которая позволила России
одержать победу в изнурительной, растянувшейся
почти на четверть века войне. 2
2. Реформа государственного управления.
Из всех преобразований Петра
центральное положение занимала именно
эта
реформа. Старый приказной аппарат был
не в состоянии справиться с усложнившимися
задачами управления. Сущность же реформы
сводилась к формированию дворянско-чиновничьего
централизованного аппарата абсолютизма.
С 1708 года начинается ломка старых учреждений
и замена их новыми. В результате к концу
первой четверти XVIII века складывается
следующая система органов власти и управления.
Вся полнота законодательной, исполнительной
и судебной власти сосредоточилась в руках
царя. В 1711 году Боярская дума была заменена
высшим органом
исполнительной и судебной власти - Сенатом.
Члены Сената назначались царём по
принципу служебной пригодности. В порядке
осуществления исполнительной власти
Сенат издавал постановления - указы, имевшие
силу закона. В 1722 году во
главу Сената был поставлен генерал-прокурор,
на которого возлагался контроль
за деятельностью всех правительственных
учреждений, он должен был выполнять
функции “ока и уха государева”. Этот
контроль он выполнял через прокуроров,
назначаемых во всех правительственных
учреждениях. К ним добавлялась система
фискалов, возглавлявшая обер-фискалом.
В обязанности фискалов входило ______________________________
донесение о всех злоупотреблениях
учреждений и должностных лиц и нарушении
ими “казенного интереса”. В 1717-1718 годах
устаревшая система приказов была сменена
коллегиями. Каждая коллегия ведала определённой
отраслью или сферой управления. Главными
считались три коллегии: Иностранная,
Военная и Адмиралтейство. Вопросами торговли
и промышленности ведали: Коммерц-, Мануфактур-
и Берг-коллегии.
Последняя из них ведала металлургией
и горной промышленностью. Три коллегии
ведали финансами: Камер-коллегия - доходами,
Штатс-коллегия - расходами, а
Ревизион-коллегия контролировала поступление
доходов, сбор податей, налогов,
пошлин, правильность расходования учреждениями
отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала
гражданским судопроизводством, Вотчинная,
учреждённая
несколько позднее, - дворянским землевладением.
К ним добавлялся Главный
магистрат. Особое место занимала Духовная
коллегия, или Синод, управляющая
церковью. Коллегии получили право издавать
указы по тем вопросам, которыми
они ведали. Кроме коллегий было создано
известное число контор, канцелярий, департаментов,
приказов, которые ведали чётко определёнными
вопросами, Одна из них - ведавшая службой
и производством в чины дворян – Герольдмейстерская
контора. Преображенский приказ и Тайная
канцелярия ведали делами о государственных
преступлениях; Академия наук - подчинялись
непосредственно Сенату, другие - Монетный
департамент, Соляная контора, Межевая
канцелярия и др. - подчинялись одной из
коллегий. В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка
органов власти и управления на местах.
Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся
по территории и количеству населения.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции,
число которых равнялось 50. Во главе провинции
стоял воевода с провинциальной канцелярией
при нем. Провинции в свою очередь делились
на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной
канцелярией. Во главе губернии стоял
назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший
в своих руках исполнительную и служебную
власть. При губернаторе существовала
губернская канцелярия. Но положение осложнялось
тем, что губернатор подчинялся не только
императору и Сенату, но и всем коллегиям,
распоряжения и указы которых нередко
противоречили друг другу. При губернаторах
состояли выборные от дворян ландраты,
позже – земские комиссары, помогавшие
им в управлении общим советом и в уездах.
В губерниях действовали новые “надворные
суды”. Петру не удалось установить в
управлении губерниями однородный порядок,
поэтому при нём и после его смерти в местном
управлении господствовал некоторый хаос.
Вся эта сложная система органов власти
и управления имела четко выраженный продворянский
характер и закрепляла активное участие
дворянства в осуществлении своей диктатуры
на местах. Но она одновременно еще больше
расширила объем и формы службы дворян,
что вызывало их недовольство.3
3. Реформа сословного
устройства.
3.1. Служивое сословие
Борьба со шведами требовала
устройства регулярной армии и Пётр понемногу
перевёл на регулярную службу всех дворян
и служивых людей. Служба для всех
служивых людей стала одинаковой, они
служили поголовно, бессрочно и начинали
службу с низших чинов. Все прежние разряды
служивых людей были соединены вместе,
в одно сословие - шляхетство. Все нижние
чины (как знатные, так и из “простого
люда”) одинаково могли дослужиться до
высших чинов. Порядок такой выслуги был
точно определён “Табелем о рангах” (1722
г.). В “Табели” все чины были распределены
на 14
рангов или “чинов” по их служебному
старшинству. Каждый, достигший низшего
14
ранга, мог надеяться высшую должность
и занять высший ранг. “Табель о рангах”
заменил принцип родовитости принципом
выслуги и служебной пригодности. Но
Пётр сделал выходцам из высшего старого
дворянства одну уступку. Он позволил
знатной молодёжи поступать по преимуществу
в его любимые гвардейские полки
Преображенский и Семёновский. Пётр требовал,
чтобы дворяне обязательно учились грамоте
и математике, а необученных дворян лишал
права жениться и получить офицерский
чин. Пётр ограничил землевладельческие
права дворян. Он перестал давать им поместья
из казны при поступлении на службу, а
предоставлял им денежное жалование. Дворянские
вотчины и поместья запретил дробить при
передаче сыновьям (закон “О майорате”,
1714). Меры Петра относительно дворянства
отягчали положение
этого сословия, но не меняли его отношения
к государству. Дворянство и прежде
и теперь должно было расплачиваться за
право землевладения службой. Но теперь
служба стала тяжелее, а землевладение
стеснённее. Дворянство роптало и пробовало
облегчить свои тяготы. Пётр же жестоко
карал попытки уклониться от службы.4
3 Зуев М. Н. История России с древности до наших дней / Зуев М. Н. – М.: Издательский дом « ОНИКС 21 век », 2003. – 928 с.
4 История России: Учебник / Орлов А. С., Сивохина Т. А. – М.: Издательство Проспект, 2008. – 528 с
3.2.Городское сословие (посадские и городские люди)
До Петра городское
сословие составляло очень малочисленный
и бедный класс.
Пётр хотел создать в России городской
экономически сильный и деятельный класс,
подобный тому, что он видел в Западной
Европе. Пётр расширил городское
самоуправление. В 1720 году был создан главный
магистрат, который должен был
заботиться о городском сословии. Все
города были разделены по числу жителей
на классы. Жители городов делились на
“регулярных” и “нерегулярных” (“подлых”)
граждан. Регулярные граждане составляли
две “гильдии”: в первую входили представители
капитала и интеллигенции, во вторую -
мелкие торговцы и
ремесленники. Ремесленники делились
на “цехи” по ремёслам. Нерегулярными
людьми или “подлыми” назывались чернорабочие.
Город управлялся магистратом из
бургомистров, избираемых всеми регулярными
гражданами. Кроме того, городские дела
обсуждались на посадских сходах или советах
из регулярных граждан.
Каждый город был подчинён главному магистрату,
минуя всякое другое местное начальство.
Несмотря на все преобразования, русские
города так и остались в том же жалком
положении, в каком были и раньше. Причина
этого - далёкий от торгово-промышленного
строй русской жизни и тяжелые войны.
3.3. Крестьянство
В первой четверти века выяснилось,
что подворный принцип налогообложения
не
принёс ожидаемого увеличения поступления
податей. В целях повышения своих доходов
помещики сселяли несколько крестьянских
семей на один двор. В результате, во время
переписи в 1710 году выяснилось, что число
дворов с 1678 года сократилось на 20%. Поэтому
был введён новый принцип обложения. В
1718 - 1724 гг. осуществляется перепись всего
податного населения мужского пола независимо
от возраста и работоспособности. Все
лица, внесённые в эти списки (“ревизские
сказки”), должны были платить подушную
подать. В случае смерти записанного подать
продолжали платить до следующей ревизии
семья умершего или община, в которую он
входил. Кроме того, все
податные сословия, за исключением помещечьих
крестьян, платили государству по
40 коп. “оброка”, что должно было уравновесить
их повинности с повинностями
помещечьих крестьян. Переход к подушному
обложению увеличил цифру прямых налогов
с 1.8 до 4.6 млн., составляя более половины
бюджетного прихода (8.5 млн.). Подать была
распространена на целый ряд категорий
населения, которые её до этого не
платили: холопов, “гулящих людей”, однодворцев,
черносошенное крестьянство
Севера и Сибири, нерусских народов Поволжья,
Приуралья и др. Все эти
категории составляли сословие государственных
крестьян, и подушная подать для
них была феодальной рентой, которую они
платили государству. Введение подушной
подати увеличило власть помещиков над
крестьянами, так как представление ревизских
сказок и сбор подати был поручен помещикам.
Наконец, помимо подушной подати, крестьянин
платил огромное количество всевозможных
налогов и сборов, призванных пополнить
казну, опустевшую в результате войн, создания
громоздкого и дорогостоящего аппарата
власти и управления, регулярной армии
и флота, строительства столицы и других
расходов. Кроме этого государственные
крестьяне несли повинности: дорожную
- по строительству и содержанию дорог,
ямскую - по перевозке почты, казённых
грузов и должностных лиц и т.д.
4. Церковная реформа
Важную роль в утверждении
абсолютизма играла церковная реформа
Петра. Во
второй половине XVII в. позиции Русской
православной церкви были весьма
прочными, она сохраняла административную,
финансовую и судебную автономию по
отношению к царской власти. Последние
патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и
Адриан (1690-1700) гг. проводили политику,
направленную на укрепление этих позиций.
Церковная политика Петра, как и его политика
в других сферах государственной
жизни, была напрвлена прежде всего на
как можно более эффективное использование
церкви для нужд государства, а если конкретнее
- на выжимание из церкви денег на государственные
программы, прежде всего на строительство
флота. После путешествия Петра в составе
Великого посольства его занимает еще
и проблема полного подчинения церкви
своей власти. Поворот к новой политике
произошел после смерти патриарха Адриана.
Петр распоряжается провести ревизию
для переписи имущества Патриаршего дома.
Воспользовавшись информацией о выявленных
злоупотреблениях, Петр отменяет выборы
нового патриарха, поручая в то же самое
время митрополиту Рязанскому Стефану
Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего
престола". В 1701 г. образуется Монастырский
приказ - светское учреждение - для управления
делами церкви. Церковь начинает терять
свою независимость от государства, право
распоряжаться своей собственностью.
Петр, руководствуясь просветительской
идеей об общественном благе, для которого
необходим продуктивный труд всех членов
общества, разворачивает наступление
на монахов и монастыри. В 1701 г. царский
указ ограничивает число монахов: за разрешением
на постриг теперь нужно было обращаться
в Монастырский приказ. Впоследствии у
царя появилась идея использовать монастыри
как приюты для отставных солдат и нищих.
В указе 1724 г. количество монахов в монастыре
ставится в прямую зависимость от числа
людей, за которыми они ухаживают. Сложившиеся
отношения между церковью и властью требовали
нового юридического оформления. В 1721
г. видный деятель Петровской эпохи Феофан
Прокопович составляет Духовный регламент,
который предусматривал уничтожение института
патриаршества и образование нового органа
- Духовной коллегии, которая вскоре была
переименована в "Святейший правительственный
Синод", официально уравненный в правах
с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский,
вице-президентами - Феодосий Яновский
и Феофан Прокопович. Создание Синода
явилось началом абсолютистского периода
русской истории, так как теперь вся власть,
в том числе и церковная, была сосредоточена
в руках Петра. Реформа церкви осуществлялась
параллельно с податной реформой, проводились
учет и классификация священников, а низшие
их слои были переведены в подушный оклад.
По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской
и Астраханской губерний (образованы в
результате членения Казанской губернии),
от подати было освобождено только 3044
священника из 8709 (35%). Бурную реакцию среди
священников вызвало Постановление Синода
от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям
вменялось в обязанность нарушать тайну
исповеди, если у
них была возможность сообщить какие-либо
важные для государства сведения.
В результате церковной реформы церковь
потеряла огромную часть своего влияния
и превратилась в часть государственного
аппарата, строго контролируемую и управляемую
светской властью.5
Информация о работе Анализ реформ Петра 1 и экономика России после петровских времен