Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 16:03, научная работа
Ознакомившись с данной научной статьей, я определила основные части работы Матье: введение, основная (информационная) часть и заключение.
Введение представляет собой краткую историческую справку, рассказывающую об изучении книги мертвых более ранними поколениями ученых. Далее следует постановка основного вопроса: можно ли установить содержание этого ритуала?
Автор замечает, что попытки изучать Книгу мертвых в целом крайне редки и большинство исследователей касается отдельных ее глав, ее словарного запаса, имеющихся в ней мифологических элементов, гимнов и т.п. Также он ставит под вопрос само определение Книги Мертвых.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
Кафедра истории средних веков
Анализ статьи: М. Э. Матье «Проблема изучения книги мертвых»
Выполнила студентка
III курса 321 группы
дневного отделения
специальности СКСиТ
Литвиненко В.И.
Проверила:
Зайцева Е.В.
Саратов 2012
Ознакомившись с данной научной статьей, я определила основные части работы Матье: введение, основная (информационная) часть и заключение.
Введение представляет собой краткую историческую справку, рассказывающую об изучении книги мертвых более ранними поколениями ученых. Далее следует постановка основного вопроса: можно ли установить содержание этого ритуала?
Автор замечает, что попытки изучать Книгу мертвых в целом крайне редки и большинство исследователей касается отдельных ее глав, ее словарного запаса, имеющихся в ней мифологических элементов, гимнов и т.п. Также он ставит под вопрос само определение Книги Мертвых.
Говоря о типе этого документа, современные ученые-египтологи придерживаются мнения, что «этот сборник текстов является "путеводителем" для души умершего в ее странствии в потустороннем мире».1 Однако в процессе написания статьи, автор предоставляет другое определение Книги Мертвых: «Ритуальное назначение изречений Книги мертвых подтверждается и перечислением лиц, которые должны были говорить эти изречения. Так, во введении к 18 главе в папирусе Ани прямо говорится, какие обращения к богам произносят до очереди жрец "инмутеф" и жрец "самереф"»2. Наличие подобных указаний вполне естественно в тексте, являющемся руководством для совершения ритуала, но совсем неуместно для "путеводителя" по загробному миру.
Основная часть статьи – это перечисление и описание малоизвестных или двусмысленных указаний и обрядов, указанных в книге мертвых. В связи с тем, что Книга Мертвых была многократно переписана и дополнена в ней существует множество непонятных терминов и глав. Так, например, «моления Пахери содержат просьбы о надлежащем погребении, чтобы стать живой душой, о получении хлеба, воды и дыхания в потустороннем мире, о возможности превращения его души в феникса, ласточку, сокола и цаплю, о переезде через поток в загробном мире, о получении жизни вторично»3.Этот отрывок из гробницы Пахери встречается и в других гробницах, как в более ранних, так и более поздних, но выраженный другими словами.Этим автор доказывает, что изучая книгу частями, исследователи упускают основную суть религиозного обряда.
Кроме вопроса о терминологии
и смысловой структуре
Подводя итог, автор, приводя примеры из древних свитков, признает, что они являлись своего рода оберегами для умерших египтян и были не столько “путеводителем” для душ, столько письменным заверением ритуальных молитв жрецов. «Произнесенные в день погребения заклятия, пропетые гимны, совершенные действа (подчас с восковыми или глиняными подобиями умершего, моделями лодок, рисунками помещений преисподней и т.п.) - все это должно было считаться магически закрепленным, если в погребальной камере оставался еще свиток папируса с изображением и записью всего того, что составляло суть обряда».5 Это условие, по мнению автора, является основополагающим в основном вопросе научной статьи, ведь именно из за неточностей в свитках книги создается трудность ее целостного восприятия. Предполагая, что свитки писались для погребения вместе с мумией, он делает вывод, что в зависимости от знатности умершего различалось и содержание свитков.
Вопросы, поднятые автором безусловно являются широко обсуждаемыми и актуальными в египтологических кругах. И автор высказывает свое неординарное мнение о происхождении Книги Мертвых и ее основном предназначении. Он использует различные источники, чтобы доказать то что этот исторический документ даже в наши дни не изучен полностью.
Автор в своей статье неоднократно прибегал к использованию основного источника его вопроса – к Книге Мертвых. Наравне с ней он использовал и исследования специалистов по Текстам саркофагов и пирамид, а также и свой собственные знания по этому вопросу.
В тексте есть ссылки на Тураева, Тейлора и Гриффита, а также использует переведенную и отредактированную версию Книги Мертвых авторства У.Баджа.
Так же он использовал не переведенные на русский язык исследования:
Buhl, 1959 - Buhl M.L. The Late Egyptian Anthropoid Stone Sarcophagi. Kobenhavn, 1959.
Davis, 1908 - Davis Th. M. The Funeral Papyrus of Ioulya. L., 1908
В основном автор использует работы для подкрепления своих слов. Но более подробно ознакомившись с текстом работы я поняла, что он использует исследования ученых и с противоположным ему мнением: так он более полно раскрывает смысл дискуссии. Тем не менее, все источники, использованные в работе являются надежными и достоверными.
Выбор автором темы для научной статьи несомненно интересен и оригинален, ведь несмотря на то, что Книга Мертвых известна даже не посвященным в египтологию людям, она остается мало исследованной по сей день. Существует много мифов и загадок относительно того, чем все таки является это религиозное произведение египтян и работа Матье приподнимает завесу тайны появления на свет и сакрального смыла известной Книги Мертвых. Я полностью разделяю мнение автора и считаю, что она скорее является сокровищем для умерших, нежели помощником для живых. И углубляясь в исследования, я поняла, что свитки никак не предназначались для проведения ритуалов и, наоборот, помогали умершим душам после смерти. И все таки несмотря на огромное количество источников и исследовании эта тема останется спорным вопросом в истории религии Древнего Египта.
1 Матье, 1958 - Матье М.Э. К проблеме изучения Текстов пирамид. - ВДИ, 1958, № 4. стр.21.
2 Бадж, 1898 – Бадж У. Египетская Книга Мертвых Том. I, 1898.стр.240.
3 Тейлор, Гриффит, 1894 – Тейлор Д., Гриффит Д. Гробница Пахери в Эль-Каабе. Л., 1894.
4 Матье, 1958 - Матье М.Э. К проблеме изучения Текстов пирамид. - ВДИ, 1958, № 4., стр.56
5 Тураев, 1920 - Тураев Б.А. Египетская литература. Т. I. М., 1920., стр.77.
Информация о работе Анализ статьи: М. Э. Матье «Проблема изучения книги мертвых»