Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 17:30, реферат
Английская буржуазная революция XVII в. была громовым ударом, возвестившим рождение нового общественного строя, пришедшего на смену старому порядку. Она была первой буржуазной революцией общеевропейского значения. Провозглашённые ею принципы впервые выражали не только потребности Англии, но и потребности всей тогдашней Европы, историческое развитие которой вело объективно к установлению буржуазных порядков.
Богатое идейное наследие Английской революции служило арсеналом, из которого черпали своё идеологическое оружие все противники отживавшего средневековья и абсолютизма.
Введение
1. Предпосылки и начало революции
1.1 Предпосылки революции
1.2 Политические течения
1.3 Назревание революционного взрыва
2. Короткий парламент
3. Долгий парламент
4. Первая гражданская война
5. Ситуация в Англии после первой гражданской войны
6. Вторая гражданская война и индепендентская республика
6.1 Вторая гражданская война
6.2 Суд и казнь короля
6.3 Индепендентская республика
7. Протекторат Кромвеля
8. Восстановление монархии
Заключение
Список литературы
Cодержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
История человечества знает даты, высоко поднятые над чередой не только лет, но и столетий, даты, которыми отмечены битвы народов за свободу. Одной из них является Великая английская революция середины XVII века.
Это был поистине героический период в истории английского народа, обогатившего своим революционным творчеством сокровищницу всемирно – исторического опыта освободительной борьбы. Из этой сокровищницы революционной мысли и революционного действия черпали исторические уроки социальные и политические мыслители последующих времён, причём не только в Англии, но и далеко за её пределами.
Именно поэтому данная тема является актуальной, первая социальная революция европейского масштаба, провозгласила политические принципы нового, буржуазного общества, шедшего на смену феодальному старому порядку.
Вплоть до середины XIX века происшедший в Англии 40-х годов XVII века общественный переворот оставался в истолковании историков событием почти исключительной национальной, британской истории.
Однако с течением времени центр научной полемики в данной области сместился в иную плоскость – проблема всемирности этой революции уступила место проблемам сугубо национальной истории Англии в XVII веке. В новом центре её оказался – и по сей день, по сути, остаётся – вопрос о причинах, характере, социальной природе событий, развернувшихся в Англии в 40-х годах XVII века. В этом заключается проблемность данной темы, споры вокруг Английской буржуазной революции не стихают до сих пор.
Например, д.и.н. В.А.Томсинов в своей статье «Юридические аспекты английской буржуазной революции. Законодательная деятельность «Долгого парламента»» говорит о том, что английская революция 1640–1660 гг. не была фатально неизбежной – она вполне могла и вовсе не произойти, но тот факт, что она всё же произошла, означает, что, в английском обществе сложилась для неё соответствующие условия или предпосылки.
Он считает, что экономические противоречия, социальные и политические конфликты, существующие в английском обществе в первые десятилетия XVII вв. не имели такой глубины и силы, чтобы их нельзя было разрешить эволюционным и мирным путём, без революции и гражданской войны.1
Это аргументировано доказывают и многие другие историки.
Именно поэтому, главной целью моей работы является - раскрытие причин обусловивших начало Великой буржуазной революции в Англии, её основные этапы, а также роль Английской буржуазной революции в развитии парламентаризма.
К сожалению, при написании данной работы я столкнулась с проблемой источников, а точнее с монографиями. Практически всю информацию, я находила в учебниках по истории государства и права зарубежных стран. Поэтому в написании своей работы в большей степени я буду пользоваться формальной логикой.
Историю английской буржуазной революции принято делить на четыре этапа:
1. Предпосылки и начало революции
1.1 Предпосылки революции
В начале XVII в., развиваясь в благоприятных условиях, Англия выглядела в некотором отношении страной гораздо более буржуазной, чем феодально-крепостнической. Огораживания и обезземеливание успели разложить сельскую общину и пролетаризировать значительную часть крестьянства. Больших успехов достигли промышленность и морская торговля. За столетие, предшествующее революции, Англия в 14 раз увеличила добычу каменного угля, второе – добычу железной руды и т.д. Широкое развитие получает кораблестроение. Главным предметом экспорта явилась уже не шерсть, а готовое сукно. Возникали и быстро богатели крупные торговые компании, организованные по-капиталистически. Уже не редкостью были предприятия, на которых под одной крышей работали сотни наёмных работников.
Тем не менее, буржуазия была недовольна. Она тяготилась типичной для феодализма правительственной опекой над производством товаров и их продажей, ограничением числа подмастерьев и учеников, сохранением цехового строя и препятствиями, которые создавались для мануфактурного производства. Постоянное раздражение вызывало откровенное вымогательство денег, которым занималось правительство то под видом произвольных налогов, то с помощью новых пошлин, то принудительными займами.
Предметом острой критики становится система управления страной: внесудебная юстиция, сосредоточенная в политических трибуналах; постоянные насилия над судами общего права; солдатские постои в домах частных лиц; жалкое состояние вооружённых сил, особенно военно-морского флота; игнорирование парламента; злоупотребления всесильного и бесчестного фаворита, герцога Бекингема, и т.д.
Глубокое недовольство существующим порядком захватило английскую деревню, в особенности копигольдеров, составлявших не менее половины крестьянства. Огораживаньями и произвольным увеличением земельной ренты, непомерной величины платежами, взыскиваемыми при переходе земли по наследству (файнами), землевладельцы либо вовсе сгоняли крестьян с земли, либо превращали их в издольщиков, работающих на чужой земле за часть урожая. Заодно с копигольдерами были и батраки – коттеры – наиболее приниженная и эксплуатируемая часть английского крестьянства.
Революционная армия, свалившая короля и открывшая дорогу для буржуазного развития Англии, была по преимуществу крестьянской армией, армией «железнобоких».
Признаки революционной ситуации обнаруживались повсюду – в крестьянских выступлениях и рабочих «беспорядках», в открытом сопротивлении налоговому обложению, в деятельности разного рода религиозных сект, настаивавших на разрыве с официальной церковью. Кризисная ситуация со всей резкостью обнаруживалась и в парламенте. Сложившаяся здесь оппозиция переходит в наступление на правительство.
Итак, первые признаки зреющей в парламенте оппозиции короне появились ещё в последние годы правления Елизаветы I. В полный голос эта оппозиция заявила о себе уже в первом парламенте её преемника – Якова I2, где предметом обсуждения оказалась стержневая проблема конституции – о границах прерогативы, т.е. исключительных прав короны, и привилегиях парламента. Яков I был склонен рассматривать парламент лишь как подсобный институт, возникший и функционирующий по милости короля, обладающего абсолютной властью божественного происхождения. Ответом на эти притязания явилась «Апология палаты общин» – документ, составленный палатой общин к «сведению» короля – чужестранца, весьма недвусмысленно утверждающий, что король Англии не является ни абсолютным, ни независимым от парламента главой государства, конституционное устройство которого основано на признании парламента верховным органом страны во главе с королём, но отнюдь не одного короля, действующего независимо от парламента. Решительно отвергая сам принцип божественности королевской власти, палата общин подчёркивала, что власть смертного короля не является ни божественной, ни единоличной.
В 1611 г. парламент был распущен до срока, четыре его члена посажены в тюрьму. На напоминание о «правах парламента» король ответил, что есть только милости, которые могут быть даны и могут быть отобраны. Бурные сцены сопровождают парламентскую сессию 1621г. Король собственноручно вырывает из парламентских протоколов страницу с протестом, расправляется с вождями оппозиции.
Основные противоречия между политикой короля и интересами представленных в парламенте торгово-предпринимательских слоёв собственнических классов, составлявших в парламенте общин оппозицию этой политике, состояли в вопросе о границах королевской прерогативы, вокруг которого велась борьба практически во всех парламентах Якова I, и сводился в области внутренней политики к следующему: имеет ли король право вводить новые пошлины и принудительные обложения без ведома и согласия парламента и взимать их? А в области внешней политики – должен ли король «советоваться» с парламентом, прежде чем предпринимать какой-либо шаг в международных делах?
Ответ оппозиции был однозначен: верховная власть принадлежит не королю вне парламента, а королю в парламенте, т.е. получившему поддержку обеих палат. Яков I наоборот, в соответствии со своей доктриной абсолютной власти короля считал своим «бесспорным» правом обходиться в обоих случаях без «совета» парламента и, более того, подтвердил эту доктрину на практике, не созвав после роспуска парламента 1611г. вплоть до 1621г. ни одного парламента. Это была, по существу, новая для Англии форма абсолютной монархии, которая имитировала «французский образец».
Таким образом, нарушилась былая гармония между короной и парламентом. А противоречия между буржуазией и новым дворянством, с одной стороны, и феодальной монархией – с другой, приняли форму конституционного конфликта между королем и парламентом.
Важнейшей предпосылкой общественно–политического конфликта стали религиозные противоречия. Политика абсолютистского правительства была направлена на укрепление позиции англиканской церкви и практически на принуждение общества участвовать в культе государственной церкви. Были расширены полномочия Высокой комиссии, она получила право рассмотрения вообще любых религиозных дел, цензурных вопросов, с 1613 г. – даже жалоб жён на неверность мужей. Принудительность религиозной политики распространилась и на иностранцев, что влекло разрыв финансовых и торговых отношений с Голландией, столь важных для Англии той поры.
В то же время, с XVI в. в Англии, особенно на севере – в Шотландии – укрепилось течение протестантизма, кальвинизма. Сложилась особая идеология (религиозная и политическая одновременно) пуританизма, приверженцы которой не принимали государственно-подконтрольной церкви и священников, настаивали на полном церковном самоуправлении общин и, в итоге, провозглашали хотя бы частичное высвобождение гражданина из-под власти государства. Ряд неудачных политических решений Якова и Карла, попытки примириться с Испанией на династической основе, брачный союз с католической Францией, включая тайные соглашения о послаблениях при английском дворе католическим священникам, – всё это вызвало небывалый рост общественной оппозиции.
1.2 Политические течения
Одной из важнейших особенностей английской революции XVII в. является своеобразное идеологическое оформление ее социально-классовых и политических целей. В преддверии и в ходе революции определились два лагеря, представлявших противоположные политические и религиозные концепции, а также разные социальные интересы. Представители «старого», феодального дворянства и англиканского духовенства были опорой абсолютизма и отстаивали сохранение прежних феодальных порядков и англиканской церкви. Противники абсолютизма в Англии выступали за буржуазные преобразования под знаменем «очищения» англиканской церкви, завершения реформации и создания новой церкви, независимой от королевской власти. Религиозная оболочка социально-политических требований буржуазии, многие из которых имели чисто светский характер, во многом объяснялась особой ролью англиканской церкви в защите основ абсолютизма и в подавлении оппозиции церковно-бюрократическим аппаратом.
Роль боевой теории восставших играла идеология Реформации в форме пуританизма, выполнявшего идеологическую функцию в процессе мобилизации сил революции.
Пуританизм как религиозное течение возник задолго до революционной ситуации в стране, но в 20-30-е гг. XVII в. превратился в идеологию широкой антиабсолютистской оппозиции. Наиболее важным следствием этого движения явилось распространение в широких слоях общества сознания настоятельной необходимости перемен как в церкви, так и в государстве.
Вместе с тем революционный лагерь не был единым ни в социальном, ни в религиозном отношении. В ходе революции в лагере пуритан окончательно определились три главных течения: пресвитериан, индепендентов и левеллеров.
Пресвитерианское течение, объединявшее крупную буржуазию и верхушку джентри, составляло правое крыло революции. Их максимальным требованием было ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля. Религиозно-политическая программа пресвитериан предусматривала очищение церкви от пережитков католицизма, ее реформу по шотландскому образцу и утверждение во главе церковно-административных округов пресвитеров из наиболее состоятельных граждан. Пресвитериане захватили и удерживали власть в период 1640-1648гг., который сопровождался вначале мирным, или «конституционным», развитием революции, а затем переходом к гражданской войне.
Индепенденты, политическим лидером которых стал Оливер Кромвель, являлись в основном представителями среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Они добивались, как минимум, установления ограниченной, конституционной монархии. Их программа предусматривала также признание и провозглашение неотъемлемых прав и свобод подданных, прежде всего свободы совести (для протестантов) и свободы слова. Индепенденты выдвигали идею упразднения централизованной церкви и создания независимых от административного аппарата местных религиозных общин. Индепендентское течение было самым пестрым и неоднородным по составу. «Индепендентский», радикальный, этап революции (1949-1660гг.) связан с упразднением монархии и установлением Республики (1949-1653 гг.), переродившейся затем в военную диктатуру (1953-1659 гг.), которая привела, в свою очередь, к реставрации монархии3.