Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 11:30, автореферат
Актуальность исследования. Государственно-церковные отношения в России имеют многовековую историю. Характер этих взаимоотношений менялся, трансформируясь в зависимости от политических приоритетов государства. Тем не менее, государство и церковь всегда находились в активном взаимодействии. Одним из самых трагичных в истории отношений этих двух социально-политических институтов стал советский период. Он характеризуется осуществлением целенаправленных действий государственной власти по уничтожению церкви и бесправным положением РПЦ. Некоторые изменения в отношениях церкви и государства начались лишь в период «перестройки».
На правах рукописи
СКОЛОТА РОМАН ВЛАДИМИРОВИЧ
ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ
В 1921-1927 ГОДАХ В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ.
Специальность 07.00.02 – Отечественная
история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук
Астрахань – 2011
Работа выполнена на кафедре истории
России
исторического факультета
ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный
университет»
|
|
|
|
|
|
Защита состоится «10» декабря 2011 г. в _____ часов на заседании диссертационного
совета ДМ 212.009.08 при ФГБОУ ВПО «Астраханский
государственный университет» по адресу:
414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, ауд.
4
С диссертацией можно ознакомиться в
научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Астраханский
государственный университет» по адресу:
414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а.
Автореферат разослан «___» ноября 2011
г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор исторических наук, доцент Е.В.
Савельева
^ ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность
исследования. Государственно-
Перемены в государственном и политическом
строе России, произошедшие после 1991 года,
привели к коренным изменениям и в общественной
жизни страны. Эти изменения, в свою очередь,
кардинально повлияли на внутреннее состояние
российского общества – усилилась роль
религии и церкви в его социально-политической
и духовной жизни. Рост популярности в
обществе религиозных организаций привел
к тому, что церковь становиться активным
субъектом политических и социальных
отношений. В связи с этим отношения власти
и церкви стали существенной частью отношений
власти с гражданским обществом. Таким
образом, в условиях новых политических
и социальных реалий государство и церковь
были вынуждены начать поиск новых форм
диалога, новой модели взаимоотношений,
отличной от той, которая преобладала
при социалистическом строе.
Исследование государственно-церковных
отношений в первой половине 1920-х годов
позволяет обратиться к историческому
опыту существования церкви в условиях
светского государства. Научная и политическая
значимость подобного исследования обусловлена
рассмотрением государства и церкви как
субъектов совершенно новых политических
отношений в условиях изменившегося государственного
строя, в рамках многонационального и
многоконфессионального общества.
Подавляющее большинство современных
научных трудов по истории государственно-церковных
отношений посвящено исследованию деятельности
высших органов государственной власти
и церковного управления. Однако полномасштабная
реализация поставленных высшим руководством
страны задач происходила главным образом
на местах. В связи с этим объективную
картину отношений государства и церкви
невозможно воссоздать без обращения
к местному материалу, в том числе материалу
Нижнего Поволжья.
Степень изученности
проблемы. Специфика данной работы предполагает
разделение имеющихся исследований на
две больших группы: 1) относящиеся к изучению
государственно-церковных отношений в
общероссийском масштабе; 2) относящиеся
к изучению данного вопроса в Нижнем Поволжье.
Историография истории взаимоотношений
государства и Церкви в общероссийском
масштабе достаточно разнообразна.
Прежде всего, необходимо отметить исследования
советских историков. В этот период историография
истории государственно-церковных отношений
оказалась крайне идеологизированна.
Церкви отводилась роль идеологического
противника. Исследователи оправдывали
атеистическую практику большевистской
власти, опровергали зарубежные исследования,
объявляя их фальсификаторскими. В связи
с этим в работах советских историков
все проявления взаимоотношений власти
и церкви получали не объективную оценку.
В исторических трудах этого времени объективному
анализу фактического материала отводилась
практически последняя роль (Р. Ю. Плаксин,
А. А. Шишкин, В. Ф. Зыбковец, Н. С. Гордиенко,
П. М. Комаров, Н. М. Никольский и др.)1. При этом отдельные исследователи
стремились выйти за рамки господствовавшего
подхода и критически осмыслить церковную
политику советского государства (П. В.
Гидулянов, М. М. Персиц и др)2. Их труды также не могут быть названы
удачными, поскольку были построены на
скудной источниковой базе.
Во второй половине ХХ века появляется
целый пласт работ русских эмигрантов
различных политических ориентации, а
также церковных авторов. Эти работы чаще
носят характер публицистических сочинений,
мемуаров, критически освещающих историю
церкви в СССР. Они, как правило, не могут
претендовать на обобщающие, аналитические
научные труды, однако содержат значительный
объем информации. В силу недоступности
для этой категории авторов необходимых
источников, их работы далеко не исчерпывают
всего имеющегося информационного потенциала
для данной темы. Но при этом они ближе
других подходят к освещению истинной
картины происходившего (Г.Н.Трубецкой,
А.Д. Шмеман, Н.Д. Тальберг, и др.)3. Некоторые зарубежные исследователи
предпринимали попытки написания аналитических
работ. В силу ограниченности документального
материала, а также некоей тенденциозности
взгляда на историю РПЦ в условиях коммунистического
строя, это удавалось не всегда. Тем не
менее, многие из этих исследователей
внесли немалый вклад в разработку проблемы
( Л. Регельсон, Д. В. Поспеловский и др.)4.
С начала 1990-х годов наметился новый период
в историографии истории государственно-церковных
отношений в советское время. В этот период
исследователями предпринимаются попытки
преодолеть стереотипы «советского подхода»,
расширить источниковедческую базу, найти
новые подходы к истории взаимоотношений
советской власти и церкви (В. А. Алексеев,
О. Ю. Васильева, М. И. Одинцов, А.Н.Кашеваров
и др.)5.
Наиболее заметным исследованием последних
лет является монография Н. А. Кривовой6. Основанное на новейших рассекреченных
документах и содержащее в себе глубокий
и всесторонний анализ основных антицерковных
компаний советской власти в 1922 – 1925 годах,
данное исследование стало огромным вкладом
в разработку проблемы истории взаимоотношений
власти и церкви в первое послереволюционное
десятилетие.
В 1995 году увидело свет русское издание
сборника документов составленного Г.
Штриккером и вышедшего в Германии в 1988
году7. Хотя книга выпущена как собрание
документов, ее треть занимают статьи
составителя. В них не выделяется какой-либо
четкой проблематики, а изложение событий
носит описательный характер.
Проблемы анализа документов Политбюро
ЦК РКП(б) по «религиозному вопросу» впервые
в отечественной историографии были подняты
и существенно исследованы Н.Н. Покровским8. Подробный источниковедческий
анализ позволил ученому сделать ряд выводов
относительно механизма функционирования
высшей партийной власти и его влияния
на церковную политику государства.
Значительная исследовательская работа
ведется и историками Русской православной
церкви.
В 1994 была издана книга «Патриарх Тихон
и история русской церковной смуты»9. Преимуществом данной работы является
присутствие в ней личных свидетельств
автора-составителя. В связи с этим она
может быть отнесена и к историографии
и к источникам.
Выделим публикации таких авторов, как
протоиерей В. Цыпин10, протоиерей Г. Митрофанов11, иеромонах Дамаскин (Орловский)12. В исследованиях этих авторов широко
привлекаются источники, содержащие информацию
о церковных преследованиях и репрессированном
духовенстве.
Литература, касающаяся изучения истории
государственно-церковных отношений на
территории Нижнего Поволжья, малочислена.
Наиболее значительными трудами в этом
отношении являются исследования, посвященные
истории Волгоградской и Астраханской
епархий – «Очерки по истории Волгоградской
епархии РПЦ»13, «Очерки истории Астраханской
епархии за 400 лет ее существования»14.
Книга «Очерки по истории Волгоградской
епархии РПЦ» является обобщающим коллективным
трудом волгоградских историков-краеведов.
Данная работа состоит из 12 глав, посвященных
истории Волгоградской епархии со времени
появления первых христиан на Нижней Волге
до наших дней. При этом авторы не ставят
перед собой задачи отдельного глубокого
изучения государственно-церковных отношений
вообще и в интересующий нас период в частности,
хотя этому вопросу посвящена значительная
часть исследования. Главным плюсом «Очерков»
является привлечение обширной источниковой
базы, а также серьезный и критический
анализ Царицынской прессы. Наряду с объективной
аналитикой в работе наблюдается определенный
крен в сторону положительной оценки «церковной»
политики Царицынских властей.
Двухтомное издание «Очерки истории
Астраханской епархии за 400 лет ее существования»,
в котором 2 том посвящен послереволюционному
периоду, является также обобщающей работой,
выполненной главным образом епархиальными
историками. Особенность работы – изложение
материала в хронологической последовательности
практически без использования методов
анализа. Главное достоинство данного
труда заключается в использовании ранее
недоступных или засекреченных документов,
в том числе дел из архивохранилищ Астраханского
УФСБ.
Косвенно история государственно-церковных
отношений на Нижней Волге затрагивается
во многих статьях волгоградских исследователей:
О. Ю. Редькиной15, С. М. Иванова, игумена Елисея (Фомкина)16, В. А. Полякова17.
Некоторые сведения и аналитика, касающиеся
взаимоотношений местных властей и епархий
содержаться в монографических и коллективных
исследованиях волгоградских историков,
посвященных изучению других аспектов
истории Нижнего Поволжья, а также церковной
истории (В. А. Поляков18, С. М. Иванов, В. И. Супрун, игумен
Елисей (Фомкин) 19).
Необходимо отметить, что проблема государственно-церковных
отношений в Астраханской губернии практически
не исследована. Ни у светских, ни у церковных
астраханских историков нет исследований
и научных публикаций, посвященных этой
тематике.
Объектом исследования является комплекс взаимоотношений между
Русской православной церковью и советским
государством в лице властных структур
всех уровней, процессы, происходившие
внутри самой церкви под влиянием государственной
власти, а также отношение населения к
этим процессам.
Предметом
исследования является изучение перечисленных процессов
преимущественно на материалах Нижнего
Поволжья, как региона с населением различного
социального статуса, вероисповедания,
нестабильного в социально-политическом
отношении.
Цель и задачи
исследования. Целью работы является исследование
комплекса взаимоотношений между партийными
и советскими органами власти, с одной
стороны, и Русской православной церковью,
с другой стороны, в 1921 – 1927 годах в Нижнем
Поволжье.
Для реализации цели исследования предполагается
решить следующие задачи:
Хронологические
рамки исследования охватывают 1921
– 1927 годы. Этот период стал переломным
в государственно-церковных отношениях.
В 1921 году начинается переход от военного
коммунизма к новой экономической политике
(НЭП), которая предполагала более продуманные
действия власти во всех сферах государственного
управления. Этот переход обусловил изменение
и конфессиональной политики государства.
Власти берут курс на разложение церкви
изнутри. Принимается «план Троцкого»,
предполагающий переход от неорганизованного,
хаотичного давления к более организованным,
административным методам разложения
церкви. Данный период был ознаменован
проведением беспрецедентных антицерковных
акций, таких как кампания по изъятию церковных
ценностей, обновленческий раскол и других.
В это же время формируются принципы и
методы работы мощного агитационно-пропагандистского
аппарата.
К 1927 году государству удалось
серьезно подорвать материальные и административные
основы РПЦ. «Декларация 1927 года» (вышла
29 июля 1927 года), подписанная высшими иерархами,
фактически ставила церковь в полное подчинение
государству. Свертывание НЭПа, переориентация
на жесткую политику коллективизации
и индустриализации, а также изменения
в составе ЦК партии оказали определяющее
влияние на государственно-церковные
отношения. С 1927 года начинается новый
долгий период господства власти над церковью,
период репрессий, период прямого, целенаправленного
уничтожения церкви.
Методологическую
основу диссертации составили принцип историзма,
предполагающий исследование исторических
событий и процессов во всем многообразии,
в конкретных условиях их возникновения
и развития, а также принцип научной объективности
и достоверности. В работе широко применялся
проблемно-хронологический метод, предполагающий
расчленение широких тем на ряд узких
проблем, каждая из которых исследуется
в хронологической последовательности.
К числу используемых в работе
специальных методов исторического исследования
можно отнести историко-сравнительный
метод, предусматривающий в нашем случае
изучение различных событий и явлений,
происходящих в разных регионах одновременно
(Астраханская и Царицынская губернии).
Источниковая
база. Исследование базируется, прежде
всего, на архивных источниках, как изданных,
так и впервые вводимых в научный оборот.
Использованные источники можно разделить
на следующие группы:
1). Акты законодательных и исполнительных
органов власти. В данную группу источников
вошли в основном документы центральных
архивохранилищ – Архива президента Российской
Федерации (фонд № 3), Центрального архива
Федеральной службы безопасности (фонды
№1 и №2), Государственного архива Российской
федерации (фонды №5263, №3316, №130, №1235, №
А-353), Российского центра хранения и изучения
документов новейшей истории (фонды №89,
№ 17, № 5). Указанные документы содержат
постановления Политбюро ЦК РКП(б), касающиеся
антирелигиозной работы.
2). Делопроизводственная документация
государственных учреждений и общественных
организаций. В первую очередь в данную
группу источников входят документы делопроизводства
Политбюро ЦК РКП(б), Оргбюро, Агитпропа,
СНК, ВЦИК, ЦК Помгола, ВЧК (ГПУ, ОГПУ), хранящиеся
в фондах АПРФ (фонд № 3), ЦА ФСБ (фонд №2),
ГАРФ (фонды №130, №1235, № А-353), РЦХИДНИ (фонды
№89, № 5).
Во вторую очередь в эту группу
входят документы делопроизводства местных
органов власти - Губисполкомов, Городских
советов, Отделов юстиции, Отделов внутреннего
управления, отделов НКВД, Финансовых
отделов Губисполкомов. Данные документы
находятся в фондах Государственного
архива Астраханской области (№№ 1865, 1334,
1632, 6, 2053 и др.) и Государственного архива
Волгоградской области (№№ 342, 122, 141, 37,
95, 10 и др.).
В диссертации были использованы
неопубликованные документы 4 фондов ГААО:
Р-477, Р-1215, Р-2834, Р-3205, относящиеся к делопроизводству
Уездных и Волостных советов народных
депутатов и их исполкомов.
3). Постановления и делопроизводственная
документация церковных органов власти,
изданные в 1994 году в составе сборника
«Акты святейшего патриарха Тихона…»
(составитель Губонин М.Е.)20, а также вошедшие в ранее упоминавшийся
сборник Г. Штриккера21.
4). Периодическая печать – газеты
«Коммунист» (1921-1925 гг.), «Борьба» (1920 –
1925 гг.), «Беднота» - издание ЦК РКП(б) (1921
– 1925 гг.), «Вестник агитации и пропаганды»
(1921 г.).
Научная
новизна исследования. В работе дан комплексный анализ
государственно-церковных отношений в
1921 – 1927 годах, предполагающий изучение
процессов, происходивших в Нижнем Поволжье,
в контексте событий общегосударственного
масштаба. Исследуется связь реализации
конфессиональной политики государства
в центре и на местах.
Выбранное автором исследовательское
направление отличается низкой степенью
изученности. Данная работа является первым
научным исследованием, касающимся церковной
политики государства на материалах Нижнего
Поволжья в 1921 -1927 годах.
В работе впервые вводятся в
научный оборот ранее засекреченные дела
четырех фондов Государственного архива
Астраханской области, касающиеся губернского
и уездного делопроизводства.
В исследовании выявляются особенности
административного направления церковной
политики советской власти в Нижнем Поволжье
на примере кампании по изъятию церковных
ценностей, закрытия церквей и монастырей,
кампании «по обновлению икон». Характерной
особенностью проведения обозначенных
мероприятий, по мнению диссертанта, стали
факты нарушения советского законодательства
местными органами государственной власти.
На примере обновленческого
раскола РПЦ рассмотрена реализация политического
направления церковной политики советской
власти на Нижней Волге, уделено внимание
связям обновленческих организаций в
разных губерниях. Анализ документов позволил
автору сделать вывод о том, что обновленческое
движение не было в чистом виде инспирировано
советской властью, а возникло внутри
самой церкви еще в дореволюционный период.
Лишь при поддержке государственного
аппарата деятельность отдельных обновленческих
организаций приобрела характер раскола.
В работе дан анализ форм и методов
антирелигиозной агитации в Нижневолжском
регионе, как идеологической составляющей
конфессиональной политики властей. Особое
внимание автор уделил исследованию периодических
изданий, рассматривая их как важнейшее
средство массовой информации в данный
период.
В работе впервые взаимоотношения
государственных органов власти и церкви
на Нижней Волге рассмотрены в тесной
связи с жизнью общества. При этом автор
рассматривает общество как активный
субъект государственно-церковных отношений,
дает оценку влияния общественных сил
на реалии государственно церковных отношений
в Нижнем Поволжье. В диссертации впервые
дается анализ деятельности Союза церковно-приходских
общин астраханской епархии – общественно-церковной
организации, активно влиявшей на характер
взаимоотношений церкви и государства
в Астраханской губернии.
В исследовании как факторы,
существенно влияющие на результаты государственной
политики в отношении церкви на Нижней
Волге, анализируются политические настроений
и социально-экономическое положение
сельского населения.
Научная
и практическая значимость диссертации определяется тем, что полученные
результаты могут использоваться для
осмысления и построения современных
взаимоотношений власти и церкви, что
на сегодняшнем этапе развития российского
общества является весьма актуальным.
Полученные результаты и выводы
существенно дополняют историографию
рассмотренной проблемы. Материалы исследования
могут быть использованы для написания
обобщающих трудов по истории государственно-церковных
отношений, а также отечественной истории
и истории РПЦ. Впервые вводимые в научный
оборот источники могут стать основой
для более детального изучения отдельных
аспектов взаимоотношения государства,
церкви и общества.
Материалы диссертации являются
серьезным дополнением к уже имеющимся
исследованиям по истории Астраханского
региона. В связи с этим, они могут быть
включены в содержание спецкурсов по краеведению
и отечественной истории, методических
и учебных пособий.
Апробация
результатов исследования. Основные идеи и отдельные положения
диссертации, представленные в 8 публикациях,
докладывались на внутривузовских, всероссийских
и международных научных конференциях.
Три статьи из этого числа опубликованы
в изданиях, включенных в Перечень ведущих
рецензируемых научных журналов и изданий,
рекомендованных ВАК Министерства образования
и науки РФ. Теоретические выводы и гипотезы
диссертации рассматривались на Международной
научно-практической конференции «Роль
религии в жизни современного российского
общества» (Н.-Новгород, 2010), на Х Международной
научной конференции. «Государство, общество,
церковь в истории России ХХ века» (Иваново,
2011), на ежегодных научно-практических
конференциях Астраханского государственного
университета (Астрахань, 2008, 2010). Отдельные
положения диссертации были представлены
на XVI Международных образовательных Рождественских
чтениях (27 января – 1 февраля 2008 г.), а также
допущены к размещению на научно-богословском
портале Московской духовной академии
«bogoslov.ru».
Структура
диссертации соответствует цели и задачам
работы и состоит из введения, трех глав,
заключения, библиографического списка,
приложения.
Во введении обосновывается актуальность
темы исследования, анализируется степень
ее изученности, научная новизна данной
работы, формулируются ее цель и задачи,
определяются источниковая база исследования,
хронологические и территориальные рамки,
дается характеристика методологии исследования.
^ Первая глава – «Государственная политика
в отношении церкви в 1921 – 1927 годах. Общероссийский
контекст» – посвящена анализу государственно-церковных
отношений в указанные годы в масштабах
государства. Данная глава, являясь контекстной,
призвана дать общую характеристику взаимоотношениям
власти и церкви в данный период. Глава
состоит из трех параграфов, содержание
которых подчинено условному делению
«церковной» политики государства на
три больших, неодинаковых по продолжительности,
антирелигиозных компании.
^ Первый параграф – «Изъятие церковных ценностей»
– посвящен компании по конфискации ценностей
из храмов и монастырей, развернувшейся
на территории всей страны в 1922 году.
В параграфе планомерно рассмотрен
голод 1921 года, охвативший полтора десятка
губерний (в том числе Нижнее Поволжье)
и ставший поводом к началу изъятия церковного
имущества. Не смотря на готовность РПЦ
добровольно помогать властям в борьбе
с голодом, 16 февраля 1922 года Президиумом
ВЦИК был издан декрет «Об изъятии церковных
ценностей для реализации на помощь голодающим».
Согласно декрету из церквей и монастырей
изымались ценности, не имеющие богослужебного
значения.
Большое влияние на ход кампании
оказало население - заметное сопротивление
работе Комиссий по изъятию были оказаны
в Тамбовской, Калужской, Новгородской,
Череповецкой, Ярославской, Харьковской
губерниях. В связи с этим марта 1922 года
активное участие во всей «церковной»
политике государства начинает принимать
ГПУ.
Компания по изъятию ценностей,
закончившаяся в основном в июне 1922 года,
не принесла ожидаемых результатов. Власти
в лице В.И. Ленина расчитывали на изъятие
нескольких сот миллионов золотых рублей.
При этом, по оценке на 4 ноября 1922 года,
было собрано 4 650 810 рублей 67 копеек (в золотых
рублях). Причем 2,5 миллиона золотых рублей
было потрачено на организацию самой кампании.
Главным достижением властей
в процессе изъятия, стал раскол церкви.
^ Второй параграф – «Организация и поддержка
обновленческого раскола» – посвящен
анализу влияния властей на процесс зарождения
и распространения раскола внутри церкви.
Обновленческое движение начинает
принимать характер церковного раскола
весной 1922 года. Он возникает на фоне продолжающейся
конфискации имущества. С опорой на новейшие
изданные документы, в параграфе дается
анализ активному участию Политбюро и
ГПУ в деле зарождения и углубления раскола.
В то же автор делает акцент на том, что
обновленческое движение не возникло
внезапно и только с подачи властей. Дифференциация
в среде духовенства (сторонники церковных
реформ и консерваторы) началась еще до
революции, а планы об использовании подобного
расслоения в своих целях вызревали с
партийных кругах с 1919 года.
Обновленчество достигло уровня
раскола при поддержке ГПУ на основе так
называемой группы «Прогрессивного духовенства»,
во главе которой встали священники А.
Введенский, А. Боярский, В. Красницкий,
известные своими реформаторскими взглядами.
В мае появляется новая (заменившая группу
«Прогрессивного духовенства») обновленческая
организация – «Живая Церковь», внутри
которой избирается Высшее церковное
управление (ВЦУ). ВЦУ самовольно при поддержке
власти берет на себя руководство всей
Русской православной Церковью.
Мощный подъем обновленчества
летом 1922 года сменился кризисом (октябрь
1922 года), в результате которого обновленческое
движение раскололось на три враждующих
группировки – «Живую Церковь» во главе
с В. Красницким, «Союз церковного возрождения»,
возглавляемый епископом Антонином (Грановским),
«Союз общин древлеапостольской церкви»
во главе с А. Введенским. Этот внутренний
раскол дал о себе знать и на «Втором поместный
соборе Православной российской Церкви»,
открывшемся 29 апреля 1923 года. Несмотря
на участие в нем обновленцев из 72 епархий,
реализовать решения собора не удалось.
Сильный удар по всему обновленческому
движению нанесли послания патриарха
Тихона от 28 июня, 1 и 15 июля 1923 года.
К концу 1924 года ослабевает поддержка
обновленчества со стороны государства,
а внутри самого движения инициатива начинает
неуклонно угасать. История обновленческого
раскола после 1925 года это история его
постепенного затухания и исчезновения,
хотя в некоторых губерниях он продолжает
существовать вплоть до 40-х годов XX века.
^ Третий параграф – «Антирелигиозная работа»
– посвящен исследованию деятельности
государственной власти, осуществляемой
параллельно с уже отмеченными компаниями.
Эта деятельность проходила по двум основным
направлениям – непосредственное подавление
Церкви (закрытие храмов, репрессии против
духовенства и др.) и антирелигиозная агитация
и пропаганда.
Основную часть рассматриваемого
автором периода занимает работа так называемой
Антирелигиозной комиссии (Комиссия по
антирелигиозной пропаганде, Комиссия
по проведению отделения церкви от Государства
(КОМОТЦЕТГОР)). Эта комиссия была создана
при Агитпропотделе ЦК РКП(б) 13 октября
1922 года. Деятельность Комиссия контролировалась
Политбюро. При этом предполагалось, что
ее работа должна проходить в тесной связи
с ГПУ, Отделом агитации и пропаганды,
Народным комиссариатом юстиции (НКЮ)
и ВЦИКом. Председателем АРК был назначен
Н. Н. Попов.
В параграфе рассмотрена деятельность
АРК по организации обновленческого поместного
собора, активизации агитационно-пропагандистской
деятельности (реформирование прессы,
организация в центре и на местах «комсомольского
рождества» и «комсомольской пасхи» и
др.), дан анализ сотрудничества АРК и ГПУ
в выработке «церковного» законодательства.
Несмотря на достаточно активную
деятельность АРК, ее результаты в рассматриваемый
период нельзя назвать высокими. Итоги
этой работы были малозаметными на фоне
и без того нелегкого положение РПЦ. В
большинстве случаев Церковь несла меньшие
потери, чем это планировали инициаторы
и исполнители антицерковных акций.
^ Вторая глава – «Государство и церковь в
Нижневолжском регионе в 1921 – 1927 годах»
– посвящена рассмотрению государственно-церковных
отношений непосредственно в губерниях
Нижней Волги. Глава состоит из двух параграфов.
^ Первый параграф – «Изъятие ценностей церкви
на Нижней Волге» – посвящен анализу взаимоотношений
региональных властей с местными епархиями
в процессе проведения компании по изъятию
ценностей из храмов и монастырей. В параграфе
также выявляются и анализируются отличительные
особенности этих взаимоотношений в Астраханской
и Царицынской губерниях.
На основе широкого круга документов
выяснено, что в нижневолжском регионе
экспроприация ценностей церкви не встретила
организованного сопротивления со стороны
верующих и церковной власти. Это объясняется
тем, что жители этого края сами голодали
и готовы были на многие уступки властям
ради прекращения голода. В параграфе
дается анализ социально-экономической
и политической ситуации в губерниях.
На этой основе делается вывод, что именно
нищенское положения большинства населения
Царицынской и Астраханской губерний
обусловило относительно беспрепятственную
конфискацию церковного имущества.
При этом духовенство относилось
в властям спокойно и было в основе своей
настроено аполитично. В проповедях священнослужителей
практически не было антисоветских лозунгов
и призывов к сопротивлению изъятию ценностей.
Большую роль в проведении компании
сыграла агитация местной печати. Анализ
газет выходивших в Царицынской и Астраханской
губерниях, показал, что за время с начала
голода до начала антицерковной компании
не было ни одного номера, в котором бы
не описывались ужасы голода и не звучали
призывы к масштабной помощи.
На основе документов делопроизводства
были обобщены данные о масштабах изъятия
ценностей. При этом было обнаружено, что
в большинстве храмов проводились повторные
конфискации. Объемы изъятого были не
большими. В Астраханской губернии это
объясняется, прежде всего, бедственным
положением большинства храмов, особенно
сельских. Это, в свою очередь, обуславливалось
низкой плотностью населения в сельских
районах губернии. Храмы Царицынской губернии
до 1917 года находились в юридическом подчинении
Астраханской епархии, в связи с чем в
Царицыне и по губернии было мало больших
и богатых храмов.
Часть параграфа посвящена анализу
судебных процессов над сопротивлявшимися
изъятию представителями духовенства
и мирян.
^ Во втором параграфе – «Антирелигиозная деятельность
местных властей» – рассмотрены деятельность
местных государственных учреждений по
закрытию храмов и монастырей, проведение
репрессий духовенства, а также организация
и функционирование местного аппарата
антирелигиозной агитации и пропаганды.
С 1920 года в Нижнем Поволжье
начинает проводиться массовое закрытие
храмов и монастырей. Зачастую эти мероприятия
проводились стихийно с нарушением действующего
законодательства. Здания храмов отдавались
в пользование различным гражданским
и военным ведомствам. В этой части параграфа,
автор исследует документы, свидетельствующие
о фактах сопротивления духовенства и
общественности закрытию и отбору церковных
зданий.
В усилении давления на церковь
и духовенство большую роль сыграло так
называемое «дело об обновлении икон».
Во многих населенных пунктах в домах
верующих и в храмах в 1921 – 1922 годах наблюдалось
массовое просветление почерневших от
времени икон. Слухи об этих чудесах, дошедшие
до местного руководства, привели к ряду
расследований и арестам ОГПУ многих священнослужителей.
В период 1921 – 1927 годов в нижневолжских
губерниях зарождается и получает свое
развитие государственный агитационно-пропагандистский
аппарат. Главную роль в его работе в этот
период занимает периодическая печать,
как практически единственное средство
массовой информации. В это же время создаются
полуофициальные антирелигиозные организации,
такие как Союз безбожников.
При всех усилиях, затраченных
местными властями на агитационно-пропагандистскую
деятельность, она не достигла каких-либо
заметных результатов. Свою роль сыграла
остававшаяся еще на высоком уровне религиозность
населения, а также низкий уровень доверия
коммунистической партии.
Значительная часть параграфа
уделена анализу деятельности в Астраханской
губернии уникальной для своего времени
организации – Союза церковно-приходских
православных общин Астраханской епархии.
В рассматриваемый период эта организация,
основанная на демократических принципах
и коллегиальном управлении, практически
полностью осуществляла высшую церковную
власть в губернии, отстаивала интересы
Церкви. Анализ деятельности Союза показал,
насколько активным и положительным было
вмешательство общества в сферу государственно-церковных
отношений.
^ Третья глава – «Обновленческий раскол на
Нижней Волге» – посвящена рассмотрению
региональных особенностей обновленческого
движения внутри церкви. Дана характеристика
участия в этом процессе духовенства и
общественности, а также степени влияния
властных структур на внедрение и распространение
раскола в нашем регионе. Глава включает
в себя два параграфа.
^ В первом параграфе – «Обновленчество в Астраханской
губернии» – рассмотрены особенности
государственно-церковных отношений в
процессе зарождения и распространения
раскола в Астраханском регионе.
Одной из причин возникновение
раскола в среде астраханского духовенства
стала малая информированность местных
епархиальных властей об изменении ситуации
внутри церкви. В этой связи многие священнослужители
стали присягать обновленческому ВЦУ,
как единственному каноническому органу
власти.
Базой для обновленческого раскола
в Астрахани стала группа духовенства
ранее (еще до 1917 года) выступавшая за обновление
и реформирование Церкви. То есть, основой
раскола на местах становятся ранее существовавшие
«реформистские» кружки священнослужителей.
Окончательный раскол в среде
астраханского духовенства произошел
в июле 1922 года. Причем инициатором его
стала высшая епархиальная власть в лице
епископа Анатолия (Соколова) и Епархиального
совета. Священнослужители отказавшиеся
признать ВЦУ и «Живую церковь» объединились
на основе Союза церковно-приходских общин,
сыгравшего в этот период исключительную
роль в деле сохранения церковного единства.
Постепенно оформившаяся в Астраханской
губернии обновленческая организация
стала пользоваться мощной поддержкой
Губисполкома и местного ОГПУ. Это выразилось
в активном вытеснении «тихоновских»
общин из храмов и их дальнейшей передачи
в пользования малочисленных обновленческих
общин. Борьба за приходы велась до конца
1924 года.
Значительная часть параграфа
посвящена деятельности архиепископа
Филиппа (Успенского), прибытие которого
в Астрахань (декабрь 1923 год) после пребывания
под следствием кардинально изменило
ход событий.
^ Второй параграф - «Обновленчество в Царицынской
губернии» – посвящен рассмотрению особенностей
государственно-церковных отношений в
процессе зарождения и распространения
раскола в Царицынской губернии.
Анализ источников показал,
что в Царицынской губернии (как и в Астраханской)
обновленческий раскол имел свою предысторию
в лице так называемого иеромонаха Илиодора
(священника С. М. Труфанова) и созданного
им еще до революции движения за реформирование
церкви (названного историками «илиодоровщиной»).
Это движение и сам Илиодор были использованы
ГПУ для агитации против сторонников патриарха
Тихона. «Илиодоровщина» дала мощный толчок
распространению обновленчества на территории
Царицынской губернии, особенно в сельских
ее районах, и стала одним из факторов
его долгого существования здесь.
Обновленческое движение развивалось
на территории Царицынской губернии достаточно
динамично. За несколько месяцев при поддержке
Царицынского ГПУ был проведен целый ряд
реформ по обновлению церковной жизни
(например, ликвидированы монастыри), а
так же полностью изменена административная
структура епархии.
Особенностью региона стало
распространение обновленческого движения
во второй половине 1920-х годов, значительного
по количеству общин и длительного по
времени существования (в сравнении с
другими регионами). Раскол в Царицынской
епархии закрепился практически на два
десятилетия. В параграфе, посредством
анализа имеющихся источников, были выявлены
следующие причины сложившейся ситуации:
тяжелое социально-экономическое положение
населения (голод), приведшее к соглашательской
позиции с властью; «илиодоровщина»; деятельность
сект и религиозных течений, оппозиционных
православной Церкви; активная поддержка
местной администрации и органов ВЧК –
ГПУ.
^ В заключении суммируются и теоретически
обобщаются основные выводы и результаты,
полученные в ходе диссертационного исследования.
Основное содержание
диссертации и результаты исследования
отражены в следующих публикациях автора:
Статьи опубликованные
в реферируемых журналах, рекомендованных
ВАК Министерства образования и науки
РФ для публикации основных результатов
докторских (кандидатских) диссертаций:
1. Сколота, Р. В. Сущность и региональные
особенности обновленческого раскола
в Астраханском крае (1922 – 1925 гг.) // Вестник
Новгородского государственного университета
им. Ярослава Мудрого. Серия «История.
Филология». – 2008. – № 49. – Великий Новгород:
Издательство НовГУ, 2008. – С. 29 – 33.
2. Сколота, Р.В. Общественные настроения
в 1921-1925 гг. в контексте государственно-церковных
отношений (на примере Астраханской губернии)
[Текст] / Р.В. Сколота // Известия ВГПУ. -
Волгоград : Издательство «Перемена» –
2011. – № 3(57). – С. 82-86.
3. Сколота, Р.В. Кампания по изъятию
церковных ценностей 1922 –1923 гг.: борьба
с голодом и церковью (по материалам архивов
астраханской области) [Текст] / Р.В. Сколота
// Каспийский регион: политика, экономика,
культура. Астрахань: Издательский дом
«Астраханский университет» – 2011. – №
3(28). – С. 25-31.
Публикации по теме
диссертации в других изданиях:
4. Сколота, Р.В. Политика советского
правительства в отношении Русской православной
церкви в Нижнем Поволжье в 20-е гг. ХХ в.
[Текст] / Р.В. Сколота // Перекрестки истории.
Актуальные проблемы исторической науки:
Материалы Всеросиийской научной конференции,
Астрахань, 18 апреля 2008 г.: Издатель: Сорокин
Роман Васильевич, 2008. – С. 70-74.
5. Сколота, Р.В. Власть и Церковь
в 1919 – 1925 гг. в Нижнем Поволжье (по материалам
архивов Астраханской области) [ Эл. Текст]
/ Р.В. Сколота // Богослов. RU Научный Богословский
Портал - 15 июля 2009 г. http://www.bogoslov.ru/text/
4. Сколота, Р.В. Общество в государственно-церковных
отношениях в 1920 – 1925 годах (на примере
Нижнего Поволжья). [Текст] / Р.В. Сколота
//Роль религии в жизни современного российского
общества. Материалы международной научно-практической
конференции. Н.-Новгород: Издательство
НИЦ Поволжья «Нижегородское религиоведческое
общество», 2010. – 239-243.
6. Сколота, Р.В. Антирелигиозная
агитация и пропаганда в контексте государственно-церковных
отношений в 20-х годах XX века (на примере
Нижней Волги) [Текст] / Р.В. Сколота // Перекрестки
истории. Актуальные проблему исторической
науки: Материалы Всероссийской научной
конференции, Астрахань, 17 апреля 2010 г.:
Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2010.
– С.132-137.
7. Сколота, Р.В. Антирелигиозная
агитация и пропаганда в 1921 – 1925 гг. и ее
влияние на общественное мнение. (На примере
Астраханской губернии) [Текст] / Р.В. Сколота
// Государство, общество, церковь в истории
России ХХ века. Материалы Х международной
научной конференции. Иваново, 16-17 февраля
2011 г. Издательство «Ивановский государственный
университет», 2011. - Ч.2. С. – 220-225.
1 Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции
в 1917-1923 гг. М,, 1966; Шишкин А.А. Сущность и критическая
оценка «обновленческого» раскола русской
православной церкви. Казань, 1970; Зыбковец
В.Ф. Национализация монастырских имуществ
в Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975; Гордиенко
Н.С., Комаров П.М. Обреченные: О русской
эмигрантской псевдоцеркви. Л., 1988 и др.
2 Гидулянов П.В. Отделение Церкви
от государства в СССР. М., 1926; Персиц
М. М. Отделение церкви от
3 Тальберг Н. Д. История Русской
Церкви. Джорданвилль, 1959; Шмеман А.Д., протоиерей
. Исторический путь Православия. Париж,
1985.
4 Поспеловский Д.В. Русская православная
церковь в XX веке. М.,1995; Регельсон
Л. Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945.
– М., 1996.
5 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы
: Взаимоотношения Советского государства
и религии. М., 1991; Васильева О.Ю. Русская
православная церковь и Советская власть
в 1917-1927 годах // Вопросы истории. 1993. №
8. С.40-54; Одинцов М.И. Государство и церковь
(История взаимоотношений, 1917-1938 М 1991; Кашеваров
А.Н. Государство и церковь: из истории
взаимоотношений Советской власти и Русской
Православной Церкви, 1917-1945 гг. СПб., 1995.
6 Кривова. Н. А. Власть и Церковь
в 1922 – 1925 гг. М., 1997.
7 Русская Православная Церковь
в советское время (1917–1991). Материалы
и документы по истории отношений между
государством и Церковью / Составитель
Г. Штриккер. М.: "Пропилеи", 1995.
8 Покровский Н.Н. Политбюро и Церковь.
1922-1925. Три архивных дела // Новый
мир. 1994. № 8. С.186-213.
9 Патриарх Тихон и история Русской
церковной смуты. Сост. М. Е. Губонин. М.,
1994.
10 Цыпин В., протоиерей. История Русской
Православной Церкви. Синодальный
и новейший периоды (1700 – 2005). М., 2007.
11 Митрофанов Г., протоирей. История
Русской православной Церкви. 1900
– 1927. – СПб., 2002.
12 Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики,
исповедники и подвижники
13 Очерки по истории
14 Очерки истории Астраханской
епархии за 400 лет ее существования.
В 2 т. – Ростов н/Д., 2002.
15 Редькина О. Ю. Религиозные организации
и голод в Царицынской губернии
1921 – 1922 гг. (По материалам местной периодической
печати) // Мир Православия. Сб. науч. ст.
Вып. 3. – Волгоград, 2000. – С. 194 – 225; Она
же. Илиодор в советской России: 1918 – 1922
гг.// Стрежень: Научный ежегодник. Вып.
1. – Волгоград, 2000. – С. 164 – 169. Иванов С. М. игумен Елисей (Фомкин). Краткий
исторический очерк о Гусевском Ахтырском
Божьей Матери женском монастыре Волгоградской
епархии // Преподобный Амвросий оптинский
и Ахтырский Гусевский женский монастырь…
Под ред. В. И. Супруна. – Волгоград, 2005.
– С. 94 – 121.
16 Иванов С. М. игумен Елисей (Фомкин).
Краткий исторический очерк о
Гусевском Ахтырском Божьей
17 Поляков В. А. Советская власть
и голод в 1920-е годы: реакция
народных масс (на примере Урюпинской
Христорождественской церкви) // Мир
Православия. Сб. науч. ст. Вып. 2. – Волгоград,
1998. – С. 76 – 82; Он же. Русская православная
Церковь и международная помощь во время
первого советского голода в 1920-е годы
// Мир Православия. Сб. науч. ст. Вып. 3. –
Волгоград, 2000. – С. 183 – 193.
18 Поляков В. А. Голод в Поволжье,
1919 – 1925 гг.: происхождение, особенности,
последствия. – Волгоград, 2007.
19 Иванов С. М., Супрун В. И. Православие
на волгоградской земле: епархии
и епископы. Ч. 2. – Волгоград, 2002;
Они же. Православие на волгоградской
земле: храмы Царицына – Сталинграда
– Волгограда. – Волгоград, 2003; Иванов
С. М. игумен Елисей (Фомкин). Свято-Духов
мужской монастырь в истории Царицына
– Сталинграда – Волгограда / Под ред.
В. И. Супруна. – Волгоград, 2007.
20 Акты Святейшего Тихона, Патриарха
Московского и всея России, позднейший
документы и переписка о
21 Русская Православная Церковь
в советское время (1917–1991). Материалы
и документы по истории
Информация о работе Антицерковная политика советского государства