Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 21:54, реферат
Египетская цивилизация во многом является колыбелью нынешней европейской цивилизации. Если провести приблизительные линии соприкосновения от наших дней до эпохи пирамид, то мы увидим огромные культурно-научные заимствования, сделанные из древнегреческих и римских традиций, которые, в свою очередь, учились у египтян. Таким образом, получается, что знаменитые цари и фараоны косвенно влияли на то, какой наша жизнь окажется сегодня. Я предлагаю поближе рассмотреть тех из них, чьи имена на слуху у каждого образованного человека.
Античная культура
Античная культура – колыбель европейской цивилизации, прекрасное
“детство человечества”, высший и по сей день художественно-эстетический
идеал – классика в подлинном смысле этого слова – то есть образец для
подражания, изучения, творческого переосмысления. Термин сам по себе
условен, так как во времена Возрождения греко-римская культура считалась
“древнейшей” (античной), однако употребляется он и по сей день.
Вся античная культура строилась вокруг единой, основной и исходной
общественной формы античного мира – самостоятельного города-государства.
Античный полис – “город-государство” представлял собой самостоятельную
политическую, экономическую, торгово-ремесленную, производственно-
культурную единицу. Полис был высшей общественной ценностью, высшей
духовной ценностью, высшей священной ценностью. Гражданин полиса –
гражданин общества, изгнанный из города-полиса, изгонялся из общества
вообще, его нигде не принимали, а путь оставался один – бродяжничество,
разбой, государственная измена. Связь с землей, натуральное хозяйство,
иерархически организованный замкнутый гражданский коллектив, рабовладение,
система колоний – весь этот миропорядок воспринимался как единственно
естественный.
Однако человеку, разумеется, было тесно жить в таких рамках, да и
интересы общества требовали чего-то большего, чем простое следование нормам
и обычаям полиса. Это вполне объективное противоречие составляло не только
главную отличительную особенность античного общества, но и придавало этому
обществу классический характер. Эта своеобразная диалектика несовпадения
идеала и действительности заставляла постоянно стремиться к идеалу, искать
гармонию, если не в общественной жизни, то хотя бы в духовной сфере, в
художественном творчестве. В повседневной жизни существовала и непрерывно
разворачивалась во все возрастающем масштабе борьба верхов и низов,
демократов и олигархов, подозрительность ко всем, кто выделялся и стоял
выше массы, хотя бы даже своими подвигами или же самоотверженным служением
полису (вспомним, судьбы Сократа, Демоснера, Юлия Цезаря, Овидия).
Существовало, наконец, рабство, которое никак не вписывалось в гармоничную
картину мира – в древних Афинах на каждого свободного гражданина в среднем
приходилось в эпоху расцвета греческой демократии (век Перикла) около 40
рабов. Идеал полисного общества с его нормами героизма, гармоничности
развития, гражданской солидарности, консервативной морали и спокойного
подчинения личности в целом оказался мифом, однако мифом, что очень важно,
ставшим своеобразным катализатором интенсивной творческой деятельности.
Таким образом, под античным типом культуры мы подразумеваем:
1. Понятие высокой гражданской нормы, с точки зрения которой оценивается
всякая человеческая деятельность.
2. Понятие классики, то есть
динамического живого
соразмерности интересов полиса и отдельного гражданина, идеала и
жизни.
3. Понятие эстетической формы, в которую должно облечься любое жизненное
и творческое содержание, ибо только ясная, совершенная форма делает
содержание общезначимым, а следовательно, и подлинно реальным.
4. Определение нравственной ценности человека или его поступка с точки
зрения одобрения все того же полиса, общества. Внутренние, лирические
формы самовыражения имели в глазах римлянина и, особенно, грека
меньшую ценность.
Мораль и нравственность
призывам, риторике. Индивидуальная мораль, совесть в сегодняшнем
понимании вообще отсутствовали.
5. Культ человека-созидателя,
человека-мыслителя, человека-
деятельное, творческое отношение к миру.
Культура Греции возникла на пересечении исторических путей
Средиземноморья. Мироощущению древнего грека и характеру его деятельности
не была свойственна гигантомания Востока, стремление перебороть природу,
утвердиться в ней. Теплый климат, яркая щедрая природа, масштабность
окружающего пространства приводила древнего эллина к идее соразмерности
сил человека и природы, человека как “микрокосма” Вселенной. Вся культура
Древней Эллады пронизана сознанием человеческой мощи. Свою практическую
деятельность греки назвали словом “техне”, оно означало, по Аристотелю,
“единство опыта и знаний”, то есть охватывало всю преобразующую природу
созидательную активность людей, осуществляемую умело, мастерски, искусно –
так, как может созидать только человек, по греческой терминологии,
“свободнорожденный” – ведь только свобода открывает перед людьми
возможность накапливать новый опыт и новые знания, неизбежно изменяющие
сложившееся и устоявшееся, традиционное и канонизированное, а прежде всего
– мифологически-фантастическое.
Греки полагали, что в культуре, как и в самой жизни, должны сочетаться
два начала – гармония красоты и покоя (аполлоническое) и раскованности,
свободы, природной стихии (дионисийское). В их сплаве – залог
жизнестойкости культуры, ибо господство одного из них приведет, в конце
концов, либо к стагнации, застою, либо к разрушению и хаосу, протесту ради
протеста. Воспитание в понимании греков – неразрывное единство
“гимнасического” и “мусического”, т.е. физического и нравственного
развития. Агонистика – состязательность – ведущий принцип греческой
культуры. Сочетание разнообразия и взаимной лояльности породило
соревнование отдельных
превосходных результатов во всех сферах жизни, но особенно – в спортивных
играх.
Греция создала прецедент плодотворного соперничества двух основных
направлений в философии. В русле ее образовалась почва для развития
античной науки. Именно в греческой философии – “матери всех наук” возник
метод, приложимый к любым сферам познания и жизни, и способ мышления,
позволяющий из одного знания выводить другое.
Доминанта сознания грека-
нарастает в период архаики, достигает высшей точки в классический период и
постепенно угасает в эпоху эллинизма. Обретение такого сознания и
самосознания явилось еще неизвестной человечеству основой культуры,
выраженной в двух формулах – в гиперболе художника: “Много в природе сил,
но сильней человека нет” (Софокл) и в тезисе философа: “Человек есть мера
всех вещей” (Протагор). Сами боги в греческой мифологии стали “идеальными
людьми”, которые воплощали в обобщенно-типизированном виде все прекрасные
(как, впрочем, и все отвратительные) человеческие качества – именно
человеческие, а не звериные
и не божественно-сверхчеловеческие.
живет и творит в единстве с природой, мировым целым, которое получило
название “космоса”. Этот образ античного мироздания двуедин и включал в
себя собственно мир, Вселенную – с одной стороны, и украшение, порядок,
мировое целое, одним словом – гармонию, противостоящую Хаосу – с другой. Не
случайно поэтому для греческой культуры характерен принцип калокагатии,
объединяющий красоту и добро, физические и нравственные достоинства. Идеал
греческого полиса – это красота безупречного тела и внутреннее
нравственное совершенство. Архитектура и скульптура выступали как
преображения одухотворенного человеческого тела.
Однако в эпоху эллинизма, с ослаблением полисной жизни, доминантой
сознания греков стало чувство неуверенности. В философии возобладала
этическая проблематика, поиск основ устойчивости (киники, эпикуреизм,
стоицизм). Логика исторического развития привела Грецию к утрате свободы.
Но парадоксальным образом, благодаря потере свободы внешней, она совершила
прорыв к новым измерениям свободы внутренней. Стоицизм стал поистине
национальной философией Рима, проложил европейской цивилизации путь к
христианству. Первые христиане-мыслители говорили: “Господь Бог в своем
попечении о человеческом роде до пришестия Христа дал евреям закон, а
эллинам – философию”.
Наиболее яркая особенность древнеримской культуры – высокая степень
развития практической деятельности. Римской культуре не свойствен космизм
греческой культуры. Человек здесь был нацелен на карьеру, государственную
деятельность, возвышение над другими. Войны во многом определили
организацию, строй жизни и всю историю Рима. Вся римская действительность с
постоянными войнами делала наиболее ценимыми в обществе такие качества, как
мужество, верность, стойкость, гордое достоинство, суровая сдержанность. В
то же время типично римским действом был триумф. Рим стремился слить
зрелища с реальной жизнью. Тем, чем для греков был театр, для римлян была
жизнь. Праву принадлежала особая роль в римском обществе. Причем даже
религия первоначально была очень близка к праву.
Римской культуре оказались присуща открытость, способность вбирать в
себя культурные ценности других народов, прежде всего греческой культуры.
Однако культурный синтез был бы невозможен без наличия точек
соприкосновения различных культур. Это и обеспечило римской культуре ее
удивительную жизнеспособность. Римская культура изначально складывалась как
культура синтетическая. Все: научные и философские идеи, мифология и
искусство переосмысливались с позиций доминанты римского сознания – “Рим –
центр мира”. Однако, в отличие от Греции, где художников чтили как
избранников богов, искусство Рима было вполне утилитарным. Культ пользы
пронизывал все различные
искусство, образование и науку. Этому вполне соответствовали и новые
литературные жанры: публицистика, мемуаристика, политические памфлеты,
сатира, реалистический роман.
Практичность мышления римлян проявилась и в архитектуре. Открытие
бетона создало новые конструктивные возможности строительства гигантских
сооружений и сводчатых
единство власти, единую государственность и господство над Вселенной. У
римлян иные, чем у греков, не сопоставимые с человеком, а подавляющие его,
масштабы зданий. Пафос полезности во имя государства был реализован в
строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок (для
торжественного въезда победителей и воспевания имен триумфаторов), храмов,
терм – общественных бань (мест для светского общения), цирков и амфитеатров
(для развлечения публики), дорог, акведуков. Трезвый, рациональный ум
римлян способствовал развитию портретного жанра в скульптуре. Если греки
стремились к созданию идеально прекрасных образов граждан, то римляне
передавали персональные особенности своих моделей.
Внешнее величие Рима, обожествление императоров, подобно восточным
владыкам, имело и теневую сторону, весьма болезненную для самих римлян. В
империи, как ранее в эпоху эллинизма, росло чувство неуверенности в
завтрашнем дне, ощущение зависимости от чужой (императорской) воли. Римская
аристократия своими руками (и в этом железная логика истории) создала
общество, где государство было выше человека, и стала его первой жертвой.
На нее обрушились императорские репрессии. Она наиболее остро ощутила
утрату обществом свободы. К концу IV в. христианство становится
господствующей религией в Римской империи. Диктатура крупных
землевладельцев нашла в христианской религии необходимую идеологическую
опору. Массы – психологическую поддержку.
С падением Рима (476 г.) пала и античная цивилизация в ее классическом
виде. Наступила эпоха смены культурных ориентиров.
Литература
Античность как тип культуры. М., 1988.
Античность: история и культура. Уч. 1-2. М., 1996.
Винничук Л.И. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре
античного Рима. М., 1994.
Мировая художественная культура. М., 1996.
Хрестоматия по мировой художественной культуре. М., 1997.