Античное наследие в культуре средних веков, Возрождения и Раннего Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 23:26, реферат

Краткое описание

Античная культура – колыбель европейской цивилизации, прекрасное “детство человечества”, высший и по сей день художественно-эстетический идеал – классика в подлинном смысле этого слова – то есть образец для подражания, изучения, творческого переосмысления. Античная культура столь значительное и фундаментальное явление всемирной истории, что для её всестороннего обстоятельного анализа потребовалось бы написать несколько десятков томов. Подобное не под силу даже самому выдающемуся исследователю и знатоку этого вопроса. Эллинам и римлянам удалось создать невиданную раннее, а в некоторых отношениях и позже, высокоразвитую, гармоничную культуру, ставшую для европейцев архетипичной, классической.

Содержание

Введение
І Глава. Специфика отношения к античному наследию во времена Средневековья и
Возрождения.
ІІ Глава. Античные сюжеты и их интерпритация в творчестве мировых поэтов,
писателей, художников.
Заключение
Список использованой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат античность.docx

— 51.64 Кб (Скачать файл)

Франсуа Рабле -  великий  французский ученый и гуманист, автор  романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Отдавая дань моде своей эпохи, при  его написании он использовал  труды античных историков, комедиографов  и трагиков. Что касается античного  наследия в произведении Рабле, то без  него роман просто невозможно представить. Практически три четверти имен в  пяти книгах имеют греческие и  латинские корни. В романе насчитывается  около 1 000 латинизмов и более 500 эллинизмов, из которых десятка два введены  самим Рабле. С первых же страниц «Гаргантюа» на читателя обрушивается целый шквал античных авторов: Гераклид Понтийский, Луций Анней Корнут , Квинт Гораций Флакк, Платон , Плиний Страший ,Тит Ливий, а с ним Марк Туллий, Диагор Родосский, Хилон, Софокл, Дионисий. Античность, представленная в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», построена на реминисценциях и прямом цитировании древних авторов, что нисколько не умаляет его ценность для Северного Возрождения и мировой культуры в целом.

Творчество Вильяма Шекспира – вершина английского Возрождения  – пронизано античными сюжетами. На античную тематику Шекспиром написано такие драмы: «Венера и Адоник», «Лукреция», Юлий Цезарь, «Антоний и  Клеопатра», «Кареолан», «Перикл». В «Гамлете» сосредоточен весь пласт античной – древнегреческой и древнеримской - литературы: трагедии, комедии, поэмы, философские и исторические произведения.  При этом Шекспир свободно комбинирует и развивает заимствования у своих предшественников, органично включая их в свой текст. Основными античными источниками являются трагедии Софокла и Еврипида, комедии Плавта, философские сочинения Сенеки.  Идеи, образы и прямые цитаты из произведений античный авторов буквально пронизывают весь текст «Гамлета» и вместе с историей о принце Амлете  являются своего рода костяком, каркасом, на котором построена пьеса Шекспира. Шедевр Шекспира вырастает из предшествовавших ему вершин античной драматургии.9

Культура античности повлияла и на творчество Бенвенуто Челлини – итальянского художника, крупнейшего скульптора и ювелира периода маньеризма, занимательного писателя.  Он с великим уважением относился к памятникам античности. Когда он попадал в какой-либо город, где имеются античные памятники, он страстно отдавался их изучению. Живя и работая в Риме, этом хранилище античных памятников, Челлини постоянно изучал их. Эта тяга к античному искусству оказала огромное влияние на творчество Челлини. Все его основные работы выполнены в античной манере. Самое значительное произведение Челлини – бронзовая статуя Персея. Гордый своей победой Персей высоко поднимает отрубленную голову Медузы Горгоны. Внутренняя энергия дополняется благородной сдержанностью. В некоторой дробности и измельчённости форм ощущаются отголоски маньеризма. Также он занимался реставрацией античной пластики.10

Итальянский скульптор эпохи  маньеризма Джамболонья был блестящим мастером-виртуозом, для которого стиль и техника исполнения были неразрывно связаны. Джамболонья создавал изящно-пропорциональные фигуры в спокойных позах и ракурсах, обладавшие стремительной динамикой и вместе с тем сохраняющие устойчивое равновесие. Таким выглядит и "Меркурий" Джамболоньи, возносящийся в небеса, но вполне ощутимо чувствующий опору, - небесный посланник богов, коснувшийся земли. Другими известными произведениями Джамболоньи есть "Нептун", и "Аллегория Апеннин".

Лукас Кранах Старший - немецкий живописец и график эпохи Возрождения. На рубеже 1510-х годов в его искусство впервые входят образы античной мифологии. Он содает картину «Венера и Амур» В ней в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Вместе с тем простота позы, певучая линия контура, спокойное выражение лица лишает образ какой-либо чувственности . Впоследствии Кранах создает "Суд Париса"и "Лукрецию". Подобные произведения пользовались большой популярностью и исполнялись Кранахом по желанию саксонского двора. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации.

Своеобразной индивидуальностью  было также отмечено творчество главы  дунайской школы живописи Альбрехта  Альтдорфера (1480-1538). Ему принадлежит  приоритет в формировании жанра  пейзажа. Однако самой интересной его  картиной остается «Битва Александра с Дарием» (1529). Батальной сцене  на Земле вторят соперничающие на небе Солнце, Луна и тучи. Картина  наполнена множеством декоративных деталей, изыскана по колориту, восхитительна  по своему живописному мастерству. К тому же это одна их первых написанных маслом батальных сцен, так что  Альтдорфер может считаться основоположником еще одного живописного жанра. 11

Идеи монументального  искусства Возрождения, в которых  слились традиции античности и дух  христианства, нашли наиболее яркое  выражение в творчестве Рафаэля (1483—1520). В его искусстве обрели зрелое решение две основные задачи: пластическое совершенство человеческого тела, выражающее внутреннюю гармонию всесторонне развитой личности, в чем Рафаэль следовал античности, и сложная многофигурная композиция, передающая все многообразие мира. Знаменитая  ватиканская фреска "Афинская школа" - одно из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса. Эту монументальную фреску Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет, и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками. Именно такие беседы способствовали развитию философской мысли. "Афинская школа", как начали называть эту фреску спустя много лет после написания, изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н. э.

Фреска "Триумф Галатеи" проникнута духом античной классики с ее культом чувственной красоты. Художник использовал обработку  флорентийским поэтом Анджело Полициано  античного мифа о прекрасной нимфе, отвергнувшей любовь великана Полифема. Окруженная тритонами, нереидами и парящими в воздухе амурами, Галатея мчится по волнам, стоя на раковине, увлекаемой двумя дельфинами. Художнику удалось передать стремительность движения и вместе с тем создать впечатление безупречного равновесия и гармония, вызвавшее всеобщее восхищение.12

Корифеев  Возрождения  – Микеланджело Буонаротти – ещё в юности начал  изучать античную пластику. Его рельеф «Битва кентавров» по внутренней гармонии уже произведение высокого Возрождения. В Риме молодой художник написал одно из первых произведений, принесших ему славу – «Вакх». Буквально захваченный образами античности, Микеланджело изобразил античного бога вина обнаженным юношей, как бы чуть пошатывающимся, обратившим взор на чашу с вином. Отныне обнаженное тело становится для Микеланджело, по сути, единственным предметом искусства.

Основоположником художественной культуры Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи. Он интересовался образцами античного искусства, которое так и оставалось непревзойденным, стремился возродить традиции Греции и Рима.13 Античные черты в творчестве Леонардо да Винчи мы видим в его таких работах, как «Голова Горгоны», «Леда и Лебедь».

Античное наследие нашло  своё отражение в творчестве итальянского живописца эпохи Раннего Возрождения, представителя флорентийской школы Сандро Боттичелли, который является одним из самых ярких художников итальянского ренессанса. Самыми  значительными его  произведениями есть  «Весна» и «Рождение Венеры». К этому же периоду относятся картины «Паллада и Кентавр», «Марс и Венера». Обращение Боттичелли к образам народной фантазии не случайно. Поэты круга Медичи широко использовали в своем творчестве мотивы и формы итальянской народной поэзии, сочетая их с «изящной» античной поэзией, латинской и греческой. «Паллада и Кентавр» - аллегория насилия, укрощенного мудростью. Вместо Афины Паллады (Минервы), воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Горгоны Медузы, Боттичелли изобразил Минерву Пацифику, атрибуты которой – копье и ветка сливы – символизируют добродетель. Изображая Кентавра, художник пользуется конкретным античным прообразом - фигурой саркофага, хранящейся ныне в Ватиканском музее. Но картина отличается от античных памятников тем, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и Кентавра, а «психомахию».

Тициан - великий художник высокого венецианского Возрождения. Тициан воспевает античность в своем творчестве. В цикле картин на мифологические сюжеты художник сумел почувствовать и, главное, воплотить дух язычества: «Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна», «Венера и Адонис», «Пастух и нимфа», «Диана и Актеон», «Юпитер и Антиопа».

Ещё одним ярким явлением в мировой культуре есть творчество Веронезе. Сюжеты античности мы видим в его картине «Семья Дария перед Александром Македонским». Это великолепная декоративная композиция написана Веронезе для знатной семьи Пизани, гостеприимством которой он пользовался. В облике родных Дария на картине П. Веронезе “Семья Дария перед Александром” дамы изображены в роскошных европейских нарядах, современных художнику. Что касается Александра, то в его облачении обнаруживается смесь античных и средневековых одежд. Если бы не чулки и длинные рукава его одежды, его действительно можно было бы представить античным полководцем. Стилистическая мешанина обнаруживается и в одеждах сопровождающих его: короткие платья, которые носили в античности, и средневековые латы. Картина Веронезе оказала сильное влияние на поколения последующих художников. Одно из явных доказательств этого — картина на тот же сюжет Гаспара Дизиани.14

Джулио Романо – один из ярких представителей раннего  маньеризма . Мир у Романо представляется неустойчивым, шатким. Художник отдаляется от натуры и стремится её превзойти. Работы Джулио Романо в Мантуе представляют классический образец римского варианта сформировавшегося в Италии 1520-х маньеризма, чье появление было связано с кризисом флорентийско-римского Высокого Возрождения.

Мантуанский период творчества Джулио Романо связан главным образом  со строительством, живописной обширной летней резиденции мантуанских маркизов палаццо дель Те (1525—1535). Построенный  по проекту Джулио Романо дворец, первоначально  окруженный с четырех сторон каналами и представляющий в плане квадрат  с большим внутренним двором, имеет 9 парадных помещений, декорированных Джулио Романо с многочисленными  помощниками (Приматиччо, Ринальдо Мантовано  и др.). Росписи Джулио Романо, представляющие один из самых обширных светских ансамблей XVI в., включают ряд новых для итальянской  монументально-декоративной живописи моментов — от разбивки плафона  на ряд отдельных, заключенных в  ромбы, квадраты, восьмиугольники композиций, симметрично расположенных вокруг центральной сцены (зал Амура  и Психеи), до парадоксального решения  зала Гигантов с его иллюзионистическими  эффектами, где вокруг зрителя от молний парящего в облаках на сводах Зевса рушатся колонны, оседают  своды, трескается кирпичная кладка величественных зданий, придавливающих фигуры чудовищных гигантов.

Связующим звеном двух художественных культур-эпохи возрожжения и XVII столетия было творчество Рубенса. Оно пронизано подлинным новаторством, стремлением открыть для искусства еще неизведаные пласты реализма.Рубенс стремился постичь тайны мастерства на протяжении всего своего творческого пути.Наделенный могучей фантазией он был одареннейшим колористом и рисовальщиком,гениальным сочинителем композиций.15 В творчестве Рубенса насчитывается около 50 полотен на мифологическую тематику. Также под влиянием «Лукреции» Тициана Рубенс пишет свою «Лукрецию». Античное искуссттво оставалось предметом глубочайшего изучения для Рубенса. Он ставил перед собой различные задачи,работая с античными памятниками. Надо было прежде всего,проникнуться духом античности, гражданственным содержанием искусства, крепостью и силой духа древних. Рубенс хотел открыть в статуях и рельефах древних  не только канон построения фигур, но какбы сам пульс биения той давней жизни. В творчестве Рубенса одной из беспорных вершин стала его картина "Персей и Андромеда".

Никола Пуссен - знаменитый французский художник, основатель стиля классицизм. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи. Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести. В 1627 была написана картина Пуссена "Смерть Германика" по сюжету древнеримского историка Тацита, которая считает программным произведением классицизма; в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования. Идея картины – служение долгу. Художник расположил фигуры и предметы в неглубоком пространстве, расчленив его на ряд планов. В этом произведении выявились основные черты классицизма: ясность действия, архитектоничность, стройность композиции, противопоставление группировок. Идеал красоты в глазах Пуссена состоял в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии, ясности композиции, что станет характерными чертами зрелого стиля мастера. Одной из особенностей творческого метода Пуссена был рационализм, сказывавшийся не только в сюжетах, но и в продуманности композиции. Преклонение перед античностью Пуссен пронес через все свое творчество.

 

Заключение

Каждый период в истории  культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят  античной  культуре. И литература, и искусство, и философия Древней  Греции стали отправной точкой в  развитии европейской культуры. Влияние античности очень велико, именно с античных времен до нас дошли великие труды таких философов, как Архимед, Пифагор, Демокрит. А памятники архитектуры не знают себе равных и по сей день.  В каждой эпохе, в творчестве почти каждого всемирно известного художника, поэта, скульптора мы находим античные черты.

Информация о работе Античное наследие в культуре средних веков, Возрождения и Раннего Нового времени