Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 20:41, доклад
Вершиной управленческой мысли древнего мира считается философия древней Греции: именно здесь зародилась наука о политике, появились реалистические концепции власти (в отличие от мифологических трактовок).
Одним из удивительнейших мыслителей был Сократ. Его сегодня условно трактуются как античная версия открытого общества. Сократ утверждал, что проблемы в управлении полисом порождаются не человеческими пороками, а ошибочными взглядами.
Вершиной управленческой
мысли древнего мира считается философия древней Греции: именно здесь зародилась
наука о политике, появились реалистические
концепции власти (в отличие от мифологических
трактовок).
Одним из удивительнейших мыслителей
был Сократ. Его сегодня условно
трактуются как античная версия открытого
общества. Сократ утверждал, что проблемы
в управлении полисом порождаются не человеческими пороками,
а ошибочными взглядами. Путь преодоления проблем
– познание правды, справедливости, добра и знаний,
добытых совместными усилиями людей. Он
был первым поборником верховенства интеллекта
в индивидуальной и общественной жизни – по
его мнению, государством должна управлять
не неграмотная масса, а подготовленные,
прекрасно знающие свое дело люди. Главным
при выборе политических деятелей, по
мнению Сократа, должна быть не жеребьевка,
и не принцип большинства; избранными
должны быть те, кто владеет искусством
государственного управления. Ключевыми
качествами правителя должны быть честность,
мудрость, правдивость и компетентность.
Основу государственного порядка Сократ
видел в законе и праве. Верховенство закона
и права должно принести людям справедливость.
Принцип соблюдения законов исходил не
из каких-то внешних факторов, не из принуждения,
а из философских глубин сознания, из морали.
Высшая моральная норма, обязательная
для всех граждан, была для философа той внутренней
силой, которая составляла основу государства.
Политические решения, по Сократу, должны
быть свободны от страстей и эмоций, ни
в коем случае не должны приниматься под их
влиянием.
Кругооборот
в политической жизни проявляется в последовательной
смене шести форм государства. Сначала
возникает монархия, которая постепенно
вырождается в тиранию. Затем благородные мужи
освобождают общество от тиранов, и устанавливается
Политико–правовая
мысль Древнего Рима часто рассматривается
в единстве с древнегреческой. Для этого
есть определенные основания – греческая
наука и культура оказали большое влияние
на римское общество. Мыслители и Древней
Греции, и Древнего Рима размышляли о государстве
и его возможных формах, о правах и обязанностях
граждан, однако в политико–правовой
мысли древних греков преобладал социально–политический
аспект, у римлян – правовой.
Заслуживает
внимания космополитические идеи и естественно-правовые
положения Сенеки. Сенека считал,
что неминуемый и божественный по своему
характеру «закон судьбы» играет роль
того права природы, которому подчинены
все человеческие установления, в том
числе государство и законы. Вселенная
- естественное государство, членами которого
по закону природы являются все люди. Поэтому
Сенека призывал признать необходимость
мировых законов и руководствоваться
ими. По его убеждению, перед лицом мирового
закона равны все люди – свободные и рабы,
граждане Рима и варвары, мужчины и женщины.
Таким образом,
мыслители Древней Греции и Рима разрабатывали
идеи свободы человека, справедливости,
гражданства, ответственности. В классическом
греческом полисе власть носила политический
характер – свободные афиняне, принимая
участие в осуществлении власти, могли
одинаково сурово призвать к ответу и
человека из народа, и великого вождя.
Данная власть базировалась на уважении
человеческого достоинства, осознании
людьми своих прав, гражданском самосознании.
Рационалистический подход к жизни предполагал
опору на здравый смысл и моральные максимы.
Греческие мудрецы и римские юристы утверждали, что первоосновой порядка в обществе должны быть не насилие и жестокость, не варварские издевательства над людьми, а справедливое законодательство. А это привело к оформлению сути понятий «гражданин» и «гражданство», а вместе с ними и представлений о правах человека. Осознание своих прав, умение отстаивать их считалось неотъемлемым признаком каждого гражданина.