Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:18, доклад
С I тыс. до н.э. на территории Аравийского полуострова существовала земледельческая культура, созданная группой арабских племен (от «араб» — смелый наездник), населявших Аравийский полуостров и находившихся на весьма примитивном уровне развития. В социальном плане арабы делились на две части: городское население, основным занятием которого была торговля, и кочевники бедуины (араб, люди кочевой жизни), которые разводили верблюдов и другой скот. Первоначально арабская цивилизация сосредоточивалась в оазисах, которые были торговыми центрами для кочевых племен.
ИСТОКИ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ
С I тыс. до н.э. на территории Аравийского
полуострова существовала земледельческая
культура, созданная группой арабских
племен (от «араб» — смелый наездник),
населявших Аравийский полуостров и находившихся
на весьма примитивном уровне развития.
В социальном плане арабы делились на
две части: городское население, основным
занятием которого была торговля, и кочевники
бедуины (араб, люди кочевой жизни), которые
разводили верблюдов и другой скот. Первоначально
арабская цивилизация сосредоточивалась
в оазисах, которые были торговыми центрами
для кочевых племен.
Религия доисламской Аравии была языческой,
каждое племя верило в своего бога-покровителя,
совершая жертвоприношения своим каменным
идолам, которых насчитывалось около 360,
что не способствовало объединению арабов.
В своих верованиях арабы обожествляли
силы природы, небесные светила, камни,
деревья, ручьи. Вместе с тем арабы знали
другие религии — зороастризм, иудаизм,
христианство, которые исповедовали прибывавшие
в Аравию миссионеры.
Постепенно в жизни кочевников-арабов
начали происходить изменения, вызванные
разложением патриархальных отношений
и социальным расслоением. Эти процессы
были обусловлены не только внутренними,
но и внешними причинами. К числу последних
можно отнести попытки Персии и Византии
распространить свое влияние на Аравийский
полуостров и его население. Противодействовать
таким устремлениям не могло ни одно племя
в отдельности. Поэтому среди арабов стали
возникать различные объединения племен,
способные оказать такое противодействие.
Но образование племенных союзов было
невозможно без их единого религиозного
обоснования. А это вело к централизации
и унификации различных племен, из которых
наиболее влиятельным и распространенным
оказался общеарабский культ Аллаха. На
основе этого культа сложилась единая
арабская религия — ислам (араб, покорность),
а название «мусульмане» происходит от
слова «муслим» (предавший себя Аллаху,
во множественном числе — «муслимун»).
Основателем ислама стал арабский купец
племени курейшитов Мухаммед (ок. 570—631).
По преданию, около 609 (или 610) Мухаммеду,
нередко проводившему многие часы в аскетических
бдениях на горе Хира (близ Мекки), в одну
из ночей месяца Рамадан архангел Гавриил
(Джебраил) и начал открывать ему части
хранящейся на небе под престолом аллаха
книги (арабский «Коран»), от имени аллаха
возложив на Мухаммеда обязанность сообщать
соотечественникам повеления всевышнего.
Сочувственная поддержка близких стимулировала
фанатичную уверенность Мухаммеда в истинности
«богоданного» учения. Он с нетерпимостью
отвергать старые языческие верования,
противопоставив им учение о всемогущем
едином боге. Проповедь строгого монотеизма,
связанная с ним универсальность новой
веры, провозглашавшей равенство всех
своих последователей независимо от их
происхождения и родоплеменной принадлежности,
незаурядные политические и организаторские
способности самого Мухаммеда — всё это
на благоприятный отклик у тех представителей
мекканского общества (преимущественно
его средних слоев), которые стремились
к централизации и возвышению Аравии.
Встретив вначале сопротивление ему учению
со стороны мекканской купеческой олигархии,
Мухаммед вынужден был вместе со своими
приверженцами переселиться в Ясриб (позднее
— Медина); день переселения Мухаммеда
и его вижников называется хиджра (обычно
ею считается 22 сентября 622). В 630—631 гг.
мусульмане под руководством Мухаммеда
подчинили Мекку, а затем и значительную
часть других районов Аравии. Мухаммед,
совмещая в своем лице функции религиозного
и политического лидера, стал главой нового
исламского теократического государства.
Гробница Мухаммеда в Медине стала второй
(после Каабы в Мекке) святыней ислама
и местом паломничества. При жизни Мухаммеда
Коран существовал в устной форме, как
рукописная книга и католический текст
Коран стал доступен лишь в 644—656 гг.
Полностью оригинальной религией ислам
считать нельзя, видно его родство с другими
монотеистическими (то есть знающими только
единого бога) религиями — христианством
и иудаизмом, с которым арабы были знакомы
и от которых он заимствовал многие основные
положения и догмы. Ислам признает свое
родство с ними. Поэтому в Коране традиционные
арабские верования переплетаются с легендами
и мифами Библии, иудеи и христиане остаются
для мусульман «людьми писания», данного
богом, но искаженного ими. Адам, Ной (Нух),
Авраам (Ибрагим), Моисей (Муса), Иисус (Иса)
приняты мусульманами как предшественники
пророка Мухаммеда. Считается, что истинное
учение, дарованное богом через этих пророков,
было искажено людьми. Поэтому требовались
новые пророки, которые должны были исправить
ошибки. Так и появился Мухаммед, который
донес людям истинную веру во всей ее чистоте.