Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:04, контрольная работа
К началу VII в. в духовной культуре Аравии произошли значительные изменения сложились единый североарабский язык и арабская буквенная письменность, появились поэты среди степняков-бедуинов, в числе которых был и легендарный «неистовый» Меджнун. Мусульманские историки предшествующий исламу период иногда называют «джахилийей», те, периодом незнания и варварства, но нельзя отрицать, во-первых, существования древнеарабской духовности, а во-вторых, ее влияния на возникновение новой религии Правда, мифология у арабов в целом не сложилась в единую систему, но отдельные этнокультурные общности имели достаточно содержательные и компактные верования.
Доисламская Аравия. 3
Древнеарабская мифология. 3
Возникновение ислама. 3
Пророк Мухаммед, его образ и деятельность. 4
Халифат. 6
Распад халифата. 7
Распространение ислама. 8
Мусульманское вероучение. 8
Коран. 9
Мусульманский культ. 9
Основные направления в исламе. 10
Мистицизм в исламе. 10
Художественная культура исламского мира. 11
Влияние арабо-мусульманской культуры на Европу. 12
Заключение. 13
Литература: 14
Страница 5
В исламе существует обряд
инициации (суннат), совершаемый над
мальчиками 7—10 лет — обрезание
крайней плоти. Он является символом
начала жизни, концом станет джиназа (похоронный
ритуал). Мусульмане говорят «Кого
хорошо отправят в последний путь,
тот хорошо и доедет». Таким образом,
мусульманский культ
Основные направления в исламе.
Как уже отмечалось, в середине VII в. в исламе оформилось направления: суннизм, шиизм и движение хариджитов. С представляет собой ортодоксальное направление, которое им наибольшее число приверженцев и распространился в Средней Малой Азии, Закавказье, Поволжье, Сибири, на Урале, в Египте Северной Африке. Начало шиизму положила группа сторонников Али (двоюродного брата и зятя Мухаммеда), которому, по убеждению, должен принадлежать титул халифа. К ним присоединились те, кто был недоволен правлением Османа. Шииты считали что все суннитские халифы в свое время незаконно власть и лишь потомки Али, который был первым имамом, руководителем шиитской общины, являлись бы законными правителями. Как и сунниты, шииты признают святость Корана, посланическую миссию Мухаммеда, традиционную мусульманскую обрядность в Коран шиитскими богословами была добавлена сура «Два светила», под которыми подразумеваются Мухаммед и Али, а хадисы они признают только те, которые связаны с именем Али.
Движение хариджитов было первым по времени движением в исламе. Они выступали за возвращение к «первоначальному исламу», под которым понимали образ жизни, предписывающий социальное равенство, общее владение землей, равный раздел военной добычи. В этом движении наибольшую активность проявляли крестьяне, ремесленники, рабы, т.е. беднейшие слои общества. Это были воинственно настроенные мусульмане, и практически всем халифам из династии Омейядов пришлось воевать вооруженными отрядами хариджитов.
Одной из крупнейших в
исламе является секта исмаилитов возникшая
во второй половине УIII в. Идеи этой секты
распространении среди
Мистицизм в исламе.
Как считает известный
отечественный культуролог П.С. Гуревич,
сущность «мистического мироощущения
сводится, в общем, к представлению
о двойственности мира. За привычным,
каждодневным угадывается иное бытие.
Стремление вступить в прямой контакт
со сверхъестественным и выражает по
существу психологическую основу мистики.
В этом смысле мистика древнее
религии. Она составляет базу почти
всех без исключения религий». В
исламе и в других религиях, тоже
существуют мистические течения. Самый
ранний из них — суфизм (араб. суфи,
букв. — носящий шерстяные одежды)
возник в VIII в. на территории Ирака и
Сирии. Для суфизма характерны сочетание
идеалистической метафизики (ирфан)
с особой аскетической практикой, учение
о постепенном приближении
Большое значение в суфизме придается состоянию экстаза, достигаемого не внешними возбуждающими средствами, а сосредоточенностью, внутренним очичением и иногда и особой практикой самовозбуждения вплоть до громких криков и конвульсивных телодвижений. Благодаря экстазу суфий достигает мистического озарения (ишрак), учение о котором развивал в XII в. мусульманский теолог Сухраварди. Оно восходит к традициям Востока, в частности к зороастризму и манихейству (дуализм света и тьмы). Истинное знание, согласно Сухраварди, дает только ишрак (интуитивное мышление), с помощью которого можно познать абсолютную истину - «свет светов».
Аабоязычная философия
развивалась под большим
На развитие арабской и
средневековой европейской
Не менее известный философ аль-Фараби (870—950) стремился соединить аристотелизм с неоплатоническим учением об эманации: божество производит в вечности мир через последовательный ряд истечений, начинающийся космическими «умами», каждый из которых соответствует определенной небесной сфере. Он развивал учение о «добродетельном городе», которым правит философ, являющийся и имамом. Такому городу противостоит «невежественный город», в котором воплощены негативные нравственные качества
Еще один известный представитель арабоязычной философии — Ибн-Сина (Авиценна, 980—1037) — был философом, медиком, поэтом государственным деятелем; его перу принадлежит более 400 произведений. В своих «Книге исцелений» и «Каноне врачебной науки» он обобщил достижения медицины того времени. Не менее известными философами были жившие позже аль-Газали (1058 или 1059—1111) и Ибн Рушд (Аверроэс, 1126—1198). Как и другие арабские мыслители, они оказали большое влияние на развитие европейской средневековой философии.
Страница 6
Художественная культура исламского мира.
В исламе существует запрет
на изображение людей и животных,
чтобы у правоверных не возникало
соблазна поклоняться делам рук
человеческих — кумирам. Поэтому
изобразительное искусство в
арабо-мусульманской
Музыкальное искусство
в арабо-мусульманской культуре
получило свое развитие главным образом
в виде пения. В поисках религиозно-
Мусульманская религиозная традиция развивала и другие виды духовной музыки. В период Рамадана (месяца поста) ночами исполнялись специальные мелодии — фаззайзист, а по случаю дня рождения Пророка (мавлед) — гимны и песнопения, повествующие о его рождении и жизни. Музыкой сопровождались торжества, посвященные знаменитым святым.
Влияние арабо-мусульманской культуры на Европу
Французский писатель и
мыслитель Р. Генон, родившийся в 1886
т., происходивший из католической семьи,
в 1912 г. перешел в ислам, а в 1930
г. навсегда оставил Европу и уехал
в Каир. Он хорошо знал и европейскую,
и арабо-мусульманскую
Европейская философия и культура в целом испытывали сильное влияние творчества арабских мыслителей, художников, поэтов. Все это говорит о необходимости изучения богатого наследия арабо-мусульманской культуры, значение которой в сегодняшнем мире далеко выходит за границы «исламского мира».
Заключение.
За считанные десятилетия после возникновения халифата арабы успешно завоевали огромные территории. Чем можно объяснить такое быстрое распространение, новой религии и успех в покорении многих народов? Одна из причин заключается в том, что ислам предложил арабскому миру идею централизации и объединения, которая сама по себе была привлекательной в глазах разобщенных народов. Ислам предложил, в сущности, не только новый образ мышления, но и образ жизни.
.В целом, исполнение
культовых обязанностей
Эта культура оказала большое
влияние на становление европейской
культуры, а через нее — на
мировую культуру в целом. Это
влияние проявилось в области
художественной культуры, естественно-научного
знания, философии, медицины. При этом
оно не ограничивается прошлым, оно
заметно и сегодня. Некоторые
исследователи полагают, что это
влияние будет впредь только усиливаться,
развивая концепции «панисламизма».
История ислама показывает, что он
легко приспосабливается к
Литература:
1. В.С. Поликарпов Лекции по культурологии - М., «Гвардарика»1997
2. И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин История мировой и отечественной культуры: курс лекций. – М., Центр 2002
3. П.С. Гуревич Культурология: Учебное пособие. М., 1996. с.263
4. В.В. Бартольд Ислам и культура мусульманства. М., 1992.с112.