Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:19, доклад
Термин «Средние века» употребляется для обозначения периода истории стран Востока первых семнадцати веков новой эры. Естественным верхним рубежом периода принято считать XVI – начало XVII вв., когда Восток становится объектом европейской торговой и колониальной экспансии.
Географически Средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
Введение
Дом мудрости
Математика
Астрономия и география
Химия
Медицина и минералогия
Вывод
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра истории науки и техники
Реферат по истории науки и техники
АРАБСКАЯ НАУКА В СРЕДНИЕ ВЕКА
Выполнила
Павлюк Екатерина
Студента гр. ИФ-69а
Проверила
к.и.н., доцент
Ткаченко С.С.
2011 г.
План
Введение
Термин «Средние века» употребляется для обозначения периода истории стран Востока первых семнадцати веков новой эры. Естественным верхним рубежом периода принято считать XVI – начало XVII вв., когда Восток становится объектом европейской торговой и колониальной экспансии.
Географически Средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
Начиная с III века н.э., все крупные государства Античного мира вошли в эпоху кризисов. Многие из них - как Римская империя в Средиземноморье и китайская империя Хань на восточном краю Евразии - распались на мелкие княжества и вскоре стали добычей соседних варваров.
Затем эпоха распада империй
сменилась эпохой переселения народов.
На просторах Евразии
В самом начале в состав Багдадского халифата входили Ирак, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка, а позднее арабы подчинили своему влиянию Волжскую Булгарию и страны Средней Азии. На всей огромной территории халифата, могучей объединяющей силой которого стал Ислам, возникла новая культура, которая достигла небывалого расцвета в IX-XI веках.
Средневековая исламская культура была очень сложным явлением, включавшим в себя переработанное наследие античности, творчество собственно арабских изобретателей, ученых, философов, деятелей искусства и огромный вклад представителей различных народов Передней и Средней Азии и Средиземноморья. Во всех странах Ислама арабский язык играл ту же роль языка официальной переписки, религии и литературы, что и латинский язык в Западной Европе.
Также отличительной чертой мусульманских правителей было то, что они, борясь с иноверцами и язычниками, тем не менее, не запрещали ученым пользоваться знаниями, полученными из греческих, индийских и китайских книг.
Период расцвета исламской культуры характеризуется бурным подъемом во всех областях науки, доступных человеческому разуму той эпохи. В то время, когда Европа и Дальний Восток переживали упадок, в мусульманских странах расцвели философия, математика, астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология, искусство врачевания и искусство слова. Язык и алфавит арабов и персов подарили миру незабвенные памятники прозы и поэзии. Это была эпоха, когда создавались блестящие философские трактаты и сочинения в области точных и гуманитарных наук. И как справедливо утверждают ныне авторитетные историки, философы и исследователи науки, Европа следовала тогда за Востоком.
Дом мудрости
В конце VIII века мировое научное первенство перешло из Индийского мира в Исламский , центром которого стал Багдад, расположенный на Тигре - вблизи развалин Вавилона. Основатель Багдада - халиф Мансур (707-775) - хотел, чтобы его столица превзошла великолепием и ученостью Александрию и Константинополь. В начале VIII века приглашенные, правившим на то время халифом, греческие мастера возвели в Иерусалиме главную мечеть арабов – «Купол Скалы», Куббат ас-Сахра; эта мечеть и по сей день остается шедевром архитектуры. Правивший в IX веке халиф Мамун был большим почитателем греческой учености; под впечатлением легенд об александрийском Мусее он создал в Багдаде “Дом науки” .[3]
При Доме Мудрости существовала библиотека «Хизанат ал-Хикма» и обсерватория. Одной из важнейших задач академии был перевод на арабский язык индийских и древнегреческих трудов по астрономии, математике, медицине, алхимии, философии. По инициативе ал-Мамуна в Византию было отправлено специальное посольство с целью получить ценные греческие рукописи. Главой переводчиков Дома Мудрости был назначен несторианин Хунайн ибн Исхак ал-Ибади, владевший четырьмя языками и получавший вознаграждение золотом, причём по преданию вес вознаграждения зависел от веса переведённых трудов. Он перевел на арабский Платона, Аристотеля и их комментаторов, а также труды трёх основоположников греческой медицины: Гиппократа, Галена и Диоскорида.
Большое внимание уделялось астрономическим наблюдениям, цель которых состояла в проверке и уточнении данных, полученных из древнегреческих и индийских сочинений. При ал-Мамуне была построена обсерватория в багдадском пригороде Шаммасийа. По его же инициативе в 827 году на равнине около Синджара были проведены геодезические работы, в результате которых была непосредственно измерена длина дуги 1° земного меридиана. Они имели целью уточнить размеры Земли, найденные Эратосфеном, так как оказалось неизвестным соотношение между древнегреческими и арабскими единицами длины. Полученный арабскими астрономами результат лишь на 1% отклоняется от современного.
Сотрудниками Дома Мудрости в разное время были такие выдающиеся учёные, как ал-Хорезми, Ибн Турк, ал-Фаргани, ал-Джаухари, ал-Марвази, ал-Кинди, братья Бану Муса, ал-Махани, Сабит ибн Корра, Куста ибн Лукка, ан-Насрани, ал-Ахвази, Абу-л-Вафа, ал-Кухи.
12 февраля 1258 года после вступления в Багдад войска монгольского хана Хулагу Дом Мудрости был разрушен, а хранившиеся в нём книги были сброшены в реку Тигр.[4]
Математика
Начиная с V века центр математической
культуры постепенно перемещается на
восток — к индусам и арабам. Математика
Востока, в отличие от древнегреческой
математики, всегда носила более практичный
характер. Соответственно наибольшее
значение имели вычислительные и измерительные
аспекты. Основными областями применения
математики были торговля, ремесло, строительство,
география, астрономия, механика, оптика.
История математики в странах Ближнего
и Среднего Востока начинается в эпоху,
следующую за эпохой мусульманского завоевания
(VII—VIII века). Первая стадия этой истории
состояла в переводе на арабский язык,
изучении и комментировании трудов греческих
и индийских авторов. Размах этой деятельности
впечатляет — список арабских переводчиков
и комментаторов одного только Евклида
содержит более сотни имён. Арабский язык
долгое время оставался общим языком науки
для всего исламского мира. С XIII века появляются
научные труды и переводы на персидском
языке.
Эпоха исламской цивилизации в математических
науках может быть охарактеризована не
как эпоха поиска новых знаний, но — как
эпоха передачи и улучшения знаний, полученных
от греческих математиков. Типичные сочинения
авторов этой эпохи, дошедшие до нас в
большом количестве — это комментарии
к трудам предшественников и учебные курсы
по арифметике, алгебре, сферической тригонометрии
и астрономии. Некоторые математики стран
ислама виртуозно владели классическими
методами Архимеда и Аполлония, но новых
результатов получено немного.
Арабская нумерация вначале была буквенной и, видимо, она финикийско-еврейского происхождения. Но с VIII века багдадская школа предложила индийскую позиционную систему, которая и прижилась. Сами же арабские цифры возникли в Индии, не позднее V века. Тогда же было открыто и формализовано понятие нуля, которое позволило перейти к позиционной записи чисел. Традиционные арабские цифры являются видоизменёнными начертаниями индийских цифр, приспособленными к арабскому письму. Индийскую систему записи широко популяризировал арабский учёный Ал-Хорезми. Арабские цифры стали известны европейцам в X—XIII вв. благодаря их изображениям на косточках абака, на которых, для экономии места, они изображались боком. Название «арабские цифры» образовалось исторически, из-за того что именно арабы распространяли десятичную позиционную систему счисления. Цифры, которые используют в арабских странах, по начертанию сильно отличаются от «арабских».
Дроби в арабской математике, в
отличие от теоретической арифметики
древних греков, считались такими
же числами, как и натуральные
числа. Записывали их так же, как
индийцы; черта дроби появилась
около 1200 года. Наряду с привычными
дробями в быту традиционно использовали
разложение на египетские аликвотные
дроби (вида 1/n), а в астрономии —
60-ричные вавилонские. Попытки ввести
десятичные дроби делались, начиная
с X века, однако дело продвигалось медленно.
Только в XV веке была изложена их полная
теория, после чего они получили
некоторое распространение в
Турции. В Европе первый набросок арифметики
десятичных дробей появился раньше (XIV
век), но победоносное их шествие началось
в 1585 году.
Понятия отрицательного числа в исламской
математике в целом выработано не было.
Некоторым исключением стала книга «Мухаммедов
трактат по арифметике» ал-Кушчи (XV век).
Ал-Кушчи мог познакомиться с этой идеей,
будучи в молодости послом в Китае.
В IX веке жил Ал-Хорезми — сын зороастрийского жреца, прозванный за это ал-Маджуси (маг). Заведовал библиотекой «Дома мудрости», изучал индийские и греческие знания. Ал-Хорезми написал книгу «Об индийском счёте», способствовавший популяризации позиционной системы во всём Халифате, вплоть до Испании. В XII веке эта книга переводится на латинский, от имени её автора происходит наше слово «алгоритм». Около 830 г. Ал-Хорезми составил первый известный арабский трактат по алгебре, заложив таким образом основы математической традиции в арабском мире, существовавшей на протяжении столетий. Научный труд "Хисаб аль-джабруа-ль-мукабаля" ("Краткая книга восполнения и противостояния") был наиболее известной и значительной из всех работ Аль-Хорезми. Общепризнанно, что данный трактат Аль-Хорезми является первым серьезным научным исследованием в данной области знаний. Этот труд оказал большое влияние на европейскую науку и породил ещё один современный термин «алгебра». В книге разбираются линейные и квадратные уравнения. Однако отрицательные корни не рассматривались. Алгебры в современном смысле в этой книге не много, так как всё разбирается на конкретных примерах, сформулированных словесно, эту алгебру можно назвать риторической (словесной). Тем не данная книга стала хорошим фундаментом для дальнейших исследований. Аль-Хорезми выделил алгебраический материал в особый раздел математики и освободил его от геометрического толкования, хотя в некоторых случаях пользовался геометрическими доказательствами. Алгебраический труд Аль-Хорезми стал образцом, который изучали и которому подражали многие математики более позднего времени. Последующие алгебраические сочинения и учебники по своему характеру стали приближаться к современным. Алгебраический трактат Аль-Хорезми послужил началом создания науки алгебры. В развитии же инфинитизимальных методов существенного продвижения не было. Сабит Ибн Курра вывел другим способом несколько результатов Архимеда, а также исследовал тела, полученные вращением сегмента параболы (купола). Ибн Ал-Хайсам дополнил его результаты.
Одним из величайших учёных-энциклопедистов исламского мира был Ал-Бируни. Он родился в Кяте, столице Хорезма. В 1017 году афганский султан Махмуд захватил Хорезм и переселил Ал-Бируни в свою столицу, Газни. Несколько лет Ал-Бируни провёл в Индии. Главный труд Ал-Бируни — «Канон Масуда», включающий в себя множество научных достижений разных народов, в том числе целый курс тригонометрии. В дополнение к таблицам синусов Птолемея (приведенных в уточнённом виде, с шагом 15'), Ал-Бируни даёт таблицы тангенса и котангенса (с шагом 1°), секанса и пр. Здесь же даются правила линейного и даже квадратичного интерполирования. Книга Ал-Бируни содержит приближённое вычисление стороны правильного вписанного девятиугольника, хорды дуги в 1°, числа π и др.
Прославленный поэт и математик
Омар Хайям (XI—XII вв.) внёс вклад в
математику своим сочинением «О доказательствах
задач алгебры и аль-мукабалы»,
где изложил оригинальные методы
решения кубических уравнений. До Хайяма
был уже известен геометрический
метод, восходящий к Менехму и
развитый Архимедом: неизвестное строилось
как точка пересечения двух подходящих
конических сечений. Хайям привёл обоснование
этого метода, классификацию типов
уравнений, алгоритм выбора типа конического
сечения, оценку числа положительных
корней и их величины. К сожалению,
Хайям не заметил возможности
для кубического уравнения
Насир ад-Дин ат-Туси, выдающийся персидский математик и астроном, наибольших успехов достиг в области сферической тригонометрии. В его «Трактате о полном четырехстороннике» тригонометрия впервые была представлена как самостоятельная наука. Трактат содержит довольно полное и целостное построение всей тригонометрической системы, а также способы решения типичных задач, в том числе труднейших, решенных самим ат-Туси. Сочинение ат-Туси стало широко известно в Европе и существенно повлияло на развитие тригонометрии. Ему принадлежит также первое известное нам описание извлечения корня любой степени; оно опирается на правило разложения бинома.
Джемшид Ибн Масуд ал-Каши, сотрудник школы Улугбека, написал сочинение «Ключ арифметики» (1427). Здесь вводится система десятичной арифметики, включающая учение о десятичных дробях, которыми ал-Каши постоянно пользовался. Он распространил геометрические методы Хайяма на решение уравнений 4-й степени. «Трактат об окружности» (1424) ал-Каши является блестящим образцом выполнения приближенных вычислений. Используя правильные вписанный и описанный многоугольники с числом сторон (для вычисления стороны проводятся последовательные извлечения квадратных корней), аль-Каши для числа π получил значение 3,14159265358979325 (ошибочна только последняя, 17-я цифра мантиссы). В другой своей работе он сосчитал, что sin 1° = 0,017452406437283571 (все знаки верны — это примерно в два раза точнее, чем у ал-Бируни). Итерационные методы ал-Каши позволяли быстро численно решить многие кубические уравнения. Составленные ал-Каши самаркандские астрономические таблицы давали значения синусов от 0 до 45° через 1' с точностью до девяти десятичных знаков. В Европе такая точность была получена только полтора столетия спустя.