Археологические памятники саков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 08:17, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшим источником по истории сакских племен, их материальной, духовной культуре являются археологические памятники – могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. Исследования археологов позволи¬ли открыть яркую, самобытную культуру саков в разных регионах Казахстана.
На территории Центрального Казахстана, некогда занятой андроновской культурой эпохи бронзы, в VII–III вв. до н. э. сложилась так называемая тасмолинская культура, получившая свое название по имени хорошо обследован¬ных могильников урочища Тасмола.

Вложенные файлы: 1 файл

тема 3--Кульутра саков..doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Курган был разграблен в древности, но многое досталось и на долю археологов: самая большая в мире бронзовая бляха в виде свернувшейся в кольцо пантеры или, скорее, барса, фигурки горных баранов, кинжал с ручкой в виде фигурки кабана, золотая гривна, наконечники стрел. Курган датируется VIII в., а найденные в нем предметы сакского искусства являются самыми древними. Это позволяет предположить, что сакский звериный стиль появился в азиатских степях. Это тем более реально, что здесь для него имеются истоки. Уже в эпоху бронзы местные мастера изготавливали фигурки животных. Известны наскальные рисунки, изображающие оленей, быков. Также в конце II – начале I тыс. до н. э. формировалось искусство, которое, однако, еще не было «звериным стилем».

Искусство «звериного стиля» сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва-грифона, «древа жизни». Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы не были только украшениями, саки вкладывали в них определенное содержание.

Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливать удивительные по изяществу, композиционному построению изделия из золота, серебра, бирюзы, которые украшали человека и его одежду, сбрую коня, предметы быта. Это гривны, украшенные мордами животных, кольца, серьги с подвесками из граната и бирюзы, наборные пояса с золотыми бляхами, бляхи-нашивки на одежду.

Сакское ювелирное искусство наиболее полно представлено в кургане Иссык, по материалам которого удалось получить представление об одежде знатных саков, украшениях, которые они носили, оружии, с которым они шли в бой.

В ювелирном искусстве широко использовали способ обкладки листовым золотом фигурок и украшений, вырезанных из дерева. О том, что обработка дерева и резьба по нему были у саков очень развиты, свидетельствуют деревянная посуда, деревянные фигурки зверей и животных, различные застежки. Наряду с резьбой по дереву развивалось ремесло, связанное с обработкой кости и производством костяных поделок — застежек, пряжек, пуговиц.

Уже отмечалось, что сакские мастера вытачивали и вырезали из мягких пород камня великолепные жертвенники, украшая их богатым резным орнаментом. Из цветного камня – сердолика, халцедона, агата, бирюзы сакские ювелиры изготавливали бусы.

Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы – солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их понятиям, воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, таких, как крылатые кони, конегрифы, Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали к жизни своеобразный «звериный стиль» в искусстве евразийских степей.

Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. Верховное божество Митра, который сотворил мир, выезжал, согласно «Авесте», на четверке лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма, Агни, Индра. Изображения крылатых коней

на головном уборе царя из кургана Иссык – это солнечная колесница. Образ крылатого коня как образ солнца есть в мифологии других народов. У греков крылатые кони влекли по небу колесницу солнечного бога Аполлона.

Изображения хищных орлов тоже были символами бога солнца. В представлении индоиранских народов солнце предстает в виде колесницы с одним колесом, которую мчат по небу четыре коня или четыре орла.

Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров – подземного мира – низа; середины – земли, и верхнего – неба. У мира было четыре стороны – правая, левая, передняя и задняя.

Примером символического представления саков о космосе является головной убор сакского царя из Иссыка. Орнаменты на нем разделены на три вертикальных яруса. Колпак по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножия гор помещены «земные звери»: тигры, козлы. На вершинах – птицы, крылатые тигры. Орнаментальный фриз означает мировой горный хребет, по представлениям саков, окружавший мир со всех сторон. Орнамент символизирует трехчастную организацию мира снизу вверх: подземный мир – земля – небеса. На четырех крестообразно расположенных точках кольцевых фризов помещены изображения зверей – охранителей сторон света; востока и запада, севера и юга. Впереди головного убора имеется солнечная эмблема – символ всего космоса в целом: четыре крылатых коня и четыре золотых стрелы. Это своеобразный знак власти над всеми тремя мирами и четырьмя углами света, которые солнце обходит на своем пути. Переднюю сторону саки считали восточной стороной света, заднюю – западом. Возложение такого колпака-короны осмысливалось как передача вождю власти над всем мифологическим Космосом. Вождь олицетворял ось вселенной, ее центр, и все символы на его одежде это мифологическое представление.

В целом, сакский, или сакско-скифский «звериный стиль» сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В начале I до н. э. люди освоили казахстанские степи, солончаки и пустыни. VIII-VII вв. до н. э. для племен, населявших территорию Казахстана, были временем, когда началась эпоха открытия и широкого использования железа. Разные области не одновременно подошли к этому этапу. Там, где были богатые месторождения меди и олова, на первых порах с трудом дорогу. К таким районам можно отнести Казахстан, Южную Сибирь, развивших до высокого и делавших по железа.

Источники, подкрепленные археологическими данными, показали, что основную часть территории Казахстана в VII-IV вв. до н.э. занимало могущественное племя саков.

Саки расселились на территории Южного, Восточного и Центрального Казахстана. Сакские племена делились на три группы: заморские или заречные саки, саки, изготовляющие напиток хаому; саки, носящие остроконечные шапки. Заморские саки-тарадарайя проживали в Приаралье (низовья Сырдарьи и Амударьи).

Материальная культура и общественный строй сакских племен Казахстана имеет значительное сходство с племенами Южной Сибири, а также со скифами, населявшими в то время степные районы европейской части Росси и Украины. Сходство было так сильно, что многие греческие авторы называли их восточными скифами. Кочевой быт, постоянные контакты между степными племенами Европы и Азии, совместное участие саков и скифов в восточных походах с страны Передней Азии способствовали появлению общих элементов в материальной культуре.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абдакимов А. История Казахстана: С древнейших времен до наших дней: Учебное пособие. – Алматы, 1994
  2. Асфендилов С. Д.  История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата, 1993
  3. Кляшторный С. Г., Султанов Г. И.  Казахстан: летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата. 1992
  4. Козыбаев М. К. История и современность. – Алматы, 1991

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Археологические памятники саков