Архивное дело в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 22:51, доклад

Краткое описание

Накопление исторических документов в английских архивах происходило в более благоприятных условиях, чем в странах континентальной Европы. Территория Англии после XI столетия не подвергалась военным вторжениям, которые всегда губительно сказывались на сохранности архивов.

Вложенные файлы: 1 файл

Архивное дело в Англии.docx

— 29.52 Кб (Скачать файл)

Архивное  дело в Англии 
  Накопление исторических документов в английских архивах происходило в более благоприятных условиях, чем в странах континентальной Европы. Территория Англии после XI столетия не подвергалась военным вторжениям, которые всегда губительно сказывались на сохранности архивов.

   Накопление документальных материалов в королевской канцелярии и других учреждениях заставляло правительство Англии время от времени заниматься их устройством. Это выражалось в предоставлении им помещений в виде башен, старых церковных зданий и т.п. Эти помещения быстро заполнялись документами, документы со временем теряли политическую актуальность и практическую ценность. Таким образом, правительство переставало о них заботиться, забывало их, занявшись более новыми и важными для него материалами. В Англии со средних веков существовало несколько таких хранилищ, где документы лежали по нескольку сот лет, подвергаясь влиянию времени и вредных условий хранения. Среди таких хранилищ известны были древний королевский архив в Вестминстерском дворце, две башни Тауэра (одна так и называлась Архивной) и Капелла свитков; последнее хранилище было создано в XIV столетии специальным указом, навечно закреплявшим за архивами земельный участок, на котором стояла капелла. Во всех этих хранилищах лежали материалы королевской канцелярии и древнего парламента, средневековых судов и органов управления. Дольше других сохранял свое политическое значение "Архив государственных бумаг", созданный при Государственном секретариате в 1578 г., куда собраны были важнейшие документы династии Тюдоров и ее преемников, в том числе по внешнеполитическим и колониальным делам.

  В XVIII в. по запросам отдельных департаментов парламент не раз создавал комиссии по обследованию архивов в столице Англии. Практических последствий их деятельность не имела, они лишь констатировали очень тяжелое состояние архивов. В 1800 г. парламентом был создан новый комитет, действовавший до 1830 г. Он также не сделал ничего для улучшения архивного дела, увлекшись публикацией обнаруженных им документов и затратив на это отпущенные ему средства, за что был привлечен к ответственности.

   Результатом работы нового комитета, созданного в 1836 г. для расследования деятельности своего предшественника, был доклад, представленный правительству, содержащий вывод о необходимости создания в Англии центрального государственного архива. В 1838 г. правительство приняло закон о создании Государственного архива. Новое учреждение создавалось для хранения документальных материалов, "принадлежащих короне", т.е. материалов правительственных учреждений, древних и новых. Ответственность за деятельность архива возлагалась на одного из высших сановников судебного ведомства, носящего звание "мастера свитков". Это звание сохранилось от эпохи средневековья, когда оно было присвоено лицу, ведавшему хранением бумаг королевской канцелярии. Непосредственное руководство работой государственного архива осуществлял "депутат-хранитель", избираемый парламентом. Первым хранителем государственного архива был историк и археограф Ф. Пальгрейф, уже заслуживший известность изданием древних бумаг парламента.  
  Дальше создания Государственного архива мероприятия правительства Британии не пошли. Не было создано ни общих органов архивного управления, ни системы местных государственных архивов. Таким образом, в Англии централизация архивного дела сделала лишь первый шаг.

   В 50-х годах в Лондоне было построено здание для Государственного архива (на месте прежней Капеллы свитков). При постройке здания старались сделать его безопасным в пожарном отношении. С этой целью внутреннее помещение хранилища состояло из множества маленьких комнат-камер, разделенных каменными стенами. При архиве был устроен удобный читальный зал. Вначале 60-х гг. была завершена концентрация в Государственном архиве материалов ликвидированных учреждений, находившихся в названных выше старых хранилищах Лондона и "Архива государственных бумаг"; поступали и некоторые материалы из действующих учреждений.

  В Государственном архиве документальные материалы делились по двум большим разделам: 1) Юридические документы; 2) Государственные бумаги. Это деление не было четким. Оно не определялось ни характером документальных материалов, ни их хронологическими датами. И в том и в другом отношении материалы во многом совпадали. В основе этой структуры лежали главным образом источники комплектования отделов архива. В отдел "юридических материалов" вошли, прежде всего, документы, находившиеся в старейших хранилищах: Вестминстере, Тауэре, Капелле свитков и некоторые другие собрания. Это были наиболее древние материалы, по большей части уже не существующих средневековых учреждений и поэтому принадлежащие архиву на правах полной собственности. В этом отделе находилась коллекция древнейших памятников английской истории, в том числе "Книга страшного суда" (1086г.), "Хартия вольностей"(1221г.), королевские указы, грамоты и дипломы и т.п.

  Из сохранившихся частично фондов средневековых учреждений самыми важными были: фонд Королевской канцелярии (с ХII в.), Палаты шахматной доски (тоже с XII в.), высшего финансового органа, материалы которого являются главным источником по экономической истории страны в период феодализма. Здесь же находились старые материалы парламента, протоколы которого частично сохранились с XIII в., дела средневековых судебных учреждений и церковных комиссий XVIII в., собравших большую коллекцию древних грамот по церковному землевладению. 
  Во второй отдел архива вошел, прежде всего "Архив государственных бумаг", материалы которого отражают важнейшие стороны внутренней и внешней политики Англии XVI-XVIII столетий. В этих документах нашли широкое отображение вопросы строительства английского флота, мореплавания, торговой и колониальной экспансии; эти материалы важны для ранней истории английских колониальных владений. В дальнейшем второй отдел комплектовался за счет поступлений из архивов действующих учреждений.  
  В 1869 г. образовалась в тесной связи с Государственным архивом Комиссия Исторических рукописей, развившая довольно широкую издательскую деятельность. Ею публиковались ежегодные отчеты архива, к которым прилагались обзоры, описи и другие справочные сведения по архиву. Наиболее характерным видом изданий архива явились так называемые "Календари" - нечто вроде очень подробного описания с выдержками из документов. Приверженцы этой формы издания считали, что календари смогут заменить исследователю необходимость просмотра подлинных документов. Однако, в самой Англии "календари" встречали и критическое отношение; критика справедливо указывала, что подробное изложение в "календарях" не может заменить собой подлинного текста документов; в то же время это издание является очень трудоемким и объемным и растягивается на многие годы и десятилетия, в то время как издание кратких описей, раскрывающих содержание архива, позволило бы в несколько лет дать читателю представление о полном составе архива. Несмотря на критику, «календари» продолжали издаваться. Большинство томов «календарей» посвящено документам «Архива государственных бумаг» 
  И после создания Государственного архива большинство документальных материалов продолжало храниться в ведомственных архивах при действующих учреждениях; некоторые из них хранили материалы за несколько столетий, так, например, Адмиралтейство. Некоторые учреждения совсем не сдавали своих материалов в Государственный архив. К таким учреждениям относится парламент, хотя в Гос. архиве имелись дела парламента эпохи средних веков, попавшие туда из старых хранилищ в башнях Тауэра и других местах. Не сдавало своих материалов и министерство по делам Индии, т.к. правительство боялось разглашения тайн своей колониальной политики. В архиве Министерства по делам Индии хранились и унаследованный министерством фонд Ост-Индской компании (1600-1853 г.). Материалы этого архива являются очень важным источником по истории народов Индии в последние столетия, а также раскрывают историю английского проникновения в Индию, захвата и колониального грабежа этой огромной страны. 
   В 1877 г. актом от 14 августа была сделана попытка регламентировать уничтожение в учреждениях ненужных им документов. Этим актом «мастер свитков» был уполномочен выработать общие правила выделения материалов, не подлежащих хранению; на основании этих правил в каждом учреждении должны были составляться описи категорий дел, подлежащих сохранению или уничтожению. Списки просматривались и утверждались инспектором Государственного архива; на этом контроль заканчивался, и учреждение совершенно самостоятельно производило выделение и уничтожение материалов. Таким образом, контроль Государственного архива над выделением макулатуры носил скорее формальный характер и такая система не могла, конечно, гарантировать сохранность всех имеющих историческую ценность документов. Реформа архивного дела в Англии остановилась на полпути, ограничившись созданием одного центрального архива и совершенно не коснувшись архивного дела на местах. В Англии не было создано сети провинциальных государственных архивов, подобных департаментским архивам во Франции. Документы на местах хранились при учреждениях. Наиболее крупные архивы складывались при советах графств, при судах графств и т.п. В этих архивах иногда хранились остатки архивов прежних, ликвидированных учреждений и должностных лиц, например, архивов шерифов. Архивы местных учреждений не подчинялись Государственному архиву и не контролировались им. Как и в других странах, независимую от государства систему представляли собой церковные архивы, хранившиеся в резиденциях архиепископов и в центрах диоцез. Огромная масса всевозможных частновладельческих архивов не подлежала чьему-либо контролю, являясь полной собственностью владельцев. Наиболее старинные, восходящие к средним векам документы встречались в вотчинных (манориальных) и фамильных архивах. Манориальные архивы отражали в своих документах историю аграрных отношений в английской деревне. Фамильные архивы хранили немало документов официального происхождения, попавших в них в результате государственной и служебной деятельности представителей данного рода. 
   Рукописные отделы музеев и библиотек в Англии были очень богаты. Замечательными коллекциями рукописей обладал Британский музей, созданный в 1753г. в результате приобретения государством ряда частных исторических, этнографических, естественноисторических коллекций. Рукописный отдел музея в дальнейшем интенсивно пополнялся и превратился в собрание мирового значения. Высокую оценку собранию документов в Британском музее давали К.Маркс, много лет работавший над ними, и посещавший его во время своего пребывания в Лондоне В.И.Ленин. Вторая крупнейшая рукописная коллекция Англии - коллекция библиотеки Оксфордского университета, основанная в XVIв. Томасом Бодлеем. Эта коллекция хранит множество старопечатных и рукописных книг, отдельных документов, имеющих большое значение для истории Англии и английской литературы. Много архивных материалов, в том числе частного и личного происхождения, хранилось в рукописных собраниях университетов и в библиотеках графств.

   После II мировой войны перед архивным делом Англии стояли те же проблемы, что и в других странах и, кроме того, некоторые особые, свойственные этой стране, где до войны не существовало сети местных государственных архивов. Потери документальных источников во время войны в Англии были довольно значительны, но коснулись архивов действующих учреждений в центре и на местах, в то время как Государственный архив сохранился полностью и не прекращал своей деятельности, хотя часть наиболее ценных документальных материалов была эвакуирована. Несмотря на потери, ведомственные архивы были переполнены, и огромные массы документации должны были перейти в Государственный архив. Так как последний не имел никаких резервов помещений, для хранения новых поступлений было приобретено обширное здание в Эшбридже (близ Лондона), приспособленное под архив и оборудованное 150 000 футов полок. В 1944 г. был принят план сотрудничества между Государственным архивом и действующими учреждениями. В составе Гос. архива был организован специальный отдел связи с учреждениями, который должен был оказывать консультативную помощь ведомствам в организации их документальных материалов и регулировать порядок передачи материалов в Гос. архив. Так как действующие учреждения не могли своими силами обеспечить приведение в порядок своих архивов и подготовить их к сдаче в Гос. архив, то и в Англии были созданы промежуточные хранилища, в которых документы различных учреждений разбираются по срокам хранения и приводятся в порядок, после чего материалы с постоянным сроком хранения передаются в дополнительные хранилища Гос. архива. Они получили название «Лимбо». Под эти промежуточные хранилища были отведены освободившиеся после войны 6 обширных военных убежищ и часть артиллерийского завода (всего около 75 км полок). 
   Определенное значение для архивного дела Англии имела работа «комиссии Д. Григга», действовавшей в середине 50-х гг. и уполномоченной парламентом изучить вопрос об организации и хранении документальных материалов центральных учреждений. Комиссия дала ряд рекомендаций по улучшению организации делопроизводства и организации архивов в центральных учреждениях. Особое внимание вызвал вопрос о выделении материалов, не подлежащих хранению. Прежний порядок, по которому отбор материалов к уничтожению происходил на основании «перечней», составленных министерствами по согласованию с Гос. архивом, был отменен. Отбор материалов на хранение и уничтожение производится непосредственно администрацией при участии начальника архива министерства. За этой деятельностью наблюдает и оказывает методическую помощь Отдел управления ведомственными архивами при Гос. архиве в составе нескольких инспекторов. В докладе комиссии была предложена подробно разработанная процедура отбора по отношению к отдельным группам материалов. Но в «докладе Григга» содержались и соображения общего порядка в отношении организации архивного дела и архивного законодательства. Комиссия справедливо полагала, что возросшие задачи Гос. архива требуют изменения его ведомственного положения. Подчинение его судебному ведомству в лице «мастера свитков» является анахронизмом и затрудняет его контакты с действующими учреждениями других ведомств. Комиссия считала полезным подчинить его одному из исполнительных органов правительства. В результате обсуждения в парламенте доклада Григга был принят новый закон о гос. архивах 1958 г. По этому закону руководство Гос. архивом и вместе с тем архивным делом в правительственных учреждениях страны передается лорду-канцлеру, как лицу, занимающему более высокое положение, чем мастер свитков. Мастер свитков остается председателем консультативного архивного совета. Таким образом, вопреки предложениям комиссии Григга, архивы были оставлены в ведении судебного ведомства, хотя и в лице его высшего должностного лица. По-видимому, в этом сказалось характерное для Англии преобладание в вопросах архивного дела правовых соображений. Закон установил обязательные сроки передачи материалов в гос. архив из учреждений в 30 лет. Закон возлагает на лорда-канцлера заботу о хранении местных архивов, поскольку эта функция, как и все в этом вопросе, будет выполняться через Гос. архив, то этим устанавливается официальная связь между ним и местными архивами (хотя и при отсутствии непосредственного подчинения ему последних), что является определенным сдвигом в сторону централизации архивного дела. Закон явился важным законодательным актом, который должен содействовать развитию архивного дела в Англии на современных началах. Однако он не лишен и черт консерватизма, как в вопросе о месте архивных учреждений в государственном аппарате, так и в некоторых других, например, о сроках доступности материалов гос. учреждений для исследователей, который был установлен в 50 лет, что вызвало справедливую критику со стороны многих английских историков. Под давлением общественного мнения этот срок позднее был сокращен до 40, а затем 30 лет. 
   В составе документальных материалов Гос. архива произошли существенные изменения. Он пополнился материалами министерства иностранных дел, неоперативных структурных частей военного и морского министерств, министерства финансов и других. Ему был передан целиком архив упраздненного министерства колоний. Поступили многочисленные фонды учреждений, действовавших в период II мировой войны. В результате больше не существовало значительного хронологического разрыва между материалами Гос. архива и архивов ведомств. Многие фонды архива захватывали 50-е гг. XX в. И хотя материалы за последние 30 лет не выдаются исследователям и частью находятся за городом в дополнительных помещениях, значение архива, как базы для изучения истории страны очень возросло. 
  Внутренняя деятельность Государственного архива была направлена на дальнейшее упорядочение и организацию использования документальных материалов через читальный зал, микрофильмирование и публикации. Читальный зал был переоборудован, число читателей после войны быстро возрастало: если в 1946 г. было 261 посетитель, то в 1950 г. - 646, в 1962 г. было зарегистрировано 37 тысяч посещений, а в 1968 г. - 84 тысячи. Еще быстрее росло количество выполненных заказов на фотографирование и микрофильмирование. Число выполненных за год фотокопий составляло в 1946 г. - 15 тыс. кадров, в 1950 - 317 тысяч. Издательская деятельность архива по-прежнему осуществляется через Комиссию исторических рукописей. В 1947 г, при участии специально созданной консультативной комиссии был составлен план публикаций Гос. архива. В этом плане содержался ряд важнейших пунктов, свидетельствовавших о некотором отходе от прежних традиций: это, прежде всего отказ от календарей, как основного типа и здания, раскрывающего содержание архива, и переход к печатанию кратких описей и указателей, подготовка публикации в согласовании с местными учреждениями, издающими документы. План предусматривал издание нового путеводителя. Вначале он планировался в виде серии из ряда выпусков. Первый выпуск, вышедший в свет в 1949 г., содержит очерк истории создания и деятельности Государственного архива и сведения о его современной организации, состоянии справочного аппарата и т. п. Но от продолжения такого издания отказались, т. к. оно потребовало бы слишком много времени. Поэтому в 50-х гг. был издан двухтомный путеводитель, представлявший собой переработку прежнего путеводителя Джузеппи с включением материалов, поступивших за последние десятилетия. Публикаторская деятельность Государственного архива и в послевоенные годы была направлена главным образом на публикацию древних документов - продолжается издание свитков средневековых королевских курий и посольских книг, продолжается издание календарей на материалы Казначейства и департаментов. Как и архивы других европейских стран, Государственный архив уделяет внимание выставочной и музейной работе. 
  Государственный архив после войны должен был заняться архивами национализированных предприятий, в связи с тем, что в результате частичной национализации предприятий в области горнодобывающей промышленности и транспорта, в распоряжение государства поступали их технические архивы, встал также вопрос о постановке делопроизводства в этих предприятиях. В составе Гос. архива было образовано бюро контроля над документацией национализированных предприятий. Сотрудники гос. архива при содействии возобновившего свою деятельность в 1946 г. Совета по охране архивов предприятий произвели обследование архивов национализированных предприятий, составили указатель к их материалам, произвели микрофильмирование старинных и наиболее интересных документов, были приняты меры к тому, чтобы материалы этих архивов, утратившие практическую ценность, были помещены на хранение в местные архивы или библиотеки. 
   К важным и интересным мероприятиям в области архивного дела послевоенной Англии относится организация Национального Регистра архивов. Целью его является собирание сведений обо всех архивах Англии, главным образом негосударственных, которые в условиях капиталистических стран почти совсем выпадают из поля зрения гос. архивных органов. Хотя в прошлом вопросами выявления негосударственных архивов и изысканием мер к их охране занималась Комиссия исторических рукописей, но ее деятельность была малоэффективна. Действовали в этом направлении и некоторые местные научные общества, библиотеки, члены Общества Британских архивистов, но все это были эпизодические разрозненные действия, между тем проблема негосударственных архивов становилась все более острой. Наконец, в 1945 г. при Гос. архиве Англии был создан Национальный Регистр архивов, в виде специальной части в составе 10-12 человек. Национальный регистр работает в тесном контакте с Комиссией исторических рукописей, являясь в этом смысле как бы ее рабочим аппаратом. Самой трудной задачей явилась организация опоры на местах, без чего невозможно было наладить обор сведений. В этом вопросе большую помощь Регистру оказало Общество Британских архивистов, объединяющее в своих рядах всех лиц, причастных к работе над документами: архивистов и библиотекарей графств, библиотекарей и преподавателей университетов, местных знатоков и любителей истории и других представителей местной интеллигенции; через них установлен был контакт и с некоторыми местными научными обществами. Так постепенно в графствах и городах создавались местные комитеты по составлению Регистра; деятельность их заключалась, прежде всего, в собирании сведений о разных архивах на своей территории - архивах приходских советов, фамильных и вотчинных архивах, архивах школ, колледжей, местных учреждений, клубов, обществ, торговых и промышленных предприятий, больниц и благотворительных учреждений - об их местонахождении, объеме, составе, хронологических рамках, состоянии доступности. Эти сведения оформляются в виде сообщений или докладов и направляются в Национальный регистр. Попутно с собиранием сведений местные комитеты оказывают посильную помощь в улучшении состояния архивов, в случае угрожаемого положения хлопочут о помещении этого архива на хранение в архив графства, архивы местных учреждений, библиотеки местных университетов и колледжей и т. п. Это не устраняет распыленности документальных материалов, но все-таки способствует их сохранности. В отдельных случаях деятельность комитетов способствовала организации архивов графств. 
   Помимо сообщений местных комитетов сбор сведений производится путем инспекторских поездок сотрудников Национального регистра. В результате собрался очень ценный материал. Судя по публикуемым данным, сложнее всего собирать сведения об архивах частных предприятий. Так по данным на 1956 г. из числа архивов, охваченных обследованиями, на торгово-промышленные архивы падало всего 1,8%. В Национальном регистре сведения оформляются в виде каталогов по хранилищам, именам владельцев и географическим пунктам. Следующим этапом обработки является тематический каталог. Еще в процессе своего создания Национальный регистр выполняет справочную работу, обслуживая обращающихся к нему за сведениями исследователей, иногда он оказывал посредничество в вопросе допуска к документальным материалам. В ходе работы по составлению регистра удалось установить местонахождение и связь отдельных частей, распыленных фондов, выявить рад весьма интересных документов и собраний, так что деятельность Национального регистра оказалась, несомненно, очень полезной. 
  Вопрос о местных архивах продолжал оставаться узким местом в архивном деле Англии, в котором выражалась отсталость этой страны по сравнению с другими государствами Европы. Большие потери и еще более тяжелое состояние, в которое пришли архивы местных учреждений в период войны, делал разрешение этого вопроса совершенно неотложной задачей. Уже в 1943 г. при Гос. архиве был создан специальный комитет для изучения проблемы местных архивов. Как этот комитет, так и следующий, созданный в 1949 г. для составления проекта закона, сформулировали план создания центральных архивов и предусматривали создание Национального архивного совета. Еще до принятия общего закона начался процесс создания архивов графств, в настоящее время такие архивы имеются уже во всех графствах. Архив графства представляет собой самостоятельное учреждение, подчиненное совету графства, как главному учреждению, возглавляющему местную администрацию. В составе архивов графств концентрируются документальные материалы советов графств, съездов мировых судей, городских советов и других местных учреждений, предприятий или лиц по желанию владельцев. Положение архивов графств в Англии значительно отличается от положения архивов департаментов во Франции и вообще гос. архивов в странах с централизованной администрацией. Они не подчиняются дирекции Гос. архива, непосредственному ведению которого подлежат лишь документы коронных учреждений. Но они пользуются его консультационной помощью и осуществляют контакт с ним в области профессиональной деятельности. Юридические основы деятельности местных властей в области управления своей документацией и создания архивов были оформлены актом об архивах местных властей от I августа 1962 г.

 

Н.В. БРЖОСТОВСКАЯ 
 
 
АРХИВЫ И АРХИВНОЕ ДЕЛО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 
(ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ) 
 
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ 
 
Под редакцией Ю.Ф. Кононова 
Москва - 1971


Информация о работе Архивное дело в Англии