Как известно,
вплоть до VII в. византийские источники
называли протославянские племена
Восточной Европы общим именем -
анты. В территориальном смысле это
название распространялось на обширные
земли лесной, лесостепной и частично
степной зоны; в случае последней, правда,
трудно делать однозначные выводы. Разницы
в естественных условиях должны были влиять
на условия жизни и уровень материальной
культуры, подъем которого, кстати сказать,
еще в догосударственный период значительно
ускорился.
Письменные источники и археологические
раскопки позволяют уже неплохо представить
себе образ жизни этих племен в антский
период, т.е. около середины I тысячелетия,
а также после-антский, уже непосредственно
ведущий к образованию государства, в
VIII и первой половине IX в., когда писатели
всё чаще и чаше упоминают русов. По отношению
к тем временам можно уже говорить о восточно-славянских,
т.е. русских племенах. Стоит напомнить,
что они произошли от более древнего этнического
корня, который являлся коренным населением
этих территорий. Нельзя однако исключить
различных связей и взаимного влияния
разных племен друг на друга; уже из-за
тягот жизни и постоянных миграционных
процессов невозможно себе представить,
чтобы могло быть иначе.
Как уже было сказано, условия жизни не
были легкими, особенно на севере, в лесной
зоне. Люди поселялись прежде всего вдоль
рек и на берегах озер, причем из-за опасности
наводнений они отдавали предпочтение
возвышенностям. С течением времени развивалось
искусство строительства, от хворостяных
шалашей, покрытых соломой, или тынов из
переплетенных ветвей, обмазанных глиной,
до вполне солидных хат, с крепкими и плотными
бревенчатыми стенами. Интерьер таких
хат выглядел по-разному, но обычно посередине
имелся очаг, дым от которого выходил через
отверстие в крыше. Одежду шили из кожи;
обувались тоже в кожанные сапоги или
лыковые лапти. В пищу употреблялось мясо,
рыбa и сельскохозяйственные продукты,
особенно зерновые. Две слабости остались
у местных жителей до сих пор, как впрочем
и у всех славян: у женщин - к нарядам и
всяческим украшениям, а у мужчин - к напиткам,
от которых все женщины становятся красивше,
даже совсем без нарядов. Отсюда уже близко
к пению, танцам и прочих развлечений,
которые в свою очередь порождали различные
нравы, обычаи и обряды, т.е. всё то, из чего
состоит фольклор.
Физически сильные и выносливые, славяне
отличались сложным характером. Ежедневное
дружелюбие сочеталось у них с хитростью,
если этого требовали обстоятельства,
например в борьбе с врагами. Необычайно
гостеприимные при всевозможных обстоятельствах
(эта черта характера, несмотря ни на что,
сохранилась до наших дней), слишком часто
вмешивались в междоусобицы и соседские
споры. В бою храбрые и самоотверженные,
при необходимости прибегали к военной
хитрости. Для защиты от врагов славяне
строили городища, обнесенные земляными
валами.
В VIII и IX вв. сельское хозяйство значительно
распространилось на север; при этом вырубались
и выжигались леса, чтобы освободить место
для пашен и пастбищ. Но отработанную землю
жители бросали, чтобы очистить от леса
новые угодья в другом месте. Кроме хлеба
выращивались лен и конопля - в наши дни
именуемые техническими культурами. Охота,
пчеловодство и рыболовство не потеряли
при этом значения, а даже получили дальнейшее
развитие. Не прекращалось развитие орудий
- сошники, серпы, косы, оружие и прочие
металлические предметы. Появлялись новые
ремесла - ткачество, ковка железа, ковка
золота, гончарное дело. В рамках существующей
тогда системы товарообмена платежным
средством являлись меха и шкуры. На племенных
территориях постепенно стали приобретать
значение грады - их преимущественно строили
в оборонных целях, обнося земляными валами
с деревянными частоколами на гребнях,
но со временем круг государствообразующих
задач градов расширился. При градах стали
возникать ремесленные поселения, а в
самих градах стала формироваться государственная
администрация. Там же строили склады
для оружия и продовольствия.
Родоплеменные связи стали рваться уже
в антскую эпоху, хотя в то время процесс
этот еще не приобрел особого динамизма.
Со временем, по мере развития сельского
хозяйства и сельскохозяйственной техники,
быстрее стала изменяться структура общественных
отношений. Совершенствование орудий
труда позволило перейти от коллективного
к семейному труду, так что семьи стали
обособляться от племен; коллективным
оставалось (в рамках определенных территорий)
использование пастбищ, лесов и вод. Таким
образом в общинах, уже не племенных а
территориальных, возникла частная собственность
и началось общественное расслоение по
имущественному признаку. Расслоение
это лишь углублялось, особенно в результате
частых военных походов. На войне воин
легко мог погибнуть, но мог и легко разбогатеть.
Военные походы и угроза войны извне требовали
определенных форм деятельности, которые
были бы невозможными без вождей и сословия
воинов, для которых военное дело было
бы исключительным или преимущественным
занятием. Такие вожди были уже у антов;
византийские источники даже называют
имена некоторых из них. По мере дальнейшего
развития этого процесса появлялись и
попытки упрочнить княжескую власть путем
её наследования и созданиа родоплеменных
союзов, хотя с различной степенью прочности.
Таким образом, благодаря определенным
достижениям во внутреннем развитии, могли
создаваться самые ранние, еще далекие
от зрелости, государственные формы.
Независимо, однако, от степени развития
этих ранних родоплеменных организмов,
их значение было велико, так как их продолжением
стало Древнерусское государство, причем
оно почти сразу стало сильным и жизнедеятельным.
Арабские историки и географы оставили
нам несколько довольно общих сведений
о старейших государственных центрах
древней Руси, вместе с тремя названиями:
Куявия (Куяба), Славия и Артания (Арта,
Арсания). Точное и научно обоснованное
отождествление этих названий с конкретными
местностями не представляется возможным;
возможно, что сами эти названия переведены
неточно. Но тем не менее стоит упомянуть,
что схожесть названия и различные попытки
аналитического сравнения многих склоняли
к выводу, что Куявия это Киев или его непосредственное
соседство; Славию многие историки видят
на территориях славянских племен расселенных
у озера Ильмень. А что касается Артании,
то тут уже нет границ человеческой фантазии.
Её искали и в Черниговщине, и даже на Таманском
полуострове. Если все названные центры
действительно существовали, они относились
к середине IX века. |
|