Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:41, реферат
Ампир - архитектурный стиль Франции начала XIX века. По характеру и времени развития он соответствует позднему классицизму.
В авангарде развития архитектуры классицизма стояла прежде всего Франция периода Наполеона. Затем протестантские Германия и Англия, а также находящаяся под влиянием европейских течений Россия. Рим стал одним из главных теоретических центров классицизма .
Введение (стр. 2)
Глава 1. Архитектурно-композиционные формы (стр. 2-12)
Заключение (стр. 13)
Список литературы (стр. 14)
Содержание
Введение (стр. 2)
Глава 1. Архитектурно-композиционные формы (стр. 2-12)
Заключение (стр. 13)
Список литературы (стр. 14)
Введение
Ампир - архитектурный стиль Франции начала XIX века. По характеру и времени развития он соответствует позднему классицизму.
В авангарде развития архитектуры классицизма стояла прежде всего Франция периода Наполеона. Затем протестантские Германия и Англия, а также находящаяся под влиянием европейских течений Россия. Рим стал одним из главных теоретических центров классицизма См.: Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. - М., 1984. - С. 137..
С классицизмом связаны наиболее значительные градостроительные концепции и их реализации в натуре конца XVIII и первой половины XIX в. В этот период закладываются новые города, парки, курорты. Новую организацию расселения, направленную на преодоление социального неравенства и на создание новой социальной гармонии, предлагают в конце XIX столетия социалисты-утописты. Проекты жилых коммун, фаланстеров (реализованных, однако, в очень незначительном количестве) сохраняли образ и пространственные особенности, характерные для позднего классицизма.
Характер архитектуры стиля ампир в большинстве случаев остался зависимым от тектоники несущей стены и свода, который стал более плоским. Важным пластическим элементом становится портик, в то время как стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами. В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия. Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой, при этом проектировщики использовали египетские, греческие или римские мотивы.
Глава 1. Архитектурно-композиционные формы
архитектурный стиль ампир интерьер
Архитектура Франции времен Наполеона -- начала XIX века, так называемый стиль империи -- ампир представляет собой новую фазу в развитии классицистической архитектуры, соответствовавшую новым политическим и идеологическим задачам. Архитектура должна была прославлять и возвеличивать захватническую политику Наполеона. В создании нового стиля источником вдохновения зодчих того времени была архитектура древнеримской империи, величественные, триумфально-приподнятые формы которой как нельзя лучше отвечали запросам данного периода.
Строительство эпохи Наполеона не отличалось размахом: войны отвлекали все средства. Большинство сооружений представляли собой триумфальные памятники, помимо этого реконструировались некоторые старые здания и отделывались дворцовые интерьеры См.: Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учебное пособие. - М., 1983. - С. 167..
Стремление использовать античные образцы было реализовано в начале XIX в., когда в Париже возникла большая часть крупных построек в стиле ампир, а их воздействие было усилено градостроительным решением. Они стали художественным завершением парижского диаметра; создали главные ориентиры на планe и в силуэте центра города и композиционно замкнули перспективы улиц. К античности больше всего приблизилась церковь Ла Мадлен, в конце Королевской улицы, ведущей от площади Согласия, строившаяся, начиная с 1764 г., по проекту П. Контана де Иври и завершенная архитектором Бартельми Виньоном в период с 1806 по 1842 гг. в виде «греческого» храмового сооружения периптерального типа.
^ Церковь Сен-Мадлен
Б.Виньон, Ж.Ж.Бове
1807-1842
Франция, Париж
Одновременно сооружаются
^ Триумфальная арка
Ж.Ф.Т.Шальгрен 1806-1836
Франция, Париж
Так, французский классицизм уже в самом начале своего развития стал стилем памятников, выражением представительности и императорского могущества Наполеона, что и нашло отражение в другом названии этого стиля -- ампир.
Основными представителями ампира в зодчестве были Шарль Персье и Пьер Фонтен, которые, будучи придворными архитекторами Наполеона, стали наиболее видными представителями нового стиля.. Они творчески развивали идеи классицизма, сохраняя при этом стилевую чистоту. Хотя эти мастера, работавшие совместно, и построили ряд сооружений, в основном они были декораторами, и большая часть их деятельности связана с оформлением интерьеров и работами для художественной промышленности. Персье и Фонтен перестраивали замок Мальмезон -- резиденцию Наполеона, расширили Лувр, произвели отделку ряда дворцовых интерьеров. Они спроектировали арку Победы на площади Карусель (1806 г.) и многочисленные парадные интерьеры.
Шарль Персье (1764—1838) и Франсуа Фонген
(1762—1853) в несколько уменьшенных пропорциях
воспроизводит античную арку Септимия
Севера в триумфальной арке, установленной
перед комплексом Лувра (ранее — на площади
Карусель, до наших дней не сохранившейся,
1806—1807) в Париже.
^ Триумфальная арка на площади Карузелль
П.Ф.Л.Фонтен 1803-1833, Париж
Им удалось добиться единства решений целых улиц. Типичным примером таких решений стала улица Риволи в Париже.
Ш. Персье и П.Ф. Фонтен составляли эскизы для внутренних отделок, мебели, художественных изделий из металлов, художественных тканей, ваз. Художники создавали композиции, широко привлекая римские, помпейские декоративные мотивы.
Со временем ампир перерождается в чистый академизм, теряет способность реагировать на возникновение новых функциональных задач и достижений техники XIX в См.: Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. - М., 1984. - С. 140.. Примером может служить здание Парижской биржи (1808, А.Т. Броньяр) или Дворец справедливости в Лионе (В. Бальтар).
С периодом ампира связаны идеальные проекты зданий и городов, которые своей символикой простых геометрических форм без декора предвосхитили уже на переломе XVIII и XIX вв. эстетические принципы современной архитектуры. Прежде всего, это Е.Л. Булле -- автор проекта мавзолея Ньютона (1784 г.) в виде пустотелого шара, Ж. Лекен - автор проектов идеальных сооружении на революционную тематику. Наиболее значительной личностью был К.Н. Леду. В связи с предложением идеального города Шо (1785--1804) он спроектировал кладбище в форме круга, собор и домик сторожа в форме шара. Подобно этому и цилиндр, из которого вытекает водопад, стал в другом его проекте архитектурным символом дома управляющего реки Лу.
В Германии распространению стиля ампир способствовали исследования античной архитектуры. Прежде всего это археологические открытия и теоретические работы И. И. Винкельманна под названием: «Размышления о подражании греческим произведениям» и «История искусства древности» (1764), которые по своему значению далеко вышли за пределы Германии.
Самым значительным немецким мастером первой половины XIX века явился Карл Фридрих Шинкель, углубленно изучавший античную архитектуру. Как теоретик Шинкель призывал следовать формам античного зодчества, придерживаясь в то же время рационалистических принципов при проектировании зданий. Воззрения Шинкеля оказали сильное воздействие на современную ему архитектуру См.: Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры / Пер. с чеш. В.К. Иванова; под ред. В.Л. Глазычева. - М., 1984. - С. 154..
К.Ф. Шинкель работал в художественной и строительной Академии в Берлине, откуда вышли наиболее видные творцы архитектуры XIX в. в Германии. Он был учеником Ф. Жилли, известного своими проектами памятника Фридриху Великому, а особенно Национального театра в Берлине (1797), которым показал связь архитектурной формы с назначением здания. Шинкель развил этот рациональный подход в теории и практике. Его берлинские постройки -- Новая гауптвахта, Старый музей, а особенно Драматический театр с редкостным по качеству интерьером в стиле классицизма -- возникают на основе новых принципов, которые предвещают будущее развитие «модерна». Эти принципы были полностью реализованы в его проектах торгового дома и обсерватории в Бонне, маяка в Арконе, храма в Потсдаме и мелких сооружений в парке Сансуси, а также в других постройках 30-х годов. С редкой для первой половины XIX в. последовательностью Шннкель придерживался в своих работах принципа взаимозависимости формы и функции.
В 1818 -- 1821 годах Шинкелем был построен в Берлине Драматический театр, архитектура которого сочетает черты рационализма в организации плана и фасадов с элементами ретроспективизма (колонный портик главного фасада).
Ампир проявился во многих странах. Под прямым французским влиянием оказалась Италия, где центром стиля ампир стали в XIX в. Милан с его оперным театром «Ла Скала» (архитектор Пьермарини) и Неаполь, где была осуществлена перестройка театра Сан Карло и возведен собор Сан Франческо де Паоло. Более широкий отзвук в Италии получил романтизм, источниками вдохновения для которого в первой половине XIX в. послужили местные формы средневековой и ренессансной архитектуры.
Благодаря посредничеству французских архитекторов, классицизм из Европы попадает на американский континент, где в 1791 г. по проекту П.Ш. Ланфана был заложен Вашингтон См.: Бархин М.Г. Архитектура и город. - М., 1979. - С. 142 - 143.. Город имеет прямоугольную основу уличной сети, разрезанную широкими диагоналями бульваров. Тот же принцип планировки типичен для Детройта (1807), Нью-Йорка (1811) и других американских городов. В 1793 г. был заложен первый камень в фундамент здания Капитолия (У. Сонтон). Окончательный вид ему придал Б. Латробэ -- наиболее значительный представитель американского классицизма, который довел стилизацию форм греческой архитектуры до мельчайших деталей декора. Представителями позднего классицизма были также Р. Миле и Д. Хобан, разработавшие проект Белого Дома в Вашингтоне. Этот стиль стал в Америке первым национальным стилем под названием «греческое возрождение». Некоторые выразительные элементы ампира получили в американский архитектуре более широкое распространение, чем в Европе. Они встречаются даже в XX в. и придают специфический характер облику маленьких городов с их каменной и деревянной архитектурой.
С поздним классицизмом были связаны датчане X.Ф. Хансен и Т. Хансен, работавший главным образом в венской Строительной академии и известный как автор проекта здания парламента в Вене 1883 г., Беседного дома и больницы св. Анны в Брно. В стиле ампир был построен Прадо -- музей в Мадриде (архитектор X. де Виланева); кафедральный собор в Остржигоме (1822 -- 1856) по проекту архитектора И. Хилда; Национальный музей в Будапеште (первая половина XIX в.) по проекту М. Поллака, и многие менее крупные постройки в других европейских странах. В отличие от классицизма его поздние формы отличались композиционной сложностью и богатством декора. Более строгий характер сохраняла архитектура сооружений гражданского назначения.
В России самым выдающимся архитектором
ампира был Карл Иванович Росси. Он
буквально преобразил Петербург, создав
в нем ансамбли, до сих пор поражающие
своим величием и размахом. Достаточно
вспомнить Арку Генерального штаба
и ансамбль Дворцовой площади, Площадь
искусств и Михайловский дворец (ныне
Русский музей), здания Сената и Синода
или знаменитую улицу Зодчего
Росси. Всего же по его проектам были
построены или перестроены 13 площадей
и 12 улиц. Подобного единства решения
градостроительных задач мы, пожалуй,
не встретим больше нигде.
Арка Генштаба
К.И.Росси, С.С.Пименов, В.Н.Демут-Малиновский
1819-1829
Дворцовая площадь
К.И.Росси
1819-1829
Санкт-Петербург
Росси был принят двором, и по его проектам
строились дворцы всем детям Павла I - построен
дворец в Твери для Екатерины Павловны,
перестроен Аничков дворец в Петербурге
для Николая (будущего царя). Для вдовствующей
императрицы возведен дворец на Елагином
острове. Для младшего великого князя
Михаила Павловича на свободном пространстве
возле Михайловского замка, в строительстве
которого Росси когда-то принимал участие
вместе с В. Бренной, было решено построить
роскошный Михайловский дворец. Его строительство
началось в 1819 и закончилось вместе с внутренней
отделкой в 1825 году.
На бывшем пустыре поднялся величественный
желто-белый дворец с портиком посередине,
двумя ризалитами по бокам и выступающими
вперед крыльями флигелей. Главный фасад
дворца смотрел не на Неву, как это было
заведено еще со времен Петра I, а на спроектированную
этим же архитектором великолепную площадь,
соединенную с Невским проспектом небольшой,
но широкой Михайловской улицей. Таким
образом, с проспекта открывается красивый
вид на центральную часть дворца. Позже
одинаковые трехэтажные дома по обеим
сторонам улицы, выполненные по проекту
Росси, были перестроены, что изменило
общее ощущение единства ансамбля. Но
и сейчас первоначальный замысел архитектора
можно себе представить, побывав на улице
Зодчего Росси. На этой короткой прямой
улице длиной 220 метров чувствуется его
идея фасада улицы, улицы-ширмы, по сторонам
которой расположились абсолютно симметричные
корпуса, фасады которых организованы
рядами сдвоенных дорических колонн, поднимающихся
над аркадой первого тяжелого этажа. Их
мерный ритм создает ощущение торжественности
и монументальности. На подобный рискованный
шаг - выстроить два одинаковых здания
такой длины с ничем не перебиваемым ритмом
колонн на довольно узкой улице и не вызвать
ощущения унылой монотонности, мог решиться
только очень талантливый зодчий.
Улица упирается в тыльный фасад Александрийского
театра, перед которым раскинулась Театральная
площадь, выходящая на Невский проспект.
С одной стороны на площадь выходит фасад
Публичной библиотеки (1828-32), другой ее
фасад обращен на Садовую улицу. Таким
образом, Росси виртуозно застраивает
и объединяет общим ритмом целые кварталы
и площади.
Стиль Росси легко узнаваем. Свои ансамбли
он задумывал как огромные театральные
декорации, внутри которых должно разворачиваться
какое-то действо. Его стихия - это большие
открытые пространства и их архитектурная
организация. Как бы продолжая торжественную
тональность и масштаб Адмиралтейства,
он работает над ансамблем Дворцовой площади.
В 1761 году с одной стороны площади Ф.-Б.
Растрелли был построен Зимний дворец
в стиле барокко. Перед ним раскинулся
огромный пустырь. В конце века по краям
площади стали строить дома и только в
1829 году Росси ее преобразил. Выстроив
фасад длиной 500 метров, он объединил здания
Генштаба на южной стороне площади, вторя
ее изгибу. В середине этого здания, напротив
Зимнего дворца, Росси возводит знаменитую
арку Генштаба высотой 28 и шириной 17 метров,
увенчанную колесницей богини Победы,
запряженной шестеркой лошадей. За ней
расположилась вторая арка, расположенная
под некоторым углом к первой. Это было
вызвано необходимостью соединения Дворцовой
площади с Большой Морской улицей, направление
которой не совпадает с осью площади.
По монументальному размаху и торжественности
впечатления, производимого аркой Генштаба,
Росси во многом превзошел древнеримских
строителей триумфальных арок, посвятив
свое творение победе русского оружия
над Наполеоном. В 1834 году Росси построил
еще одну необычную арку, перекинутую
над улицей и соединившую два здания Сената
и Синода на Сенатской площади. Правда,
в этой постройке позднего ампира уже
чувствуется некоторая казенность, сухость,
повторение в который раз привычного мотива.
Ампир был живым созидающим стилем ровно
столько, сколько живы были в обществе
идеи, его питавшие.
Улица Зодчего Росси
К.И.Росси
1828-1834
Санкт-Петербург
Заключение
Концепция ампира заключалась в использовании в архитектуре античных систем формообразования, которые, однако, наполнялись новым содержанием. Эстетика простых античных форм и строгий ордер ставились в противовес случайности, нестрогости архитектурных и художественных проявлений мировоззрения отживающей аристократии
Ампир стимулировал археологические
исследования, которые привели к
удивительным открытиям и новым
знаниям о развитых античных цивилизациях.
Результаты работы археологических
экспедиций, обобщенные в обширных
научных исследованиях» заложили теоретические
основы движению, участники которого
считали античную культуру вершиной
совершенства в строительном искусстве,
образцом абсолютной и вечной красоты.
Популяризации античных форм способствовали
многочисленные альбомы, содержавшие
изображения архитектурных
Список литературы:
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учебное пособие. - М., 1983.
2. Бархин М.Г. Архитектура и город. - М., 1979.
3. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. - М., 1984.
4. Гидион З. Пространство, время, архитектура. - М., 1982.
5. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. - М., 1989.
6. Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры / Пер. с чеш. В.К. Иванова; под ред. В.Л. Глазычева. - М., 1984.
Интернет ресурс:
http://do.gendocs.ru/docs/