Болонский процесс в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:07, контрольная работа

Краткое описание

Краткая история болонского процесса, и специфика его внедрения в Украине.
Интеграция в Болонский процесс призвана содействовать европейскому сотрудничеству университетов и устранению препятствий на пути мобильности студентов и преподавателей в пределах стран-участниц Болонского процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1.1 Высшее образование в Украине………………………………………4
1.2 Внедрение модульной системы………………………………………..6
1.3 Болонский процесс в Украине - "за" и "против"…………………….11
1.4 Недостатки Болонской системы.……………………………………..17
Список использованных источников…………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г. ЯЛТА)

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, ИСТОРИИ  И ИСКУССТВ

Кафедра истории, правоведения и методики преподавания

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

на тему: «БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ»

 

 

 

 

 

Выполнила________________

(дата сдачи работы)

Подпись студента___________

 

Проверил_________________

(дата проверки работы)

Преподаватель____________

 

 

 

 

 

 

 

 

Ялта, 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

    1. Высшее образование в Украине………………………………………4
    2. Внедрение модульной системы………………………………………..6
    3. Болонский процесс в Украине - "за" и "против"…………………….11
    4. Недостатки Болонской системы.……………………………………..17

Список использованных источников…………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Болонский процесс" был начат 19 июня 1999 года в г. Болонья (Италия) подписанием 29 министрами образования от имени своих правительств документа, получившего название "Болонская декларация". Этим актом большинство европейских стран-участниц Болонского процесса провозгласили создание единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года. В границах этого пространства должны действовать единые условия признания дипломов об образовании, трудоустройства и мобильности граждан, что должно, по мнению идеологов Болонского процесса, значительно повысить конкурентоспособность европейского рынка труда и образовательных услуг. В Болонской декларации выдвигается требование принятия общей системы сравнимых ученых степеней. Во всех странах, присоединившихся к Болонскому процессу, вводятся два цикла учебы по формуле 3+2 (первый, бакалаврский цикл, должен продолжаться не менее трех лет, а второй, магистерский, -- не менее двух, кроме того, они должны приниматься на европейском рынке труда в качестве образовательных и квалификационных уровней). Интеграция в Болонский процесс призвана содействовать европейскому сотрудничеству университетов и устранению препятствий на пути мобильности студентов и преподавателей в пределах стран-участниц Болонского процесса.

Есть две основные причины старта Болонского процесса:

1) Массовое высшее  образование в последние десятилетия  стало очень доходным бизнесом, и на этом рынке европейские  вузы проигрывали США и терпели  убытки.

2) Европейский союз  медленно, но верно двигается  по пути интеграции в единое государство. Общая социально-экономическая и политическая структуры предполагают наличие унифицированной системы образования, хотя бы для того, чтобы нормально функционировал единый рынок труда. С другой стороны, одна система образования послужит дополнительным фактором окончательного объединения Европы.

Поэтому процесс объединения, начатый "снизу" ректорами университетов, быстро был поддержан на государственном  уровне. Основой унификации стала  двухуровневая система "бакалаврат - магистратура", которая веками практиковалась в Западной Европе.

К настоящему моменту  в процессе участвуют 45 стран, в том  числе Украина, Россия, Армения, Азербайджан, Грузия и Молдова. Описанная выше система действительно необходима Европейскому союзу, более того, без  неё ЕС будет неконкурентоспособен по сравнению с главными игроками мировой экономики и политики - США и Китаем. Стремления наших соседей по СНГ тоже понятны: они объективно не имеют возможности самостоятельно сохранить и развивать наследие советской империи и надеются на помощь богатой Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Высшее образование в Украине

В 2006 году создана Национальная группа промоутеров Болонского процесса в Украине (National Team of Bologna Promoters), в  которую вовлечены специалисты  ведущих университетов Украины. Они принимают участие в учебных тренингах по актуальным проблемам высшего образования на Европейском образовательном пространстве и соответственно проводят в Украине учебные тренинги по следующим основным направлениям:

- обеспечение качества высшего образования;

- система образования,  состоящая из трех циклов;

- система квалификаций  европейского образовательного  пространства.

Чтобы процесс интеграции системы образования Украины  в Европу стал реальностью, нужно  провести серьезные реформы в  отрасли образования. Украинское высшее образование отличается от европейского. В Европейском Союзе приняты и действуют другие стандарты. Престиж образования, высокой квалификации в Европе традиционно очень высокий. Там знают и понимают, что одолеть образование способен не каждый человек.

Высшее образование  способен получить едва один из десяти тех, кто учился в школе, а к  высшим квалификациям (на магистерском и докторском уровнях) доходит не больше 10-15 % выпускников бакалаврата. В Европе завершают среднее образование на высоком уровне лишь только те выпускники, которые намереваются поступить в высшие учебные заведения. Это приблизительно от 15 до 25% всех учеников средних школ.

Сегодня высшие учебные  заведения Украины принимают  на учебу до 70% выпускников школ, то есть в 7 раз больше, чем позволяет нормальное распределение интеллекта. Сегодня наш диплом не признается в Европе, наши специалисты без дополнительного переобучения не могут устроиться на работу по специальности. И хотя они по многим показателям, по развитию, эрудированности, специальной подготовленности превосходят зарубежных специалистов, дискредитация украинского диплома длится.

Больше всего не устраивает заграничных работодателей в  подготовке наших специалистов - низкая действенность знаний. Действенность - это способность использовать приобретенные знания, умения на практике. По экспертным оценкам, по этому параметру мы уступаем больше всего.

По европейскому стандарту  дипломированный специалист сразу  занимает рабочее место и исполняет  свои должностные обязанности. Диплом гарантирует высокий уровень подготовки. Принимая специалиста, фирма уверена, что он подготовлен на должном уровне. Гарантия этого - высокое резюме университета. Если специалист не будет подготовлен должным образом, и фирма будет иметь к нему претензии, имидж университета может быть потерян навсегда, его рейтинг серьезно пострадает.

За рубежом принята  двухступенчатая система высшего  образования. Университеты готовят  бакалавров (3-4 года учеба) и магистров (еще 1,5 - 2 года). Диплом бакалавра свидетельствует о полном высшем образовании. Кто желает продлить учебу, становится сначала магистром, а затем может получить научную степень доктора. Наши высшие учебные заведения сегодня обеспечивают четыре уровня подготовки специалистов с высшим образованием: заведения 1-2 уровней аккредитации готовят младших специалистов и бакалавров, в заведениях 3-4 уровней аккредитации готовят бакалавров, специалистов и магистров. За рубежом этого не понимают.

Следовательно, нужно  унифицировать образовательно-квалификационные уровни, перейти на двухступенчатую систему образования в соответствии с европейскими стандартами. Необходима трансформация существующей в Украине системы высшего образования соответственно европейским требованиям, внедрение новых подходов и технологий учебно-воспитательного процесса.

1.2 Внедрение кредитной системы

С 1998 по 2004 год в рамках Болонского процесса состоялось много  разноуровневых встреч, рабочих совещаний, конференций на которых было сформулировано шесть ключевых принципов этого процесса:

1. Введение двуциклового  обучения. Фактически предлагается  ввести два циклы учебы:

1-й - к получению  первой академической степени  (бакалавр)

2-й - после его получения  (магистр).

При этом длительность учебы  на 1-ом цикле должна быть не меньше 3-х и не больше 4-х лет. Учеба на протяжении второго цикла может предусматривать получение степени магистра (через 1-2 года учебы после получения 1-й степени) и/или докторской степени (при условии общей длительности учебы 7-8 лет).

2. Внедрение кредитной системы. Предлагается внедрить во всех национальных системах образования системы учета трудоемкости учебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ECTS (Европейская система переначисления кредитов), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции "учебы на протяжении всей жизни". Европейская системы переначисления кредитов (ЕСПК) создавалась в течение последних 13 лет и является самой распространенной основой определения учебной нагрузки студентов заведений высшего образования Европы.

За 13 лет ЕСПК развилась  от начальной системы коммуникации между разными европейскими образовательными программами и структурами в  общую и широко применяемую официальную  систему, которая является фундаментом  создания общей сферы европейского образования. Система переначисления кредитов при наличии соответствующих договоров позволит украинским студентам учиться в ведущих высших учебных заведениях Европы.

Внедрение кредитной  системы обусловливает кредитно-модульную  организацию учебного процесса. Кредитно-модульная система организации учебного процесса - это модель организации учебного процесса, которая базируется на сочетании модульных технологий учебы и зачетных образовательных единицах (кредитах). Она уменьшает нагрузку на студентов, поскольку при условии ее внедрения отсутствуют сессии. Система не предусматривает обязательного семестрового экзамена для всех студентов. В течение учебного семестра студенты сдают два модульных контроля во время, свободное от аудиторных занятий, а их знания оценивается по 100-бальной шкале.

Студенты, которые за результатами модульных контрольных  получили по конкретным учебным дисциплинам  не меньше установленного минимального количества баллов, аттестуются по этим дисциплинам с выставлением им государственной семестровой оценки ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно") в соответствии со шкалой перевода. Студенты, которые аттестованные оценкой "неудовлетворительно", обязаны сдавать семестровые экзамены. Семестровые экзамены могут также сдавать студенты, которые желают улучшить оценку, полученную за результатами модульных контрольных. Оценка знаний на экзаменах осуществляется по 100-бальной шкале со следующим переводом в государственную оценку.

3. Контроль качества  образования. Предусматривается  организация аккредитационных агентств, независимых от национальных представительств и международных организаций. Оценка будет основываться не на длительности или содержании учебы, а на тех знаниях, умениях и навыках, что получили выпускники. Одновременно будут установлены стандарты транснационального образования.

4. Расширение мобильности.  На основе выполнения предыдущих  пунктов предусматривается существенное  развитие мобильности студентов.  Кроме того, ставится вопрос о  расширении мобильности преподавательского состава и другого персонала для взаимного обогащения европейским опытом. Предусматривается изменение национальных законодательных актов в сфере трудоустройства иностранцев.

5. Обеспечение трудоустройства  выпускников. Одним из важных  положений Болонского процесса есть ориентирование высших учебных заведений на конечный результат: знания и умения выпускников должны быть применимы и практически использоваться в интересах всей Европы. Все академические степени и другие квалификации должны быть востребованы европейским рынком труда, а профессиональное признание квалификаций должно быть упрощено. Для обеспечения признания квалификаций планируется повсеместное использование Приложения к диплому, рекомендованного ЮНЕСКО.

6. Обеспечение привлекательности  европейской системы образования. Одним из главных заданий, решаемых в рамках Болонского процесса, является привлечение в Европу большего количества студентов из других регионов мира. Считается, что введение общеевропейской системы гарантии качества образования, кредитной системы накопления, легкодоступных квалификаций и тому подобное, будет способствовать повышению интереса европейских и других граждан к высшему образованию.

5. Перспективы для студентов

Положение вещей составляющей системы  ЕСTS - гармонизированной системой оценки знаний - выглядит иначе. Оценка знаний по стандарту ЕСTS осуществляется за буквами от А к F: оценка А отвечает полученной в украинском вузе "пятерке", B и С - нашей оценке "хорошо", D и E - "удовлетворительно", это проходные оценки. Оценка F не является проходной, а студент должен сдать экзамен по этому предмету в следующую сессию.

Правила такие, что оценки "А" в системе ЕСTS достойны только 10% лучших студентов академической  группы. На хорошие оценки (B и С) могут  рассчитывать следующие 25% и 30% успешных студентов. Проходные удовлетворительные оценки получают 25% и 10% студентов, которые остались. Студент украинского университета - участника "болонского процесса" уже в настоящий момент может рассчитывать на получение приложения к диплому, в котором традиционные оценки будут дублироваться оценками по системе ЕСTS.

Информация о работе Болонский процесс в Украине