Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 13:05, доклад
Чтобы строить новое социалистическое, а затем комму-нистическое общество, недостаточно было уничтожить капиталистическую систему, старые законы и богатых людей. Надо было также уничтожить и идеологические основы старой России - религию, старую школу, старую семью и таким образом переделать сознание и психику всего населения. Религию коммунисты считали и считают своим главным идеологическим врагом. "Религия - это опиум для народа" - был лозунг Ленина. Ленин говорил, что религия состоит на службе у буржуазии, имея задачей усыплять недовольство трудящихся обещаниями наград в загробной жизни. Известно, что с первого же дня прихода к власти, большевики начали систематические и упорные гонения на церковь. Священники, муллы, раввины арестовывались и расстреливались или ссылались в концлагеря. Преследовали также верующих людей. Все монастыри были сразу закрыты. Все духовные учебные заведения были ликвидирова-ны.
БОЛЬШЕВИКИ И ЦЕРКОВЬ Чтобы строить новое социалистическое, а затем комму-нистическое общество, недостаточно было уничтожить капиталистическую систему, старые законы и богатых людей. Надо было также уничтожить и идеологические основы старой России - религию, старую школу, старую семью и таким образом переделать сознание и психику всего населения. Религию коммунисты считали и считают своим главным идеологическим врагом. "Религия - это опиум для народа" - был лозунг Ленина. Ленин говорил, что религия состоит на службе у буржуазии, имея задачей усыплять недовольство трудящихся обещаниями наград в загробной жизни. Известно, что с первого же дня прихода к власти, большевики начали систематические и упорные гонения на церковь. Священники, муллы, раввины арестовывались и расстреливались или ссылались в концлагеря. Преследовали также верующих людей. Все монастыри были сразу закрыты. Все духовные учебные заведения были ликвидирова-ны. Церкви закрывались большевиками постепенно. Эта мера вызывала массовое недовольство и часто сопровождалась местными восстаниями и кровопролитиями. Поэтому закрытие церквей подготовлялось периодами агитации и пропаганды. Формы антирелигиозной пропаганды, кроме газетных и митинговых нападок на религию, носили часто самый безобразный характер. Группы коммунистов и комсомольцев врывались в церкви во время богослужения и проводили там кощунственные представления с танцами и песнями. Нередко молящиеся избивали таких "артистов" и потом подвергались за это жестоким репрессиям. Самое большое внимание большевики обращали на антирелигиозную работу среди молодежи и детей. Главной задачей всех комсомоль-ских организаций было антирелигиозное воспитание детей. Юноши и девушки, вступая в комсомольскую организацию, должны были давать клятву, что они всю жизнь будут активными безбожниками. Скоро большевики заметили, что все эти меры мало действительны. Чтобы не терять работу или получить службу, люди стали скрывать свои религиозные чувства, прятать иконы, перестали ходить в церковь. Тогда большевики изобрели новое средство, которое оказалось более действительным: в 1928 году в СССР была упразднена нормальная для всего мира семидневная неделя. Вместо нее была введена шестидневная неделя, состоявшая из пяти рабочих дней и одного дня отдыха. Еще до этого были упразднены все существовавшие религиозные праздники. В новой "шестидневке" были 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый и 5-ый рабочие дни и один день отдыха, но не было ни привычных понедельников, ни суббот, ни воскресений. Через некоторое время мало кто знал, какой сегодня день; когда будет или было воскресенье, когда было Рождество, когда будет Пасха. Это советское изобретение, почти не замеченное западными наблюдателями, действовало 11 лет. Но когда в сентябре1939 года немцы атаковали Польшу, Сталин опять ввел семидневную неделю, чтобы усилить подготовку к войне. К концу тридцатых годов во многих, даже больших городах, не осталось ни одной церкви. В Москве, из ее более чем тысячи церквей, осталось не больше десяти. Закрытые церкви или разрушали, или устраивали в них клубы, склады, кино и т.д. Старинные церкви, исторически цен-ные, превращались в антирелигиозные музей. Борьба большевиков с религией в сельских местностях была успешна, т. к. в деревнях первое время было мало коммунистов. Однако с началом коллективизации и в деревне появились коммунисты. К началу Второй мировой войны и в сельских местностях осталось очень мало церквей. Во время Второй мировой войны советское правительство пошло в вопросах религии на большие уступки. Временно прекратилось преследование священников и верующих, перестали закрывать оставшиеся церкви и иногда даже разрешали открывать закрытые раньше. Этими мерами Кремль хотел поднять патриотизм населения и создать у народов Запада впечатление, что религия в СССР свободна. Существование Русской православной церкви во главе с Патриархом было официально признано советским правительством. Такое либеральное отношение большевиков к церкви продолжалось почти десять лет после войны. Но затем советское правительство опять вернулось на путь активной борьбы с религией.
НЭП
Политика военного коммунизма привела Россию к острейшему политическому и экономическому кризису.Вынужденной мерой для удержания власти путем политических уступок рынку в течение 1921-1922 гг. являлся НЭП.Коммунисты считали частную собственность своим злейшим врагом, подрывающим устои их идеологии, а НЭП - уступкой капитализму, символом их поражения. Поэтому изначально эта политика была обречена на провал.По мнению Ленина, сущность НЭПа была в налаживании союза между рабочими и крестьянами. Ленин сделал правильный тактический ход, попытавшись с помощью НЭПа выйти из кризиса и, проскочив опасный период, похоронить эту политику.Переход к новой экономической политике был декларирован на 5-м съезде РКП(б), в марте 1921 г.Составляющими этой политики были следующие меры: введение прогрессивного подоходного налога с крестьян, свобода торговли, разрешение аренды малых и средних частных предприятий, возможность найма рабочей силы, отмена карточной системы и нормированного снабжения, плановость услуг, перевод промышленных предприятии на хозяйственный расчет и самоокупаемость. Была ослаблена централизация управления народным хозяйством; предприятиям дана самостоятельность в планировании, заготовке сырья и реализации продукции. Вводилась поощрительная система оплаты труда с целью стимулировать производство, заинтересовать работников в повышении квалификации и выпуске качественной продукции.В октябре 1921 г. был восстановлен Госбанк, который стал контролировать сеть кооперативных банков, кредитных и страховых товариществ.С 1922 г. Госбанк стал выпускать советский червонец, что положило начало денежной реформе. Червонец стал твердой конвертируемой валютой и стоил на мировом рынке около 6 долларов США.Денежная реформа была проведена до 1924 г., она имела огромное значение, так как сохранила сбережения населения, позволила сделать накопления и показала способность большевиков проводить экономическую политику.В политику НЭПа были введены и опробованы элементы долгосрочного планирования.9-й съезд партии принял план Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), рассчитанный на 10-15 лет. Цель этого плана - обновление структуры производительных сил государства. Для этого создавалась сеть связанных в единую энергетическую цепь электростанций, которая должна была стать основой будущей промышленности.В октябре 1922 г. «был принят новый Земельный кодекс, разрешавший выход крестьян из общины, аренду или наемный труд, а 7 апреля - закон о кооперации, который освободил крестьянина от опеки Наркомпрода.К 1927 г. сельхозкооперация охватила до 30% всех крестьянских хозяйств. Однако государство проводило по отношению к крестьянам несправедливую закупочную политику, что вызывало острое недовольство.К середине 20-х годов были восстановлены довоенные объемы производства. Возникла торговая сеть, реконструированы предприятия тяжелой промышленности.В декабре 1925 г. 14-й съезд партии принял курс на индустриализацию страны. Обострился кризис хлебозаготовок. Крестьяне утратили интерес к продаже хлеба государству из-за повышения цен на промышленные изделия.В 1927-1929 гг. кризис хлебозаготовок усилился. Это явилось причиной отказа от политики НЭПа и его свертывания в сельском хозяйстве, затем в промышленности, а в 30-е годы - в торговле.НЭП помог восстановить разрушенное хозяйство, наладить производство, организовать торговлю, помог выжить стране в тяжелейший экономический период.Однако непоследовательность проведения этой политики, отсутствие единого плана, хаотичность в проведении мероприятий привели к преждевременному ее прекращению.