Борис Годунов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 01:40, реферат

Краткое описание

После смерти Ивана Грозного в течение восемнадцати лет судьба русского государства и народа была связана с именем Бориса Годунова. Его род происходил от татарского мурзы Чета, который в XIV в. принял крещение от митрополита Петра и поселился в России. Годуновы владели вотчинами, но не играли особо важной роли в истории до тех пор, пока один из правнуков первого Годунова не стал тестем царевича Федора Ивановича. Именно тогда при дворе царя Ивана явился близким человеком брат Федоровой жены Борис, женатый на дочери царского любимца Молюты Скуратова. Жизненный путь Бориса крайне необычен. Начав службу заурядным дворянином, он стал правителем при слабоумном царе, а затем стал властелином огромной державы. Однако его неслыханное возвышение завершил трагический конец, который поразил всех современников и привлек внимание историков, писателей, поэтов, художников и музыкантов. Н. М. Карамзин утверждал некогда, что Годунов мог бы заслужить славу одного из лучших правителей мира, если бы он родился на троне.

Содержание

1.Введение
2.Личность Бориса Годунова
3.Воцарение
4.Правление Бориса Феодоровича
5.Смерть
6.Вывод

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по истории.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

     Играет  ли роль личности в истории? Это глубоко  филосовский вопрос на который каждый человек может дать свой вариант ответа. Я уверена, что

личность играет огромную роль в нашей истории, так  как незначительные воздействия  на происходящее способны на больших отрезках времени приводить к самым неожиданным и важным последствиям. И одним из людей, повлиявшим очень сильно на историю нашего государства является Борис Годунов. 

     После смерти Ивана Грозного в течение  восемнадцати лет судьба русского государства и народа была связана с именем Бориса Годунова. Его род происходил от татарского мурзы Чета, который в XIV в. принял крещение  от митрополита Петра и поселился в России. Годуновы владели вотчинами, но не играли особо важной роли в истории до тех пор, пока один из правнуков первого Годунова не стал тестем царевича Федора Ивановича. Именно тогда при дворе царя Ивана явился близким человеком брат Федоровой жены Борис, женатый на дочери царского любимца Молюты Скуратова. Жизненный путь Бориса крайне необычен. Начав службу заурядным дворянином, он стал правителем при слабоумном царе, а затем стал властелином огромной державы. Однако его неслыханное возвышение завершил трагический конец, который поразил всех современников и привлек внимание историков, писателей, поэтов, художников и музыкантов. Н. М. Карамзин утверждал некогда, что Годунов мог бы заслужить славу одного из лучших правителей мира, если бы он родился на троне.

 

     ЛИЧНОСТЬ

  Борис Годунов родился незадолго до покорения Казани в 1552 году. Отец Бориса, Фёдор Иванович Годунов был помещиком средней руки. Служебная карьера Фёдору не удалась. Он и его брат Дмитрий сообща владели небольшой вотчиной в Костроме. В жизни Бориса это сыграло очень большую роль. После смерти отца в 1569 году Бориса взял в свою семью его дядя, Дмитрий Годунов. Не только родственные чувства, но и ранняя гибель собственных детей побудили Дмитрия Ивановича принять особое участие в судьбе племянника. Невысокое служебное положение спасли Годуновых в дни разделения страны на опричнину и земщину. Вязьма, в которой находились владения Дмитрия Годунова, перешла к опричным владениям. Годуновы медленно, но верно поднимались по иерархической лестнице: в конце 1570-х — начале 1580-х гг. они выиграли сразу несколько местнических дел, обретая довольно прочное положение среди московской знати. Незнатный Дмитрий Годунов был зачислен в опричный корпус в момент его формирования и вскоре стал придворным. Царь хотел вырваться из старого окружения. Он нуждался в новых людях и открыл для них двери дворца. Дмитрий Годунов получил при дворе высокий чин главы Постельного приказа. Служебные успехи дяди пошли на пользу и племяннику Борису. Борис стал опричником, женился на дочери царского любимца Малюты Скуратова, занимающего одну из низших ступеней в монашеской иерархии: он числился пономарём. Слава о его подвигах облетела всю страну. Некогда В.О. Ключевский писал, что Борис Годунов не запятнал себя службой в опричнине и не уронил себя в глазах общества. Но это не совсем верно. Борис одел на себя кафтан опричника едва достигнув совершеннолетия. Годунов был умён и осторожен, стараясь до поры до времени держаться в тени. На его сестре Ирине женат был сын царя, Фёдор. Так и остался бы Борис в истории одним из многих Годуновых, если бы 9 ноября 1581 в Александровской слободе не произошла ссора царя Ивана Грозного с сыном Иваном. Грозный ударил его посохом и попал в висок, а через десять дней (19 ноября) царевич умер. Со смертью Ивана Ивановича наследником престола стал Фёдор. Окружению нового царевича это было исключительно выгодно. До 1584 Годунов не был близок к царю. Однако некоторые поступки и замыслы Грозного коренным образом затрагивали интересы Годуновых. В последний год жизни царя Борис Годунов обрёл большое влияние при дворе. Вместе с Б. Я. Бельским он стал одним из приближенных людей Ивана Грозного. Завещание Грозного нанесло смертельный удар замыслам Годуновых. В качестве ближайших родственников они готовились забрать бразды правления в свои руки, но на их пути возникла непреодолимая преграда, воздвигнутая волей царя Ивана – регентский совет. При жизни царя он играл не особо важную роль, а со смертью все переменилось. Не вполне ясна роль Годунова в истории смерти царя. 18 марта 1584 г. Грозный был «удушен». Не исключено, что против царя был составлен заговор. Во всяком случае, именно Годунов и Бельский находились рядом с царём в последние минуты его жизни. Испугавшись возможности волнений, правительство пыталось скрыть от народа правду и объявило будто есть еще надежда на выздоровление царя. Но несмотря на это, весть о смерти государя распространилась по городу и вызвала народные волнения. Страх перед назревшим восстанием побудил бояр поторопиться с решением вопроса о преемнике Грозного. Глубокой ночью они принесли присягу наследнику – царевичу Фёдору. 31 мая 1584 года столица торжественно отпраздновала коронацию нового царя. Тотчас после венчания на царство Федора Борис постарался возможно лучшим способом устроить свое материальное состояние. Когда, по обычаю, новый царь после венчания рассыпал свое милости вельможам, Борис получил всю Важскую область, приносившую большие доходы с поташа; и еще очень много земель, приносивших огромную ежегодную прибыль. До сих пор он носил сан конюшего; теперь он получил наименование ближнего государева боярина и титул наместника царств Казанского и Астраханского.

  Слабоумный  царь Фёдор не мог ни в коем случае править сам, а должен был передать власть одному из приближенных, тому кто был умнее и хитрее всех. Им оказался Борис. Ему было при смерти царя 32 года от роду; красивый собой, он отличался замечательным даром слова, был умен, расчетлив, но в высокой степени себялюбив. Вся деятельность его клонилась к собственным интересам, к своему обогащению, к усилению своей власти, к возвышению своего рода. Он умел выжидать, пользовался удобными минутами, оставаться в тени или выдвигаться вперед, когда считал уместным то или другое, надевать на себя личину благочестия и всяких добродетелей, показывать доброту и милосердие, а где нужно - строгость и суровость. Постоянно рассудительный, никогда не поддавался он порывам увлечения и действовал всегда обдуманно. Этот человек, как всегда бывает с подобными людьми, готов был делать добро, если оно не мешало его личным видам, а, напротив, способствовало им, но он даже не останавливался ни перед каким злом и преступлением, если находил его нужным для своих личных выгод, в особенности даже тогда, когда ему приходилось спасать самого себя. Ничего творческого в его природе не было. Он не способен был сделаться ни проводником какой-либо идеи, ни вожаком общества по новым путям: эгоистические натуры менее всего годятся для этого.

  В качестве государственного правителя  он не мог быть дальнозорким, понимал только ближайшие обстоятельства и мог ими пользоваться для ближайших и преимущественно своекорыстных целей. Отсутствие образования суживало ещё более круг его воззрений, хотя здравый ум давал ему, однако, возможность понимать пользу знакомства с Западом для целей своей власти. Всему хорошему, на что был способен его ум, мешали, его узкое себялюбие и чрезвычайная лживость, проникавшая все его существо, отражавшая во всех его поступках. Это последнее качество, впрочем, сделалось знаменательной чертой тогдашних московских людей. Семена этого прока существовали издавна , но не были в громадном размере воспитаны и развиты эпохой царствования Грозного, который сам был олицетворенная ложь. Создавши опричнину, Иван вооружил русских людей против других, указал им путь искать милостей или спасения в гибели своих ближних, казнями за явно вымышленные преступления приучил к ложным доносам и, совершая для одной потехи бесчеловечные злодеяния, воспитал в окружающей его среде бессердечие и жестокость. Началась ожесточенная борьба за власть. Царь Федор находился под влиянием своей жены, а Борис был постоянно дружен с ней, а потому стоял ближе к стоял ближе к нею,  а потому стоял ближе всех к царю, и никто не в силах был оттеснить его.

     В результате этой борьбы и влияния на Фёдора совет распался, многие лишились жизни, многие оказались в тюрьмах. 

 

ВОЦАРЕНИЕ

  Между тем Димитрий рос в почетном изгнании в Угличе и представлял в будущем  большую опасность для Бориса. Федор был бездетен,  слаб здоровьем и в случае его смерти царевич Димитрий был бы провозглашен его преемником на престоле. Борису, естественно грозила погибель. В 1591 году Годунов отправил в Углич надзирать над земскими делами и над домашним обиходом царицы Марии своих доверенных людей: дьяка Михаила Битяговского с сыном Даниилом и племянником Качаловым. 15 мая 1591 года в полдень пономарь соборной углицкой церкви ударил в набат. Народ сбежался со всех сторон во двор царицы и увидел царевича мертвого с перерезанным горлом. Народ убил Михаила и Данила Битяговских и Никиту Качалова. Умертвили еще несколько человек по подозрению в согласии с убийцами. Следствие произведено было самым бессовестным образом . Выходило, будто царевич зарезался сам. Осмотра тела не делали; людей, убивших Битягского с товарищами, не допросили . Показания, снятые с разных лиц гласили одно , что царевич зарезался в припадке падучей болезни . Тело царевича было предано земле в углицкой церкви св. Спаса.

Правительство объявило и приказывало народу верить, что смерть царевича произошла от самоубийства, но в народе сохранилось убеждение, что в царевич был зарезан по тайному приказанию Бориса. Он делал свое дело и приобретал себе всеми мерами сторонников. Борис заручился расположением духовенства. Царь Федор скончался 7 января 1598 года, на сорок первом году своей жизни.Борис объявил, что умерший царь передал державу свою царице Ирине и поручил “строить свою душу” патриарху Иову и с ним шурину своему Борису и двоюродному брату Федору Никитичу Романову-Юрьеву.

Это была неслыханная  новость: никогда еще женщина не царствовала самобытно, не будучи опекуншей детей; притом жена после мужа не могла быть преемницей ни по какому праву. Через девять дней Ирина постриглась в Новодевичьем монастыре. Тогда собрались бояре и постановили ,  что правление остается в руках бояр. Созвали народ целовать крест Боярской Думе , но созванная толпа состояла в большинстве из доброжелателей Бориса. Годунов же в этот момент находился в монастыре с сестрой и молился с ней. Несколько раз Борис отказывался от Престола, но просьбы народа и всего священства во главе с преданным Годунову Патриархом Иовом лишь усиливались. Годунов «клялся, что никогда, рожденный верным подданным, не мечтал о сане державном и никогда не дерзнет взять скипетра, освященного рукою усопшего царя-ангела, его отца и благотворителя; говорил, что в России много князей и бояр, коим он, уступая в знатности, уступает и в личных достоинствах; но из признательности к любви народной обещается вместе с ними радеть о государстве еще ревностнее прежнего. На сию речь, заблаговременно сочиненную, Патриарх ответствовал такою же, и весьма плодовитою, исполненною движений витийства и примеров исторических; обвинял Годунова в излишней скромности, даже в неповиновении воле Божией, которая столь явна в общенародной воле; доказывал, что Всевышний искони готовил ему и роду его на веки веков весьма плодовитою, исполненною движений витийства и примеров исторических; обвинял Годунова в излишней скромности, даже в неповиновении воле Божией, которая столь явна в общенародной воле; доказывал, что Всевышний искони готовил ему и роду его на веки веков державу Владимiрова потомства, Федоровою смертию пресеченного, напоминал о Давиде, царе Иудейском, Феодосии Великом, Маркиане, Михаиле Косноязычном, Василии Македонском, Тиберии и других императорах византийских, неисповедимыми судьбами небесными возведенных на престол из ничтожества; сравнивал их добродетели с Борисовыми...» (митрополит Иоанн /Снычев/). Наконец, за это время патриаршими посланниками был созван Земский Собор, 17 февраля избравший Годунова на царство, настоятельное требование которого Борис «был вынужден уважить», тем более что Патриарх Иов пригрозил ему в противном случае отлучением от Церкви.

30 апреля  Царь Борис Годунов переехал  из Новодевичьего монастыря в Кремль и поселился с семьей в Царском Дворце. 1 сентября, в день новолетия – нового церковного года, Борис Годунов венчался на Царство Русское. Во время Таинства венчания Годунов обещал: «Отче, великий Патриарх, Иов! Бог свидетель сему, никтоже убо будет в моем Царствии нищ, или беден!» Тряся за ворот сорочки, Царь прибавил: «и сию последнюю разделю со всеми». Царское венчание, кроме пиров во дворце, угощений народа, пожалований в чины, сопровождалось необыкновенными милостями: служивым людям выдано было двойное годовое жалование, купцам было дано право беспошлинной торговли на два года; земледельцы освобождены на год от податей; вдовам и сиротам розданы деньги и съестные припасы; освобождены заключенные в темницах; инородцы были освобождены на год от податей. Весь народ, довольный таким началом, признал нового Царя.

 

ПРАВЛЕНИЕ

Царствование  Бориса начиналось успешно, ибо он был  опытным государственным деятелем. Деятельность правительства Годунова была нацелена на всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям, в 1589 был избран первый русский патриарх, которым стал митрополит Иов. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России. Во внутренней политике правительства Годунова преобладали здравый смысл и расчётливость. Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений. При нём в жизнь Москвы вошли неслыханные новшества, например, в Кремле был сооружён водопровод, по которому вода поднималась мощными насосами из Москвы-реки по подземелью на Конюшенный двор. Борис Годунов покровительствовал талантливым строителям и архитекторам. С размахом осуществлялось церковное и городское строительство. По инициативе Годунова началось строительство крепостей в Диком поле — степной окраине Руси. В 1585 году была построена крепость Воронеж, в 1586 — Ливны. В 1592 году был восстановлен город Елец. На Донце в 1596 году был построен город Белгород, южнее в 1600 году был выстроен Царёв-Борисов. Началось заселение и освоение опустевших во время ига земель к югу от Рязани (территория нынешней Липецкой области). В Сибири в 1604 году был заложен город Томск. Также Годунов стремился облегчить положение посадских людей. Современники благодарили Царя Бориса, говоря, что «он цел благолепием, видом и умом всех людей превзошел; муж чудный и сладкоречивый, много устроил он в Русском государстве достохвальных вещей, ненавидел мздоимство, старался искоренить разбои, воровство, кормчество, но не мог искоренить, был светлодушен и милостив и нищелюбив!» – правда, писали это официальные летописцы с определенной целью. Надо также заметить, что Царь Борис издавна хорошо владел искуством лести и подкупа в общении с влиятельными кругами. Подозрительный к боярству, он опирался на дворян и верхи посада, не жалея крестьян (хозяйственный кризис 1570-х—начала 1580-х годов заставил пойти на установление крепостной зависимости. В 1597 году был издан указ об «урочных летах», согласно которому крестьяне, бежавшие от господ «до нынешнего… году за пять лет» подлежали сыску, суду и возвращению «назад, где кто жил». На бежавших шесть лет назад и ранее указ не распространялся, их прежним владельцам не возвращали). Во внешней политике Годунов проявил себя как талантливый дипломат. 18 мая 1595 г. в Тявзине (близ Ивангорода) был заключён мирный договор между Россией и Швецией. Годунов сумел воспользоваться сложной внутриполитической ситуацией в Швеции, и Россия, согласно договору, вернула себе Ивангород, Ям, Копорье и волость Корелу.Однако вскоре разразились три неурожайных года и в стране начался голод. Стремясь помочь голодающим, Царь Борис не жалел средств, раздавал деньги (но цены на продовольствие выросли в десятки раз), приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало, голодный народ массами стекался за царскими деньгами и хлебом в столицу и умирал на улицах и дорогах. К голоду добавилась холера. Появилось множество разбойничьих шаек из холопов, брошенных хозяевами без пропитания. Начались бунты. Самым крупным было восстание под предводительством атамана Хлопка в 1603 г. В народе поползли слухи, что все это кара Божья, что царствование Бориса не благословлено Богом. В столь отчаянном положении Царя стали обвинять во всевозможных грехах, мнимых и действительных. Ему стали пенять на пристрастие к иностранцам, поскольку не было прежде на Руси Государя, который столь благоволил бы к ним (Годунов первым из московских Государей стал приглашать многих иноземцев на службу, освобождая их от налогов, посылал молодежь на учебу за границу, хотел выписать из Европы ученых, чтобы учредить в Москве высшую школу, но этому воспротивилась Церковь). Стали даже приписывать Борису убийство царевича Дмитрия. Годунов же с наступлением народных волнений, вспомнив свое опричное прошлое, стал прибегать к массовым казням бунтовавших крестьян, чем лишь усиливал народное недовольство. Это, как и ужесточение крепостного права Годуновым, сыграло немалую роль в расширении смуты.

 

СМЕРТЬ

  Урожай 1604 г., казалось, должен был прекратить бедствие. Но народными волнениями воспользовались недруги Руси в  Польше, сеявшие слухи, что настоящий царевич Дмитрий жив. И вот в начале 1604 года перехвачено было письмо, писанное одним иноземцем из Нарвы, в этом письме было сказано , что явился сын московского царя  Ивана  Васильевича Димитрий, находится будто бы у казаков,  и Московскую землю скоро постигнет большое потрясение.

  Царь  Борис , услышав , что в Польше явился какой-то человек, выдавший себя за Димитрия , начал с того, что под предлогом, что в Литве свирепствует какое-то поверье, велел учредить на литовской  границе крепкие заставы и не пропускать никого ни из Литвы, ни в Литву, а внутри государства умножил шпионов, которые всюду прислушивались: не говорил ли кто  о Димитрии , не ругает ли кто Бориса. Между тем в Москве давали знать, что в польской Украине под знаменем Димитрия собирается ополчение с со дня на день нужно ждать вторжения в московские пределы, а в июле посланник немецкого императора сообщил от имени своего государя по соседской дружбе, что в Польше проявился Димитрий и надобно принимать против него меры. Посоветовавшись с патриархом, царь находил , что нужно же объяснить и самим себе, кто такой этот обманщик. Стали думать и придумали, что это , должно быть, бежавший в 1602 году Григорий Отрепьев . Он был родом из галицких детей боярских,  постригся в Чудовом монастыре и был крестовым дьяком у патриарха Иова. Стали распространять исподволь в народ слух, что явившийся в Польше обманщик не кто иной как Гришка Отрепьев. Между тем 16 октября названный Дмитрий с толпой поляков и казаков вступил в Московское Государство. Города сдавались ему один за другим. Служилые люди переходили к нему на службу. В ноябре он осадил Новгород-Северск, но был отбит посланным туда царским воеводой Басмановым. После того царь выслал против Дмитрия  войско под начальством Федора Мстиславского. Это  войско 20 декабря потерпело неудачу. Далее скрываться перед народом было невозможно. Послушный Борису патриарх Иов взялся объяснить Русской земле запутанное дело.

  21 января 1605 года Борисово войско  под начальством Мситиславского  и Шуйского одержало верх над  Димитрием , и сам Димитрий ушел в Путивль. Борис был очень доволен, щедро наградил своих воевод , особенно ласкал Басманова за его упорную защиту Новгород-Северска; но народ, услышав о неудаче названного Димитрия, пришел в уныние. Борис вскоре понял , что сила его врага заключается не в той военной силе, с которой этот  враг вступил в  государство, а в готовности и народа,  и войска в Московском государстве перейти при первом случае на его сторону, так как все легко поддавалось уверенности, что он - настоящий царевич.

Информация о работе Борис Годунов