Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 00:28, контрольная работа
Переселение ремесленников в рыночные центры и города было частью общего движения туда сельских жителей. В результате отделения ремесла от сельского хозяйства и развития обмена, в результате бегства крестьян, в том числе и знавших какое-либо ремесло, в X - XIII вв. повсюду Западной Европе бурно росли города нового, феодального типа. Они являлись центрами ремесла и торговли, отличались по составу и основным занятиям населения, его социальной структуре и политической организации. Формирование городов, таким образом, не только отражало общественное разделение труда и социальную эволюцию периода раннего средневековья, но и было их результатом.
Введение…………………………………………………………………………...
1 Город под властью сеньора. Борьба городов Франции с сеньорами………..
2 Борьба за независимость города Лана. Образование Ланской коммуны…...
Заключение………………………………………………………………………...
Литература………………………………………………………………………...
3
5
8
11
12
«Над этим городом издавна тяготело такое злополучие, что в нем никто не боялся ни бога, ни властей, а каждый, сообразуясь лишь со своими силами и со своими желаниями, производил в городе грабежи и убийства… Сеньоры и их слуги совершали открыто грабежи и разбои; ночью прохожий не пользовался безопасностью; быть задержанным, схваченным или убитым - вот единственное, что его ожидало.
Духовенство, архидиаконы и сеньоры… изыскивая всевозможные способы, чтобы вытянуть у простонародья денег, вступили с ними в переговоры через их посредников, предлагая предоставить им право, если они заплатят достаточную сумму, образовать коммуну… Все жители, обязанные платить поголовно определенный чинш, должны были выплачивать однажды в год своему сеньору обычные крепостные повинности и платить законно установленный штраф в тех случаях, когда они совершали какой-нибудь проступок, противный законам. Пользуясь случаем откупиться от множества притеснений, простолюдины дали кучу денег этим сребролюбцам, руки которых подобны были бездонной яме, которую нужно было наполнить. Сделавшись сговорчивее от золотого дождя, падавшего на них, они дали обещание народу, скрепив его присягой, точно соблюдать заключенный договор…
…Епископ, пригласив к себе некоторых клириков и сеньоров города, постановил… сделать нападение и уничтожить коммуну… Нарушение договоров, создавших Ланскую коммуну, наполнило сердца горожан гневом и изумлением: все лица, занимавшие должности, прекратили исполнение своих обязанностей, сапожники и башмачники закрыли свои лавочки; трактирщики и харчевники не выставляли никаких товаров, и никто не надеялся, чтобы в будущем что-нибудь им оставили господа, жадные к добыче…
…Дерзкая толпа не остановилась на этом и повела атаку на самого епископа, производя невообразимый шум перед стенами дворца; епископ с помощью нескольких вооруженных людей защищался как мог, осыпая камнями и бросая дротики в нападающих…
…Рауль, архиепископ Реймсский,
прибыл в Лан, чтобы восстановить
церковь. Мудрый и почтенный архиепископ…
прервал богослужение, чтобы произнести
проповедь на тему об учреждении этих
отвратительных коммун, в которых, вопреки
всякому праву и
Приведенный документ рисует яркую картину борьбы горожан города Лана с сеньором-епископом Годри, типичным представителем своего класса. Из документа следует, что горожане Лана, обладая уже некоторой материальной силой, в юридическом отношении оставались в той же зависимости от своего феодала, что и раньше. Сеньор по-прежнему мог грабить и притеснять их, издеваться над их достоинством. Поэтому в городе и вспыхивает восстание, в результате которого Ланская коммуна все же была уничтожена. Король Франции, признавший коммуну, вероломно нарушил свое обещание.
Людовик VI, санкционировавший отмену коммуны, и феодалы Северной Франции жестоко наказали Лан. Город был взят и разграблен, многие горожане убиты и замучены. В город вступил новый епископ, восстановивший в более осторожной форме те самые злоупотребления, в которых был повинен Годри. Против преемников Годри поднималось несколько восстаний, пока они не согласились пойти на уступки и снова дать горожанам коммуну. Впрочем, чтобы избежать этого неприятного для епископа слова, ее назвали «учреждением мира». Уступка эта была утверждена королем в 1128 г.9
Однако политика королевской власти по отношению к Лану не отличалась постоянством: король выступал в качестве арбитра между епископами и городом и становился на ту сторону, которая больше ему платила, от которой он ожидал больше выгод в данный момент. Коммуна то отнималась у Лана, то опять восстанавливалась, и борьба эта шла до ХIV в., когда коммуна была отменена окончательно (1331 г.). Но окончательная отмена Ланской коммуны была не восстановление власти епископа над городом, а установлением власти короля, чьи судьи и чиновники стали управлять городом.
Заключение
Важнейший результат борьбы городов с сеньорами - освобождение большинства жителей от личной зависимости, закрепленной в городском праве. Было установлено также правило, согласно которому бежавший в город зависимый крестьянин, прожив там "год и один день", становился свободным. Средневековая пословица не зря говорила, что "городской воздух делает свободным".10 Все проявления несвободы постепенно исчезали в городе.
Приведём примеры из документов городского права, в которых зафиксировано это правило.
В Хартии города Сент-Омера (1168 г.) записано: "32. Если крепостной какого-либо сеньера станет горожанином, его нельзя будет схватить в городе, и если какой-либо сеньер захотел бы взять его к себе в качестве собственного крепостного, то пусть приведет его ближайших наследников, его дядей и теток по матери для разбора этого дела; если же этого не сделает, должен отпустить его на волю".11
Город, таким образом, стал в средние века символом независимости, и сюда, спасаясь от феодального гнета, устремлялись тысячи крепостных. Ни один феодал не имел права схватить в городе бывшего своего крепостного, теперь уже свободного горожанина, и вновь превратить его в подневольного человека.
Права и вольности, получаемые средневековыми горожанами, во многом были сходны с иммунитетными привилегиями, носили феодальный характер.
Таким образом, в результате освободительной борьбы население городов заняло особое место в жизни феодального общества, стало играть заметную роль в сословно-представительских собраниях.
Литература
1 История экономики: Учебное пособие. 3-е изд., стереотип./Заславская, М.Д. – М.: МГИУ, 2008, - с.45.
2 История экономики: Учебное пособие. 3-е изд., стереотип./Заславская, М.Д. – М.: МГИУ, 2008, - с.45.
3 История средних веков / Под ред. С.Д.Сказкина. М.: Высшая школа, 1966. –Т.1– с.273.
4 Основные проблемы истории средневекового города/Стоклицкая-Терешкович, В.В. – М.: Изд-во социально-экон. лит-ры, 1960. – с.122.
5 История средних веков / Под ред. С.Д.Сказкина. М.: Высшая школа, 1966. –Т.1– с.237.
6 Очерки по истории ранней городской культуры во Франции/ Сидорова, Н.А. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. – с.47.
7 Основные проблемы истории средневекового города/Стоклицкая-Терешкович, В.В. – М.: Изд-во социально-экон. лит-ры, 1960. – с.113.
8 История средних веков: хрестоматия: в 2 т./сост. В.Е.Степанова, А.Я.Шевеленко. – М., 1969. – Т.1. – с.176-179.
9 Очерки по истории ранней городской культуры во Франции/ Сидорова, Н.А. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. – с.121.
10 Основные проблемы истории средневекового города/Стоклицкая-Терешкович, В.В. – М.: Изд-во социально-экон. лит-ры, 1960. – с.132.
11 Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н.П.Грацианского и С.Д.Сказкина. М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1953. –Т.1– с.386.
Информация о работе Борьба городов Франции с феодальными сеньорами и образование Ланской коммуны