Борьба городов Франции с феодальными сеньорами. Образование Ланской коммуны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:00, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение борьбы французских городов с феодальными сеньорами.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. выявить способы борьбы французских городов с феодальными сеньорами;
2. рассмотреть цели создания Ланской коммуны.

Содержание

1. Борьба городов Франции с феодальными сеньорами……………………………
2. Образование Ланской коммуны……………………………………………………………….
3. Список использованных источников………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

istoria_srednikh_vekov.docx

— 30.47 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Исторический факультет

 

Кафедра истории древнего

мира и средних веков

 

Любутин Денис Николаевич

 

Борьба городов Франции с феодальными сеньорами.

Образование Ланской коммуны.

Контрольная работа  по дисциплине

«История средних веков»

 

студента 2 курса заочной формы обучения

Направление специальности: История (отечественная и всемирная)

 

 

Научный руководитель:

к.и.н, доцент А.А. Прохоров

Минск, 2013

Содержание

 

 

1. Борьба  городов Франции  с феодальными сеньорами……………………………

2. Образование Ланской коммуны……………………………………………………………….

3. Список использованных  источников………………………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В X-XI вв. в странах Западной Европы произошло отделение ремесла от сельского хозяйства. Это было связано с ростом производительных сил, который выражался в постепенном изменении и развитии навыков ремесла и промыслов, их расширении и усовершенствовании. Также складывались рынки, распространялись ярмарки, развивались средства и пути сообщения.

Так ремесло отделилось от сельского хозяйства и стало самостоятельной отраслью производства, которая концентрировалась в особых центрах.

Еще одной предпосылкой отделения ремесла и торговли стал прогресс сельского хозяйства. Увеличении продуктивности создавало излишки и давало возможность обменивать часть продуктов.

Помимо хозяйственных предпосылок существовали социальные и политические для образования специализированного ремесла и городов.  Завершение процесса феодализации позволило рассматривать города как опорные пункты  и источники денежных поступлений для государства и церкви.

Способствовала росту городов как потребность высших слоев в профессиональных ремесленниках, так и угнетаемые крестьяне сами убегали в города.

Таким образом, в X-XIII вв. повсюду в Западной Европе росли города нового феодального типа. Они являлись центрами ремесла и торговли, отличались по составу и основным занятиям, социальной структуре и политической организации. Это отражало не только общественное разделение труда и социальную эволюцию, но и было результатом формирования городов.

Целью данной работы является рассмотрение борьбы французских городов с феодальными сеньорами. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

      1. выявить способы борьбы французских городов  с феодальными сеньорами;
      2. рассмотреть цели создания Ланской коммуны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Борьба  городов Франции с феодальными сеньорами

 

   В IХ-Х в.в. в условиях политической разобщенности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как "первый среди равных". Фактически власть короля распространялась лишь на территории его домена. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам. Такая форма феодального государства построена по принципу вассалитета, может быть определена как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней была разделена между королем и феодалами, которые были связаны вассальными отношениями.

   Становление сеньориальной монархии в IХ - XII в.в. означало упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны, ослабление ее внешнеполитического положения. На данном этапе развития средневекового общества во Франции, в условиях экономической и политической децентрализации отдельные феодалы более эффективно осуществляли государственные функции, чем это делала королевская власть.

  В IХ-Х вв. во Франции, когда королевская власть была особенно слабой, король избирался верхушкой светских и духовных феодалов, но будущий преемник правящего короля избирается еще при жизни последнего. В XII в. утверждается порядок передачи трона по наследству.

   Первоначально функции королевской власти были крайне ограничены. Король считался главой французского войска, законодательствовал, осуществлял суд. Другие королевские полномочия существовали лишь в теории, а не на практике. На короля возлагались обязанности "защиты королевства и церкви", а также "поддержания мира" в стране, но он не имел реальной власти для их осуществления. Судебную власть король имел только в пределах своего домена.

   На пути экономического развития городов стояли огромные препятствия. К XI в. горожане продолжали ещё целиком оставаться под властью феодальных сеньоров, на земле которых располагался город. Феодалы обременяли горожан бесконечными поборами и всевозможными повинностями. Всё облагалось налогом — движимое и недвижимое имущество, продовольствие и ремесленные изделия, земля и вода. Горожане были обязаны везде платить своему феодальному сеньору дорожную пошлину — у ворот города, на мостах и даже при переходе из одного квартала в другой, когда городом владели несколько сеньоров, что бывало нередко. Феодальная эксплуатация сковывала развитие производительных сил в городах. По мере роста ремесла и торговли сеньориальный гнёт становился для горожан всё более не выносимым. Вот почему «...горожане в каждом городе вынуждены были для защиты своей жизни объединяться против сельского дворянства»

   Борьба за свободу и независимость от феодальных сеньоров превратилась с течением времени для ремесленников и купцов города в важнейший вопрос их существования и стала одним из серьёзнейших факторов развития феодального общества. Направленная против господствующего класса и феодальной эксплуатации, она имела глубоко прогрессивное значение. Начавшаяся во Франции в XI столетии и достигшая апогея в XII в., эта борьба составляла первый значительный этап в истории французского города и привела к возникновению разнообразных форм городской организации в средние века и в том числе её наивысшей формы — коммуны.

 

 

 

 

 

Образование Ланской коммуны

 

   Самые резкие формы  борьбы горожан против их феодальных сеньоров (так называемое коммунальное движение) приняла в Северной Франции, где города находились в особо тяжёлом положении. Менее развитые по сравнению с южными городами в экономическом отношении, города Севера вступили в борьбу с феодалами лишь с конца XI столетия. Горожане овладевали городскими укреплениями, давали клятву о взаимной помощи, отменяли административные и судебные права сеньоров, избирали свою администрацию и не только оборонялись от феодалов в черте города, но иногда и сами нападали на феодальные замки.

   Борьба за коммуну, т. е. борьба за полное самоуправление городов, в Северной и Северо-Восточной Франции достигла больших результатов. В 1077 г. Коммунальной хартии добился город Камбре, а затем Сен-Кантен, Бове, Нуайон. В 1112 г. борьба за коммуну вспыхнула в Лане. Почти одновременно началось коммунальное движение в Амьене. Вслед за Амьеном коммунальных порядков добился Суассоп, потом Корби и Сен-Рикье (1125 г.), Абвиль (1190 г.), в 1146 г. — Санс и Этамп, а затем Дижон, Сомюр и др.

   В большинстве названных городов жители их добивались установления и утверждения коммунальных порядков в ожесточенной борьбе с католической церковью. Само наименование «коммуна» вызывало у представителей этой церкви невероятную злобу. Так, например, один из очевидцев событий, связанных с ланской коммуной, — аббат Гвиберт Ножанский писал: «А это новое и отвратительнейшее слово «коммуна» означает, что все крепостные должны выплачивать своим господам обычные для крепостных подати один раз в год, подвергаясь за свои противозаконные поступки установленному штрафу. От несения же прочих повинностей, которые обычно налагаются на сервов, они освобождаются полностью».

   Короли нередко  поддерживали коммуны в их  борьбе с сеньорами, так как, освобождаясь  от власти сеньора, города признавали  власть короля. Но на территории  своего домена короли избегали  давать городам права коммуны. Большие города королевского  домена получали обычно лишь  частичное самоуправление при  сохранении в городе власти  назначаемого королем чиновника (Париж, Орлеан, Бурж и др.); более мелкие же города — только некоторые налоговые преимущества.

   Против освободительного движения городов боролись и их непосредственные сеньоры (аббаты, епископы и архиепископы), и вся католическая церковь в целом, выступавшая как единая и сплоченная организация. Эта позиция церкви объяснялась не только стремлением клира сохранить за собой сеньориальную власть над богатыми городами, но и прежде всего тем, что церковь рассматривала городское освободительное движение, как опасное для того общественного строя, который она освящала своим авторитетом.

   Для феодалов  коммуна  была тем лозунгом, под которым  северофранцузские города восставали  и боролись против своих сеньоров. Феодалам приходилось нередко  идти на уступки и давать  городам права самоуправления. Но  чуть только сеньор чувствовал  себя достаточно сильным, он брал  все уступки обратно, и борьба  начиналась снова, затягиваясь иногда  на столетия.

   Первой «коммуной», т. е. свободным самоуправляющимся городом, стал в 1077 г. Камбре, получивший коммунальную хартию. Затем уже в первой половине XII в. его примеру последовали Сен-Кантен, Бовэ, Нуайон, Лан, Амьен, Суассон, Сен-Рикье, Корби, Реймс и др. В результате установления коммуны город получал права самоуправления (выборный городской совет во главе с мэром), суда и налогового обложения. С сеньором он вступал в договорные отношения, Определявшие привилегии города и степень его независимости. Характерным примером борьбы за установление коммуны является история города Лана, расположенного недалеко от Парижа.

    К XII в. борьба между епископами и ланскими горожанами крайне обострилась. Епископы и их рыцари не останавливались ни перед каким насилием, чтобы выжать из города лишние деньги: они арестовывали богатых горожан, сажали их в тюрьму и требовали выкупа, непрерывно повышали налоги, а тех, кто их не платил, привлекали к суду и разоряли огромными штрафами.

   Притеснения особенно  усилились, когда епископом стал  нормандец  Годри (1106 г.). Город решил откупиться от сеньера, уплатив ему значительную сумму денег. Воспользовавшись отсутствием Годри, город заключил договор с его заместителями. Нуждаясь в деньгах, Годри согласился на эту сделку. В Лане была организована "коммуна", предоставлявшая горожанам возможность освободиться от вымогательств со стороны сеньера, за что город обязывался уплачивать ему ежегодно определенную ренту. Город получил от епископа право иметь самоуправление, производить обложение горожан и, наконец, право своего собственного суда, помимо епископского. Все население сложилось, для того чтобы уплатить требуемую сумму епископу. По просьбе горожан коммуну утвердил король Людовик VI, получивший за это богатые подарки.

   Но очень скоро  Годри растратил полученные им от города деньги и решил отменить коммуну. Пригласив короля в Лан, он просил его уничтожить коммуну, обещая за это уплатить значительную сумму денег. Горожане, узнав об этом, со своей стороны предложили королю 400 ливров; но так как Годри давал больше, то судьба коммуны была решена. Коммунальная хартия была уничтожена (1112 г.). Попытка Годри взыскать с горожан сумму, обещанную им королю за отмену коммуны, вызвала восстание. Раздался призывный крик: "Коммуна! Коммуна!" Горожане вооружились и напали на дома рыцарей. Многие из рыцарей и должностных лиц были убиты. Наконец, был убит и сам епископ, и труп его долго валялся па улице.

   Людовик VI, санкционировавший отмену коммуны, и феодалы северной Франции решили наказать Лан. Часть жителей, не дожидаясь появления королевских войск, покинула город, который был взят и разграблен королем и феодалами. Много горожан было перебито и замучено. Коммуна была отменена. В город вступил новый епископ, восстановивший в несколько более осторожной форме те самые злоупотребления, в которых был повинен Годри. Против преемников Годри поднималось несколько восстаний, пока они но согласились пойти на уступки и снова дать горожанам коммуну. Впрочем, чтобы избежать этого неприятного для епископа слова, ее назвали "учреждением мира". Уступка эта была утверждена королем (1128 г.).

   Политика королевской  власти по отношению к Лану  не отличалась постоянством. Король  выступал в качестве арбитра  между феодалами и городом  и становился на ту сторону, которая дороже ему платила, от  которой он ожидал больше выгод  в данный момент. Коммуна то  отнималась у Лана, то опять  восстанавливалась, и борьба эта  шла до XIV в., когда коммуна была отменена окончательно (1331 г.). Но окончательная отмена ланской коммуны была не восстановлением власти епископа над городом, а установлением власти короля.

   Завоевание политической самостоятельности создавало условия для быстрого роста городов. ост городов ускорил социально-экономическую дифференциацию городского населения. Очень усилились и разбогатели купцы и мастера некоторых цехов (мясники, сукноделы, ювелиры и др.); в коммунах они полностью захватили власть, пренебрегая интересами массы ремесленников и мелких торговцев. В городах началась ожесточенная внутренняя борьба. Пользуясь этим, короли вмешивались во внутренние дела коммун и с начала XIV в. стали постепенно лишать их прежних прав и привилегий.

   Город экономически подчинял себе довольно обширную сельскую округу. В него стекались беглые крепостные, обретавшие там свободу. Крепкие стены и вооруженная охрана защищали теперь города от посягательств феодалов. В XIII в. выросли и разбогатели города на Сене, Уазе, Марне, Сомме, Верхней Соне и Средней Луаре. К концу XIII в. они были уже экономически связаны между собой. Еще в XII в. в Париже оформилась «Ганза речных купцов», игравшая главную роль в городском управлении. В 1210 г., после отвоевания у англичан Нормандии, руанские и парижские «речные купцы» создали объединение купцов, торгующих по Сене. К нему присоединились бургундские купцы с Верхней Соны и с Йонны. Затем появилось товарищество купцов, торгующих по Луаре.

Информация о работе Борьба городов Франции с феодальными сеньорами. Образование Ланской коммуны