Борьба женщин Индии за свои права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 22:51, творческая работа

Краткое описание

В связи с тем, что последние несколько лет Индия является активно развивающейся страной и претендует на становление еще одного экономического центра в мире, проблема гендерного равенства выходит на первый план, как одно из условий развитой страны, которой возможно станет Индия в будущем.
Задача же данной работы – это рассмотрение сегодняшней ситуации в Индии и историю развития отношений к женщине.

Вложенные файлы: 1 файл

Борьба женщин Индии за свои права.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Национальный исследовательский университет
“Высшая школа экономики”

 

Факультет
Мировой экономики и мировой политики

Отделение
Международные отношения

Эссе по политической и экономической истории

 

На тему: «Борьба женщин Индии за свои права»

Студентка группы №166,

Шимановская Лидия Александровна

Проверил д-р ист. наук Лунёв Сергей Иванович

Москва 2012

Введение

В современном развивающемся и в стремящемся стать демократическим мире очень остро стоит вопрос о гендерном равенстве и правах женщин. Особенно актуален данный вопрос для стран Востока, где до сих пор, благодаря устоявшимся традициям и специфики религии, женщины занимают если не самое низкое положение в обществе, то, по крайней мере, не имеют равных прав с мужчинами.

И действительно, не смотря на многочисленные женские политические организации и движения по всему миру (США, Англия, Франция), в таких странах как Афганистан, Ирак, Судан, Пакистан женщины до сих пор страдают от нищеты, насилия и безграмотности. На самом деле не так давно, в числе этих стран была и Индия, однако со временем положение женщин в этой стране заметно улучшилось.

В связи с тем, что последние несколько лет Индия является активно развивающейся страной и претендует на становление еще одного экономического центра в мире, проблема гендерного равенства выходит на первый план, как одно из условий развитой страны, которой возможно станет Индия в будущем.

Задача же данной работы – это рассмотрение сегодняшней ситуации в Индии и историю развития отношений к женщине.

 

История

Согласно религии Индии – индуизму – женщины не обладали равными правами с мужчинами. С рождения, девочки, а затем и женщины, должны были находиться под защитой мужчин (отцов и мужей). «Отец охраняет [ее] в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья охраняют в старости; женщина никогда не пригодна для самостоятельности (svatantrya)»[1]. Таким образом, женщина всю свою жизнь привязана к мужчине и не имеет не только возможности жить самостоятельно, но и не имеет прав на любую деятельность кроме как быть женой своего мужа. Муж же должен уважать, охранять и почитать свою жену, однако он должен её и контролировать и при необходимости мог применить силу.[2]

Цель любой женщины – это стать женой своего мужа, родить и воспитать ребенка, причем предпочтительнее мальчика. «Рождение потомства, воспитание рожденного, [а также] повседневная жизнь людей во всех подробностях - [в этом] женщина очевидная основа»[3].

Представленные выше предписания женщинам описаны все в  «Законах Ману» - древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга. В этом сборнике также представлены и другие ограничение жизни женщин: запрет на развод с мужем, невозможность повторно выйти замуж после смерти мужа. Однако необходимо заметить, что помимо ограничения прав женщин, в «законах Ману» их уважают. В 3-ей главе этих предписаний в пунктах 56-62 говорится о том, что в доме, где женщину почитают, всегда  живет благополучие; если женщина красива, то будет блистать весь дом, а сама она будет привлекательна для мужа, благодаря чему будет производиться потомство. В этой же главе есть пункты, описывающие в какие дни нужно зачинать мальчиков (по четным дням).

Помимо «законов Ману» почти не сохранилось древних текстов, описывающих положение женщин в Индии, однако исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что женщины в Индии были уважаемы, но имели ограниченные права, о борьбе за которые дальше и пойдет речь.

 

 

Начало женского движения в Индии

В середине 19-ого века, а именно в 1857 в Индии вспыхнуло «Восстание сипаев», или Первая война за независимость. Это восстание было вызвано недовольством правлением Британской Ост-Индской компании. И хотя это восстание было подавлено англичанами, оно дало некий толчок к национальному освободительному движению в Индии.

В свете этих событий, с 1880-х женщины среднего класса стали все активнее участвовать в политической жизни страны, выступать за реформы, однако процесс приобщения женщин к политике был очень медленным и трудным.

Одной из самых выдающихся женщин того времени, была Пандита Рамабаи, родившаяся в 1858 году. Она была дочкой Брахмана, таким образом, получила хорошее образование. Пандита Рамабаи выступала за прием женщин в медицинские учреждения и подготовку женщин-учителей. Одна из её книг является наиболее известной – «Индуистская женщина высокой касты».

Эта книга полностью посвящена жизни девушки, женщины в Индии с самого своего рождения. Пандита Рамабаи подробно описала, какое насилие испытывают на себе девушки Индии. С самого рождения девочка – нежелательный ребенок, и если в семье помимо девочки есть ребенок мужского пола, то именно ему достается вся любовь и забота родителей. Если с сыном что-либо случается (он умирает при рождении, заболевает или погибает), причиной любых бед является рожденная девочка. За это всю свою жизнь она будет вынуждена жить в ненависти и нелюбви. Цель любого родителя девочки – как можно скорее выдать ее замуж, таким образом, в Индии очень часто практиковались ранние браки (по законам Ману, минимальный возраст брака для девушки – 8 лет, а максимальный – 12), что отнюдь не положительно влияло на состояние здоровье молодых невест, которые не могли сопротивляться воли родителей и для которых должно быть благом то, что их взяли замуж. Также в Индии было принято обязательное приданое за девушку, то есть будущий муж не только получал жену, но и какие-то материальные ценности. Однако, как пишет Пандита Рамабаи, среди известных восьми форм брака, есть одно исключение, при котором брак – только соглашение между возлюбленными быть друг к другу лояльными и терпимыми. При заключении такого брака не родители выбирают детям супругов, а они сами могут выбрать, причем не только мальчик свою жену, но также и девочка своего будущего мужа.

Выдавая девочку замуж, ее отец должен был убедиться, что она будет жить хорошо, как минимум обеспечена едой, одеждой и крышей над головой. При всем этом, девочки мечтают о свадьбах, потому что в день свадьбы проходит не просто торжественная церемония, эта церемония запоминается девушке на всю жизнь своей красочностью. Девушки мечтают о великолепных свадебных нарядах, которые являются обязательными атрибутами индийской свадьбы.

Если в браке рождался мальчик, в честь этого устраивались целые праздники, потому что он был продолжателем рода, но если рождалась дочка – отец объявлял, что «никто» не родился. Это должно было определить и положение девушки в жизни, что она должна быть именно «никем». Также устанавливалось определенное число девушек в кланах. Если же число родившихся девушек превышало необходимое число, то «лишних» могли убить собственные родители. Пандита Рамабаи задается вопросом, кто же может защитить девушек, если даже собственные родители способны на убийство и усыпляют своих детей опиумом. 

В заключение, Пандита Рамабаи отмечает три необходимых вещи, которых нет у индийских девушек. Во-первых, это уверенность в собственность силах. Девушки Индии очень зависят от мужчин. Во-вторых, это образование. На тот момент девушки не получали практически никакого образования, даже начального. И, в-третьих, это наличие индийский женщин-учителей, которые не просто являлись бы носителями языка, что безусловно упростило процесс получения знаний, но и знали бы культуры и особенности девушек Индии.

Заявив, таким образом, об острой необходимости женского образования и основав школу для юных вдов, Пандита Рамабаи фактически запустила механизм женского движения в Индии. Стремление женщин к получению образования набирало обороты, как и  их стремление к разрешению национальных проблем. В качестве своих доказательств высокого статуса индийских женщин, индийские активистки использовали мифы и истории про древних индийских богинь, которые действительно очень высоко ценились.

Такая активность индийских женщин поддерживалась до получения Индией статуса независимого государства. До 1947 года во множество пикетов и демонстраций были также вовлечены и женщины, многие из которых были арестованы. Среди подобных демонстраций был протест индийских женщин за право участвовать в «Соляном походе» (протест индийцев против налога на соль во главе с Махатма Ганди). [4]

 

Независимая Индия и изменений положения женщин в обществе

С 1947 года  интересы женщин Индии были в основном сосредоточены на равноправии полов.

Конституция Индии 1950 года гарантировала равные права женщин и мужчин, равенство их положения и возможностей. В ней был декларирован запрет на дискриминацию по признакам пола, предусматривалось обязательное школьное обучение всех детей - мальчиков и девочек в возрасте до 14 лет.[5]

Признание Индии независимым государством существенно повлияло на жизнь в Индии вообще, в особенности женщин. Были приняты многочисленные законы, улучшающие их положение в индийском обществе. Это закон об индусском браке, который предполагал моногамию – нормой, а также допускал возможность развода (1955),  закон о наследовании(1956) и закон об отмене приданного  (1961), и наконец, закон об увеличении брачного возраста для девушек - до 18 лет, для юношей – до 21 года. Помимо уже описанных законов, в 1994 году был принят закон, согласно которому запрещено было злоупотреблять применением пренатальной диагностической техники (при помощи этой техники можно было заранее определить пол ребенка; индийцы использовали это, чтобы предотвратить нежелательное появление на свет девочки).

Однако, ранее не было отмечено, что положение девушек сильно зависит от их принадлежности той или иной касте. И какие бы изменения не были произведены, они вряд ли как-либо коснулись сельских женщин. С введением всех вышеописанных законов, женщины высшего и среднего класса смогли получить высшее образование, однако лишь некоторые из них на тот момент смогли пробиться на рынок с жесткой конкуренцией, в то время как большинство женщин даже имея диплом, становились домохозяйками.

За последнее время в Индии значительно увеличилось число женщин, имеющих профессию. Появились женщины-учителя, которые были так необходимы Индии. Так как раньше в школах преподавали только женщины низших каст, то редкие родители могли отпустить свою дочь в подобную школу, однако появление среди учителей женщин, принадлежащих различным кастам, открыло двери множеству девочек. Также женщины начали работать в области политики и здравоохранения. Сегодня наличие высшего образования у девушки уже считается достоинством. Несмотря на это, женщины до сих пор сильно отстают от мужчин. На 2009 год процент грамотных женщин в Индии составлял 56%, тогда как процент грамотных мужчин – 76%. [6]

Индийское женское движение действительно является одним из наиболее активных. Каждая значимая политическая партия имеет женскую организацию, в стране действуют сотни женских организаций, в филиалах которых можно найти бесчисленное количество активисток. В Дели при поддержке правительства работает Центр развития женщин, который занимается подготовкой программ по женской проблематике и всемирной истории феминизма для индийских колледжей, где читаются специальные курсы по этой теме. В Индии известен Бомбейский женский университет (осн. в 1938 году) с аспирантурой и научно-исследовательским департаментом. [7]

 

Заключение

Особенность индийского женского движения заключается в том, что удалось объяснить женщинам Индии их реальные права. Сегодня деятельность многих женских организаций направлена на обучение, появление большего количества женщин-профессионалов.

В 1997 году была подписана Женская хартия, которая обеспечивала женщинам 33% мест в законодательных органах. Этот документ также предлагал принять некоторые законы, регулирующие права женщин в неорганизованном секторе экономики и предоставляющие права на владение землей. Некоторые пункты хартии касались и насущных нужд, таких как обеспечение питьевой водой, обеспечение начального образования и другое.

Существенным изменением в жизни женщин является их все более и более активное участие в политической жизни страны. Во-первых, женщины сейчас активные избиратели. А во-вторых, серьезным толчком послужил победа Пратихбы Патил на президентских выборах в 2007 году. Нельзя забывать, что конституция Индии дает огромные полномочия президенту: он назначает Верховных судей, а еще он играет важную роль в политической жизни страны. Избрание женщины на пост президента отражает растущую роль женщины в политике, экономике и общественной жизни. [8]

 

В качестве заключения, хотелось бы добавить, что в связи с данными событиями можно говорить об улучшении положения индийской женщины, хотя проблема гендерного дисбаланса пока не может быть решена при существовании кастовой системы.


Список литературы

http://www.саморазвитие1.рф/Induizm/Vedi/Upavedi/Zakoni_Manu.html [В Интернете].

Ramabai Pandita The High-Caste Hindu Woman [Книга]. - Philadelphia : [б.н.], 1888.

Кнотт Ким Индуизм [Книга]. - [б.м.] : Весь мир, 2001.

Кузык Б.Н. Шаумян Т.Л. Индия – Россия: стратегия партнерства в XXI веке. [Книга]. - М. : [б.н.], 2009.

Юрлова Е. С. Индия: гендерные проблемы на рубеже XXI века [Журнал]. - 1998 r..

 

 



[1] http://xn--1-7sbaipkia5auwiv.xn--p1ai/Induizm/Vedi/Upavedi/Zakoni_Manu9.html

[2] Кнотт Ким. Индуизм/ Пер. с англ. - М., Изд-во "Весь Мир", 2001. С. 121- 138.

[3] http://xn--1-7sbaipkia5auwiv.xn--p1ai/Induizm/Vedi/Upavedi/Zakoni_Manu9.html

[4] Кнотт Ким. Индуизм/ Пер. с англ. - М., Изд-во "Весь Мир", 2001. С. 121- 138.

[5]Е.С. ЮРЛОВА «ИНДИЯ: ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА»; 1998 г.

[6] Б.Н. КУЗЫК; Т.Л. ШАУМЯН «ИНДИЯ — РОССИЯ:СТРАТЕГИЯ ПАРТНЕРСТВАВ ХХI ВЕКЕ», МОСКВА, 2009

[7] Е.С. ЮРЛОВА «ИНДИЯ: ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА»; 1998 г.

 

[8] Б.Н. КУЗЫК; Т.Л. ШАУМЯН «ИНДИЯ — РОССИЯ:СТРАТЕГИЯ ПАРТНЕРСТВАВ ХХI ВЕКЕ», МОСКВА, 2009


Информация о работе Борьба женщин Индии за свои права