Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:53, реферат
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что произошедшее уже более десяти лет назад принятие новой российской Конституции и провозглашение Российской Федерации правовым государством с республиканской формой правления ставит историко-политическую науку перед необходимостью исторического анализа в такой области, как становление и развитие системы государственных органов. Целью является изучение Боярской Думы как высшего органа власти централизованного русского государства. Задачи: изучить теоретические аспекты и рассмотреть Боярскую Думу как первый прототип государственных дум; проанализировать Боярскую Думу как высшего органа власти централизованного русского государства, определить роль Боярской Думы в системе государственных органов Московского государства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
1.1 Боярская Дума в эпоху Киевской Руси
1.2 Боярская Дума как сословный орган
ГЛАВА II. БОЯРСКАЯ ДУМА- КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ВЛАСТИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 Компетенции Думы
2.2 Состав Боярской Думы
2.3 Порядок заседания и принятия решений
2.4 Документирование деятельности Думы
ГЛАВА III. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ БОЯРСКОЙ ДУМЫ
3.1 Роль Думы в системе государственных органов Московского государства
3.2 Прекращение деятельности Боярской Думы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Порядок документирования в значительной степени опирался на исторически сложившиеся обряды и традиции, которые в процессе создания прецедентов обретают характер законченной системы. Поэтому такую долгую жизнь обрели документы и правила их оформления, с которыми мы имеем дело и поныне9.
ГЛАВА III. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ БОЯРСКОЙ ДУМЫ
3.1 Роль Думы в системе
государственных органов
Дума играла роль согласительного
органа. При тогдашнем беспорядке
в области приказной системы -
это было основной обязанностью правительства.
Существовало несколько общих правил
в отношении определения
форма: «и великий государь, слушав докладной выписки, указал и бояре приговорили...» есть просто обозначение факта участия царя в заседании Боярской Думы. Но такой порядок законодательства не был формально обязательным для царя. Он мог сам решать дела и издавать распоряжения, имевшие характер законодательных постановлений, единолично. Иногда царя решал вопросы с небольшим кругом советников, - так называемая комнатная дума государя.
форма: «по указу великого государя бояре, той докладной выписки слушав, приговорили..» есть просто обозначение факта отсутствия царя на заседании Боярской Думы.
Дума издавала два общих вида актов: «закреп» и «помет». «Закреп» - решения Думы по общим вопросам управления, под ним стояла подпись всех думных дьяков. «Помет» - закрепление указа частного свойства - под актом стояла подпись одного думного дьяка.
В конце XVI - начале XVII в. роль Думы и близкой ко двору знати в управлении государством не только не падает, но и возрастает, что выразилось, прежде всего, в усилении участия бояр в непосредственном управлении приказами в качестве судей. Возрастание роли знати в руководстве приказами происходило на протяжении всего XVII в . Это имело важное политическое значение и способствовало постепенной бюрократизации боярства. Из органа первоначально родовой земельной аристократии Дума постепенно трансформируется в орган служилой аристократии , в своеобразный совет «из начальников приказов ». Конец XVI и начало XVII в . были важной вехой в этом процессе .
3.2 Прекращение деятельности Боярской Думы
Хотя дума и сохранилась при первых Романовых, её значение стало постепенно снижаться. После отмены царем Федором Алексеевичем в 1682 году местничества и сожжения разрядных книг значение Боярской думы окончательно падает. Царская власть теперь не нуждалась в «подпорке» из высших аристократов, Россия уверенно вставала на путь абсолютной монархии. Окончательно Боярская дума прекратила деятельность при Петре I. После переноса столицы в Петербург заседания Боярской думы, оставшейся в Москве, не проводились. В 1711 году царем был создан новый орган - Сенат, и необходимость в думе окончательно отпала. Петр I перестал присваивать думские чины, и за счет естественной убыли членов Боярской думы она окончательно исчезла.
Совещания с боярами продолжались в так называемой, Ближней канцелярии, которая сама по себе была не более, как личною канцелярией царя и учреждением постоянным; но съезды бояр в канцелярии -- уже не учреждение, постоянно действующее. В последующие годы, до учреждения сената, Петр, во время отъездов своих из столицы, поручал ведение дел нескольким лицам, но не доверял им и не полагался на них. В 1711 г. 22. февр., объявляя о войне с Турциею и собираясь уехать на театр войны, он поручил ведение дел тоже нескольким лицам, назвав совокупность их сенатом, который отнюдь не имел прежнего значения боярской думы и не был учреждением политическим.
Таким образом, боярская дума была учреждением, тесно связанным с судьбою известного класса московского общества; она была политическим учреждением, которое создавало московский государственный и общественный порядок и им руководило. По своему специальному составу это было аристократическое учреждение. Такой его характер обнаруживался в том, что большинство его членов почти до конца XVII в. выходило из известного круга знатных фамилий и назначалось в думу государем по известной очереди местнического старшинства. Единственной постоянной опорой устройства и значения боярской думы был обычай, в силу которого государь призывал в управление людей боярского класса в известном иерархическом порядке. Крепость этого обычая создана была историей самого Московского государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение необходимо подвести итоги проделанной работы.
Следует обратить внимание, что Боярская Дума - термин относительно современный. В справочниках XVI-XVII веков чаще применяется словосочетание Дума Бояр. Однако ее функции, состав служилого боярства, виды документов и обсуждаемые вопросы напрямую соотносят ее с верховной властью.
Боярская дума знала взлеты
и падения своей
Боярская Дума не только
обсуждала важнейшие
Финансовое управление Боярской Думы. Она утверждала налоги. Кроме того, Дума распоряжалась раздачей по докладным челобитьям поместий и вотчин.
Дума выполняла контрольные
функции надзора за наместниками,
а позже и воеводами. Дума также
принимала челобитья от населения
на злоупотребления местных
Дума занималась вопросами внешней политики. Глава Посольского приказа входил в состав Думы, в ней была Ответная Палата, занимавшаяся международными вопросами Московского царства.
Судебные права Думы были так же определены ее компетенцией.
Мы знаем мало подробностей
о ходе дел в Боярской Думе,
но большие последствия ее
работы явственны всем. Под ее
руководством создавался
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Додонова, М.И. Исторический
опыт документирования
2. Зуляр Ю.А., Генезис русского самодержавия и дискуссия о его особенностях, Уч. Пособие, Иркутск, 2006.
3. Зуев М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века. М.:Дрофа, 2004. - 83с.
4. Исаев И.А. История государства и права России, Учебник, - М., 2004., 3-е изд.
5. История государства и права России / под ред. Ю.П. Титова М., «Проспект» 2001.
6. Каштанов С .М . Россия // История Европы . - Т .3. - От средневековья к новому времени (конец XV -- первая половина XVII в .). - М . , 1993
7. Ключевский В.О. Курс русской истории. Москва, 1989
8. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для ВУЗов. М., Изд-во Инфра М - Норма, 1997.
9. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Москва, 1991.
10. Черепнин Л.В. Образование
Русского централизованного
11. Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма. М., 1996.
Информация о работе Боярская дума – высший орган власти Русского централизованного государства