Брестская церковная уния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 00:35, реферат

Краткое описание

Как правильно отмечают современные исследователи, уния – явление противоречивое и неоднозначное. Ее невозможно охарактеризовать полярно: или со знаком “минус” или со знаком “плюс”. Рассматривать церковную унию необходимо в ее динамике, историческом развитии, как событие, прямо или косвенно связанное со сложной социальной, государственной, духовно-культурной жизнью белорусского и украинского народов, начиная с возникновения Великого Княжества Литовского и до наших дней.

Вложенные файлы: 1 файл

Брестская церковная уния доклад.docx

— 17.83 Кб (Скачать файл)

Брестская церковная  уния (1596 г.)

Церковной унии, и Брестской  унии в частности, посвящено множество  литературы, которая освещает самые  разнообразные, диаметрально противоположные  оценки этого исторического события.

Как правильно отмечают современные  исследователи, уния – явление противоречивое и неоднозначное. Ее невозможно охарактеризовать полярно: или со знаком “минус”  или со знаком “плюс”. Рассматривать  церковную унию необходимо в ее динамике, историческом развитии, как событие, прямо или косвенно связанное  со сложной социальной, государственной, духовно-культурной жизнью белорусского и украинского народов, начиная  с возникновения Великого Княжества  Литовского и до наших дней.

Уния не явилась результатом  решения одного человека. Подготовка унии, подписанной в Бресте, является длительным процессом.

Уния имела довольно существенные и органичные духовно-культурные корни  в жизни белорусского народа, ее брестский вариант, который готовился  в тайне от широкого общества, имел ярко выраженную политическую окраску. Он, по существу, предусматривал исчезновение православия как самостоятельного религиозного вероисповедания в пределах Речи Посполитой, разрыв традиционных духовно-культурных связей. Он предусматривал декретивное, административно-командное введение унии, которое в ситуации отказа большей части общества ее принять превращалось в принуждение, насилие и чуть не привело к гражданской войне.

Уже первые великие киевские князья понимали, что независимая  церковь укрепляет суверенитет  государства. Поэтому на митрополитский престол они стремились посадить не назначенного из Константинополя  грека, а своего - киевского, смоленского, полоцкого - священника. Позже к этому  же стремились великие князья литовские  и московские. Как  известно, первым  митрополитом- славянином был Илларион (1051), один из наиболее образованных  людей своего времени,  автор знаменитого “Слова пра Закон i Боскую  ласку”. Другим широкоизвестным местным митрополитом был Климент Смолятич  (1147), “книжник и филисоф, какого на русской земле еще не было”.

В результате распада Киевской Руси после татаро-монгольского нашествия  обозначились три центра, претендующие на государственную гегемонию: юго-западный (Галич, Владимир-Волынский, Львов), северо-западный (Новогрудок, Вильно, Полоцк) и северо-восточный (Владимир, Суздаль, Тверь, Москва). Если северо-восточные княжества в своей политической деятельности опирались главным образом на татаро-монгольских ханов, то северо-западные и юго-западные земли бывшей Киевской Руси ориентировались на поддержку западных стран и западной церкви. Все это не могло не повлиять на менталитет восточного и западного православия. Между тем Киев стал очень опасным для православных митрополитов, и в 1300 г. после очередного разграбления Киева татаро-монголами киевский митрополит переносит свою резиденцию во Владимир.

Католичество начало проникать  в ВКЛ еще до Кревской унии. После ее заключения (1385) происходит массовое крещение литовцев и католичество, как и православие, становится государственным вероисповеданием. Несмотря на это православная церковь остается в ВКЛ довольно влиятельным церковно-идеологическим и социально-политическим институтом, за которым стояло значительное большинство представителей разных сословий и простого народа. Мощной поддержкой православного вероисповедания в ВКЛ являлась доминирующая роль культуры славянского этноса, государственное положение белорусского языка.

Церковная политика Витовта, как и других великих князей, вытекала из его общегосударственной деятельности. Стремление к церковной автономии и унии являлось частью его внутренней и внешней политики, его противостояния и борьбы за гегемонию с Московским государством. Еще до Грюнвальда Витовт обратился к константинопольскому патриарху с просьбой назначить митрополитом “всея Руси” полоцкого епископа Феодосия  и резиденцией его сделать Киев. Однако византийский император и патриарх поддержали Москву, и митрополитом был поставлен грек Фотий.

В начале 1415 года Витовт снова созывает собор, на котором убеждает белорусских и украинских епископов без санкции патриарха поставить Цамблака на митрополию. 15 ноября 1415 года на соборе в Новогрудке это было сделано. Епископы объявили об отречении от московского митрополита. Патриарх и Фотий предали Цамблака анафеме.

С 1480 года в ВКЛ установилась довольно демократичная процедура  назначения православных митрополитов: с согласия великого князя они  выбирались собором, а патриаршее посвящение получали на месте от патриаршего  экзарха. Это уже был явный  шаг к автокефалии. Белорусско-украинские митрополиты жили главным образом  в Вильне, но формально их резиденцией считалась Киево-Печерская лавра. В конце XV века снова была проведена попытка реализации униатской идеи, инициатором которой выступил белорусско-украинский митрополит, смоленский епископ Иосиф (1497-1501). Он вступил в контакт с римским Папой Александром VI. При этом римско-католическая сторона определяет ряд догматических отличий, которые препятствуют объединению. Православные: 1) не признают, что Святой Дух исходит и от Сына; 2) причащаются квасным хлебом; 3) используют не только виноградное, но и ягодное вино; 4) причащают всех, даже младенцев; 5) не признают чистилища; 6) не признают первенства римского Папы.

Новая жизнь, которую приобрела идея церковной унии во второй половине XVI века связана с рядом факторов геополитического, духовно-культурного и религиозно-церковного характера. Одним из них была возрастающая угроза независимости ВКЛ, которая исходила со стороны Московского государства. В результате ВКЛ было вынуждено пойти на более тесную интеграцию с Польшей. Политическим проявлением этой интеграции стала Люблинская уния 1569 года, по которой ВКЛ и Польша объединялись в одно федеративное государство. Церковная уния рассматривалась как логичное продолжение интеграционной политики.

На протяжении 80-х годов XVI века стало окончательно ясно, что  Москва категорически отвергает  всякое церковное содружество. Идея всеобщей универсальной унии со всей восточной церковью, в том числе  и московской, оказалась неосуществимой. В связи с такими  обстоятельствами папской канцелярией, католической церковью, иезуитами, православным епископатом  был взят курс на локальную унию западной и восточной церквей  в пределах  Речи Посполитой. Эту деятельность возглавил луцкий католический  бискуп  Бернард Матиевский. Его поддержал в то время брестский судья, а потом епископ, один из самых талантливых деятелей униатства Ипатий Потей (1541-1613).

До конца 1594 года сторонниками унии уже были (кроме  вышеупомянутых епископов) епископ Полоцкий и витебский  Григорий, архимандрит  Кобринский Иона Гоголь, а также митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Михаил Рогоза. В конце этого года епископами-униатами были выработаны условия локальной  унии – артикулы, которые были представлены сначала митрополиту Рагозе, а  потом королю. Условиями соглашения были:

1) сохранение православных  обрядов;

2) нерушимость принадлежащих  православным церквей, монастырей  и другой собственности;

3) старый календарь;

4) места в совете для  епископов-униатов;

5) защита от власти  патриархов;

6) запрет греческим монахам  пересекать границы ВКЛ;

7) отмена привилеев, которые были даны братствам;

8) выборы Киевского митрополита  епископами с благословления  римского Папы; посвящение избранного  епископа Киевским митрополитом;

9) апробация всех этих  артикулов универсалом короля  на латинском и белорусско-украинском  языках;

10) наделение униатских  священников теми же привилеями, которые есть у католических.

История религиозно-церковной  унии на отечественной почве не  начиналась со знаменитого Брестского собора, который произошел в октябре 1596 года. Ее истоки восходят к XIII – XIV векам, началу создания белорусско-литовско-украинского государства – Великого Княжества Литовского. Именно в этот период перед народами ВКЛ и их лидерами встают две глобальные задачи: укрепление политической и сохранение  духовно-культурной независимости.


Информация о работе Брестская церковная уния