Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:56, курсовая работа
Подобное представление основано на книге французского историка Филиппа Эрланже «Резня в ночь святого Варфоломея». Для большинства именно эта монография является основным источником сведений о событиях Религиозных войн во Франции XVI в.. Однако и она не дает ответов на все вопросы связанные с причинами этого страшного побоища. Поэтому цель моей работы – изучение истории Варфоломеевской ночи с точки зрения современных исследователей.
В данной работе я выдвигаю три основные задачи:
Изучение истории Варфоломеевской ночи;
Изучить мнения зарубежных медиевистов о Варфоломеевской ночи;
Изучить мнения отечественных исследователей о Варфоломеевской ночи.
Введение – стр. 3 – 5
История Варфоломеевской ночи – стр. 6 - 9
Варфоломеевская ночь глазами зарубежных медиевистов – стр. 10 - 17
Варфоломеевская ночь глазами отечественных медиевистов – стр. 18 - 22
Заключение – стр. 23 – 25
Список используемой литературы – стр. 26
Отдельно Хеллером ставится вопрос о вовлеченности в движение городских элит. Они проявляли интерес к различным формам религии Евангелия, но занимали при этом пассивную позицию. Однако постепенно они установили тактический союз с «народным протестантизмом» с целью контролировать движение изнутри, чтобы ослабить его революционную роль, направленную против социального порядка. В этом отношении 50-е гг. XVI в. являются важнейшим этапом: элиты подчиняют себе движение, кальвинистские церкви создаются по всему королевству. Но и в данный период важнейшим фактором оставалась экономика - тяжелейший экономический кризис, осложненный королевским банкротством, приведшим к финансовому краху. В этот же период оформляется союз буржуазии и дворянства, для которого приверженность реформе была своеобразной компенсацией ущерба, понесенного им в результате окончания Итальянских войн и сокращения размеров королевской щедрости. Целью дворянства являлось взимание платы за защиту приверженцев новой религии, которым угрожали репрессии со стороны государства. Привлекательность кальвинизма в глазах дворян усиливалась надеждами на секуляризацию церковных богатств.18
Таким образом,
Хеллер объясняет вовлеченность
различных групп населения в
Религиозные войны
Другой концепцией, связывавшей определенные движения во время Религиозных войн, если не с интересами классов, то с интересами социальных групп, была теория А. Друо. Он опубликовал в 1937 г. объемную монографию, посвященную периоду Католической Лиги. Анализируя социальную динамику, наблюдаемую в городах этой провинции на протяжении всего XVI в., он ввел условные термины. Речь идет о «первой буржуазии», которая достаточно давно захватила господствующее положение в городах, была связана с королевской службой и активно приобретала королевские и муниципальные должности. Это был проверенный годами, достаточно быстрый и выгодный путь социального возвышения. Но примерно с середины XVI в. эта группа стала замкнутой – ее представители монополизировали королевские муниципальные должности, превратившись в наследственную касту. Им противостояла «вторая буржуазия» - достаточно богатые горожане, стремившиеся к приобретению должностей (это стремление усиливалось по мере падения доходов от коммерции), но лишенные этой перспективы из-за успехов «первой буржуазии». 19 Таким образом, А. Друо видел в религиозном радикализме социальное содержание.
В 1980 – 90-е гг. некоторыми западными
историками – Н. Леметр, Д. Крузе, А.
Дюпрон и другими - была сделана попытка
рассмотреть события
Но в целом, подводя итог, нужно отметить что , в западной историографии, в определении самой природы Религиозных войн в целом и отдельных движений в частности, бытовал взгляд на трактовку этого конфликта как реакции структур традиционного общества на слишком стремительные успехи абсолютизма, деформирующие эти структуры. Но, в конце концов, абсолютизм вышел из этих войн ещё более окрепшим.
Выводы Жана Луи Буржона основаны на работе историка Н. М. Сютерланд, выступившей с опровержением всей историографии Варфоломеевской ночи. По ее мнению, инициатором Варфоломеевской ночи был Филипп II, величайший организатор, обладавший поистине макиавеллиевской хитростью; устроив резню в Париже, Филипп II избавил Нидерланды от французской интервенции и нанес удар Франции, от которого та не могла оправиться целых полвека. Карла IХ исследовательница считает несчастным молодым человеком, ни к чему не пригодным и не сумевшим подняться до уровня тех событий, которые история уготовила его правлению.
Совершенно иной портрет Карла дает историк Де-ни Крузе в работе «Ночь святого Варфоломея: утраченная мечта о возрождении ». Для него Карл IX — это молодой человек, воспитанный в духе своего времени, исповедующий философию неоплатоников, верящий в космическую гармонию, добродетель и согласие. Опираясь на анализ придворных празднеств, тексты Ронсара, Франческо Патрици, Луи Леруа и картины Антуана Карона, автор предлагает новую систему интерпретации событий, дающую ключи к пониманию политики Карла IX и его матери21. Суверен и его мать привязали «королевскую власть к мечте постепенно привести французское общество к всеобщей гармонии». Военные действия, возобновленные протестантами в 1567 году, нанесли политике, направленной на достижение гармонии, серьезный удар.
После неудачного покушения на Колиньи, вызвавшего угрозы со стороны дворян-протестантов, в воздухе вновь запахло гражданской войной: политика примирения очевидно провалилась. Желая избежать катастрофы, власть решила устранить или изгнать несколько десятков главарей партии гугенотов. Формулируя свою позицию, Дени Крузе высказывается красиво, но провокационно: он говорит о «преступлении во имя любви»22. Подобная интерпретация, без сомнения, породила острую полемическую дискуссию.
В заключение следует напомнить, что ночь святого Варфоломея нанесла неисцелимую травму не только протестантам, но и католикам, королю и политическим деятелям, стоявшим у руля власти. Кровь безвинных мучеников, погибших как в Париже, так и в провинциях, растеклась широкой рекой, ставшей роковым рубежом, разделившим долгий период гражданских
войн на две части. После Варфоломеевской ночи ситуация в стране коренным образом изменилась. Позднее протестант, гуманист и писатель Дюплесси-Морнэ скажет: «После дня святого Варфоломея государственное здание пошло трещинами и зашаталось»23.
В действительности монархическое государство уже давно было ослаблено. Первым, кто начал расшатывать его фундамент, стал Генрих II, не внявший чаяниям протестантов и ставший на сторону католиков. Генрих II не понял, что роль короля предполагает одновременно роль арбитра, находящегося посредине противоречивых тенденций, готовых разодрать страну на части и
тем самым уничтожить ее. Продолжившие его политику Франциск II и 1йзы стали причиной первых межконфессиональных столкновений, породивших гражданскую войну.
После Первой религиозной войны Карл IX и Екатерина Медичи с трудом восстановили единство королевства24. Но обновленная структура была крайне хрупкой, ибо население Франции по-прежнему было расколото на два лагеря, о чем свидетельствуют массовые убийства и мятежи, характерные для жарких лет, предшествующих Варфоломеевской ночи. Период с 1560 по 1572 год, для которого характерны беспрестанные стихийные беспорядки, стал черной годиной гражданской войны, затронувшей как крупные города, так и поселки и деревни25. Гражданская война проникла буквально во все уголки Франции, и власти были не в силах справиться с ней.
Хеллер объясняет
вовлеченность различных групп
Зарубежные историки не пришли к единому мнению в проблеме Варфоломеевской ночи. Разнятся мнения по поводу организатора этих событий. Одни считают, что все спланировали Гизы27, другие – Екатерина Медичи28. Поэтому вопрос об организаторе этого страшного кровавого события открыт до сих пор.29
Глава 3. События Варфоломеевской ночи в оценках отечественных исследователей.
Отечественная исследовательница событий 1572 г. Во Франции Плешкова С. Л. в своей статье «Реальности и мифы Варфоломеевской ночи», опубликованной в 1998г., трактует эти события, как острый конфессионально – политический конфликт, в рамках которого одну из главных ролей отводит королеве Франции Екатерине Медичи, отводившей в деле укрепления французского влияния за рубежом главное место устройству династических браков30. Именно её многие и обвиняют в произошедшей в Париже резне в ночь Святого Варфоломея. Во Франции всегда с недовольством относились и к самой королеве, и к её политическому курсу, выражавшемуся в отказе от компромиссов. Отсюда, по мнению С. Л. Плешковой, события носят прежде всего антидинастический характер.
Плешкова С. Л. в своей монографии «Екатерина Медичи. Чёрная королева» делает попытку объяснить роль Екатерины во время Варфоломеевской ночи. Современники обвиняли королеву в разжигании конфликта, Плешкова заявляет, что Екатерина, воспитанная на трудах Макиавелли, твёрдо усвоила тезис о том, что цель оправдывает средства и в деле укрепления единства государства хороши все методы.31 Это объясняется и тем фактом, что в конце своего правления Екатерина Медичи вновь стала заниматься поисками компромиссных решений, почувствовав, что абсолютная власть снова окрепла.
Оппонентом Плешковой С. Л.в данном вопросе выступает европейский исследователь Д. Крузе, который утверждал: « Хороший государь, раз он знает все и, следовательно, справедлив, есть воплощенное благоразумие, он отвергает все, что могло бы возбудить или породить человеческие страсти и отдалить людей от вечного блаженства».32
Сторонником социальных истоков Религиозных войн во Франции XVI в. был историк С. Д. Сказкин , который в монографии «История Франции» давал подробную характеристику целей различных социальных слоев в Религиозных войнах, стремился отстоять свою оценку характера этих войн как феодально-аристократического движения, а вовсе не как «неудавшейся буржуазной революции»33.Изменение роли и места королевской власти в системе абсолютной монархии, по мнению С.Д. Сказкина, привело к произволу в распределении благ между членами общественного класса, органом которого она является. Отсюда недовольство части аристократов и некоторых городов, мечтавших вернуть утраченные вольности. В целом, для концепции С.Д. Сказкина характерен поиск социальной подоплеки событий Варфоломеевской ночи, и он, в отличие от Плешковой С. Л., практически обходит стороной вопросы роли отдельных личностей в этих процессах.34
И.В. Лучицкий (1845-1918), крупный
исследователь религиозных войн
во Франции второй половины XVI века,
так писал о некоторых
Целые ночи проводил он в слезах, молил постоянно Бога простить ему его прегрешения. "Няня, дорогая няня! - говорил он своей кормилице, находившейся неотлучно при нем, - сколько пролито крови, сколько совершено убийств. Как я мог последовать столь пагубному совету? Боже прости меня! Умилосердись надо мною! Что мне делать? Я погиб!... Я погиб!"35
"Что касается Екатерины Медичи, - пишет современный историк С.Л. Плешакова, - то во все 17 лет своей дальнейшей жизни после 1572 г. она не сумела забыть мрачных дней августа, связывая именно с ними и несчастья в государственной деятельности, и разлады в семье, и безвременную смерть детей. Она измучила себя поздним раскаянием. Как политик, она убедилась в бесперспективности бескомпромиссности и, став первым министром при короле Генрихе III, убеждала сына в плодотворности компромисса, сокрушаясь по поводу его неосмотрительности, когда он пролил кровь герцога Гиза — исполнителя приказа Карла IX в ночь на св. Варфоломея".36
Последствия Варфоломеевской ночи оказались иными, чем ожидала Екатерина Медичи. Вскоре вспыхнула новая война между обоими лагерями. Весь Юг, включая и его католическое меньшинство, образовал к 1576 г. так называемую гугенотскую Конфедерацию: республику городов и дворян со своим представительным органом, своими финансами и армией.
В то же время на Севере
образовалась Католическая Лига северофранцузского
дворянства под руководством Гизов.
В состав Лиги входили дворянство
и буржуазия Северной Франции, но
руководящую роль играла аристократия.
После фактического отпадения Юга территория,
подвластная правительству, сократилась
примерно наполовину.
С середины 70-х годов усилилось антифеодальное движение народных масс. Почти одновременно вспыхнули крестьянские волнения в Оверни, Нижней Нормандии, Дофине и других провинциях.
Война окончится лишь
тогда, когда лидер гугенотов
Генрих Наваррский станет в 1594 году королем
Франции. Он перейдет в католичество
и подпишет в 1598 году Нантский эдикт,
дающий гугенотам свободу
Для концепции Сказкина характерна презумпция необходимости поиска социальной подоплеки событий, причем, в этих поисках автор, надо отдать ему должное, старался всячески избегать схематизма. Однако его намерения не подкреплялись конкретным социальным анализом тех групп, которые и были, по мнению автора, основными участниками событий. Конечно, подобный анализ был бы затруднителен в рамках коллективного труда обобщающего характера, но ведь автор и не использовал те современные ему монографии, в которых он был проделан. При этом социальные группы персонифицировались, выступая как субъекты, наделенные сознанием.38
Работы отечественных авторов отличает большая эрудиция, живой, даже страстный язык: так, например, авторы видят в «последних Валуа уродов и дегенератов, попавших случайностью рождения на престол Франции». Они дают очень полную характеристику целей различных социальных слоев в Религиозных войнах. Перед авторами лежала сложная задача: несмотря на марксистские положения о «феодальном характере» абсолютной монархии и о кальвинизме как «религии буржуазии» они стремятся отстоять свою оценку характера Религиозных войн как феодально-аристократического движения, а вовсе не как «неудавшейся буржуазной революции». «Гипертрофия королевской власти в системе абсолютной монархии влекла за собой произвол в распределении благ между членами общественного класса, органом которого она является»39. Отсюда недовольство части аристократов и некоторых городов, мечтавших вернуть утраченные вольности. И хотя в Религиозных войнах особую роль играли плебейские слои, ненавидевшие муниципальную олигархию и практику продажи городских должностей королем, но из-за того, что крестьянство в массе своей осталось глухо к религиозной пропаганде, реформационное движение во Франции было лишено того революционного значения, какое имела Крестьянская война в Германии40.
Информация о работе Варфоломеевская ночь глазами современных историков