Уезды состояли из волостей, во
главе которых ставились выборные
волостные управители. Волости создавались
не по родовому принципу, а
по территориальному. В каждую
волость входили 10-12 административных
аулов. Вместо старых родовых
названий аулов была введена
их цифровая нумерация. Во главе
аула, примерно 120-200 семей, ставились
выборные старшины. При создании
волостей не учитывалось родовое
деление, то есть на территории
волости размещались аулы разных
родовых делений. Этим царское
правительство хотело ослабить
родовое начало и роль родовой
знати в степи. Переход аула
из одной волости в другую
разрешался только уездным начальником.
Переход хозяйства из одного
аула в другой также мог
производиться с разрешения родового
старшины или волостного управителя.
Волостные управители и аульные
старшины выбирались, а затем
утверждались уездной администрацией.
Выборы были двухстепенными, т.е.
от каждых 50 хозяйств выбирался
один выборщик, съезд которых
избирал волостного управителя.
Аульный старшина выбирался на
сходе выборщиков от каждых 10
хозяйств. Областная и уездная
администрация имели право отменять
результаты выборов.
В каждом волостном управлении
предусматривалась должность письмоводителя,
и переписка велась на русском
языке.
Таким образом, введение новой
системы управления позволило
родовой знати захватить все
низшее звено административного
аппарата. На должности волостного
управителя и родового старшины
не всегда избирались авторитетные, болеющие
за интересы народа, люди. Выборы обычно
сопровождались подкупами, подлогами,
борьбой различных групп за власть.
Волостной управитель сосредотачивал
в своих руках распорядительную
и полицейскую власть. А в свою
очередь аульные старшины имели
такие же права в пределах
аула. В оседлых районах юга
Казахстана каждый населенный
пункт выбирал аксакала на
сходе выборщиков сроком на
три года. Он также утверждался
губернатором. Большие селения и
города с коренным населением
разделялись на кварталы, во главе
которых находился аксакал. Квартальные
аксакалы приравнивались к правам
волостных управителей. В городах
и селениях на сходках выборщиков
были учреждены также "общественные
хозяйственные управления", цель
которых - раскладка податей, всяких
сборов и заведование общественным
хозяйством городов и селений.
Управление состояло из трех-пяти
человек, с председателем во главе.
Избранный председатель утверждался
губернатором. Аксакал обычно не
вмешивался во внутренние дела
управления, деятельность которого
контролировалась уездным начальником.
Аксакалы и управления, являлись
таким образом аппаратом угнетения коренного
населения. Итак, наряду с организацией
сильного военного аппарата царское правительство
широко использовало местное байство,
чтобы, опираясь на него, сформировать
угодное царизму управление.
Реформа административного управления
наносила новый удар по правам
и привилегиям султанов, так как
все казахское население, в том
числе и султаны, были отнесены
к "сельским обывателям". Правительство,
лишало таким образом султанов их былых
сословных привилегий. Султаны имели право
быть избранными, но исключительного права
на занятие выборных должностей им не
было предоставлено. Однако казахская
аристократия в силу своего экономического
положения и традиций продолжала оказывать
большое влияние на политическую жизнь
Казахстана.
Росло байство, связанное с рынком
и занимавшееся ростовщичеством.
Оно постепенно оттесняло от
власти старую казахскую аристократию
[султанов] и родовую знать [биев,
батыров]. Нанося удар по правам и привилегиям
султанов, русское правительство в то
же время предоставило большие права и
власть волостным управителям и старшинам,
избиравшимся обычно из баев. Введение
новой системы укрепляло власть царизма
и колониальный режим в Казахстане.
1.1Органы
управления по реформам 1867-1868 годов.
Областное и уездное управление.
Высшую власть в генерал-губернаторстве
осуществлял генерал-губернатор, имевший
широкие административно-политические,
военные, судебные и хозяйственные
полномочия. Он имел право непосредственно
апеллировать к царю, получая
лично от него особые указания
и поручения. В его функции
входило следующее:
-прямой
и косвенный надзор над местной
администрацией и другими органами
власти, в том числе казенными
палатами, земледельческими управами,
отраслевыми департаментами государственных
имуществ, налоговыми и другими
ведомствами, включая учреждения, не
подчинённые ему административно
[учебные заведения, суды, таможни, банки
и т.п.];
-командование
войсками соответствующего военного
округа;
-кассационное
решение дел, рассмотренных судами
нижестоящих инстанции;
-назначение
начальников отделений областных
правлений, уездных начальников, представление
к должности военного губернатора
по согласованию с Военным
Министерством;
-дипломатические
контакты с приграничными государствами,
по согласованию с Министерством
иностранных дел.
В целом генерал-губернатор был
посредником между центральными
министерствами и областными
учреждениями.
Вся власть в области принадлежала
военному губернатору и областному
правлению, возглавлявшемуся вице-губернатором.
Военный губернатор назначался
императором и обладал гражданской,
военной, административной и судебной
властью. Он являлся командиром
всех воинских частей, расквартированных
на территории области, возглавлял
областной административно-полицейский
аппарат, осуществлял надзор за
деятельностью областных учреждений,
утверждал в должности волостных
управителей.
Областное
управление состояло из трёх отделений
– распорядительного, хозяйственного
и судебного. Членами областного правления
были дивизионный доктор, архитектор и
чиновник особых поручений по горной и
лесной части.
В функции распорядительного
отделения входило:
-административное
деление и устройство в области;
-обнародование
указов и распоряжений правительства;
-служебные
и отпускные дела административного
аппарата области;
-выборы
в низовую администрацию волостей
и аулов;
-контроль
над духовной жизнью населения;
-принятие
в подданство иностранцев;
-административная
ссылка лиц и возращение их;
-руководство
учреждениями здравоохранения и
образования;
-сохранение
порядка в области.
Функции хозяйственного отделения
были следующими:
-учёт
земель и распределение их
между жителями;
-организация
ярмарок и базаров;
-сбор
статистических сведений;
-сбор
платежей и налогов.
В функции судебного отделения
входила подготовка к слушанью
уголовных и гражданских дел,
и ведение переписки по судебным
и следственным делам.
В целом , областное правление совмещало
функции губернской канцелярии, судебной
и казённой палат губернского правления.
Вся административно-полицейская
и военная власть в уезде
принадлежала уездному начальнику,
назначавшемуся из числа русских
офицеров. В его функции входило:
-наблюдение
за сохранением порядка в уезде;
-сбор
податей;
-сбор
статистических сведений;
-выдача
торговых документов купцам и
мещанам в тех городах, где
не существовало городских управлений;
-контроль
за состоянием здравоохранения и торговли;
-определения
места и времени волостного
съезда;
-утверждение
аульного старшины.
Кроме того, уездный начальник
имел право временно отстранять
волостных управителей, налагать
административные взыскания на
должностных лиц низового звена
и рядовых казахов, а также
подвергать их аресту до семи
суток.
Местное управление. Представители
казахского населения допускались
к власти на низовом уровне
административной системы, причём
здесь был узаконен принцип
выборности. Волостные управители
избирались на три года из
лиц моложе 25 лет, не находящихся
под следствием, не имеющих судимостей
и пользующихся уважением и
доверием народа, волостным съездом,
члены которого в свою очередь
выбирались от каждых 50 хозяйств
волости. В функции волостного
управителя входило следующее:
-наблюдение
за порядком в волости;
-сбор
податей;
-приведение
в исполнение судебных решений;
-присутствие
на аульных сходах и контроль
за выборами аульного старшины;
-выполнение
решений волостного съезда;
-присутствие
на съезде баев и приём исковых
заявлений.
Кроме того, волостной управитель
имел право подвергать аресту
до трёх дней или штрафу
до трёх рублей за неисполнение
требований властей, драки и т.п.
Они же представляли свидетелей
и обеспечивали явку ответчиков
на суд биев.
Большие полномочия, которые давались
волостному управителю, особенно
в фискальном деле, делали эту
должность лакомым куском для
корыстолюбивых представителей
торгового-ростовщической верхушки казахского
общества. Выборы сопровождались ожесточённой
борьбой соперничающих группировок, в
которой использовались как законные,
так и недозволенные методы. Уездный начальник
обязательно присутствовал на выборах,
и его мнение играло решающую роль. Практически
всегда уездные начальники входили в сговор
с определёнными кандидатами, получая
за это щедрые взятки. На уездном и волостном
уровне пышным цветом расцветать коррупция.
Волостной съезд избирался на
три года аульным сходом, выборные
же изберались от каждых десяти хозяйств
аула. Старшина в ауле выполнял те же функции,
что и волостной управитель. Аульный сход
выбирал старшину, распределял пастбищя
между хозяйствами, решал земельные споры,
раскладывал подати между хозяйствами
аула, взыскивал недоимки по налогам. В
осёдлых районах юга Казахстана каждый
населённый пункт выбирал аксакала на
сходе выборщиков. Большие селения и города
с коренным населением делились на кварталы,
во главе которых находился аксакал. В
городах и селениях на сходе выборщиков
утверждались также общественные, хозяйственные
управления, в задачи которых входило
«заведование общественным хозяйством
городов и селений» и раскладка податей
и сборов. Управление состояло из трёх-пяти
человек с представителем во главе, утверждающимся
военным губернатором. В целом, система
низового звена управления в осёдлых районах
не сильно отличалась от кочевых областей.
Таким образом, царское правительство
вместе с организацией военно-оккупационного
режима широко использовало местное
байство, чтобы, опираясь на него,
сформировать угодное царизму
управление.
Реформа наносила непоправимый
удар по правам и привилегиям
султанов, так как относило их,
как и остальных казахов, к
«сельским обывателям».
В целом, главная задача реформы
– объединение неподвластных
России народов под единое
управление, устранение от власти
местной аристократии, ослабление
«родовых» начал с целью постепенного
слияния казахских степей с
прочими частями Империи, была
достигнута.
1.2
Правовая система.
Реформы 1867-1868 годов предусматривали
распространение на территорию
Казахстана общеимперской судебной
системы и общеимперского законодательства.
Все сколько-нибудь важные гражданские
и уголовные дела изымались
из поля действия обычного
права, кроме того, проводилась целенаправленная
политика на разрушение традиционной
правовой системы.
Изменения в правовой системе.
Одним из существенных нововведений
правовой системе Казахстана
стало появление нового источника
права – имперского законодательства.
Все нормы имперского права
состояли из двух групп: норм
права, общих для всей территории
Российской империи и норм
права, установленных специально
для Казахстана и учитывающих
особенности региона. В связи
с прогрессирующим разложением
общины и проникновением новых
социально-экономических отношений,
значительные изменения претерпело
обычное право. Основным источником
его становится ереже, наиболее быстро
реагирующее на меняющиеся условия жизни.
Сохранилось и даже упрочнилось
разделение на уголовные и
гражданские правонарушения, причём
перечень составов преступлений
отнесённых к уголовным постоянно
расширялся. Так, в середине XIX века
вводятся такие составы преступлений,
как допуск в аул мусульманских
священнослужителей из сопредельных
стран Азии, разрешение жить у
себя бродягам и нищим, умысел
на воровство, снятие шкуры с павшего скота,
умышленное или неумышленное содействие
побегу арестантов, нарушение общественного
порядка и т.п. Широко стали практиковаться
в уголовном праве такие виды наказания,
как арест, телесные наказания, принудительные
работы и т.п. кроме того, целый ряд преступлений,
таких как убийство, барымта, разбой, грабёж,
преступления против денежной системы,
государственная измена, явное неповиновение
властям, антиправительственная агитация,
нападение на порчу и транспорт, убийства
христиан и лиц, желающих принять христианство,
убийство должностных лиц, вообще изымались
из ведения суда биев и передавались общеимперским
судам.
Значительные изменения потерпело
и право собственности. Прежде
всего, Положение 1867-1868 годов объявило
всю землю, занимаемую казахами
государственной собственностью, только
передавшейся в пользование аульных
общин. Эта правовая норма стала
юридическим основанием для массового
изъятия земель у казахов в
конце XIX века. Фактически у казахов осталось
лишь право пользоваться землёй, причём
часть земельного фонда постоянно изымалась
из государственной собственности и передавалась
в частую путём наделения русских и украинских
крестьян, казачества и иностранных промышленников.
В целом, происходит расширение прав собственника
на основе общероссийских норм права.