Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2012 в 22:15, курсовая работа
Цель данной работы — необходимость пристального изучения опыта Веймарской республики, уничтоженной в 1933 году, функционирования ее законодательного органа в условиях переходного времени, роли в создании прочного законодательного фундамента страны.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Веймарская Республика 1919 года........................................................5
1.1.Разработка и принятие Конституции 1919 года...........................................7
1.2.Веймарская Конституция 1919 года..............................................................9
Глава II. Падение Веймарской республики, ее уроки........................................13
2.1.Веймарская республика, предпосылки ее падения, ликвидация …............................................................................................................................13
2.1. Уроки Веймарской республики..........................................................19
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………………………………….26
Веймарская республика в Германии и ее уроки.
Содержание.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Веймарская Республика 1919 года..........................
1.1.Разработка и принятие Конституции 1919 года..........................
1.2.Веймарская Конституция 1919 года..........................
Глава II. Падение Веймарской республики, ее уроки.........................
2.1.Веймарская республика, предпосылки ее падения, ликвидация ….............................
2.1. Уроки Веймарской республики....................
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….26
Введение.
Актуальность работы. Данная работа посвящена изучению истории Германии в период Веймарской республики, что безусловно, явление многогранное и интереснейшее, так как Веймарская республика 1919-1934 годов в Германии просуществовала большую часть мирного периода между двумя мировыми войнами. После Мартовской революции 1848 года она стала второй попыткой учреждения в Германии либеральной демократии. Она завершилась захватом власти НСДАП, которая создала тоталитарную диктатуру. Веймарскому государству ещё в период его существования дали определение «демократия без демократов», которое было верным лишь отчасти, но свидетельствовало о существенной проблеме в его устройстве: в Веймарской республике отсутствовал прочный конституционный консенсус, который мог бы связать весь спектр политических сил — от правых до левых.
Веймарская республика потерпела крах по большей части из-за противодействия демократии со стороны правых. С момента своего возникновения республика была вынуждена отражать удары с двух сторон. В конце концов парламентское большинство в рейхстаге получили партии, отвергавшие ценности парламентской демократии: Национал-социалистическая немецкая рабочая партия и Немецкая национальная народная партия — с одной стороны, и Коммунистическая партия Германии — с другой. К сожалению, ошибки правительства Веймарской республики привели страну к жёсткой тоталитарной диктатуре, с расовой идеологией, которая пришла к власти и нацистская верхушка смогла законодательно закрепить свою идеологию в Германии.
В данной работе будет рассмотрен государственный строй Веймарской республики по Конституции 1919 года, поскольку этот документ провозгласил широкие политические права граждан, расширил компетенцию представительного органа - рейхстага, но оказался неспособным обеспечить стабильность государственного развития и, используя правовые механизмы, защитить парламентарный строй германской республики от нацистов. Как продукт «революционного» общественного мнения, Веймарская конституция - так называемая «конституция без решения» - не несла в себе потенциала на продолжительное существование.
Цель данной работы — необходимость пристального изучения опыта Веймарской республики, уничтоженной в 1933 году, функционирования ее законодательного органа в условиях переходного времени, роли в создании прочного законодательного фундамента страны.
Основным источником при изучении данной темы является непосредственно сама Конституция 1919 года как необходимый первоисточник исследования. Также будут использованы различные учебники по Истории государства и права зарубежных стран, труды ученых, посвященных теме Веймарской республики.
Основной задачей данной работы является рассмотрение конституционных основ германского государства в период Веймарской республики, а также изучение краткой исторической справки относительно порядка принятия Конституции 1919 года.
Методологическую основу данной работы составили логические приёмы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция), которые были применены в соответствии со спецификой изучения данной темы.
Структуру работы составляют три главы, каждая из которых помогает раскрыть вопросы, поставленные при изучении темы.
Глава I. Веймарская Республика 1919 года.
1.1. Разработка и принятие Конституции 1919 года.
Послевоенное развитие Германии происходило в крайне неблагоприятных для нее внешнеполитических условиях. 28 июня 1919 г. в Зеркальном зале Большого Версальского дворца, где в 1871 г. было провозглашено создание Германской империи, глава германской делегации на Парижской конференции Герман Мюллер подписал продиктованный Германии мирный договор. Версальский договор значительно ослабил Германию, что коренным образом отвечало интересам Англии и Франции.
Версальский договор возлагал на Германию огромные тяготы и унижал национальное самосознание немецкого народа, создавал все предпосылки для роста националистических и реваншистских настроений. Проводимая социал-демократией политика подтолкнула к активизации деятельности старые буржуазные партии Германии. В сложившейся обстановке они сменили свои старые наименования на новые: появились народная, демократическая, христианско-демократическая партии и т.п.
В ноябре 1918 года в ходе создания новых органов революционной власти лидирующими были Советы Большого Берлина и избранный ими Центральный комитет, по инициативе которого был создан Совет народных уполномоченных (СНУ), взявший на себя функции временного «политического кабинета». Совет народных уполномоченных распустил палаты прусского ландтага, оставив в должности старых статс-секретарей в качестве «министров-специалистов», штабной генералитет с его контрольными функциями над вооружёнными силами, чиновничество.
В декабре 1918 года был созван Всегерманский съезд представителей рабочих и солдатских советов, на котором приняли резолюцию о созыве Учредительного национального собрания и о передаче законодательной и исполнительной власти Совету народных уполномоченных до утверждения нового государственного устройства.
Коалиция трёх партий – социал-демократической, демократической и партии центра – составила правительство Германии, которое положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и, самое главное, приняло новую Конституцию Германии, названную Веймарской.
Проект Веймарской Конституции 1919 года был составлен в течение нескольких дней на основе ранее разработанного проекта. Этот проект был направлен в Совет народных уполномоченных под названием «Проект будущей Конституции (общая часть)». Согласно этому проекту Германия была сильной президентской республикой. Члены СНУ потребовали включения широкого перечня прав свобод, структуры и функций органов власти государства.
В этой обстановке Веймарское учредительное собрание 31 июля 1919 г. приняло конституцию Германии, вступившую в силу 11 августа 1919 г. Веймарская конституция закрепила замену полуабсолютистской монархии демократической парламентской республикой. Конституция провозгласила демократические права граждан, свободу слова, печати, собраний, союзов, предоставляла права для деятельности различных организаций. Веймарская конституция стала одной из самых демократических в мире.
1.2. Веймарская конституция 1919 года.
Высшим законодательным органом империи объявлялся рейхстаг, избираемый на четыре года всеобщим прямым и тайным голосованием.
По конституции статус отдельных земель определялся их политической автономией в пределах общегосударственного законодательства. Декларировалось преимущество общеимперского права над областным. Все земли теперь имели равные права и равное представительство в общегерманском органе власти. Организация власти на местах должна была соответствовать республиканским принципам.
Основным принципом организации власти стало разделение властей. Законодательными полномочиями обладал парламент. Парламент состоял из двух палат. Нижней палатой считался рейхстаг, депутаты которого избирались на основе всеобщего избирательного права. Верхняя палата называлась рейхсратом (имперским советом), где были представлены интересы германских земель. Численность депутатов была прямо пропорциональна численности населения.
Имперские законы издаются рейхстагом - объявление войны и заключение мира совершаются по средствам имперского закона; союзы и договоры с иностранными государствами относящиеся к предметам имперского законодательства, нуждаются в согласии рейхстага.
Рейхсрат (имперский совет) состоит из членов правительств отдельных областей, имеет право опротестования законов, принятых нижней палатой. Рейхсрат даёт рейхстагу согласие на повышение расходной части государственного бюджета. Внесение законопроектов имперским правительством требует согласие рейхсрата.
Главой исполнительной власти провозглашался президент. Особое внимание Веймарская конституция уделяла президенту республики. Президент избирался всеобщим голосованием. Его власть во многом походила на монархическую. При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента. Он мог противопоставить свою власть рейхстагу в таком вопросе, как назначение того или иного лица на должность канцлера.
Президенту разрешалось распускать рейхстаг, если он находил это нужным, и назначать новые выборы. Командование вооружёнными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности так же находились в компетенции президента. К непременной компетенции президента относилось назначение правительства – и его главы и всех министров.
Веймарская Конституция подчёркивала особое положение главы правительства – канцлера республики, которому поручалось формулирование основных принципов политики руководимого им правительства.
В Веймарскую Конституцию были внесены немаловажные нормы, касающиеся отношений между правящими классами, с одной стороны, и трудящимися – с другой. Конституция провозглашала и узаконивала свободу слова, печати, ассоциации и т.д. Отделив школу от церкви, Конституция предусматривала обязательное религиозное воспитание детей.
Особое значение Конституция предавала созданию рабочих советов на предприятиях и в округах. Рабочие и служащие призваны были на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении размеров заработной платы и условий труда, а также и в хозяйственном развитии организации предпринимателей и рабочих. Защита социальных и хозяйственных интересов рабочих и служащих возглавлялась на их представительные органы – рабочие советы предприятий. Были узаконены 8-часовой рабочий день, право на заключение коллективных договоров, введение пособий по безработице, избирательное право.
Уровень демократизма документа определялся содержанием раздела о гарантии личных и гражданских прав и свобод немцев: полного гражданского равенства, свободы передвижения, вероисповедования, свободы личности, печати, слова, митингов, собраний, союзов и общинного самоуправления.
Веймарская Конституция провозглашала независимость судебной власти, которая реализовывалась в рамках независимых и самостоятельных судов и Верховного суда Германии.
Итак, Веймарская Конституция была демократична по своему духу, закрепляла основополагающие права и свободы человека, имела социальный характер, впервые в Европе включала норму о социальной функции собственности и утвердила республиканский строй.
Глава II. Падение Веймарской республики, ее уроки.
2.1.Веймарская республика, предпосылки ее падения, ликвидация.
С конца 1918 г. экономическое положение Германии непрерывно ухудшалось. Свертывание военной промышленности и демобилизация армии вызвали массовую безработицу. Страна испытывала острый недостаток сырья, продовольствия, топлива. Спекулянты все более взвинчивали цены. Курс марки падал, началась инфляция. Резко обострилась социальная обстановка в стране.
После Ноябрьской революции 1918 г. в Германии возникло множество так называемых "добровольческих" формирований и тайных военных обществ. Они состояли главным образом из офицеров и унтер-офицеров бывшей кайзеровской армии, которые стремились низвергнуть "ноябрьских преступников" и восстановить старую, кайзеровскую Германию.
В это время на политическую арену страны выходит созданная в 1919 г. национал-социалистская рабочая партия Германии (НСДАП) во главе с Гитлером. В первые годы своего существования национал-социалисты не пользовались большим влиянием. Первыми рекрутами фашизма были различные элементы, отличительной чертой которых была социальная неустроенность: люмпены, фронтовики, потерявшие способность к регулярному труду, политически и психически неустойчивые представители средних слоев, неспособные осознать свои реальные интересы.
Экономическое положение Германии продолжало оставаться очень тяжелым. Послевоенная реконверсия происходила медленно на фоне развивающейся высокими темпами инфляции. Прикрываясь необходимостью "национальных жертв", крупный капитал стремился взвалить последствия войны и инфляции на трудящихся. Больше всего страдали от обесценивания марки те, кто получал твердую зарплату, оклады, пенсии. В 1920— 1922 гг. заработная плата обеспечивала не более 50—60% стоимости жизни, а в 1923 г. — значительно меньше. У одной части народа это порождало пессимизм, настроения безысходности и обреченности; у другой — обостряло классовое самосознание и понимание причин бедствия, побуждало к действиям.