Великая Отечественная война: детские судьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:45, реферат

Краткое описание

Целью исследования является донесение новым поколениям правды о минувшей войне. А именно о детях на войне, о героизме младшего поколения. В данном исследовании была сделана попытка на документальной основе, в фотографиях, документах, воспоминаниях ветеранов войны, письмах, справках, очерках писателей и журналистов раскрыть народный характер Великой Отечественной войны и участие в ней самых маленьких белорусских граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ДЕТСТВО В ЛАГЕРЕ СМЕРТИ .…………………………………………………..6
ГЛАВА 2. СУДЬБЫ, РОЖДЕННЫХ В НЕВОЛЕ……..…………………………………..13
ГЛАВА 3. ВОЙНА В ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХ .…………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………....22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………25
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 371.07 Кб (Скачать файл)

   - Не  пущу! Это дали тебе, вот ты  и ешь, а братики поедят в  детском садике.

   Давясь  слезами от горькой обиды, я  ела этот, ставший сразу безвкусным, пончик у порога нашей квартиры. Пока я не съела последний  кусочек, бабуля так и не пустила меня войти.»

             Много лет прошло с тех пор, как закончилась страшная, проклятая всеми война, но тяжелые годы с детства не оставляют их память и сердце в покое до сих пор. Будучи малыми детьми в далеком тылу, они чувствовали, переживали и понимали многое.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 59-76-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Много детей тогда погибло, а кто выжил, натерпелся страха и ужаса. Война отучила этих детей плакать. Вот так просто угасали жизни.

    Фашистские  нелюди стреляли в детей ради  забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки  в страхе разбегаются, или выбирали  себе живую мишень, чтобы поупражняться  в меткости. Ведь ребенок не  может работать, пользы от него  никакой, значит, можно убивать  безнаказанно. Хотя в лагерях  находилась работа и для детей.  Например, выносить человеческий  пепел из крематория и зашивать  его в мешки, чтобы потом  этим прахом удобрять землю.  Заключенные в лагерях дети  были донорами крови для немецких  солдат. А как цинично их "сортировали"  на пригодных и непригодных  к работе. Вышел ростом, дотягиваешься  до нарисованной на стене барака  линии - будешь служить "великой  Германии", ниже необходимой отметки  – отправляйся в печь. И отчаянно  тянулись вверх ребята, становились  на носочки, казалось, обманут,  останутся в живых, но беспощадной  машине рейха малыши не нужны,  она пустит их в топку, чтобы  наращивать и наращивать обороты.

     Теряли родителей, братьев и  сестер. Иногда напуганные дети  по нескольку дней сидели рядом  с холодными телами погибших  матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки. Но многие боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков. Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод.  Детдомовцы часами стояли в магазинах и ждали, когда продавец даст им горсточку хлебных крошек, которые оставались после нарезки.


  Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

    Дети и война. Страшное это сочетание слов и по сей день возникает внезапно, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь. Я постаралась осветить некоторые аспекты данной темы.

        Воюющих ребят не могло быть много. Война не детское занятие. Но и те тысячи ребят, которым пришлось пройти по дорогам войны, вписали в ратную летопись свою славную страницу. Защита родной страны стала осмысленным домом. Оказывается, в десять лет можно перенести все ужасы пыток в гестаповском застенке и не выдать местонахождения партизанского отряда! Или спать после смены у токарного станка, чтобы сэкономить время на путь от дока к заводу!..

    Трудность выполнения данного реферата состояла прежде всего в том, что в музеях, в библиотеках, в интернете крайне мало информации по ней. А значит, главная задача – как можно подробно раскрыть тему «У войны не детское лицо». Данное исследование имеет форму реферата, что значительно сокращает возможности раскрытия данной темы.


    После проведения исследования, был сделан вывод о том, какое тяжкое наследие войны не дает нам право забыть о погибших на поле брани и в гитлеровских застенках. Свята память о детях, которые прошли через фашистский ад. В реферате было представлено описание ситуации, анализ событий, которые происходили в трагические годы для нашей Родины.

    Работа с рефератом помогла сформировать  навыки исследования как универсальный способ освоения действительности, сформировала личную позицию в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

    Дети войны – это одно из мало раскрытых страниц минувшей войны. Необходимо целесообразно составить летопись «Великая Отечественная война: детские судьбы» с привлечением архивного материала и свидетельств очевидцев для того, чтобы через СМИ донесли до людей информацию о их судьбах.

     Девиз: «Никто не забыт, ничто не забыто» - это не только дань прошлому, но и устремленность в сегодняшнее героическое настоящее. В способности помнить, любить, дорожить, ценить заключена огромная нравственная сила, которая помогает человеку глубже понять себя, оценить своё достоинство, разобраться в окружающей жизни.

 

 

 

 

 


СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адамушко В.И., Кнатько Г.Д., Калесник Н.Е., Селеменев В.Д., Яцкевич H.A. Под ред. Кнатько Г.Д., «Лагерь смерти Тростенец. Документы и материалы.», Мн НАРБ, 2003г., 292 с.
  2. Адамушко В.И., Кнатько Г.Д., Калесник Н.Е., Селеменев В.Д., Яцкевич H.A. Под ред. Кнатько Г.Д.. «Лагерь смерти Тростенец. Документы и материалы.», Мн НАРБ, 2003г., 292 с.
  3. Кнатько Г.Д., Адамушко В.И., «Белорусские остарбайтеры. Угон населения Беларуси на принудительные работы в Германию (1941-1944): Документы и материалы», Мн.: НАРБ, 1996г., 368 с.
  4. Крючкова А., «Дети остарбайтеров. Растить их или морить голодом? - сомневались нацисты» // «Аргументы и факты в Беларуси», Мн, 2011г., 56с.
  5. Крючкова А.,  «Я помню…» // «Аргументы и факты в Беларуси», Мн, 2008г., 56 с.
  6. Степаненко Владимир, «Красный Берег короткого детства» // «Советская Белоруссия». Мн. 30 с.

 

 

 

 

 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

УЗНИКИ КОНЦЛАГЕРЯ

 

 

 

 

 

 


 

 

 

                                              ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ  БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

 

 

 

 

 

 


 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СТАТУЯ ДЕВОЧКИ, ОПАЛЕНОЙ ВОЙНОЙ

(концлагерь в  деревне Красный Берег Жлобинского

 района  Гомельской области)

 

 



Информация о работе Великая Отечественная война: детские судьбы