Великая французская революция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:01, реферат

Краткое описание

Великая французская революция открыла дорогу развитию капитализма во Франции и ряде других стран континентальной Европы. К этому же времени ощутимо проявляются результаты промышленного переворота в Англии. Гражданское общество становится во всех развитых странах все более буржуазным; все явственнее оно делится на два основных класса – буржуазию и пролетариат.

Вложенные файлы: 1 файл

сам окончательный реферат.docx

— 34.58 Кб (Скачать файл)

Введение

Великая французская революция  открыла дорогу развитию капитализма  во Франции и ряде других стран  континентальной Европы. К этому  же времени ощутимо проявляются  результаты промышленного переворота в Англии. Гражданское общество становится во всех развитых странах все более буржуазным; все явственнее оно делится на два основных класса – буржуазию и пролетариат.

 Начальный период становления  гражданского общества принял  форму первобытного капитализма  и сопровождался бурными социально-экономическими  процессами. Массовое разорение  мелких собственников и развитие  пролетариата, с одной стороны,  стремительное обогащение промышленной, торговой и финансовой буржуазии  – с другой, происходило в обществе, еще не имевшем ни систем  социальной помощи (социального  страхования и обеспечения, бесплатного  здравоохранения и образования), ни массовых и влиятельных  организаций рабочего класса (партий, профсоюзов). По социально обездоленным  слоям общества больно били  экономические кризисы и безработица.  Росло относительное и абсолютное  обнищание пролетариата. Его разрозненные  выступления свирепо подавлялись  вооруженной силой.

 Во всех странах  Западной Европы сохранялись  монархии с сильными феодальными  пережитками; после учреждения  контрреволюционного Священного  союза (1815 г.) решающее влияние  в политике большинства стран  Европы приобретает реакционное  дворянство. Однако возродить уничтоженные  революцией феодальные отношения  в области экономической, социальной  и гражданско-правовой было невозможно.

 К буржуазной политико-правовой  идеологии относятся те концепции,  которые оценивали гражданское  общество периода первоначального  капитализма как неизбежное и  необходимое явление, требующее  теоретического осмысления, идеологического  оправдания и реформ в интересах  торговой и промышленной буржуазии.  В своеобразных условиях первой  половины XIX в. основным направлением  буржуазной политической мысли  становится либерализм. Либерализм  делал основной упор на защиту  и обоснование “гражданской свободы”, понимаемой как свобода частной  инициативы, предпринимательства, договоров,  свобода слова, совести, мнений  и печати. Государство, согласно  этой концепции, должно лишь  обеспечивать безопасность личности, частной собственности, охранять  общество, основанное на “гражданской  свободе”, отнюдь не ограничивая  последней. Особенно настойчиво  либерализм отстаивал невмешательство  государства в экономическую  жизнь. В буржуазной политэкономии  того времени это выражалось  известными формулами: “free trade” (свободная торговля) в Англии; “laissez faire, laissez passer” (предоставьте свободу действий, не мешайте) во Франции.

 

 

Французская революция  и развитие концепции свободы  печати

 

Французской буржуазной революцией открывается новый период в истории  не только Франции, но и всей Европы. Как отмечал В.И. Ленин, она «... для буржуазии, для буржуазной демократии сделала столько, что все развитие всего цивилизованного человечества во всем XIX веке - все исходит от великой  французской революции, все ей обязано»1. Историю Французской революции  начали писать непосредственные ее участники, и до сегодняшнего времени она  привлекает внимание как историков, так и журналистов. Газеты, журналы, памфлеты, брошюры и книги доносят до нас горячее дыхание той эпохи.

     Демократические  традиции печати Великой французской   революции получили свое развитие  в прогрессивной журналистике  первой половины XIX столетия. В этот  период во Франции происходят  большие политические преобразования (Бурбоны – Орлеаны - Вторая республика). И не последнюю роль в этом сыграла демократическая печать Франции.

      В истории  печати этого времени  можно  также выделить три наиболее  характерных периода, соответствующих  определенным этапам развития  революции.

      На  первом  этапе — май 1789-г. — август 1792 г. — свержение монархии, вся  демократическая печать вела  ожесточенную борьбу с аристократической  и роялистской прессой по всем  буквально вопросам. Впервые юридически  была закреплена свобода печати  сначала в «Декларации прав  человека и гражданина», а позднее  в статьях Конституции 1791 г.

      Второй  этап — с 10 августа 1792 г.  по 2 июня 1793 г. — отличается тем,  что перестала существовать роялистская  печать, но зато развернулась  напряженная борьба между жирондистами  и якобинцами. И здесь важную  роль сыграли газеты Марата, Эбера, Робеспьера и Прюдома. Большое значение имели и брошюры К. Демулена.

      Третий  этап — начало июня 1793 г. и  до 9 термидора 1794 г. — характеризуется  сложнейшей внутренней борьбой  якобинцев, кордельеров, будущих  термидорианцев и тяжелой внутренней  и внешней обстановкой Французской  Республики.

 

§1. Демократическая печать в борьбе за развитие революции (май 1789 г. — август 1792 г.).

 

      Революция  вызвала к жизни множество   газет. Если в 1788 г. во всем  королевстве печаталось 60 периодических  изданий, то с 14 июля 1789 г. по 10 августа 1792 г. появилось более  500 различных газет. Многие выходили  под заголовками «Патриот», «Революцион», с 1790 г. — «Республиканский», а чуть позже — «Республика». Не счесть, сколько было «Ами», «Анти», «Журналь» и др. Очень большое количество изданий назывались «Бюллетень», «Газетт», «Аннал», «Хроник», «Летр», «Корреспонданс», «Курьер», «Трибюн», «Обсерватор» и т. д. Количество и тираж газет во многом ограничивали технические возможности. Накануне революции наиболее распространенной была «Парижская газета», имевшая около 8 тыс. подписчиков. В большинстве же случаев тираж газет колебался от 300 до 500 экземпляров, большинство из них выходило 2—3 раза в неделю. До 1789 г. газеты продавались сброшюрованными по нескольку номеров. После начала революции с ростом тиража и числа газет их продавали и отдельными номерами.

      Реклама  в газетах находилась в зачаточном  состоянии. Бриссо во «Французском патриоте» помещал частные объявления. Из всех изданий, выходивших в то время, наибольшее место всякого рода объявлениям отводила «Парижская хроника» — ежедневная газета, содержащая большой фактический материал. Издание газет было делом дорогим, но все же рентабельным. Особенно в благоприятном финансовом положении находились газеты, предназначенные исключительно для объявлений, например «Анонс», «Афиша» и др. Они выходили два раза в неделю форматом in-8°, тираж их достигал 50 тыс. экземпляров. И совсем не случайными кажутся слова Сен-Жюста в адрес одного из книгопродавцев: «Велика ли цена вашего патриотизма, если один какой-нибудь памфлет приносит вам тысячи франков?»

      Выходили  газеты, получавшие субсидии от  правительства. Эта практика, впрочем,  введенная при старом еще режиме, продолжалась и в последующие  годы. Например, газета «Часовой».

      Многие  газеты являлись органами клубов  и  кружков. Такой, например, была газета «Железные уста»  — издание «Социального кружка».  Ее редакторами были аббат  К. Фоше и Н. Бонвилль. Из всех подобных изданий наибольший успех имел «Народный трибун». (В 1795 г. Г.Бабёф возьмет это название для своей газеты.)

      Надо  заметить, что лишь в 1815 г. во Франции   стала внедряться новая техника  в полиграфию. До этого почти  все делалось вручную. Бумага  же была обычно низкого качества  — грубая, зернистая, шероховатая,  иногда слегка окрашенная или  в пятнах. Многочисленные дефекты  бумаги сказывались на качестве  печати.

      1789 год открыл  новую эру журналистики — политической  печати. Роль книг кончилась, писал  историк печати Атен, настала очередь газет. Начало политической газете положил П. Бриссо, напечатавший в марте проспект одной из первых во французской революции газет «Французский патриот». Эпиграфом к газете он взял высказывание английского публициста Джебба: «Свободная газета — это часовой, бессменно стоящий на страже народных интересов». В проспекте Бриссо обещал за  «малую плату давать информацию». Однако осуществить ему этот план не удалось, так как цензура запретила издание.

      Почти одновременно  с изданием Бриссо появилась газета Мирабо «Генеральные штаты», направление которой он определил так: «Конституция, родина, свобода, правда — вот наши боги». В следующем номере Мирабо подверг критике речь министра финансов Неккера, что привело к закрытию газеты.

      Взятие  Бастилии восставшим народом  разрушило последние препоны  на пути свободной политической  печати. Одна за другой появляются  новые газеты. В это время стал  издаваться «Народный трибун»,  редактируемый Фрероном, в то время стоявшим чрезвычайно близко к Марату. Марат называл Фрерона своим учеником и печатал свои статьи в его газете. Некоторые номера Марат сам и редактировал.

      12 сентября 1789 г. Жан  Поль Марат в  Париже качал издавать газету  «Парижский публицист». «Проспект»  о предстоящем выходе газеты  был опубликован 8 сентября. «Парижский  публицист» имел подзаголовок:  «Политическая, свободная, беспартийная  газета, издаваемая обществом патриотов  и редактируемая Маратом». Эпиграф  газеты - «Посвятить жизнь истине».  С № 6 газета стала называться  «Друг народа», под которым  она вошла в историю. Сначала  газета выходила от имени «патриотического  общества», а с № 29 - только  от имени Марата.

      Это было  ежедневное издание. Сам Марат   зачастую был и редактором, и  наборщиком, и издателем одновременно. Он так объяснил причину издания  своей газеты: «Сегодня, когда французы завоевали свободу с оружием в руках, когда раздавленный деспотизм больше не осмелится поднять голову, когда возмутители государства были обращены в бегство, когда враги родины пытались одеть маску добродетели, когда смущенное честолюбие боялось себя показать, когда поток предрассудков обрушился со всех сторон на голос правды, когда права человека и гражданина должны стать священными и когда Франция ожидает счастья со свободной Конституцией - ничто не сможет противостоять желаниям нации... подготовить триумф великих истин, которые должны привести королевство к справедливости и свободе, чтобы утвердить основы общественного счастья...».

      18 сентября 1789 г. Марат напечатал «Обращение  к народу», принципам которого  он остался верен на всю  жизнь: «Французы, вы не имеете  больше тиранов, но вы еще  испытываете последствия тирании.  Вы не имеете больше господ, но вы еще ощущаете следы  угнетения... Если мы желаем сохранить  надежду на будущее, откажемся  тогда от рокового спокойствия  нашего, обратим внимание на пропасть, что простирается у наших ног,  измерим глубину ее и попытаемся  заполнить эту пустоту раньше, чем она нас поглотит».

      Камиль  Демулен метко назвал газету Марата «ежедневным хлебом народа». Сам он в ноябре стал издавать газету «Революции Франции и Брабанта». Демулен получил известность в дни штурма Бастилии.

Газета  Демулена выходила еженедельно. Каждый номер делился на три части. Первая часть посвящалась Франции, вторая — событиям в Брабанте и в других районах, где будут происходить революции, третья часть включала в себя разнообразный материал, представляющий интерес для читателей. Одной из причин того, что газета прекратила свое существование, было падение числа подписчиков и связанные с этим финансовые трудности.

      В начале 1791 г. в Париже появилась ежедневная газета «Папаша Дюшен». Ее издавал талантливый журналист Жак Рене Эбер. Газета сразу же привлекла к себе большое внимание. Особенно она была популярной среди плебейской части населения. До того как начать издавать газету, Эбер в 1790 г. опубликовал три памфлета, один из которых «Частная жизнь аббата Мори» принес ему известность и язык которого во многом напоминал его статьи в будущей газете.

      Для языка  газеты характерны обороты, заимствованные  из жаргона предместий, использование  шуток, ругательств, но мысль  выражена ясно и четко. Эбер мгновенно откликался на все острые вопросы текущей политической жизни. Он умел прислушиваться к нуждам народных масс, отлично знал их настроение, запросы, умел заинтересовать читателей, привлечь их внимание к тому или иному вопросу.

Эбер несомненно умел отвечать на различные и зачастую смутные чаяния своей обширной народной аудитории. И в этом его сила и неоспоримые заслуги перед демократической печатью. Однако у Эбера как журналиста и человека есть и слабые стороны. 4 марта 1794 г. он предпринял неудачную попытку поднять восстание.

 

§2. Контрреволюционная  печать

 

 

      Сначала королевский двор спокойно реагировал на возникавшие газеты, казалось, не понимая всей опасности происходящего. Большому количеству эмоциональных газет двор противопоставил холодную невозмутимость официального органа, старую «Газетт де Франс», которая ограничивалась публикацией правительственных актов, храня глубокое молчание о совершающейся на ее глазах резолюции. Так, она ни словом не обмолвилась о падении Бастилии, слепо следуя записи Людовика XVI в его дневнике, где монаршей рукой дни 12 - 14 июля 1789 г. были помечены коротким словом: «Ничего».   Королевский двор забил тревогу и начал поход против революции. Тогда-то и обратили внимание на печать. Первой защитницей трона стала  «Газета двора и города» (более известная под названием «Маленький Готье»), сразу же обрушившаяся на революцию и демократическую печать. Позже к ней присоединились «Друг народа» и «Деяния апостолов», другие газеты антидемократического направления. Дни 5 - 6 октября подтолкнули аристократические круги к созданию новых газет для борьбы с революцией.

      Аристократические  газеты повели борьбу с патриотами. Население предместий столицы  было окрещено усилиями газеты  «Деяния апостолов» как «парижская  уличная грязь», «свиньи», «дети  проституток». А в промежутках  между этими перлами, чтобы  заполнить вакуум, печатались требования  к генералам и армии положить  конец «революционному безумию». Со страниц газет «Деяния апостолов»  и «Друга короля» впервые прозвучали  угрозы «обновить Францию в  кровавой купели», отправить на  эшафот «мятежников». Мятежниками считались все противники феодально-абсолютистского строя.

Информация о работе Великая французская революция